22 октября 2018 г. в МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол «Перспективы выборочного сотрудничества России и ЕС». Члены Российского совета по международным делам (РСМД) совместно с коллегами из ЕС представили доклад «Выборочное сотрудничество между ЕС и Россией». По мнению экспертов, несмотря на сложившийся высокий уровень недоверия, у ЕС и России остаются возможности для налаживания диалога.
«Публикация общего доклада, созданного единой группой Россия — ЕС, это безусловный шаг вперед» — отметил Иван Тимофеев, один из авторов доклада, участник экспертной группы от РСМД. Так называемая модель одновременного партнерства вполне жизнеспособна. Примером этому служат Армения и Казахстан, которые, будучи членами ЕАЭС, одновременно плодотворно взаимодействуют с Евросоюзом. Сотрудничество между Брюсселем и Москвой реально, однако в условиях сложившегося политического кризиса необходимо тщательнее обозначать сферы кооперации. Именно такой подход был сформулирован ЕС при помощи понятия «выборочное сотрудничество».
Забине Фишер, автор доклада, руководитель отдела Восточной Европы и Евразии Фонда науки и политики (SWP, Берлин) подчеркнула, что термин «выборочное» не должен рассматриваться как приглашение сосредоточиться только на самых привлекательных и удобных для сторон областях и игнорировать все остальные. «Если мы посмотрим на обсуждение в России и Европе, то складывается ощущение, что обе стороны не очень заинтересованы в поиске точек соприкосновения. Но мы понимаем, что обе стороны зависят друг от друга и заинтересованы в стабильной европейской безопасности. Я предлагаю, чтобы мы совместно рассматривали изменения, происходящие на нашем континенте»,— подчеркнула З. Фишер.
22 октября 2018 г. в МИА «Россия сегодня» состоялся круглый стол «Перспективы выборочного сотрудничества России и ЕС». Члены Российского совета по международным делам (РСМД) совместно с коллегами из ЕС представили доклад «Выборочное сотрудничество между ЕС и Россией». По мнению экспертов, несмотря на сложившийся высокий уровень недоверия, у ЕС и России остаются возможности для налаживания диалога.
«Публикация общего доклада, созданного единой группой Россия — ЕС, это безусловный шаг вперед» — отметил Иван Тимофеев, один из авторов доклада, участник экспертной группы от РСМД. Так называемая модель одновременного партнерства вполне жизнеспособна. Примером этому служат Армения и Казахстан, которые, будучи членами ЕАЭС, одновременно плодотворно взаимодействуют с Евросоюзом. Сотрудничество между Брюсселем и Москвой реально, однако в условиях сложившегося политического кризиса необходимо тщательнее обозначать сферы кооперации. Именно такой подход был сформулирован ЕС при помощи понятия «выборочное сотрудничество».
Забине Фишер, автор доклада, руководитель отдела Восточной Европы и Евразии Фонда науки и политики (SWP, Берлин) подчеркнула, что термин «выборочное» не должен рассматриваться как приглашение сосредоточиться только на самых привлекательных и удобных для сторон областях и игнорировать все остальные. «Если мы посмотрим на обсуждение в России и Европе, то складывается ощущение, что обе стороны не очень заинтересованы в поиске точек соприкосновения. Но мы понимаем, что обе стороны зависят друг от друга и заинтересованы в стабильной европейской безопасности. Я предлагаю, чтобы мы совместно рассматривали изменения, происходящие на нашем континенте»,— подчеркнула З. Фишер.
Среди областей сотрудничества, прогресс в которых наиболее необходим или реален в среднесрочной перспективе, экспертами было выделено девять направлений: прекращение огня в Донбассе и полное выполнение Минских соглашений; инициирование переговоров на высшем уровне между ЕС, ЕАЭС и странами, подписавшими Соглашение об углубленной и всеобъемлющей зоне свободной торговли; инициирование диалога на высшем уровне между ЕС, ЕАЭС, Китаем и государствами Центральной Азии для обсуждения инициативы «Один пояс и один путь»; ведение совместных действий России и ЕС для сохранения и поддержания Совместного всеобъемлющего плана действий; продолжение обсуждения ситуации в Сирии; поиск менее политизированных областей для многостороннего сотрудничества и изучение возможностей экономического сотрудничества в тех областях, которые не попадают под санкции одной из сторон; и, наконец, создание условий для более активного и разностороннего гражданского взаимодействия, а также инициирование диалога экспертов по спорным вопросам.
Эксперты отметили, что напряжение в отношениях между Россией и ЕС нарастало еще до 2013 года. То, что можно наблюдать сегодня — это следствие неверного восприятия ситуации обеими сторонами. Как подчеркнул Александр Аксенёнок, Чрезвычайный и Полномочный посол России, вице-президент РСМД: «Россия и Евросоюз не смогли вовремя понять, где проходят красные линии». С российской стороны это недопонимание было вызвано преувеличением ущерба от вступления Украины в ЕС. Брюссель, в свою очередь, более озабочен финансовыми и институциональными потрясениями, Брекситом, миграционным кризисом, ростом популистских партий во многих странах — членах ЕС, и утратил интерес к поиску выхода из тупика в отношениях с Россией.
Тем не менее, все эксперты сошлись на мнении, что отношения между Россией и ЕС значительно лучше, чем отношения между Россией и США. Брюссель аккуратнее подходит к отношениям с Москвой, чем Вашингтон. Это можно наблюдать на разнице санкционной политики ЕС и США в отношении России. Санкционные меры Евросоюза обусловлены политикой России в Украине и избегают других областей. Напротив, со стороны США наблюдается постоянная эскалация ограничительных мер. Также, Россия склонна рассматривать ЕС как более гибкого и готового к сотрудничеству внешнего партнера, чем США.
Кадри Лиик, старший научный сотрудник Европейского совета по международным отношениям, заявила на круглом столе: «Мы должны делать упор именно на обсуждении различий в позициях двух сторон. Нам следует выявлять природу этих самых различий, анализировать бэкграунд, который стоит за ними. Безусловно, это не позволит нам исключить разницу в видении ЕС и России целиком и полностью, однако поможет уменьшить уровень её опасности».
И Москва, и Брюссель признают, что на международной арене у них есть общие интересы и общие угрозы, требующие совместных действий. Обе стороны рекомендуют сосредоточить свое внимание на европейской и евразийской интеграции, развивать взаимодействие в наименее политизированных областях, в том числе по вопросам изменения климата, и продолжать продвигать диалог экспертов, который показывает, что наличие разных взглядов на текущую ситуацию не исключает возможности анализа, ведущего к сближению позиций России и ЕС.