Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей

29 сентября 2021 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся городской завтрак РСМД, посвященный вопросу сотрудничества в рамках китайской Инициативы пояса и пути.

На мероприятии выступили эксперты:

  • Александр Габуев — международник-китаист;

  • Юрий Кулинцев — научный сотрудник Центра изучения стратегических проблем СВА и ШОС ИДВ РАН;

  • Елена Алексеенкова — ведущий научный сотрудник, руководитель Центра итальянских исследований Отдела Черноморско-Средиземноморских исследований Института Европы РАН.

29 сентября 2021 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся городской завтрак РСМД, посвященный вопросу сотрудничества в рамках китайской Инициативы пояса и пути.

На мероприятии выступили эксперты:

  • Александр Габуев — международник-китаист;

  • Юрий Кулинцев — научный сотрудник Центра изучения стратегических проблем СВА и ШОС ИДВ РАН;

  • Елена Алексеенкова — ведущий научный сотрудник, руководитель Центра итальянских исследований Отдела Черноморско-Средиземноморских исследований Института Европы РАН.

Тезисы

Александр Габуев

— Превосходство инициативы «Один пояс — один путь» состоит в том, что она представляет собой достаточно абстрактную идею и пластичную формацию, которую каждый может понимать по-своему. Очевидно, есть общее описание того, какие цели преследует Китай. В первую очередь, это повышение связанности транспортных потоков, интеграция финансовых платежных систем, открытие товарных рынков, укрепление политических связей и связей между людьми. С другой стороны, что конкретно имеется в виду, понять довольно сложно. Желая получить государственное финансирование и лояльность, сегодня каждый провинциальный лидер, каждая государственная или частная компания связывают свои цели с ИПП, находя свой практический угол в Инициативе, который помог бы им решать собственные конкретные задачи.

— Уверенно говорить о том, что Китай строит четкую стратегию на сотни лет вперед, не представляется возможным. Как показывает опыт, китайские реформы — это всегда практичный путь проб, ошибок и экспериментов. Стоит отметить, что многие аспекты деятельности и проекты, которые сегодня реализуются в рамках инициативы «Один пояс — один путь» начали развиваться задолго до того, как Инициатива была объявлена.

— Российское руководство очень прагматично отреагировало на предложение поддержания Инициативы. Россия заинтересована в ИПП ввиду возможного увеличения выгод при поддержке Китаем Евразийского экономического союза.

Юрий Кулинцев

— В момент создания Инициативы в 2013 г. Китай в лице Си Цзиньпина не заявлял о глобальных амбициях. Однако то, что «Один пояс — один путь» привлек внимание всего международного сообщества, стало мотивом его масштабирования в рамках всего мира. Тогда же Стратегия «Один пояс — один путь» была переименована в более нейтральную «Инициативу».

— В 2015 г. Россия включилась в совместную работу с Китаем над данным проектом. В августе того же года были определены основные направления сотрудничества по сопряжению:

1.     Крупные инфраструктурные проекты;

2.     Работа по устранению барьеров в торговле;

3.     Защита взаимных инвестиций;

4.     Работа в области высоких технологий и развитие научного потенциала.

В совокупности, эти направления задали повестку как для СМИ двух стран, так и для научного сообщества.

— Однако совсем скоро выявились различия в приоритетах двух сторон. Китай выступал за упрощение торгового и инвестиционного режимов в рамках сопряжения. При этом ЕАЭС интересовали, в первую очередь, инфраструктурные транспортные проекты, а также формирование дорожной карты сопряжения с четкими сроками и последовательностью действий. Несмотря на то, что стороны пришли к некоторым взаимным договоренностям, в 2019 г. Россией была сформулирована окончательная позиция к Инициативе: российское руководство ее поддержало, но участвовать отказалось, отдав преимущество собственному проекту — ЕАЭС.

Елена Алексеенкова

— В российском аналитическом дискурсе Европа воспринимается как центральная точка приложения всех усилий КНР по формированию ИПП. Присоединение Италии к ИПП в марте 2019 г. вызвало бурные и неоднозначные дискуссии в Европе. Дело в том, что со времен экономического кризиса 2008–2009 гг. китайское влияние в Европе, особенно в ее восточной части, постепенно нарастало и к 2019 г. стало особенно существенным.

С тех пор стали активно развиваться сразу несколько процессов:

1. Стремление европейцев предотвратить новые инвестиции Китая в стратегически важные секторы экономики ЕС. В первую очередь, это касается транспортной логистики и развития новых технологий. Заметны также попытки нейтрализовать влияние прежних договоренностей с Китаем и вернуть контроль над теми активами, которые уже оказались в распоряжении китайских компаний.

2. Процесс политизации сотрудничества с Китаем вместо его институционализации. Сегодня в Европе активно развивается внутреннее регулирование и создание определенных норм, которые бы гарантировали сохранность и безопасность стратегических секторов по отношению к китайским инвестициям.

3. При поддержке США, Европа стремится предложить альтернативы китайской ИПП. Усилия в этом направлении постоянно наращиваются, что проявляется в выдвижении новых конкурентных Китаю инициатив и партнерств, в первую очередь, связанных с сотрудничеством с Африкой.

Видео

Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.67)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Выберите
Выберите

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся