Незападные ТМО
Сохранять самобытность, олицетворяя Запад на Востоке
Теория международных отношений в Японии
Автор
Теория международных отношений в Японии имеет долгую историю становления от междисциплинарной дискуссии о мировом порядке первой половины XX в. до современных критических подходов по созданию японской и продвижению незападной ТМО. Ее развитие изначально протекало под влиянием четырех традиций социальных наук, которые сформировали ТМО в том виде, в котором она существует сейчас. Один из виднейших японских исследователей, глава Японской ассоциации международных отношений Иногути Такаси выделяет немецкую традицию «теории государства» (нем. Staatslehre), а также марксистскую, историческую и американскую (позитивистскую) парадигмы. Они характеризуют основные подходы к осмыслению и теоретизации международных отношений в Японии. Так, государствоцентричная традиция подчеркивает важность описания деталей и исторического контекста при анализе международной повестки с международно-правовой или экономической, нежели социологической перспективы. Марксизм же долгое время был синонимичен понятию социальных наук (яп. — сякай кагаку). В то время как историческая традиция строится на методологии использования достоверных источников и фактов, американская — на позитивизме, эмпирической доказуемости.

Всепроникающее влияние этих традиций охватывало теорию международных отношений как до ее выделения в самостоятельную дисциплину, так и после. Развитие ТМО в Японии можно разделить на два основных этапа: до и после окончания Второй мировой войны.

До 1945 года международная проблематика изучалась японскими учеными различных областей наук об обществе: международное право (Сакуэ Т., Арига Н. и др.), история дипломатии (Синобу Д., Камикава Х., Тамура К. и др.), философия (Нисида К., Намбара С., Томонага С. и др.), социология (Такада Я. и др.), политическая теория (Рояма М., Маруяма М. и др.), исследования колониальной политики (Янайхара Т., Кавата Т.).

Мощный толчок осмыслению международных отношений в Японии дало учреждение Лиги Наций. В 1920-е гг. предпринимались попытки изучения ТМО отдельно от внешней политики. Уже к 1930-м гг. наметилась тенденция адаптации теоретических концептов к региональной повестке, которая не могла не влиять на формирование подходов к изучению международных отношений. Яркий пример — разработанная вслед за установлением в 1937 г. «Нового порядка в Восточной Азии» концепция «Восточного сообщества» Рояма Масамити. Будучи идеалистической, она развивала идею регионального сообщества одной судьбы в Азии. Параллельно с дискуссией о паназиатизме и Великой Восточноазиатской сфере сопроцветания проходило и знакомство японского академического сообщества с трудами Г. Моргентау и Э. Карра. Несмотря на обусловленные этим искажения, уже тогда начался процесс перехода от отдельных японских концепций к интегрированной в американской позитивистской традиции дисциплине. Концепции довоенного периода едва ли можно отнести к теории международных отношений в ее современном понимании. Хотя японская школа ТМО создана не была, исследования на данном этапе сформировали характеризующуюся междисциплинарностью и разнообразием научных подходов траекторию развития дисциплины уже в послевоенные годы.

Окончание войны и союзнической оккупации ознаменовало новый этап становления ТМО в Японии — ее выделение в самостоятельную дисциплину и развитие в американской теоретической парадигме. Тем не менее она сохранила присущую ей еще с довоенного периода эклектичность. Это во многом стало причиной отсутствия крупных теоретических споров между сторонниками отдельных подходов. Единственная значимая дискуссия между «идеалистами» и «реалистами» произошла в 1960-е гг. Она развивалась вокруг вопросов заключения Сан-Францисского мирного договора и дальнейшего взаимодействия с США в сфере безопасности. Иногути Т. называет идеалистами пацифистов — сторонников полного соблюдения 9 статьи Конституции, а реалистами — приверженцев усиления Японии в японо-американском альянсе. Результаты этого спора также не были однозначными. Как видно, он имел мало общего с разворачивавшимися в то время в США дебатами. Прежде всего, дискуссия была скорее эмпирической, а не теоретической, что отражало японскую специфику анализа международных отношений с фокусом на актуальную национальную или региональную повестку.

На 1960-е гг. пришлось развитие японской реалистической школы (яп. Тю:о: Ко:рон), представителями которой являются Нагай Ёносукэ и Косака Масатака. Идеи Косака М. были синтезом реализма и идеализма. В своих работах он выделял категорию национального интереса с позиций силы и баланса сил, ставя в приоритет достижение мира. Отвергая известный постулат Н. Макиавелли, он отмечал, что государство должно сформировать систему ценностей, а также стремиться установить соответствие между целями и средствами их достижения. Нагай Ё. же называл целью для Японии уменьшение числа потенциальных врагов, что сближает его идеи с теорией баланса угроз С. Уолта. Будучи сторонником примыкания Японии к США, он поддерживал доктрину Ёсида Сигэру и предлагал избрать экономическую дипломатию главным инструментом ведения внешней политики. В то же время, подход Нагай Ё. — индуктивный, соответствующий немецкой традиции Staatslehre. Здесь подчеркивается необходимость анализа исторического контекста, конкретных мотиваций, внутренних факторов. В этой связи реалистическую теорию Нагай Ё. трудно отнести к структурному или неоклассическому реализму. Им формулируется особый, практический подход.

Кроме того, в послевоенный период возрос интерес к международной политической экономии. Так, в 1950-е гг. исследователи колониальной политики Янайхара Тадао и Кавата Тадаси заложили основы изучения экономических и институциональных аспектов при анализе международных отношений. Новый виток в развитии этого направления последовал в 1970-е гг., когда страна уже вступила в эпоху «экономического чуда» и глобализации. В то время получила распространение парадигма «стаи летящих гусей» (яп. ганко: кэйтай), предложенная Акамацу Канамэ еще в 1930-е гг. Экономическая по своему содержанию, она объясняла механизм регионального развития, когда в условиях международной торговли ведущая экономика становится центром «клина», состоящего из остальных развивающихся стран. За счет торговых потоков, стимулирующих развитие внутреннего производства, и экспорта его излишков достигается промышленное развитие всех стран вслед за центром. Парадигма соответствовала внешнеэкономической политике Японии в Восточной и Юго-Восточной Азии, что предопределило ее использование в качестве теоретической модели региональной экономической интеграции.

В начале 1980-х гг. многие японские ученые (Сакамото Ё., Бамба Н., Ямамото М.) стали отмечать, что страна ввиду замедления темпов экономического роста и отсутствия армии осуществила переход от великодержавной к среднедержавной дипломатии. Соэя Ёсихидэ продолжил изучение данной проблемы уже в 2000-е гг. В своих трудах он также называет Японию «средней державой». При этом он замечает, что хотя Япония не может, в отличие от России или Китая, рассчитывать на свою военную мощь, это не означает, что ее дипломатические возможности ограничены [1]. Надо отметить, что, описывая направления и инструменты японской внешней политики, автор не уделяет значительного внимания теоретическим аспектам и критериям понятия «средняя держава».

На послевоенном этапе становления ТМО в Японии распространение получили исследования японской идентичности. При становлении демократических институтов после периода оккупации (1945–1952 гг.) остро встал вопрос о принадлежности Японии к «западному» или «восточному» миру. Отдельным аспектом проблемы национальной идентичности является пацифизм и 9 статья Конституции.

Тамаки Таку исследует ключевые послевоенные нарративы в Японии: кокутай, хэйва кокка и сё:нин кокка. Кокутай, отражавший довоенный принцип центральной роли императора и преемственности власти по линии императорской семьи, по мнению ученого, со временем трансформировался в общий иерархический концепт, противопоставляющий Японию остальной Азии. Тамаки Т. заключает, что нарративы о Японии как о государстве-приверженце мира и экономической взаимозависимости в регионе не только не противоречат кокутай, но и неявно продолжают и развивают его. Также в рамках проблемы идентичности ряд японских ученых развили концепцию «ненормальной страны». Она характеризует военную зависимость Японии от США, обусловленную союзным договором и 9 статьей Конституции. Например, Иногути Т. и Акимото Д. увязывают участие Сил самообороны Японии в международных антитеррористических операциях именно со стремлением обрести идентичность «нормальной страны». Таким образом, на примере осмысления проблемы национальной идентичности можно наблюдать и разнородность исследовательских подходов, и привязку к национальному контексту.

Более теоретическая модель в области изучения идентичности была предложена Асидзава Кунико в 2008 г. Она объясняет механизм влияния восприятия национальной идентичности политиками и бюрократами на разработку и реализацию внешнеполитической стратегии государства. Так, ценности в восприятии политиков и государственные предпочтения находятся в казуальной связи (почему?), а предпочтения и внешнеполитические действия — в телеологической (зачем?). То есть, руководствуясь ценностями, государственные деятели формируют предпочтения, из которых те или иные влияют на внешнюю политику в зависимости от текущих целей и задач. Государственная идентичность, в свою очередь, и составляет «ценность», которая определяет предпочтения и, следовательно, внешнюю политику государства.

К примерам оригинальных японских идей послевоенного периода, которые при этом относятся к исторической традиции и близки к истории дипломатии, можно отнести концепцию «культурного интернационализма» Ириэ Акира (1997 г.) и культурологический подход к анализу международных отношений Хирано Кэнъитиро (2000 г.). Концентрируясь на культурных аспектах дипломатии, Ириэ А. подчеркивал роль негосударственных акторов в процессе кросс-культурного и трансграничного взаимодействия. Так, культурный интернационализм выступает в качестве подхода к анализу международных отношений не с позиций теории баланса сил или геополитики, а с точки зрения социального контекста. Подход же Хирано К. основывается не на выделении культуры в отдельное от политики и экономики смысловое поле, а на развитии общей культурологической перспективы [2].

В целом развитие ТМО в послевоенный период было динамичным — увидели свет многие оригинальные исследования и зафиксированные в них теоретические концепции. Показательно, что сохранились традиционные характеристики японского подхода к изучению международных отношений: разнообразие и междисциплинарность, адаптация западных идей к японским реалиям. Другими словами, зависимость от американской ТМО была не всеобъемлющей. Это проявлялось, например, в том, что в сравнении с Южной Кореей, где к 2002 г. порядка 60% исследователей-международников получили ученые степени в США, в Японии доля таких специалистов составила примерно 6%.

После окончания войны продвигался процесс институционализации дисциплины: с 1950-х гг. открывались департаменты, институты и исследовательские центры. В 1956 г. была основана Японская ассоциация международных отношений (JAIR), а в 1959 г. — Японский институт международных отношений (JIIA). Созданные в 1950–1970-х гг. институты сегодня остаются наиболее авторитетными аналитическими центрами, которые сохраняют лидерство в международных рейтингах (Таблица 1).
Таблица 1. 10 ведущих аналитических центров Японии в сфере международных отношений
Источник: 2020 Global Go To Think Tank Index Report. Maslow S. Thinking Security: Foreign Policy Think Tanks in Japan // Asian Politics & Policy. 2013. Vol. 5, № 2. P. 301.
Согласно отчету Global Go To Think Tank Index Report, в Японии к 2019 году было представлено 218 «мозговых центров». По большей части они аффилированы с государством. Вместе с тем влияние их экспертной и аналитической работы на процесс формирования государственной политики ограничено куда сильнее, чем, например, в США. Имеются лишь редкие примеры, когда бюрократия использовала экспертизу и результаты исследований аналитических центров. Наиболее старые и авторитетные из них — Национальный институт оборонных исследований (NIDS), аффилированный с Министерством обороны, а также подведомственный японскому Министерству иностранных дел Японский институт международных отношений (JIIA). В целом же наблюдаются кризисные тенденции в развитии японских аналитических центров. Это связано не только с преобладающим отсутствием налаженного взаимодействия с органами власти, но и с ограниченными возможностями финансирования их деятельности. Так, даже в случае пяти крупнейших исследовательских центров, их совокупный бюджет сократился за 10 лет на 40% — с 3,2 млрд иен в 1998 г. до 1,8 млрд иен в 2008 г. Многие менее крупные центры функционируют преимущественно благодаря членским взносам.

