Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 1.8)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Николай Силаев

К.и.н., с.н.с. Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО МИД России

Важно понимать, что ничего существенного в Грузии не поменяется в связи с отставкой Г. Квирикашвили. Фактически никакое грузинское правительство в текущих обстоятельствах не может сделать Грузию богатой страной, просто потому что для этого нужно поменять ее место в мировой и региональной экономической системе. А на это ни у кого нет ни сил, ни ресурсов, ни мотивации.

Нынешняя внешнеполитическая задача — не поссориться с ключевыми внешнеполитическими партнерами, речь в данном случае идет о США. Если Соединенные Штаты скажут, что Грузии нужно помириться с Россией — Грузия предпримет усилия и помирится. Если Соединенные Штаты этого не скажут, то ничего не будет происходить.

Что касается новостей о «сливании» министерств, пока известно только, что власти собираются объединить министерство финансов и министерство экономического развития. При этом у любого правительства есть только довольно узкий коридор возможностей, и внутри этого коридора они будут прилагать какие-то усилия — где-то сокращать, где-то увеличивать.

Последние события в Грузии привлекают к себе внимание и рождают целый ряд вопросов и опасений. Например, как будет строиться жизнь страны при новом главе правительства, изменится ли грузинский внешнеполитический курс и каково отношение общества к тому, что происходит?

Стоит сразу отметить, что ничего существенного в Грузии не поменяется в связи с отставкой Г. Квирикашвили. Его уход связан с накапливающейся усталостью от «Грузинской мечты» и от правления Б. Иванишвили — ведь именно он фактически руководит государством. В этом не играет большой роли грузинская оппозиция, и понятно, что ее представители в любом случае не будут теми, кто выиграет от перемен, это достаточно ясно показали акции протеста. Но усталость от «Грузинской мечты» накапливается. Точно так же, как и существует, конечно, разочарование в результатах экономической политики правительства, потому что, хотя рост есть, но этот рост не компенсирует той бедности, в которой находится страна. Другое дело, что никакое грузинское правительство в текущих обстоятельствах не может сделать Грузию богатой страной, просто потому что для этого нужно поменять ее место в мировой и региональной экономической системе. А на это ни у кого нет ни сил, ни ресурсов, ни мотивации.

Наверное, массовой поддержки со стороны кабинета министров у М. Бахтадзе не будет, и сохранится порядок, при котором министры будут пользоваться определенной самостоятельностью. Особенно те, кто пользуется доверием лично Б. Иванишвили и имеет к нему непосредственный доступ. Его недовольство имеет вес, а недовольство всех остальных — постольку-поскольку. С этой точки зрения, министры, которые сейчас лишатся своих должностей, да и сам Квирикашвили, не будут довольны как тем, что происходит, так и новыми кандидатами. Но это не будет иметь большого значения — у них нет ни собственного ресурса поддержки, ни собственных, в широком смысле слова, политических ресурсов, и это их недовольство ни к чему не приведет.

Что касается новостей о «сливании» министерств, пока известно только, что власти собираются объединить министерство финансов и министерство экономического развития. Мне это кажется не самым оптимальным решением, но, конечно, есть запрос на сокращение государственного аппарата, и его будут сокращать. Вопрос состоит в том, сумеют ли его сократить надолго. По-видимому, через некоторое время он опять начнет расти хотя бы потому, что очень много почтенных людей нужно обеспечить должностями. Кроме того, не факт, что это уменьшение государственного аппарата и попытка приблизиться к идеалу маленького правительства будет производить какой-то экономический эффект. Поэтому едва ли стоит рассматривать эти планы особо пристально. У любого правительства есть довольно узкий коридор возможностей, и внутри этого коридора они будут прилагать какие-то усилия — где-то сокращать, где-то увеличивать.

Говоря о внешнеполитическом курсе, стоит отметить, что он, как и внутренняя политика, во многом зависит от позиции Б. Иванишвили. Этот человек в делах внешней политики чувствует себя не очень уверенно. Его задача не поссориться с ключевыми внешнеполитическими партнерами — США. Если Соединенные Штаты скажут, что Грузии нужно помириться с Россией — Грузия предпримет усилия и помирится. Если Соединенные Штаты этого не скажут, то ничего не будет происходить. Важно обратить внимание на тот факт, что ближайшим постсоветским партнером Грузии в последние годы стала Украина. Этому долго препятствовал М. Саакашвили, который работал в Киеве, но после того, как он был отправлен в отставку, между двумя странами началось стремительное сближение. С точки зрения интересов Грузии, эта история довольно сомнительная. Во-первых, потому что Грузия при всех ее недостатках — самая успешная страна в программе «Восточное партнерство». Она самая успешная просто потому, что Украина и Молдова в глубоком провале — на их фоне Грузия смотрится хорошо. Украина — это страна, для которой программа «Восточное партнерство» стала просто катастрофой. Речь идет о Евроассоциации, Майдане и их последствиях. Во-вторых, тесные контакты с нынешней Украиной — это то, что, не принося Грузии ровным счетом никаких дивидендов, вызывает сильное раздражение в Москве. Например, когда Украина и Грузия, пользуясь тем, что Украина была непостоянным членом Совета Безопасности ООН, пытались на площадке СБ продвигать какие-то идеи Тбилиси по поводу Абхазии и Южной Осетии, было понятно, что это не имеет никаких практических последствий, но Россию раздражает. Другими словами, это портит Грузии отношения с Россией, но не дает ей никакой практической пользы. Зачем Грузии такое тесное сотрудничество с Украиной? Потому что существует такая установка США. И в этом смысле в грузинской политике ничего не поменяется, потому что любая попытка отойти от этого следования в фарватере политики, которая предписана Государственным департаментом — это риск. А на это никто в Грузии идти не готов.

Последние события вряд ли способны изменить устоявшиеся настроения в обществе. Наверное, на некоторое время возникнут ожидания, связанные с новым составом правительства. Но, поскольку любое правительство находится в узком коридоре возможностей, факторы, которые вызывают недовольство сейчас, едва ли будут устранены в обозримом будущем. А, значит, неизбежно разочарование.

Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 1.8)
 (5 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju