Незападные ТМО
Введение в незападные теории международных отношений
Авторы
Анастасия Пятачкова
Заместитель заведующего Международной лабораторией исследований мирового порядка и нового регионализма НИУ ВШЭ, заместитель заведующего Азиатско-тихоокеанским сектором ЦКЕМИ НИУ ВШЭ
Дмитрий Новиков
К.п.н., заместитель заведующего Международной лабораторией исследований мирового порядка и нового регионализма НИУ ВШЭ
Смещение баланса сил в АТР привело к переосмыслению роли различных государств в формирующемся мировом порядке и одновременно поставило под сомнение соответствие существующих теоретических инструментов текущим международным вызовам и задачам.

Многие незападные государства объективно добились серьезных экономических успехов и находятся в процессе самоидентификации, выстраивая отношения с партнерами в новом статусе. В частности, КНР на данный момент является единственной крупной экономикой, которая демонстрирует положительный экономический рост, несмотря на разрушительные последствия пандемии. Благодаря произошедшим изменениям у незападных государств появилось больше ресурсов для участия в международных делах. Отныне они не готовы играть пассивную роль в формировании международной повестки, что хорошо заметно по росту активности незападных институтов и структур (расширение БРИКС и ШОС, подписание ВРЭП и т.д.).

Глобальные вызовы требуют оптимизации теоретических инструментов и методов прогнозирования дальнейшего развития международного взаимодействия. В процессе теоретических поисков появляется много вопросов, на которые традиционные западные теории не дают ответа. Так, хотя возможность наступления конфликта не отрицается, все же именно мир и стремление к миру считается в западных теориях нормальным состоянием отношений. Однако для целого ряда незападных государств (особенно это относится к Африканскому континенту) состояние войны — норма жизни (в историческом срезе похожие явления были характерны и для некоторых стран Запада).

В этой связи возникает проблема соответствия традиционных теорий реалиям формирующегося нового мирового порядка. Западные ценности не стали для всех универсальными, они не способны объяснить плюрализм современного мира. Вероятно, в некоторых случаях незападные идеи и концепции способны дать лучшее объяснение логике современных международных реалий.

Сам факт того, что достичь успеха можно иначе, с одной стороны, знаменует конец «старого мира», а с другой — выявляет запрос на разнообразие идей, из которых будет формироваться новая международная реальность. Практический интерес подогревается новыми концепциями, которые предлагают незападные аналитические и научные центры для дискуссии, — моральный реализм, постколониальный дискурс, убунту и т.д.

Вместе с тем многие национальные школы ТМО находятся лишь в начале своего пути. Много вопросов вызывает сама попытка разграничить традиционные западные концепции от «остальных». В литературе можно обнаружить такие альтернативные категории, как «третий мир», «глобальный Юг», «субальтернативный», «постзападный», «постколониальный», которые, впрочем, также не отражают картину целиком.

Незападные теории часто критикуют за отсутствие реального содержания: объяснения часто так или иначе укладываются в логику универсальных теорий. На Западе иногда рассматривают незападные общества в большей степени как источник данных, а не теорий, а также как новый источник подходов к анализу и понимаю современных международных отношений.

В то же время нельзя не отметить увеличение внимания к ТМО в незападных странах, в том числе и на институциональном уровне. Незападные «мозговые центры» уже сейчас достаточно активно представлены в системе международных рейтингов.
Таблица 1. Страны с наибольшим количеством «мозговых центров»
За рубежом незападные теории активно изучаются. Особый вклад в развитие международной дискуссии вносят статьи и книги с участием А. Ачарьи и Б. Бузана [1], П. Билджина, Дж. Шани, Р. Шиллиам, Д. Кана, З. Капана, Д. Пучала, Ч.-Ч. Чэня, К. Шимицу, А. Макарычева и В. Морозова [2] и др.

Рассматривая незападные ТМО А. Ачарья затрагивает три важных вопроса:

1. Отражают ли западные концепции ТМО те проблемы и вопросы, с которыми сталкивается мир за пределами Запада?

2. Получается ли у представителей не-Запада создавать собственные школы?

3. Следует ли включить в ТМО национальные и региональные школы?

В России также растет интерес к изучению незападных теорий международных отношений. В частности, вышла монография А. Воскресенского «Non-Western Theories of International Relations» в издательстве Palgrave [3]. Примечательно, что труд вышел именно на английском языке и изначально был ориентирован на вклад в международную дискуссию. В РУДН был организован научный семинар «Незападные ТМО», планируется выход тематической монографии, посвященной ТМО в КНР. В 2019 г. в издательстве «Аспект Пресс» вышла книга «Незападные теории международных отношений: азиатские, африканские и латиноамериканские концепции мироустройства» [4]. Отдельные статьи по развитию теории международных отношений в незападных государствах рассмотрены подробнее в страновых кейсах лонгрида.

