Международные отношения 2018
Российско-американские отношения в 2018 г. будут задаваться константами уже cложившегося внешнеполитического поведения
Валерий Гарбузов, д.и.н., директор Института США и Канады РАН, член РСМД
Международные отношения 2018
Российско-американские отношения в 2018 г. будут задаваться константами уже cложившегося внешнеполитического поведения
Валерий Гарбузов, д.и.н., директор Института США и Канады РАН, член РСМД
Реализм в политике никогда не бывает лишним, даже когда места для оптимизма не остается вовсе. При всех текущих мировых и региональных метаморфозах необходимо помнить о постоянных величинах, которые и формируют основы реалистичного взгляда на базовые элементы меняющегося мира и истоки внешнеполитического поведения держав и США в особенности.

Кризис в российско-американских отношениях наверху (между политическими элитами двух государств) может и должен быть нивелирован развитием и укреплением контактов на других, более низких уровнях: между городами и населенными пунктами; бизнесменами и фермерами; культурными и научными объединениями; театрами и музеями; артистами, художниками, писателями и композиторами; студентами и школьниками; наконец, между простыми людьми, не сломившимися под ударами информационных войн. Активизация двусторонних контактов на таких уровнях, конечно, не компенсирует дефицита отношений и возможных договоренностей между лидерами и представителями политических элит двух государств. Но именно эти связи позволят удержать российско-американских корабль на плаву в условиях даже самого серьезного надвигающегося шторма.

Близкие или отдаленные перспективы возможных договоренностей между Вашингтоном и Москвой пугают многих в США. Поэтому в текущих условиях трудно рассчитывать на полноценный диалог между двумя странами. После избрания Д. Трампа в самих Соединенных Штатах сложилась чрезвычайно неординарная ситуация. Слишком быстро «российский вопрос» стал неотъемлемой частью носящих открыто антироссийскую направленность внутриполитических дискуссий, нацеленных по иронии судьбы в собственного президента.
Будущее российско-американских отношений меньше всего будет определяться Д. Трампом.
В современных США институт президентской власти слишком ослаблен. В значительной степени эти отношения будут и впредь задаваться константами уже сложившегося внешнеполитического поведения двух стран и характером геополитического соперничества между ними в различных регионах мира, особо чувствительными из которых являются приоритетное для России постсоветское пространство и прилегающие к нему территории. Отбросив всякие иллюзии, необходимо осознать, что российско-американское взаимодействие, скорее всего, станет эволюционировать в условиях время от времени обостряющейся ассиметричной конфронтации и политики сдерживания России, принятой на вооружение Соединенными Штатами. Две раскручивающиеся спирали (конфронтационная и санкционная) вряд ли позволят развернуть вспять процессы, уже набравшие обороты.

Но даже такая, казалось бы, малообнадеживающая перспектива не перечеркивает возможности взаимовыгодного диалога в решении больших и малых проблем (сирийский, северокорейский и украинский кризисы), поиска разумного компромисса, использование традиционных инструментов тонкой дипломатии, что не раз приводило к снижению конфронтационного фона в прошлом. Сегодня, в условиях все еще продолжающегося острого кризиса российско-американских отношений, сохраняющегося дефицита доверия, когда между двумя странами уже выстроились контуры стратегического соперничества, а США прочно встали на путь сдерживания России, необходимы неординарные усилия, направленные на их реальное оздоровление. Вне зависимости от того, как будет складываться дальнейшая судьба президента Дональда Трампа.
~
Международные отношения 2018
Внутренняя и внешняя политика США
в 2018 г.
Игорь Истомин, к.полит.н., преподаватель кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО МИД России, эксперт РСМД
Международные отношения 2018
Внутренняя и внешняя политика США
в 2018 г.
Игорь Истомин, к.полит.н., преподаватель кафедры прикладного анализа международных проблем МГИМО МИД России, эксперт РСМД
Внутренняя повестка и сохранение вероятности импичмента Д. Трампа
На конец 2018 года запланированы очередные промежуточные выборы в США. В ходе них будут переизбираться треть сенаторов, все члены Палаты представителей, а также губернаторы 36 штатов и законодательные органы отдельных штатов. Значение выборов возрастает с учетом общей активизации политической борьбы в Америке после избрания президентом страны Дональда Трампа.
В случае формирования устойчивого демократического большинства в обеих палатах Конгресса вероятность импичмента нынешнего хозяина Белого дома станет реальной.
Случаи, когда оппозиционная партия после поражения на президентских выборах резко укрепляла свои позиции в следующем электоральном цикле, нередки (в частности, в 2010 г. республиканцы смогли получить большинство в Палате представителей и усилить позиции в Сенате после того, как двумя годами ранее они были разгромлены Б. Обамой и поддерживавшей его коалицией). Вместе с тем на протяжении последних нескольких лет (до 2017 г.) Демократическая партия потерпела серию ощутимых поражений не только на национальном уровне, но и на выборах в законодательные и исполнительные органы, что может затруднить ее попытки вернуть лидерство в Конгрессе. С учетом того, что в 2018 г. запланированы перевыборы в основном ее собственных представителей в Сенате, партии точно не удастся получить большинство в две трети голосов в этом органе (необходимое для проведения процедуры импичмента президента). В то же время Демократическая партия существенно осложнит жизнь исполнительной власти, если сможет установить контроль над Палатой представителей. В этом случае она получит возможность блокировать законодательные инициативы Дональда Трампа, прохождение которых в последний год осложнялось в большей степени противоречиями между республиканцами.