В то же время заметный вклад в увеличение количества публикаций по международной тематике вносят университеты. В их число входят как крупнейшие и старейшие университеты (Токио, Васэда, Кэйо и Киото), так и более молодые центры (см. Таблица 2). Особо можно выделить университеты, составляющие «Киотскую школу»: Рицумэйкан, Киото и Рюкоку. Именно они в конце 2000-х гг. инициировали изучение незападной и «пост-западной» ТМО, а также перспективы создания японской теории международных отношений [3].
Таблица 2. Публикационная активность 13 японских университетов в индексируемых в Scopus журналах в рамках тематики «Международные отношения; Безопасность; Политика» в 2010–2019 гг.
Источник: Scopus
Начиная с 2000-х гг. в японском академическом сообществе активно ведется дискуссия об эпистемологических аспектах теории международных отношений, вопрос о которых был поднят еще в 1966 г. президентом Японской ассоциации международных отношений Камикава Хикомацу. Обсуждение того, являются ли японские ученые-международники потребителями западных концепций и идей, в те годы развития не получило. Вернувшись к данной теме под влиянием международной дискуссии о создании незападной ТМО после 2007 г., исследователи, в число которых входят Икэда Д., Сато С. и Камино Т., взяли за основу принципы Английской школы международных отношений и обратились к довоенным трудам японских ученых [4]. В работах представителей различных социальных наук они выделили ключевые концепции, относящиеся к осмыслению международных отношений. Тем самым ими была сформулирована идея о существовании ТМО в Японии еще до войны. Особенно подчеркивался вклад в становление японской теории философов Киотской школы [5]. По результатам изучения истории развития ТМО в довоенный период исследователи также констатировали ее уникальность, обусловленную национальной японской идентичностью. Тем не менее пока что современных значимых и крупных концепций, сопоставимых с предложенными если не американскими, то китайскими теоретиками, представлено не было. Сегодня движение сторонников создания японской ТМО является лишь одним из других идейных течений. В число наиболее значимых входят конструктивизм и рационализм, а также «пост-западная» теория международных отношений (Рисунок 1).
Рисунок 1. Современные направления развития ТМО в Японии
Источник: Do T. T. Between East and West: Japanese IR at a crossroads // The Pacific Review. 2020. Vol. 33, № 2. P. 236.
В целом с самого зарождения дисциплины в ее тематическом спектре преобладают практические, а не теоретические исследования. Японскими «мозговыми центрами» и университетскими департаментами разрабатываются вопросы современной внешней политики Японии и региональные исследования. Наиболее распространены прикладные исследования с позиций западной теории международных отношений. Японские ученые применяют классические и неоклассические теории для анализа международных отношений в целом и внешней политики Японии в частности. Среди них также присутствует те, кто дополняет эти теоретические рамки. Показателен пример Сакай Хидэкадзу, который применительно к японо-американским отношениям использует сформулированное К. Дойчем понятие «сообщество безопасности». Другой японский исследователь Кэй Кога для анализа внешней политики Японии в Индо-Тихоокеанском регионе дополняет концепцию хеджирования неоклассического реализма и предлагает категорию «тактического хеджирования», которая предполагает ведение краткосрочной и ситуационной внешней политики, нацеленной на ожидание благоприятного изменения международной среды. Еще одна иллюстрация оригинального осмысления классических подходов в ТМО — концепция «морского реализма» Мацуда Такуя, согласно которой современная внешнеполитическая стратегия Японии объединяет и воплощает как реалистические, так и либеральные принципы. Другими словами, современные японские исследования международных отношений как правило теоретически эклектичны.

Хотя с послевоенного периода ТМО в Японии находится под американским идейным влиянием, она сохраняет и сложившиеся исторически характеристики: эклектичность и разнообразие исследовательских подходов, относительно узкая направленность и самобытность. Только с 2010-х гг. стала заметна деятельность ряда японских ученых по развитию незападной и японской ТМО, что, в прочем, пока не привело к созданию полноценной современной японской школы международных отношений. Во многом это связано с тем, что идеи японских исследователей вытекают из национального контекста и редко могут быть от него отделены. Так или иначе, большинство концепций, разработанных японскими учеными, как правило, мало применимы к универсальному анализу международных отношений. Дальнейшее позиционирование Японии как части «западного» или «восточного», равно как и ход решения проблемы национальной безопасности страны, продолжит определять направление развития японской теории международных отношений по западной, незападной или самостоятельной траектории.
Список литературы и источников:
1. Abb P., Koellner P. Foreign policy think tanks in China and Japan: Characteristics, current profile, and the case of collective self-defence // International Journal. 2015. Vol. 70, № 4. P. 1-37.

2. Akamatsu K. A historical pattern of economic growth in developing countries // Journal of Developing Economies. 1962. Vol. 1, №1. P. 3-25

3. Ashizawa K. When Identity Matters: State Identity, Regional Institution-Building, and Japanese Foreign Policy // International Studies Review. 2008. Vol. 10, № 3. P. 571-598.

4. Do T. T. Between East and West: Japanese IR at a crossroads // The Pacific Review. 2020. Vol. 33. № 2. P. 216-246.

5. Global Go To Think Tank Index Report 2019 // Global Go To Think Tank. URL: https://www.gotothinktank.com/global-goto-think-tank-index.

6. Inoguchi T. Are there any theories of international relations in Japan? // International Relations of the Asia-Pacific. 2007. Vol. 7, № 3. P. 369-390.

7. Inoguchi T. Japan's Ambition For Normal Statehood / Dominguez J., Kim B. Between Compliance and Conflict. New York: Routledge, 2005. 32 p.

8. Inoguchi T. The Sociology of a Not-So-Integrated Discipline: The Development of International Relations in Japan // Journal of East Asian Studies. 2002. Vol. 2, № 1. P. 111-126.

9. Iriye A. Cultural Internationalism and World Order. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1997. 212 p.

10.Is There a Japanese IR? Seeking an Academic Bridge through Japan's History of International Relations / Shimizu K. [et al.] (eds.). Research Series 5 // Otsu: Afrasian Centre for Peace and Development Studies. Ryukoku University, 2008. 90 p. 11. Koga K. The Concept of "Hedging" Revisited: The Case of Japan's Foreign Policy Strategy in East Asia's Power Shift // International Studies Review. 2018. Vol. 20, № 4. P. 633-660.

12. Malafaia T. C. Japanese International Relations: an assessment of the 1971-2011 period // Brazilian Political Science Review. 2016. Vol. 10, №1, e0007. URL: https://doi.org/10.1590/1981-38212016000100007.

13. Maslow S. Thinking Security: Foreign Policy Think Tanks in Japan // Asian Politics & Policy. 2013. Vol. 5, № 2. P. 300-305.

14. Midford P. Post-war Japanese realism and strategy toward China: introduction to a mini-special issue of translations // Japan Forum. 2012. Vol. 24, № 4. P. 383-396.

15. Re-examintion of 'Non-Western' International Relations Theories / Sato S. [et al.] // Kyoto Working Papers on Area Studies: G-COE Series. 2011.Vol. 116. 94 p.

16. Sakai H. The US-Japan Security Community: Theoretical Understanding of Transpacific Relationships. Routledge Studies on the Asia-Pacific Region. Routledge, 2018. 120 p.

17. Shimizu K. Why There is no non-Western IR Theory in Japan?: Genealogy of Japan's Cultural IR, and the Study of Regional History // Studies on Multicultural Societies No.32. Working Paper Series. Afrasian Research Centre, Ryukoku University Phase 3. URL: https://afrasia.ryukoku.ac.jp/phase3/result/upfile/WorkingPaper32%EF%BC%88%E6%B8%85%E6%B0%B4%E5%85%88%E7%94%9F%EF%BC%89.pdf. (Дата обращения: 02.12.2020)

18. Takuya M. Explaining Japan's post-Cold War security policy trajectory: maritime realism // Australian Journal of International Affairs. 2020. P. 1-17.

19. Tamaki T. Deconstructing Japan's Image of South Korea. Identity in Foreign Policy. Palgrave Macmillan, 2010. 252 p.

20. Yamamoto K. International Relations studies and theories in Japan: a trajectory shaped by war, pacifism, and globalization // International Relations of the Asia-Pacific. 2011. Vol. 11, № 2. P. 259-278.

21. 「シンクタンク情報 2014」の調査結果の概要 // Think Tank Report 2014 // NIRA (in Japanese). URL: https://www.nira.or.jp/pdf/tt2014_gaiyo.pdf.

22. 外交・安全保障関係シンクタンクのあり方に関する有識者懇談会」による提言の提出(平成24年8月7日)// MOFA. URL: https://www.mofa.go.jp/mofaj/press/release/24/8/pdfs/0807_06_02.pdf. (Дата обращения: 02.12.2020)

23. 酒井 哲哉.国際関係論の成立と国際法学.日本近代史研究からの一考察 // Sakai T. Formation of International Relations and International Law. A Study from the Study of Japanese Modern History // World Law Annual Report. 2003. Vol. 2003. № 22. P. 95-106. (in Japanese).

24. 初瀬, 龍平. 私の国際関係論 断想 : 京女での最終講義に代えて. 京女法学. 京都女子大学法学部. 15: 23-59 // Hatsuse R. My theory of international relations. Introduction: Instead of the final lecture at Keijo. Reflections on my IR studies // Bulletin paper. Kyoto woman law. 2019. № 15. P. 23-59. (in Japanese).

25.松田, 哲. 川田侃 : 植民政策学からの国際関係論構築とその後の展開 : 国際関係論・国際政治経済学・平和学の特徴 。現代社会研究科論集: 京都女子大学大学院現代社会研究科博士後期課程研究紀要。京都女子大学。// Matsuda T. Kawata Tadashi: Construction of Japanese International Relations: From Colonial Policy Studies towards International Relations, International Political Economy, and Peace Research. 2020. Vol. 14. P. 45-60. (in Japanese). 26. 中本 義彦. 「実践的思惟」としてのリアリズム : 永井陽之助 の政治学と「アメリカン・ソーシャル・サイエンス 」. 静岡大学法政研究. 紀要論文. 静岡大学人文社会科学部 // Nakamoto Y. Japanese Realism and the "American Social Science": Yonosuke Nagai's Approach to the Theory and Practice of International Relations // Departmental Bulletin Paper. University of Shizuoka. 2015. Vol. 20, № 2. P. 123-177. (in Japanese).

27. 添谷 芳秀. 日本の「ミドルパワー」外交―戦後日本の選択と構想 (ちくま新書) // Soeya Y. Japan's "Middle Power" Diplomacy: Postwar Japan's Choices and Concepts (Chikuma Shinsho). Chikuma Shobo, 2005. 236 p. (in Japanese).

28. 平野 健一郎。国際文化論。東京大学出版会 // Hirano, Kenichiro. Theory of International Culture]. Tokyo: University of Tokyo Press, 2000. 243 p. (in Japanes).
Soeya Y. Japan's "Middle Power" Diplomacy: Postwar Japan's Choices and Concepts (Chikuma Shinsho). Chikuma Shobo, 2005. 236 p.
平野 健一郎。国際文化論。東京大学出版会 // Hirano K. Theory of International Culture. Tokyo: University of Tokyo Press, 2000. 243 p. (in Japanese).
Do T. T. Between East and West: Japanese IR at a crossroads // The Pacific Review. 2020. Vol. 33, № 2. P. 222, 224.
Do T. T. Between East and West: Japanese IR at a crossroads // The Pacific Review. 2020. Vol. 33, № 2. P. 223.
Do T. T. Between East and West: Japanese IR at a crossroads // The Pacific Review. 2020. Vol. 33, № 2. P. 228.