Между тем в российских университетах программы по изучению ТМО в основном построены на классических теориях и редко включают подробный разбор незападных теорий. Идея создания данного лонгрида появилась в ходе работы над грантом факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ по теме незападных теорий международных отношений «Эволюция концептуальных и теоретических основ внешней политики в крупнейших незападных державах». Стало понятно, что для популяризации и осмысления ТМО могут быть полезны не только строгие академические форматы, но и более интерактивные (особенно в учебном процессе).

Цель данной работы — представить основной срез развития теории международных отношений в незападных странах. В ходе исследования фокус внимания был направлен на зарубежные школы. Для реализации этой задачи авторским коллективом были отобраны наиболее яркие страновые кейсы в таких регионах мира, как Азия, Африка и Латинская Америка.

В каждом из блоков лонгрида рассматривается история развития теории международных отношений, институциональное оформление (ведущие «мозговые центры»/университеты/научные учреждения), дискуссия об особенностях школы и осмысляемых понятиях, а также известные авторы и критика теорий.

Степень развитости теоретических направлений по странам сильно различается, что также отражено в структуре и содержательном наполнении лонгрида. При отборе кейсов учитывались такие критерии, как развитость школы ТМО и наличие собственных теоретических наработок, количество исследовательских центров, число авторов и публикаций в рамках теории международных отношений, упоминания и анализ национальных школ в исследованиях по незападным ТМО, признание их существования в экспертном сообществе.

В исследовании уделено внимание критическому осмыслению западных концепций в незападных странах. Как правило, государства сначала проходили период «обучения», используя для анализа международных отношений классические ТМО. Затем следовал этап критического осмысления западных идей и предложений по их усовершенствованию. В большинстве случаев только после этого появлялись более самостоятельные теоретические концепции, которые зачастую связаны с оригинальными историческими и философскими традициями в изучаемых странах. Подобная логика развития ТМО хорошо прослеживается на примере приведенных кейсов.

В определенном смысле наличие собственной ТМО — это некий показатель «самостоятельности» и повышения статуса государства как лидера и проводника идей, а не их пассивного реципиента. Кроме того, появление собственных концепций косвенно свидетельствует о кризисе классических ТМО, которые уже не воспринимаются в качестве универсального ответа на современные вызовы. Таким образом, западные идеи из эталона могут постепенно трансформироваться лишь в один из вариантов восприятия действительности.

Традиционно в трудах о незападных ТМО большое внимание уделяется азиатским странам, и данный лонгрид не является исключением. Именно в Азии наблюдается наибольшее количество работ и исследовательских центров по международным отношениям. Так, в блоке «Восточная Азия» в качестве отдельных разделов представлены Китай, Япония и Южная Корея. Китай, пожалуй, имеет одну из самых продвинутых школ ТМО в незападном мире. Япония и Южная Корея интересны тем, что очень сильно интегрированы в западный мир; в то же время они длительное время демонстрировали собственные экономические достижения и лидерский потенциал, что неизбежно привело к дискуссии о необходимости развития собственной ТМО.

Южная Азия в данном исследовании представлена Индией, которая играет роль основного игрока в регионе. Развитие ТМО в этой стране заслуживает внимания с точки зрения усиления ее лидерства в региональном масштабе, а также особого выстраивания ее внешнеполитического курса (использование идеи swing power) и дальнейшего развития концепции Индо-Тихоокеанского региона.

В разделе по Юго-Восточной Азии акцент смещен в пользу региональных тенденций, однако здесь раскрываются и страновые сюжеты. Особое внимание уделяется Малайзии, которая в последние годы укрепляет свои позиции в качестве «средней державы».

Латинская Америка привлекает внимание своей прагматичной направленностью в плане позиционирования ТМО — многие идеи имеют проблемно-ориентированный характер и преломляются в плоскости экономического развития. Интересной разработкой, характерной сразу для нескольких латиноамериканских стран (Аргентины, Бразилии, Венесуэлы, Чили) является «школа автономии». В целом даже на страновых кейсах прослеживается влияние общей дискуссии вокруг таких вопросов, как «центр и периферия», постколониальный дискурс, борьба с расизмом.

Похожая ситуация характерна и для Африки. При этом Африка южнее Сахары рассматривается отдельно от Северной Африки, которая вошла в часть по исламской ТМО. Африка южнее Сахары главным образом представлена в общерегиональном срезе. В качестве ключевой особенности можно отметить, что в силу исторических причин в странах Африканского континента существует особое восприятие государственных границ, что осложняет выделение конкретных страновых кейсов. Хотя они и обозначены в тексте, необходимо сделать оговорку, что для понимания идентичности африканских стран проведение размежевания по государственным границам без учета этнического фактора во многих случаях может быть некорректным. Иногда государственность настолько слабо выражена, что это не позволяет серьезно включать этот фактор в анализ региональной обстановки. Обозначенная специфика ставит Африку на совершенно особенное место в плане изучения и теоретического осмысления международных отношений.

