Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 4.33)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Глеб Ивашенцов

Чрезвычайный и Полномочный Посол России, вице-президент РСМД

24 мая 2018 г. в письме северокорейскому руководителю Ким Чен Ыну он сообщил о своем решении отменить встречу с ним, намеченную на 12 июня в Сингапуре. США не нужны были договоренности с КНДР и разрядка на Корейском полуострове. Напряженность вокруг Кореи в интересах США — только в этом случае они смогут сохранить здесь свои войска, как один из компонентов глобальной системы обеспечения «американского лидерства».

Проблема еще и в том, что США и КНДР по-разному видели предмет переговоров по денуклеаризации. Американская сторона подходила со стороны санкционного давления и добивалась немедленного отказа КНДР от ракетно-ядерного оружия. КНДР же стремилась к постепенной денуклеаризации, которая должна была коснуться не только Севера Корейского полуострова, но и Юга.

В целом же в КНДР решение Трампа по отмене саммита сочли неожиданным, но при этом заверили, что желание Пхеньяна работать на достижение мира сохраняется.


Раздел Кореи на два отдельных противостоящих друг другу государства и напряженность вокруг Кореи в интересах США, ибо только в этом случае они смогут сохранить здесь свои войска, как один из компонентов глобальной системы обеспечения «американского лидерства».

Президент Трамп вновь подтвердил свою не столько непредсказуемость, сколько нежелание вести международные дела в общепринятой манере. 24 мая 2018 г. в письме северокорейскому руководителю Ким Чен Ыну он сообщил о своем решении отменить встречу с ним, намеченную на 12 июня в Сингапуре. Таким образом, набиравшее силу все последние месяцы движение к мирному и безопасному Корейскому полуострову вернулось в исходную точку. Сохраняется военное противостояние, сохраняется и порожденная этим противостоянием ракетно-ядерная программа КНДР. Особенно неприглядным выглядит то обстоятельство, что об отказе от встречи с Кимом президент США заявил сразу же после того, как Северная Корея в подтверждение своей линии на прекращение испытаний ядерного оружия взорвала испытательные шахты полигона Пунгери. Трамп как будто намеренно поджидал этого момента, чтобы похвастаться тем, что у Кима больше нет ядерного полигона, а он сам остался при своих.

Впрочем, того, что произошло, следовало ожидать. Соединенным Штатам не были нужны никакие договоренности с Северной Кореей, никакая разрядка на Корейском полуострове. В начале 1990-х годов Вашингтон не признал тогда еще безъядерный Пхеньян, несмотря на то, что Москва и Пекин признали Сеул. Не собирался он делать этого и сейчас, потому что раздел Кореи на два отдельных противостоящих друг другу государства и напряженность вокруг Кореи в интересах США, ибо только в этом случае они смогут сохранить здесь свои войска, как один из компонентов глобальной системы обеспечения «американского лидерства». Корейский полуостров — единственный континентальный элемент в системе военного присутствия США в Восточной Азии. Кроме того, в качестве союзника США Южная Корея существенно подкрепляет американскую военную мощь на Тихом океане, делая это в значительно большей степени, чем Япония, до сих пор скованная девятой статьёй своей Конституции.

Поэтому не случайно, что как только в январе 2018 года забрезжила «олимпийская разрядка» между Пхеньяном и Сеулом, США немедленно ответили на нее созывом в канадском Ванкувере встречи министров иностранных дел государств, войска которых в 1950–1953 гг. принимали участие в Корейской войне в составе т.н. Командования ООН в Корее на стороне Юга. Цель этой встречи была проста. По некоторым данным, США с сентября 2017 года несколько раз зондировали мнение других членов Совбеза ООН по поводу проекта резолюции, которая давала бы флоту и авиации США право перехватывать суда КНДР, если Вашингтон заподозрит их в провозе запрещенных товаров. Эта идея не прошла, и США, оставив надежды добиться дальнейшего ужесточения санкций против КНДР через ООН, предприняли попытку создать для этого некую «коалицию желающих» по типу того, как они действовали в 2003г. в отношении Ирака. Но и в Ванкувере дело тоже не заладилось.

