Незападные ТМО
От древних эпосов до «swing power»
Индийская теория международных отношений
Автор
Зарождение и развитие индийской школы ТМО
Попытки индийских ученых переосмыслить миропорядок вне западных лекал являются предметом жарких дискуссий в экспертном сообществе. Поэтому в случае с развитием школы ТМО в Индии речь идет, скорее, не о конкретных устоявшихся теориях, а о подходах к трактовке и использованию имеющегося наследия с точки зрения ТМО и общих мировоззренческих концепций, применимых к области международных отношений.

Индийская школа ТМО в привычном нам понимании начала формироваться лишь в 1980–1990-х гг., что во многом связано с заимствованием в постколониальную эпоху западных подходов к изучению международных отношений. Однако развитие политической мысли, в том числе в области межгосударственных отношений, началось значительно раньше и уходит корнями в древнеиндийские эпосы.

Главной разделительной чертой в истории развития ТМО в Индии считается образование независимого индийского государства в 1947 г. и приход к власти Дж. Неру. Таким образом, выделяются донерувианский и нерувианский периоды развития индийской политической мысли, включающие в себя как вопросы внутренней политики и общественного устройства, так и проблематику международных отношений.

Донерувианская трактовка индийской общности (или национализма), основана на глубоком культурном контексте — ведической традиции, древних индуистских эпосах, таких как Рамаяна и Махабхарата, и заложенном в них понимании государственности, мира и войны. Данную трактовку крайне сложно вписать в рамки западных концепций. В этом заключается первая проблема индийской ТМО несочетаемость «общепринятого» западного подхода, где теория международных отношений существует как отдельная дисциплина, и высоко контекстуальной индийской историко-политической традиции, где, несомненно, есть обширная база для формирования уникальных теоретических положений, но которая не отделима от законов функционирования общества и места в нем отдельного индивидуума.

Существует мнение, что историко-культурный базис, который в Индии мог бы послужить для формирования локальной школы ТМО, не укладывается в традиционные рамки западной науки, что сдерживает развитие уникальных подходов из-за «эпистемологического насилия» (т.е. в условиях устоявшихся в период доминирования Запада критериев научного знания любая отличная от этой формы незападная теория не воспринимается как научная).

Нерувианский период наступает вместе с появлением в 1947 г. современной Индии и началом формирования индийской государственности по западной модели. Индия становится частью сконструированной Западом системы международных отношений в статусе страны третьего мира, и главной целью ее развития на тот момент провозглашается модернизация. В Индии возникает понимание необходимости «догнать» страны Запада. Лицом, определяющим вектор развития страны, на тот момент был премьер-министр Дж. Неру, который также являлся и главным авторитетом в области внешнеполитической мысли. Это стало еще одной причиной замедления развития индийской теоретической школы, поскольку наличие такого авторитета не способствовало активизации научной дискуссии на этом направлении. Упор делался на развитии тех областей научного знания, которые способствовали бы индустриализации индийского общества. И хотя предполагалось, что после обретения независимости Индия станет ключевым игроком в Азии, развитие науки о ТМО не стало приоритетным направлением. Это во многом объяснялось стремлением этой страны занять достойное место в уже существующей системе, об изобретении собственных теоретических конструктов на тот момент речи не шло. Более того, считалось, что теория международных отношений должна служить целям внешней политики, быть практикоориентированной, поэтому «кабинетное теоретизирование» считалось неуместным.
Институциональный базис индийской школы ТМО
Институциональное оформление индийской школы ТМО также было затруднено. Данная дисциплина воспринималась как подраздел социологии, политологии или регионоведения. Соответственно, и финансирование исследований осуществлялось и осуществляется в рамках проектов более крупных институтов, которые зачастую отводили недостаточно ресурсов на исследования в области международных отношений.

В сфере высшего образования программы по международным отношениям являются профилирующими в основном лишь на уровне аспирантуры и докторантуры. В то же время принято полагать, что наука о международных отношениях не обладает строгой теоретической базой, в отличие, например, от политологии, поэтому образовательные программы в этой сфере представляют собой набор дисциплин по дипломатической истории западных держав периода мировых войн и холодной войны, а также истории внешней политики Индии. Фундаментальным же концепциям и теориям уделяется крайне мало внимания. Кроме того, финансирование программ высшего образования сильно зависит от приоритизации определенных областей внутри индийской Комиссии по университетским грантам (University Grants CommissionUGC) и Индийского совета по исследованиям в области общественных наук (Indian Council of Social Science ResearchICSSR). Частное и иностранное финансирование только начинает входить в практику, объем которого остается небольшим и направлен в основном на базирующиеся в Нью-Дели институты [1].

Самой сильной университетской школой международных отношений в Индии до сих пор остается Школа международных отношений Университета им. Дж. Неру в Нью-Дели (School of International Studies, SIS). Если говорить об исследовательских центрах, то наибольшее внимание теоретическому аспекту уделяют в Observer Research Foundation (ORF). Например, в 2018 г. Фондом была выпущена серия статей «India and Study of International Relations», в рамках которой ведущие индийские и зарубежные исследователи переосмысляли существующие подходы к восприятию ТМО в Индии. Кроме того, ORF можно назвать одним из наиболее авторитетных и успешных в мире индийских исследовательских центров. В мировом рейтинге «The Global Go To Think Tank Index» университета Пенсильвании за последний год он поднялся с 118 места до 27, а также он занимает третье место в рейтинге азиатских «мозговых центров» (среди институтов Китая, Кореи, Японии, Индии). Среди публикаций других ведущих мировых и региональных аналитических центров (например, Manohar Parrikar Institute for Defense Studies and Analyses (IDSA), Centre for Civil Society (CCS), Delhi Policy Group) подобные проекты и статьи встречаются крайне редко, фокус их внимания направлен в основном на стратегические аспекты практической политики.
Таблица 1. Ведущие «мозговые центры Индии»
Источник: Global Go To Think Tank Index Report с 2012 по 2019 гг.
Отдельно стоит упомянуть India Foundation и Vivekananda International Foundation (VIF). Деятельность первого явно осуществляется в парадигме политического индуизма, который можно рассматривать как разновидность теоретического подхода. Статьи часто посвящены вопросам национальной идентичности, индийской государственной идее, вопросам общественного устройства и индуистскому праву. Также Фонд проводит ежегодную международную конференцию «Dharma Dhama Conference». VIF уделяет особое внимание анализу историко-философского наследия Индии в контексте международных отношений и внешней политики, «мобилизации древних ресурсов и идей для внедрения в практику и стратегию, а также построения индийского нарратива». За последние два года Фонд проводил: семинар «Vasudhaiva Kutumbakam: Relevance of India's Ancient Thinking to Contemporary Strategic Reality» (также вышла одноименная книга), симпозиум на тему «The Arthasastra: New Directions in Research», вводный курс в «индийское стратегическое мышление», а также серию лекций «Индийская философия для начинающих» для представителей индийской и зарубежной дипломатии и экспертного сообщества.
Ключевые концепции и авторы в индийской школе ТМО: критический анализ
Среди ведущих индийских авторов, обращающихся к проблеме формирования индийской теории международных отношений, можно назвать А. Ачарью, С. Малаварапу и К. Баджпаи, А.П. Рану и К.П. Мисру, которые с 1970-х – 1980-х гг. стояли у истоков возрождения ТМО в Индии, а также Н. Бехеру, которая рассматривает такие нетипичные для индийской науки о международных отношениях вопросы, как экологические проблемы и гендерный вопрос.

Говоря об основных теоретических подходах, стоит обратиться к книге «Большая стратегия Индии: история, теория, кейсы» под редакцией К. Баджпаи, где в качестве основных теоретических подходов в индийской традиции авторы выделяют нерувианизм и гиперреализм, а также более частные — политический индуизм и гандианизм.

Для нерувианизма базовым положением является способность государств и людей понять друг друга и достичь устойчивого мира, несмотря на неизбежность войны и соперничества. В то же время война не считается естественным состоянием межгосударственных отношений, а в качестве одной из главных причин развязывания войн видится ошибочное восприятие оппонента. Применение или угроза применения силы считаются контрпродуктивными, поскольку неизбежно будут иметь обратные последствия. Ведение войны и подготовка к ней считаются разрушительными и бесполезными. Напротив, с помощью достижения договоренностей, следования нормам международного права и кооперации можно преодолеть анархичность международных отношений. Корни этих идей можно найти в одном из важнейших (с точки зрения индийской философии) понятии — «ахимса» (принцип ненасилия).

Все эти положения также схожи с принципом неприсоединения, одним из главных адептов и лидеров которого был Дж. Неру. Претерпев с течением времени определенные трансформации и лишившись контекста, в котором он возник, принцип неприсоединения до сих пор можно считать одним из основных положений индийской внешней политики и базовой теоретической предпосылкой. История, характерные черты и возможности применения в науке о ТМО концепции неприсоединения являются предметом дискуссий в индийской научной литературе.

Также стоит упомянуть часто применяемый к Индии термин «колеблющееся государство» (swing power). В основном он используется в контексте геополитики. Также встречаются варианты сочетаний global swing state или world swing power. По аналогии с «колеблющимися штатами» в США, от которых зачастую зависит исход выборов, «колеблющееся государство» также обладает значительным весом, а порой и решающим голосом во многих международных вопросах. Помимо Индии к «колеблющимся государствам» относят, например, Бразилию, Индонезию и Турцию. Эти государства обладают достаточно быстро растущей экономикой, занимают центральное положение в регионе или стоят на стыке нескольких регионов. Их отличительной чертой является то, что, обладая более гибким подходом к определению своей позиции относительно различных проблем, они способны своими активными действиями на международной арене повлиять на глобальное политическое равновесие, не разрушая при этом существующую сеть глобальных институтов. Применимость данного термина к Индии активно обсуждается как внутри индийского экспертного сообщества, так и за его пределами, а также на уровне официальной государственной риторики.

С точки зрения гиперреализма, который стал основной парадигмой для современной индийской ТМО, государства обречены на бесконечный цикл войн, сдерживания и смены баланса сил, и никакие средства международного сотрудничества этого не изменят. Эта идея ярко проиллюстрирована в теории мандалы, описанной Каутильей в трактате «Артхашастра», написанном в IV–V вв. до н.э. Мандала представляет собой концентрические круги влияния с центром в виде какой-либо политии. Круги — влияние, амбиции и стремления политий, которые непрерывно борются за жизнь. Каждый правитель должен рассматривать свое царство в виде подобного центра, для которого другие центры могут стать противниками или союзниками. Несмотря на наличие столь яркого исконно индийского примера теоретической политической концепции, основанной на реалистских началах, и тот факт, что основной парадигмой современной индийской внешней политики так же можно назвать реализм, наследие Каутильи до сих пор недооценено. Среди индийских экспертов можно, в частности, встретить мнение, что Артхашастра практически не изучается в основных курсах по ТМО.

Еще одной важной концепцией, оставившей свой след в индийском взгляде на международные отношения, является наследие М. Ганди, именуемое гандианизмом. Для Ганди причины любых социальных процессов зарождались на уровне отдельной личности и определялась cознательностью каждого отдельного члена общества, в то время как национальное государство и любой другой вид человеческой общности стояли на втором месте, поскольку считались формальными образованиями. Базисом же любых общественных отношений являются именно ценности и поведение индивидуумов. События межгосударственных отношений, в том числе войны — это приходящее. Гораздо важнее правильно организовать жизнь малых сообществ, что станет залогом мирной жизни и искоренит предпосылки для конфликтов, в том числе на международной арене.

Наследие Ганди символизирует невозможность разделения личностного, национального и международного уровня анализа в рамках индийской традиции ТМО, поскольку это противоречит глубоко укоренившейся картине мира.

Другая концепция — политический индуизм — это не только идеологическая основа ныне правящей в Индии «Бхаратия джаната парти», но и мировоззренческая концепция, оказывающая значительное влияние на формирование различных аспектов индийской внешней политики и национальной идентичности внутри мирового сообщества.