Исламская традиция по большей части представлена Северной Африкой и Ближним Востоком и является уникальной с точки зрения вовлеченности религиозных аспектов и концепций в развитие данного направления. Именно поэтому в данном исследовании авторы стремились показать, скорее, не страновой срез, а ценностно-фундаментальные сюжеты и подходы в понимании особенностей развития теории. Впоследствии полученные выводы могут использоваться для детального изучения страновых кейсов.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что незападные теории международных отношений — быстро развивающееся направление. Безусловно, в будущем лонгрид может быть дополнен как в части страновых кейсов, так и новыми идеями внутри уже включенных в него стран. Например, в плане изучения Юго-Восточной Азии авторы лонгрида сделали большой акцент на изучении Сингапура и Малайзии, однако не менее серьезного исследования заслуживают формирующиеся тенденции в науке о международных отношениях и в других странах региона (например, в Индонезии). Также интересны для подробного изучения такие страны, как Турция и Иран. Кроме того, полученные из анализа зарубежного опыта выводы могут быть в дальнейшем использованы для развития ТМО в России.

Несмотря на указанные «точки роста», представляется, что проведенное исследование охватывает широкий круг сюжетов и открывает возможности для полноценного погружения в атмосферу незападных ТМО. Это особенно важно в условиях трансформации норм и правил мирового порядка, когда требуется особая вовлеченность экспертного сообщества в концептуальное осмысление происходящих международных процессов и выработку более актуальных теоретических подходов к их анализу.
Список литературы и источников:
1. Бордачев Т.В., Зиновьева Е.С., Лихачева А.Б. Теория международных отношений в XXI веке // Москва: Международные отношения, 2015.

2. Незападные теории международных отношений: азиатские, африканские и латиноамериканские концепции мироустройства. М.: Аспект Пресс, 2019.

3. Acharya A. Dialogue and discovery: In search of International Relations theories beyond the West // Millennium. 2011.

4. Amitav Acharya, & Barry Buzan (Eds.) Non-Western international relations theory: Perspectives on and beyond Asia. New York: Routledge. 2010.

5. Bilgin P. Thinking Past 'Western'IR? //Third World Quarterly. 2008. Vol. 29, №. 1. P. 5-23.

6. Capan Z. G. Decolonising international relations? //Third World Quarterly. 2017. Vol. 38, №. 1. P. 1-15.

7. Chen C. C. The absence of non-western IR theory in Asia reconsidered //International Relations of the Asia-Pacific, 2011, Vol. 11, №. 1. P. 1-23.

8. Christensen T. K. Joining the Club //Asia in Focus, 2019, Vol. 7. P. 2-11.

9. Kang D. C. Getting Asia wrong: The need for new analytical frameworks //International Security, 2003, Vol. 27, №. 4. P. 57-85.

10. Makarychev A., Morozov V. Is "Non-Western Theory" possible? The idea of multipolarity and the trap of epistemological relativism in Russian IR //International Studies Review, 2013, Vol. 15, №. 3. P. 328-350.

11. McGann J. G. 2019 Global go to think tank index report, 2020.

12. Puchala D. J. Some non-Western perspectives on international relations //Journal of Peace Research, 1997, Vol. 34, №. 2. P. 129-134.

13. Shani G. Toward a post-Western IR: The Umma, Khalsa Panth, and critical international relations theory //International Studies Review, 2008, Vol. 10, №. 4. P. 722-734.

14. Shilliam R. (ed.). International relations and non-Western thought: Imperialism, colonialism and investigations of global modernity. New York: Routledge. 2010.

15. Shimizu K. Materializing the 'non-Western': Two stories of Japanese philosophers on culture and politics in the inter-war period //Cambridge Review of International Affairs, 2015, Vol. 28, №. 1. P. 3-20.

16. Voskressenski, Alexei D. Non-Western Theories of International Relations. Springer Global: Palgrave-Macmillan, 2017.
Amitav Acharya, & Barry Buzan (Eds.) Non-Western international relations theory: Perspectives on and beyond Asia. New York: Routledge. 2010.
А. Макарычев и В. Морозов представляют Университет Тарту.
Voskressenski, Alexei D. Non-Western Theories of International Relations. Springer Global: Palgrave-Macmillan, 2017.
Незападные теории международных отношений: азиатские, африканские и латиноамериканские концепции мироустройства. М.: Аспект Пресс, 2019.