Развитие межкорейского диалога, который в конечном счете привел к саммиту Ким Чен Ына и президента Южной Кореи Мун Чжэ Ина, заставил Трампа изменить тактику. И он заговорил о собственном саммите с северокорейским руководителем, чтобы поднять на нем тему денуклеаризации КНДР.

Вопрос, однако, был в том, что США и КНДР вкладывали разный смысл в термин «денуклеаризация» и по-разному видели предмет переговоров. Не вызывает сомнения то, что позитивные подвижки в решении вопроса о ракетно-ядерной программе КНДР были возможны лишь на основе поэтапного подхода, который предусматривал бы сначала ограничение, а затем сокращение и в конечном счете ликвидацию обсуждаемых вооружений.

В случае начала процесса денуклеаризации Пхеньяну пришлось бы пойти на целый ряд необратимых действий в том, что касается предоставления доступа к конфиденциальной информации для целей проверки, физическом демонтаже ядерной и ракетной инфраструктуры.

Американская же сторона в своем подходе к переговорам с КНДР изначально исходила из того, что Кима к этим переговорам принудили санкции и давление, а, следовательно, речь на них должна была идти ни о чем ином, кроме немедленного, полного и необратимого отказа Пхеньяна от ракетно-ядерного оружия. При этом кампания «максимального давления» должна была поддерживаться до тех пор, пока Северная Корея не выполнит всех требований США, а если этот «мирный» метод не сработает, США должны использовать для достижения нужного результата военную силу. Кроме того, список претензий США к КНДР не ограничивался ядерным оружием. Помимо требований об уступках в ядерной сфере время от времени шла речь о сокращении обычных вооружений и вооруженных сил в целом, о соблюдении прав человека и т.д.

В свою очередь, Ким Чен Ын говорил о стремлении к денуклеаризации, а не о стремлении разоружиться прямо сейчас. Кроме того, он вел речь не об односторонней денуклеаризации Севера, а о денуклеаризации всего Корейского полуострова — как Севера, так и Юга. А это включало бы отказ США от размещения ядерного оружия в Южной Корее в будущем, от заходов американских судов с ядерным оружием в южнокорейские порты и направления стратегических бомбардировщиков в воздушное пространство Кореи. Северокорейский лидер также отмечал, что Пхеньян откажется от своего ядерного оружия, во-первых, лишь в контексте полного и всеобщего ядерного разоружения, а во-вторых, лишь притом, что КНДР будут предоставлены твердые гарантии безопасности.

Вопрос был и в том, насколько КНДР может доверять США как партнеру по заключенным договорам. В случае начала процесса денуклеаризации Пхеньяну пришлось бы пойти на целый ряд необратимых действий в том, что касается, например, предоставления доступа к конфиденциальной информации для целей проверки, не говоря уже о физическом демонтаже ядерной и ракетной инфраструктуры. В то же время все шаги со стороны США легко обратимы — военные учения могут быть возобновлены, санкции восстановлены, мирный договор аннулирован, дипломатическое признание отменено и т.д.

Вашингтон же в свое время произвольно вышел из Договора по ПРО, а сейчас заявил и о выходе из Совместного всеобъемлющего плана действий с Ираном. Судьба соглашения по Ирану имеет прямое отношение к КНДР. Сделка с Ираном предполагает, что Иран останавливает свою военную ядерную программу, а с него снимают санкции. То же самое сейчас было предложено Северной Корее. Но можно ли убедить КНДР согласиться на подобный вариант, если он потом в любой момент также может быть отозван?

Что касается Трампа, то для него, как убедительно показал весь период его пусть еще краткого пребывания у власти, любой политический диалог — это не столько поиск компромисса, сколько условие капитуляции оппонента. Почувствовав, что Ким Чен Ын вряд ли пойдет на безоговорочную капитуляцию за возможность сфотографироваться с президентом США, Д. Трамп все более настойчиво стремился дать понять, кого на этой встрече он видит хозяином, а кого — покорно выслушивающим хозяйские указания. Чего стоило, например, неоднократно повторенное заявление Трампа о том, что, если Пхеньян не пойдет на его условия, он стукнет кулаком по столу и уйдет, после чего «запустит план Б». За месяц до саммита с Кимом 11 мая, несмотря на протесты Пхеньяна, были начаты совместные американо-южнокорейские военно-воздушные маневры Max Thunder, на которых отрабатывались действия против КНДР.

