Незападные ТМО
Хитрый азиатский оленек
Взгляд стран ЮВА на теорию международных отношений
Автор
Юго-Восточная Азия представляет известный интерес с точки зрения изучения научных школ и идей в области международных отношений. Данный регион — самый яркий «очаг» региональной интеграции за пределами ЕС, что позволяет анализировать применимость классических, сформировавшихся на базе европейского опыта, теорий интеграции. Не менее важно и то, что, находясь в окружении крупных держав — Китая, Индии, географически удаленных, но стратегически присутствующих в регионе США — страны Юго-Восточной Азии развивают собственную внешнеполитическую экспертизу, которая предлагает идеи для обеспечения региональной безопасности и развития. Определенное интеллектуальное лидерство в области международных исследований в регионе удерживают Сингапур и Малайзия.

Хотя в Юго-Восточной Азии не сформировалось самостоятельной, методологически расходящейся с западными подходами научной школы в области международных отношений, в региональном научно-экспертном нарративе присутствовал ряд единых почти для всех национальных школ мотивов. Наряду с высоким уровнем гетерогенности субрегиона в политическом, социально-экономическом, этнорелигиозном аспектах важную роль сыграл фактор исторического наследия, а именно — колониальное прошлое. Как отмечают исследователи ЮВА А. Чонг, М. Лейфер, Р. Фифилд, западные державы импортировали национализм в местную среду и оставили после себя вестернизированную элиту, что повлияло на выстраивание межгосударственных отношений и дальнейшее развитие науки о международных отношениях.

Тем не менее отдельные ученые, в частности, А. Ачария, К. Махбубани, Р. Эммерс, М. Кабаллеро-Энтони с опорой на конструктивистский подход внесли важный вклад в теоретическое сопровождение процессов обеспечения региональной безопасности, продвижения экономических инициатив и функционирования институтов в Юго-Восточной Азии на примере АСЕАН. Они анализируют деятельность Ассоциации через призму основополагающих принципов объединения, так называемого «Пути АСЕАН», который впервые на официальном уровне был использован в 1974 г., однако де-факто он стал ключевым звеном всех процессов с первых дней формирования Ассоциации.

Центральными элементами «Пути АСЕАН» являются принципы невмешательства, уважения суверенитета и территориальной целостности, доверие, терпимость, учет индивидуальных особенностей, что находит отражение во всех ключевых документах АСЕАН, включая Хартию АСЕАН, декларации «Перспективы АСЕАН-2020» и «Перспективы Сообщества АСЕАН-2025». Помимо этого, неотъемлемой частью функционирования ассоциации служит использование неформального подхода на основе консенсуса и консультаций. Данная модель принятия решений АСЕАН базируется на системе социально-политических отношений коренного населения Индонезии, яванцев. В традиционной яванской культуре глава деревни (lurah) выдвигал различные инициативы, которые далее обсуждались в ходе консультаций (mufakat). При отсутствии возражений со стороны жителей деревни, глава деревни объявлял о достижении консенсуса (musjawarah) [1].

Исследователи ЮВА также предприняли попытку теоретического переосмысления концепции сообщества безопасности, которую активно продвигали представители западной школы ТМО — К. Дойч, Э. Адлер и М. Барнетт. По мнению А. Ачарии, процесс формирования коллективной идентичности в качестве базового критерия становления Сообщества безопасности АСЕАН следует напрямую увязывать с наличием у участников общих азиатских ценностей [2]. Лидеры ссоциации неоднократно выражали приверженность азиатским ценностям, отмечая их универсальный характер. Традиционно подчеркивалась важность обеспечения социальной гармонии, заботы о социально-экономическом процветании и благополучии общества, сильной трудовой этики, лояльности к политическим лидерам и правящему режиму. Отдельно стоит отметить примат коллективизма и коммунитаризма, что сыграло ключевую роль в запуске многосторонних диалоговых площадок и создании в 2015 г. Сообщества АСЕАН. Одними из главных идеологов азиатских ценностей выступали отец сингапурского чуда Ли Куан Ю и бывший премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад. Примечательно, что именно Махатхир Мохамад выступал против присоединения к Восточноазиатскому саммиту Австралии и Новой Зеландии, которые, по его мнению, выступали частью «коллективного Запада» и не разделяли базовых азиатских ценностей.

Кроме того, по словам А. Ачарии, многосторонняя дипломатия АСЕАН была традиционно направлена на ускорение нормативной социализации политических элит стран-участниц путем совершенствования формальных и неформальных каналов коммуникации. Данное утверждение логически вписывается в теорию сообщества безопасности К. Дойча, согласно которой способность членов сообщества урегулировать конфликты мирным путем за счет использования различных институциональных механизмов гораздо важнее наличия противоречий как таковых.

Таким образом, пример АСЕАН является одним из наиболее показательных среди существующих региональных интеграционных объединений и позволяет расширить существующие теоретические рамки исследований, посвященных роли ценностей, норм и принципов функционирования институтов.
Аналитические центры Юго-Восточной Азии
Согласно международному рейтингу Global Go To Think Tank Index Report, в список 175 ведущих мировых научно-исследовательских и аналитических центров по итогам 2019 г. вошли четыре организации из Юго-Восточной Азии — Сингапурский институт международных исследований (Сингапур, 62 место), Центр стратегических и международных исследований (Индонезия, 84 место), Институт обороны и стратегических исследований (Сингапур, 100 место) и Центр публичных политических исследований (Малайзия, 102 место). Они специализируются на широком спектре актуальных вопросов международных отношений, а именно — на вопросах обеспечения региональной и глобальной безопасности, многосторонней дипломатии, социально-экономического развития страны-происхождения «мозгового центра» и Азиатско-Тихоокеанского региона в целом. Как видно из Таблицы 1, лишь один «мозговой центр» Юго-Восточной Азии — Сингапурский институт международных исследований (SIIA) — сумел улучшить свои позиции в данном рейтинге в период с 2012 по 2019 гг.
Таблица 1. Рейтинг ведущих «мозговых центров» Юго-Восточной Азии в области дипломатии и безопасности в Top Think TanksWorldwide (US and Non-US)
Источник: Global Go To Think Tank Index Report с 2012 по 2019 гг.
Лидерство сингапурских «мозговых центров» среди стран Юго-Восточной Азии продиктовано рядом обстоятельств экономического, институционального и административного характера. Среди них — масштабная и целенаправленная государственная поддержка сферы образования и науки. Так, по имеющимся в открытом доступе данным, Сингапур тратит около 13 млрд долл. США или 16% национального бюджета на образование и 2,1% от ВВП на НИОКР, активно содействуя работе ведущих исследовательских центров и университетов [3].

Помимо этого, сингапурские «мозговые центры» имеют тесные связи с правительством страны и принимают активное участие в разработке практических рекомендаций по социально-экономическому развитию Сингапура и обеспечению безопасности. Они также плотно встроены в глобальную сеть исследовательских центров, имеют партнерские соглашения и реализуют проекты с рядом ведущим мировых организаций и институтов.

Наконец, следует упомянуть и о кадровой политике сингапурских аналитических центров и ведущих университетов, которые привлекают не только именитых зарубежных экспертов, но и бывших высокопоставленных дипломатов и чиновников. В данном случае уместно отметить бывших представителей сингапурского МИДа К. Махбубани и Б. Каусикана, которые в разное время занимали руководящие должности в структурах Национального университета Сингапура. Представленные эксперты способствовали популяризации сингапурской школы международных отношений, активно освещая вопросы американо-китайских отношений, проблему биполярности и многополярности МО, роль малых и средних держав на мировой арене.

Отдельно стоит отметить ряд организаций дипломатии «второго трека», тесно аффилированных с АСЕАН. В 1988 г. один из ведущих аналитических центров Малайзии — Институт стратегических и международных исследований (ISIS) — основал сеть «мозговых центров» под эгидой АСЕАН (ASEAN ISIS). Данная сеть включает в себя 10 участников: Брунейский институт политических и стратегических исследований (BDIPSS), Камбоджийский институт сотрудничества и мира CICP), Центр стратегических и международных исследований Индонезии (CSIS Indonesia), Институт международных отношений Лаоса (IFA), Институт стратегических и международных исследований Малайзии (ISIS), Мьянманский институт стратегических и международных исследований (MISIS), Филиппинский Фонд «Азиатско-Тихоокеанский путь к прогрессу», Сингапурский институт международных отношений (SIAA Singapore), Институт проблем безопасности и международных исследований Таиланда (ISIS Thailand), Дипломатическая академия Вьетнама.

Представленные центры принимаю активное участие в продвижении экономических инициатив и проектов в Юго-Восточной Азии и разработке практических рекомендаций по решению более комплексных задач. В частности, они внесли важный вклад в подготовку Соглашения о создании зоны свободной торговли АСЕАН в 1992 г. и разработку механизмов по урегулированию проблем продовольственной, водной и энергетической безопасности в регионе.

Наконец, следует выделить еще одну сетевую экспертную структуру в рамках АСЕАН — Экономический исследовательский институт для АСЕАН и Восточной Азии (ERIA), который ориентирован на развитие экономического сотрудничества в Восточной Азии и углубление интеграционных процессов в АТР. В последние годы усилия ERIA направлены на продвижение асеаноцентричного мега регионального торгового соглашения — Всеобъемлющего регионального экономического партнерства (ВРЭП).

В данной работе в качестве основного кейса используются теоретические подходы Малайзии к анализу международных отношений, что объясняется рядом факторов.

Во-первых, Малайзия традиционно играла роль одного из лидеров и «интеллектуальных моторов» в Юго-Восточной Азии по части институционального строительства и нормативно-правовой социализации региональных и внерегиональных партнеров.

Во-вторых, именно малайзийская школа активно развивается, и успешно комбинирует национальные и западные подходы ТМО, о чем будет подробнее сказано ниже.

В-третьих, как уже было отмечено ранее, Малайзия играет важную роль в создании экспертно-аналитических сетей и интеллектуальном сопровождении ключевых процессов в Юго-Восточной Азии, ярким примером служит деятельность Института стратегических и международных исследований (ISIS Malaysia). В настоящее время в списке ведущих «мозговых центров» Азиатско-Тихоокеанского региона он занимает вторую позицию, уступая лишь Сингапурскому институту международных исследований (SIIA).

Наконец, по общему числу аналитических центров и организаций Малайзия занимает второе место в Юго-Восточной Азии (23), уступая по этому показателю Индонезии (31). На примере Малайзии будет подробнее рассмотрен процесс формирования научно-экспертной школы и основных исторически превалирующих идей и проблем в отдельной стране региона.
Малайзийский подход к ТМО
Изучение теории международных отношений является относительно новым феноменом для Малайзии. Вплоть до 1992 г. ТМО не представляла собой самостоятельного направления в малайзийских исследованиях, и преподавалась в университетах исключительно как часть курса по истории [4]. Профессорско-преподавательский состав, читающий курсы по ТМО в Малайзии, состоял из исследователей, получивших высшее образование в США, Великобритании или странах Содружества (Австралия и Новая Зеландия). Центром обучения ТМО с 1990-х гг. и по настоящее время выступают четыре университета — Университет Малайя, Национальный университет Малайзии, Научный университет Малайзии и Университет Утара. Основное внимание уделялось таким проблематикам, как глобализация, Первая и Вторая мировые войны, холодная война, а ведущими теоретическими подходами были реализм, либерализм, критические теории, постмодернизм. Позднее они были расширены изучением процессов экономического регионализма в Юго-Восточной Азии, формирования сообществ безопасности, развивающихся держав (rising powers), региональных институтов.