Электоральный цикл 2018 г., по всей видимости, будет отмечен очередным раундом «гражданской войны», идущей в Республиканской партии с 2010 г. Ее традиционному истеблишменту противостоят силы более правых консерваторов, выступающих с популистскими лозунгами. В качестве лидеров двух группировок выступают глава республиканского большинства в Сенате Митчелл Макконелл и бывший советник Д. Трампа Стивен Бэннон. Они в очередной раз вступили в публичную конфронтацию в декабре 2017 г. в ходе дополнительных выборов сенатора от штата Алабама, которые республиканцы неожиданно проиграли.

Американские СМИ указывали на снижение влияния Стивена Бэннона после его увольнения из президентской администрации, в то же время он активно готовит конкурентов представителям истеблишмента Республиканской партии на праймериз 2018 г. Обострение противоречий внутри партии нередко способствует ослаблению ее позиций на выборах, отвлекая ресурсы от противодействия внешним конкурентам. Тем не менее в ходе последних выборных циклов, как уже было отмечено, республиканцы одерживали победы, в том числе за счет привлечения нового электората представителями их популистского крыла. С учетом того, что эти избиратели составляют весомую долю сторонников нынешнего президента США, для него было бы целесообразно оставаться над разворачивающейся схваткой.
Значительное влияние на развитие электорального цикла может оказать ход расследования специального прокурора Роберта Мюллера, цель которого установить свидетельства контактов между предвыборным штабом Д. Трампа и российским правительством в связи с президентской кампанией 2016 г.
В случае если ему удастся обосновать часто звучащие в американских СМИ обвинения в наличии такой координации, положение нынешней администрации станет критическим.

Вместе с тем дополнительные выборы, проводившиеся осенью 2017 г. (например, в Вирджинии и Алабаме), свидетельствуют о том, что в американском обществе растет усталость от повестки, связанной с подозрениями относительно российского вмешательства в электоральный процесс США. Для него на первый план выходят социально-экономические вопросы (такие как будущее реформы здравоохранения), а также морально-нравственная проблематика (в первую очередь многочисленные обвинения представителей политической элиты в сексуальных домогательствах). Кроме того, в число тем, которые также могут оказаться предметом активной политической дискуссии в 2018 г., входят реформа системы социальной защиты и модернизация транспортной инфраструктуры страны.
Продолжение внешнеполитического курса Вашингтона
За 2017 год внешнеполитический курс администрации Дональда Трампа приобрел четкие очертания. В декабре они были закреплены в новой Стратегии национальной безопасности, которая уделяет особое внимание предвыборному лозунгу американского лидера — «Америка прежде всего».

Президент США активно использует жесткую, эскалационную риторику и создает образ отчаянного, непредсказуемого игрока, стремясь добиться уступок со стороны зарубежных контрагентов. При этом практические действия Соединенных Штатов не всегда соответствуют угрозам, которые звучат от американского лидера.