Для политического индуизма главным объектом являются отношения между цивилизациями и людьми как носителями определенной культуры. В случае Индии цивилизационный аспект является ключевым, страна позиционируется как уникальная цивилизация. Главной проблемой сегодня, с точки зрения приверженцев этой концепции, является разрозненность представителей индуистской цивилизации и ее подавление более агрессивными цивилизациями — исламом и западным христианством. Усиление позиций этого подхода в сочетании с гиперреализмом можно наблюдать сегодня в политике Н. Моди. Вопрос о том, как личность премьер-министра повлияла на теорию и практику внешней политики государства — важная часть более широкой дискуссии о принципах индийской внешней политики.

«Личная философия управления» и управленческий стиль Н. Моди, в том числе во внешней политике, строятся на сочетании принципов индуистского национализма и гиперреализма, в соответствии с которыми для исполнения своего «предназначения», обеспечения безопасности, достижения величия и благополучия страна должна защищать свою культурную сущность от угроз изнутри и извне. На практике наиболее ярко эта концепция выражается, например, в антимусульманских элементах политики кабинета Н. Моди (опора на индуистское большинство, поправка в Закон о гражданстве 2019 г., обвинение главного политического оппонента Р. Ганди в заигрывании с мусульманским населением и т.д.). Кроме того, как отмечает Я. Холл, политика Н. Моди характеризуется меньшим прагматизмом, чем у его предшественников из БДП в 1998 и 2004 гг., и большим акцентом на внедрение принципов индуистского национализма во внешнюю политику, к чему можно отнести особое внимание к задаче консолидации индийской диаспоры и распространению «мягкой силы» государства — культурной экспансии через продвижение учения йоги и прочих элементов духовного наследия страны.

В то же время многие эксперты отмечают, что основные цели и принципы внешней политики сохранили преемственность и при Н. Моди, а имеющиеся изменения произошли в основном в идеологическом измерении. Более явно стала артикулироваться «особая роль» Индии как великой державы, необходимость укрепления ее «глобального авторитета», залогом чего, по словам бывшего министра иностранных дел Индии С. Сварадж, является в том числе «проецирование культурной идентичности и национальный брендинг». Основной вклад правительства Н. Моди в модификацию подхода к внешней политике заключается, пожалуй, в явном преследовании свойственной индуистскому национализму идеи об Индии как «мировом гуру», необходимости обеспечить признание и уважение ее цивилизационного и исторического наследия. Таким гуру Индия должна стать и в отношении ближайших соседей (приоритет развития отношений с которыми отражен в принципе «neighborhood first»), и в отношении глобального Юга, и в контексте ИТР.

Таким образом, описанные индийские теоретические концепции охватывают куда большую область, нежели отношения между игроками на международной арене, и включают в себя более частные теории, касающиеся функционирования общества и места отдельного человека в нем. Неотъемлемой частью теории международных отношений в случае Индии являются вопросы цивилизационной и национальной идентичности, а также индивидуальных ценностных оснований.

Основная критика индийской школы ТМО членами экспертного сообщества заключается не столько в критике конкретных теоретических положений, сколько в игнорировании богатого наследия индийской политической мысли и призыве не просто переосмыслить и адаптировать западные теории МО к индийским реалиям, но взглянуть иначе на сами международные отношения. В дополнение к этому в индийских исследованиях отмечается необходимость выработки собственных, аутентичных подходов к изучению международных отношений, что в перспективе может иметь важное значение с точки зрения позиционирования Индии в регионе и в мире.
Список литературы и источников:
1. Bajpai K. P., Mallavarapu S. International Relations in India: Bringing Theory Back Home // Orient Blackswan, 2005, Vol. 1.

2. Bajpai K., Basit S., Krishnappa V. (ed.). India's grand strategy: History, theory, cases. Routledge, 2014.

3. Behera N. C. Engaging Tomorrow: Ford Foundation, Regional Security, Peace and Cooperation in South Asia // a report, unpublished, 2003.