Вопреки доминирующему влиянию западной школы ТМО в малайзийском академическом и экспертном сообществе, отдельные исследователи предприняли серьезную попытку переосмысления малайзийской внешнеполитической традиции. В данном случае следует выделить подход, который предлагает пересмотр базовых элементов ТМО — анархии как отсутствие иерархии в межгосударственных отношениях между малыми, средними и великими державами и концепции национального суверенитета.
Асимметрия в отношениях с великими державами и дипломатия «азиатского оленька»
Одними из ведущих представителей данного подхода являются австралийский профессор Энтони Милнер и малайзиец Сити Мунира Касим. Значимое место в их анализе занимает изучение таких письменных историко-культурных памятников страны, как Повесть о Ханг Туахе (Hikayat Hang Tuah) и Повесть о Меронг Махавангса (Hikayat Merong Mahawangsa). В обоих источниках значительное внимание уделяется понятию kerajaan (королевство, империя, государство) [5]. Данный термин означает, что основным референтом безопасности является правитель (раджа) и его подданные, а не конкретная территориальная единица с границами и административными учреждениями, что расширяет границы понятия национального суверенитета.

Наряду с этим важную роль в анализе малайзийской внешней политики играет концепция nama (престиж, статус). Она означает, что малый актор де-факто признает иерархические отношения с более крупным партнером. В данном случае речь идет не о формальной иерархии с точки зрения юридического статуса, а о признании более значимой роли своего партнера на международной арене. В частности, анализ текста Повести о Ханг Туахе позволяет выявить, что во времена Позднего Средневековья (XV в.) правители Малаккского султаната не всегда оказывали сопротивление более крупным партнерам, несмотря на опасность попадания в зависимость. Напротив, малайские тексты показывают, как султаны Малакки использовали инструмент дипломатических миссий для установления более тесных отношений с более влиятельными правителями [6].

При этом важно проследить риторику, которую использовали правители Малаккского султаната в процессе реализации внешнеполитической деятельности. Так, показателем добровольного принятия статуса «младшего партнера» является неоднократное использование султанами Малакки выражения «великий раджа» применительно к правителю Османской империи. Подобная тональность заявлений наблюдалась и во взаимодействии с Китаем. В частности, в историко-литературном памятнике средневековой Малайи — «Малайская родословная» (Sejarah Melayu) — отмечается, что, отправляя дипломатические миссии в Китай, султаны Малакки признали китайского правителя «великим раджей» и добавляли, что никто не может сравниться с ним по величию.

Аналогичным образом развивалось сотрудничество с Сиамом, что находит подтверждение в Повести о Меронг Махавангсе [7]. Еще в XIII в. бывшие вассалы древнего малайского царства Шривиджая вошли в состав тайского государства Сукотаи, а с середины XIV в. – королевства Аютия. Однако их зависимость носила номинальный характер и не нарушала сформировавшийся там порядок. Они подвергались минимальному вмешательству центра во внутренние дела и не испытывали давления с его стороны. Положение в качестве вассальных земель выражалось в отправке традиционной дани – золотого дерева (bunga mas) в качестве подтверждения лояльности тайскому королю [8].

Рост числа дипломатических миссий и использование риторики, подчеркивающей превосходство зарубежных правителей, способствовало получению султанами Малакки особого статуса в отношениях с более влиятельными партнерами (вручение печатей, титулов и т.д.). Это, в свою очередь, конвертировалось в конкретные экономические преимущества. Находчивость, способность гибкого и взаимовыгодного взаимодействия с иностранными правителями, выраженная в категориях kerajan и nama, привели к появлению в историческом дискурсе термина «Pelanduk jinaka» (хитрый азиатский оленек) применительно к внешней политике Малаккского султаната. Азиатские оленьки, будучи одними из самых мелких копытных, занимают важное место в малайском фольклоре, и нередко используются в качестве примера того, как маленькое животное может одержать верх над более крупными животными, используя ум, навыки и природный инстинкт.

После обретения независимости в 1957 г. малайзийские официальные лица неоднократно упоминали Малайзию в качестве маленькой страны, приводя в пример азиатского оленька. Например, второй премьер-министр страны Тун Абдул Разак подчеркивал, что, несмотря на статус «малой державы», Малайзии удалось внести существенный вклад в трансформацию архитектуры региональной безопасности путем принятия Декларации ЗОПФАН и нормализации отношений с КНР.

В дальнейшем термин «малая держава» приобрел все большую популярность в политическом и экспертном дискурсе. В частности, премьер-министр Наджиб Разак описывал Малайзию, как «ловкую и проворную» страну, ссылаясь на ключевые черты азиатского оленька. В этом отношении малайзийская дипломатия во многом имеет схожие параметры с принятой в Сингапуре в годы холодной войны «доктриной ядовитой креветки». Она подразумевала, что Сингапур является слишком маленькой страной, чтобы предотвратить захват своей территории более крупным соседом. Однако в силу своей неуступчивости и напористости он может сделать военные и материальные затраты на оккупацию чрезмерно высокими для реализации задуманного.

Осознавая ограниченность своих ресурсов, Путраджая добровольно принимает статус «младшего партнера», и не пытается антагонизировать более крупные страны, что позволяет ей извлекать стратегические выгоды. Анализ представленных работ позволяет комплексно выявить специфику внешнеполитического поведения Малайзии в отношении великих держав. В частности, концепции kerajan и nama помогают объяснить позицию Малайзии по проблеме Южно-Китайского моря и роли КНР в данном конфликте.

Возвращение Махатхира Мохамада на пост премьер-министра в 2018 г. и вплоть до ухода «Доктора М» из большой политики в феврале 2020 г. способствовало активизации «дипломатии азиатского оленька», которая позволила Малайзии поддерживать не только конструктивные, но и сбалансированные отношения с большинством стратегических партнеров. Наиболее показательным примером в данном отношении служит пересмотр крупных инфраструктурных соглашений с КНР и внешнеэкономической политики Малайзии в целом. Стоит отметить, что после ухода Махатхира с поста премьер-министра в феврале 2020 г. основные внешнеполитические принципы и направления Малайзии не были пересмотрены, и можно утверждать о сохранении приверженности правящей группы страны «дипломатии азиатского оленька».

Резюмируя выше сказанное, можно отметить, что, несмотря на отсутствие самостоятельной ТМО в Малайзии и превалирующую роль западных концепций, отдельные успешные попытки интегрировать вестфальские категории и традиционные малайзийские подходы при изучении региональных подсистем могут использоваться для анализа особенностей формирования внешнеполитических стратегий малых и средних держав в отношении более крупных партнеров. При этом представленные элементы традиционно становятся объектом критики со стороны представителей западной школы ТМО. В частности, высказываются сомнения по поводу правомерности использования термина «сообщество безопасности» применительно к Юго-Восточной Азии, поствестфальской трактовки термина «национальный суверенитет», феномена азиатских ценностей и формирования коллективной идентичности в ЮВА. Так или иначе, представленные подходы способствуют расширению имеющейся теоретической базы, и в этом заключается их основная заслуга.
Список литературы и источников:
1. Институт стратегических и международных исследований (ISIS): официальный сайт. URL: https://www.isis.org.my/2018/09/23/asean-isis/ (Дата обращения: 27.11.2020)

2. Липилина И. Н. История исламского сепаратизма на юге Таиланда, 2015. Т. 11, № 2. С. 45-52.

3. Экономический исследовательский институт для АСЕАН и Восточной Азии: официальный сайт. URL: https://www.eria.org (Дата обращения: 27.11.2020)

4. Acharya A. Asian regional institutions and the possibilities for socializing the behavior of states, 2011.

5. Acharya A. Culture, security, multilateralism: The 'ASEAN security community in Southeast Asia: ASEAN and the problem of regional order. Routledge, 2014.

6. Acharya A., Layug A. Collective identity formation in Asian regionalism: ASEAN identity and the construction of the Asia-Pacific Regional Order //A paper presented at the World Congress of International Political Science Association (IPSA) held in Madrid, Spain, 2012.

7. Ahmad K., Mohamed N. Hikayat Hang Tuah. Dewan Bahasa Dan Pustaka, 2008. (In Malasian).

8. Balakrishnan K. S. International relations in Malaysia: theories, history, memory, perception, and context // International Relations of the Asia-Pacific, 2009, Vol. 9, №. 1. P. 107-130.

9. Chong A. Southeast Asia: theory between modernization and tradition // International Relations of the Asia-Pacific, 2007, Vol. 7, № 3. P. 391-425.

10. Faith H. The Decline of Constitutional Democracy in Indonesia. Ithaca, NY: Cornell University Press, 1962.

11. Global Go To Think Tank Index Reports [Электронный ресурс] URL: https://www.gotothinktank.com/global-goto-think-tank-index (Accessed: 27.11.2020)

12. Government Spending On Education And Healthcare / A Singapore Government Agency Website URL: https://www.singaporebudget.gov.sg/budget_2020/about-budget/budget-features/govt-spending-on-education-and-healthcare (Accessed: 27.11.2020)

13. How much does your country invest in R&D? UNESCO Institute of Statistics. URL: http://uis.unesco.org/apps/visualisations/research-and-development-spending/

14. Milner A., Kasim S. M. Beyond sovereignty: Non-Western international relations in Malaysia's foreign relations //Contemporary Southeast Asia, 2018, Vol. 40, №. 3. P. 371-396.

15. Milner A. "Sovereignty" and normative integration in the South China Sea: Some Malaysian and Malay perspectives //Southeast Asia and China: A contest in mutual socialization, 2017. P. 229-246.

16. Raffles T. S. (ed.). Malay annals. – Longman, Hurst, Rees, Orme, and Brown, 1821.

17. Salleh H. H. Hikayat Merong Mahawangsa. Yayasan Karyawan & Penerbit Universiti Malaya, 1998. (In Malasian).

18. Transforming Malaysia: Dominant and competing paradigms / Milner A., Embong A. R., Yean T. S. (ed.). [et al.] (eds.). Institute of Southeast Asian Studies, 2014.
Faith H. The Decline of Constitutional Democracy in Indonesia. Ithaca, NY: Cornell University Press. 1962
Acharya A. Culture, security, multilateralism: The 'ASEAN security community in Southeast Asia: ASEAN and the problem of regional order. Routledge, 2014. 292 p
How much does your country invest in R&D? UNESCO Institute of Statistics. URL: http://uis.unesco.org/apps/visualisations/research-and-development-spending/
Balakrishnan K. S. International relations in Malaysia: theories, history, memory, perception, and context // International Relations of the Asia-Pacific. 2009. Vol. 9, №. 1. P. 107-130
Ahmad K., Mohamed N. Hikayat Hang Tuah. Dewan Bahasa Dan Pustaka (Повесть о Ханг Туахе. Совет по языку и культуре). 2008. 470 p; Salleh H. H. Hikayat Merong Mahawangsa (Повесть о Меронг Махавангсе). Yayasan Karyawan & Penerbit Universiti Malaya. 1998. 482 p
Ahmad K., Mohamed N. Hikayat Hang Tuah. Dewan Bahasa Dan Pustaka (Повесть о Ханг Туахе. Совет по языку и культуре). 2008. 470 p; Salleh H. H. Hikayat Merong Mahawangsa (Повесть о Меронг Махавангсе). Yayasan Karyawan & Penerbit Universiti Malaya. 1998. 482 p
Salleh H. H. Hikayat Merong Mahawangsa (Повесть о Меронг Махавангсе). Yayasan Karyawan & Penerbit Universiti Malaya. 1998. 482 p.
Липилина И. Н. История исламского сепаратизма на юге Таиланда. 2015. Т. 11, № 2. С. 45-52