Характерными чертами политики Дональда Трампа стали концентрация на отношениях с крупными игроками и скептическая оценка международных институтов. При этом США не отошли от опоры на систему альянсов (как можно было заключить из некоторых предвыборных заявлений), но их требовательность к союзникам возросла. В 2018 г. стоит ожидать сохранения этих особенностей американского курса.

Техническим ограничением внешнеполитической деятельности США остается недостаток дипломатического персонала Государственного департамента. Отчасти это обусловлено недоверием нынешней администрации к кадровому составу ведомства — подозрениями в его симпатиях к демократам и скрытой оппозиции Дональду Трампу.
В 2018 г. проблема взаимоотношений между политическим руководством и бюрократией, по-видимому, сохранится.
Более того, источником неопределенности выступает возможный уход нынешнего госсекретаря Рекса Тиллерсона, который активно обсуждается в экспертных кругах.

Дональд Трамп в значительной степени продолжает курс нескольких предшествующих администраций, в основе которого перенос основного акцента американской внешнеполитической стратегии на Азиатско-Тихоокеанский регион. В 2017 г. эта тенденция проявилась даже больше, чем в прежние годы. Однако американская повестка в самой Азии серьезным образом сузилась по сравнению с периодом правления администрации Барака Обамы.
Центральной для нынешней команды однозначно стала северокорейская проблематика.
Объем инвестированных в ее решение ресурсов формирует ожидания как в самих США, так и в мировом сообществе по активизации попыток урегулирования корейской проблемы. Это может способствовать повышению гибкости позиции Соединенных Штатов относительно переговоров с КНДР, но повышает и риск применения вооруженной силы. В результате вероятность простого сохранения текущего положения, при котором развитие ядерной программы Пхеньяна сопровождается жесткой риторикой и масштабными военными учениями США и Южной Кореи, снижается.
2018 год может быть отмечен завершением начатых ранее американских расследований относительно предполагаемых практик КНР, нарушающих правила экономической конкуренции.
Администрация Дональда Трампа, вероятно, предпочла бы договориться с Китаем, используя эти расследования в качестве инструмента переговорного давления. Вместе с тем отказ Пекина от уступок Вашингтону может обозначить пределы американской готовности идти на конфронтацию с крупнейшим экономическим партнером.

Принятие в августе 2017 г. американского закона об экономических ограничениях в отношении Москвы закрепило санкции как долгосрочный элемент отношений России и США. В 2018 г. этот закон продолжит оставаться серьезным барьером в развитии конструктивного взаимодействия двух стран. Кроме того, разгром ИГ в Сирии и Ираке снижает заинтересованность Соединенных Штатов в поддержании диалога с Россией по ближневосточной проблематике, хотя это направление с 2016 г. оставалось одним из менее конфликтных в отношениях Москвы и Вашингтона.

В 2018 г. могут усилиться противоречия между двумя странами в вопросах контроля над вооружениями. В частности, в Соединенных Штатах растет поддержка идеи выхода из Договора о ракетах средней и меньшей дальности 1987 г. В целом нынешняя администрация США не демонстрирует существенного интереса к проблематике контроля над вооружением.
В то же время рост внимания к Договору РСМД, в случае мобилизации его сторонников, может способствовать урегулированию давно накапливавшихся противоречий между Россией и США по вопросам его выполнения.
Развитие стратегического диалога, инициированного в 2017 г. (на уровне заместителя министра С.А. Рябкова и заместителя госсекретаря Томаса Шеннона), может работать на формирование обновленного долгосрочного понимания вызовов международной стабильности на глобальном уроне.

Если интерес к российской повестке во внутриполитической борьбе в США снизится, возможна активизация дискуссий по установлению мер доверия в ряде чувствительных для обеих сторон областей, таких как информационная безопасность и кибербезопасность. В Соединенных Штатах также растет интерес к возможному вкладу Москвы в урегулирование северокорейской проблемы.
Вместе с тем развитие диалога по этим вопросам не поменяет общего восприятия России в США как конкурента на международной арене, а не партнера.
~

Подготовили Ирина Сорокина, Мария Смекалова, Алевтина Ларионова, Дмитрий Пуминов и Александр Тесля

© 2017
Российский совет по международным делам