4. Behera N. C. Re-imagining IR in India in Acharya A., Buzan B. (ed.). Non-Western international relations theory: perspectives on and beyond Asia. Routledge, 2009. P. 100

5. Chandra V. Modi government and changing patterns in Indian foreign policy //Jadavpur Journal of International Relations, 2017, Vol. 21., №. 2. P. 98-117

6. Global Go To Think Tank Index Reports 2012-2019. URL: https://www.gotothinktank.com/global-goto-think-tank-index (Accessed: 15.11.2020)

7. Gopal B. Relevance of Non-alignment //The Indian Journal of Political Science, 1991, Vol. 52, №. 1. P. 54-73.

8. Hall I. Modi and the reinvention of Indian foreign policy. – Policy Press, 2019. P. 19

9. India Foundation. 5th Dharma Dhamma Conference 2019. URL: https://indiafoundation.in/event-reports/dharma/ (Accessed: 22.11.2020)

10. India Foundation. A Clarion Call to Reimagine the Idea of India. URL: https://indiafoundation.in/event-reports/a-clarion-call-to-reimagine-the-idea-of-india/ (Accessed: 22.11.2020)

11. India Foundation. National Seminar on Hindu Jurisprudence: Texts and Its Evolving Concepts. URL: https://indiafoundation.in/event-reports/national-seminar-on-hindu-jurisprudence-texts-and-its-evolving-concepts/ (Accessed: 23.11.2020)

12. India Foundation. Revisiting Ambedkar's Idea of Nationalism. URL: https://indiafoundation.in/articles-and-commentaries/revisiting-ambedkars-idea-of-nationalism/ (Accessed: 23.11.2020)

13. India: the World's Swing Power. A Conversation with Reuben Abraham // Asia Society. URL: https://asiasociety.org/switzerland/events/india-world%E2%80%99s-swing-power (Accessed: 18.02.2021)

14. Mallavarapu S. Development of international relations theory in India //International Studies, 2009, Vol. 46, №. 1-2. P. 168.

15. Miller M. C., Sullivan de Estrada K. Pragmatism in Indian foreign policy: How ideas constrain Modi //International Affairs. 2017. Vol. 93. №. 1. P. 27-49.

16. Mishra M. Kautilya's Arthashastra: Restoring its Rightful Place in the Field of International Relations //Journal of Defence Studies. 2016. Vol. 10. №. 2. P. 103.

17. Misra K. P. Towards Understanding Non-Alignment //International Studies. 1981, Vol. 20, №. 1-2. P. 23-37.

18. ORF. India and The Study of International Relations. URL: https://www.orfonline.org/tags/india-international-relations/ (Accessed: 15.11.2020)

19. Rana A. P., Misra K. P. Communicative discourse and community in international relations studies in India: a critique //International Relations in India: Bringing Theory Back Home, 2005. P. 74.

20. Vivekananda International Foundation. Indian Philosophy for Beginners. URL: https://www.vifindia.org/event/report/2020/august/10/indian-philosophy-for-beginners (Accessed: 12.11.2020)

21. Vivekananda International Foundation. Seminar on "Vasudhaiva Kutumbakam: Relevance of India's Ancient Thinking to Contemporary Strategic Reality". URL: https://www.vifindia.org/event/report/2019/february/27/seminar-on-vasudhaiva-kutumbakam%20 (Accessed: 12.11.2020)

22. Vivekananda International Foundation. The Arthasastra – New Directions in Research. URL: https://www.vifindia.org/event/report/2020/august/12/the-arthasastra-new-directions-in-research (Accessed: 12.11.2020)

23. Vivekananda International Foundation. Vasudhaiva Kutumbakam - Relevance of India's Ancient Thinking to Contemporary Strategic Reality. URL: https://www.vifindia.org/book/2020/march/27/vasudhaiva-kutumbakam-relevance-of-india-s-ancient-thinking (Accessed: 12.11.2020)

24. Vivekananda International Foundation. Vivekananda International Foundation (VIF) Course on "Introduction to India's Strategic Thinking". URL: https://www.vifindia.org/directorremarks/2018/november/vif-course-on-introduction-to-india-s-strategic-thinking (Accessed: 12.11.2020)
Behera N. C. Engaging Tomorrow: Ford Foundation, Regional Security, Peace and Cooperation in South Asia //a report, unpublished. – 2003