Судьба Ливии вынудила Северную Корею укреплять свою обороноспособность.

Дальше американцы пошли уже в окончательный разнос. Помощник президента США по национальной безопасности Джон Болтон заговорил о том, что Вашингтон «держит в голове ливийскую модель», по которой будет выстраиваться взаимодействие с Пхеньяном. В середине мая Трамп, правда, весьма невразумительно пояснил, что США не вынашивают планов свержения нынешнего правительства КНДР подобно тому, как это произошло несколько лет назад в Ливии с режимом Муаммара Каддафи. Однако тезис о «ливийской модели» продолжал быть в ходу. 22 мая вице-президент США Майкл Пенс в интервью телеканалу Fox News заявил, что, если Пхеньян не откажется от ядерного оружия, в КНДР произойдут события, аналогичные тем, которые имели место в Ливии и привели к падению режима Каддафи.

Вита Спивак:
Саммит в кустах

И закономерным было прозвучавшее из Пхеньяна заявление о том, что именно судьба Ливии вынудила Северную Корею укреплять свою обороноспособность.

Завершая свое письмо Ким Чен Ыну об отказе от встречи в Сингапуре, Трамп пишет, что он не исключает возможности встречи с Кимом в будущем: «Если вы поменяете своё решение об этом важнейшем саммите, без промедления позвоните или напишите мне». Он вроде бы сожалеет о произошедшем: «Эта упущенная возможность — поистине печальный исторический момент».

С последней оценкой трудно не согласиться — важное для всего мира дело провалено. Что будет дальше? Если говорить лично о Трампе, то он, несомненно, потерпел ощутимое личное поражение, оказавшись не в состоянии добиться того, чего ждал от него консервативный американский истэблишмент — полной и безоговорочной капитуляции Пхеньяна, олицетворяющего в глазах этого истэблишмента «силы Зла».

Но дело не только в Трампе, но и в репутации США, претендующих на роль глобального лидера. Показательны слова американского сенатора-демократа Б. Менендеса: «Мы никогда не должны были легитимизировать режим-изгой. Но поспешно согласившись на саммит и затем первым пойдя на попятную, президент Трамп должен понять, что он сейчас ослабил и еще больше изолировал Соединенные Штаты. Наши союзники и партнеры в регионе задаются вопросом, насколько они могут полагаться на нас. Наше влияние сегодня ниже, чем вчера».

В КНДР его сочли просто неожиданным и сообщили о том, что желание Пхеньяна работать на достижение мира сохраняется.

Надо отметить, что в Пхеньяне решение Трампа отменить американо-северокорейский саммит встретили спокойно. В КНДР его сочли просто неожиданным и сообщили о том, что желание Пхеньяна работать на достижение мира сохраняется. Об этом, как передает агентство Reuters, заявил первый замглавы МИД КНДР Ким Ке Гван. «Наше стремление и желание сделать все возможное для мира и стабильности на Корейском полуострове и человечества остаются неизменными, и мы всегда готовы дать время и возможность американской стороне, основываясь на здравом смысле. Мы готовы провести переговоры в любое время».

Срыв американо-северокорейского саммита, несомненно, отрицательно скажется на развитии межкорейских дел. В Сеуле хватает консерваторов, которые отнюдь не приветствовали линию Мун Чжэ Ина на диалог и взаимодействие с Пхеньяном. Тем более, что у Вашингтона достаточно политических и экономических рычагов, чтобы воздействовать на союзника, если его действия представятся противоречащими интересам американо- южнокорейского альянса.

Сообщают, что к отмененному американо-северокорейскому саммиту в Вашингтоне отчеканили памятную монету в количестве 250 экземпляров. Хорошее приобретение для нумизматов.


Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 4.33)
 (6 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся