Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 4.75)
 (16 голосов)
Поделиться статьей

11 июля 2024 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся городской завтрак РСМД «Обеспечение безопасности в Евразии: возможности ШОС». Эксперты обсудили особенности региональной архитектуры безопасности, интересы ключевых игроков евразийского пространства, а также возможности и ограничения Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) на пути к обеспечению безопасности в Евразии.

Спикеры:

  • Александр Князев, ведущий научный сотрудник Центра евроазиатских исследований Института международных исследований МГИМО МИД России;

  • Шамиль Еникеев, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ;

  • Александра Перминова, научный сотрудник Центра Центральноазиатских исследований Института Китая и современной Азии РАН, преподаватель департамента международных отношений НИУ ВШЭ.

11 июля 2024 г. в Библиотеке им. Ф.М. Достоевского состоялся городской завтрак РСМД «Обеспечение безопасности в Евразии: возможности ШОС». Эксперты обсудили особенности региональной архитектуры безопасности, интересы ключевых игроков евразийского пространства, а также возможности и ограничения Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) на пути к обеспечению безопасности в Евразии.

Спикеры:

  • Александр Князев, ведущий научный сотрудник Центра евроазиатских исследований Института международных исследований МГИМО МИД России;

  • Шамиль Еникеев, профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ;

  • Александра Перминова, научный сотрудник Центра Центральноазиатских исследований Института Китая и современной Азии РАН, преподаватель департамента международных отношений НИУ ВШЭ.

В ходе завтрака также была представлена аналитическая записка РСМД «Потенциал ШОС в обеспечении водно-энергетической безопасности в Центральной Азии: возможности российско-китайского взаимодействия».

Тезисы

Александр Князев

  • Несколько лет назад был распространен тезис о том, что ШОС — инструмент китайского влияния на участников объединения. Во многом это так и было, однако изначально организация создавалась с целью содействия региональной безопасности. Позднее в повестке ШОС появилась концепция «трех зол» (терроризм, экстремизм и наркотики), к которым также добавили сепаратизм.

  • Со временем Китай взял курс на экономическое доминирование, в том числе в Центральной Азии. Пекин стремится превратить ШОС прежде всего в организацию развития, поскольку считает его залогом региональной стабильности. На предложение президента России на последнем саммите ШОС в Астане о создании новой концепции евразийской безопасности Китай фактически никак не прореагировал, и российская идея в декларацию не вошла.

  • Одним из главных источников угроз для большого субрегиона является Афганистан. Хотя Движению талибов (запрещенная в РФ организация) удалось отчасти стабилизировать ситуацию, в стране по-прежнему присутствуют международные террористические группировки, а поток наркотрафика не прекращается. Большинство стран ШОС, за исключением Таджикистана, выступают за конструктивное сотрудничество с афганским правительством в сфере безопасности.

  • В 2009 г. была создана контактная группа ШОС по Афганистану, которая должна была противодействовать угрозам и рискам с афганской территории и помогать афганскому правительству обеспечивать стабильность. При этом работа группы до 2021 г. показала низкую эффективность из-за неспособности ШОС прийти к консенсусу по афганскому вопросу и невысокой заинтересованности в сотрудничестве со стороны Афганистана и США. Даже после того, как Афганистан в 2015 г. стал страной-наблюдателем в ШОС, ситуация не изменилась. После 2021 г. государства-члены отказываются приглашать талибов на мероприятия ШОС, не желая создавать конфликт с уставом ООН, поскольку большая часть руководства группировки находится под санкциями организации.

  • Китаю и странам Центральной Азии выгодно фокусировать внимание на экономических вопросах в рамках ШОС, а не на теме безопасности. Для КНР важно развитие инфраструктуры в рамках инициативы «Один пояс, один путь», а для остальных государств — привлечение китайских инвестиций. Для обеспечения региональной безопасности существует ОДКБ, двусторонние договоренности с Россией и две российские военные базы.

Александра Перминова

  • ШОС часто сталкивается одновременно с завышенными ожиданиями и снисходительно-скептическими взглядами. С одной стороны, организация вроде бы делает недостаточно в силу слабой внутренней институционализации и невысокого влияния на принятие решений членами. С другой, ШОС уже и так берет на себя много функций, и с появлением новых членов возникает много новых трудностей. Однако эту дихотомию можно рассматривать не как проблему, а как постоянный повод для развития организации.

  • Китайские идеологемы, такие как Сообщество единой судьбы, последние годы фиксируются в декларациях ШОС, что свидетельствует о том, что продвижение концепций стран-участниц в рамках организации возможно. Соответственно, у России также есть возможность продвинуть свою концепцию неделимой евразийской безопасности, и для этого необходимо проработать ее содержательное наполнение.

  • Вопросы нетрадиционных угроз безопасности достаточно далеки от дискурса ШОС, поскольку организация многие годы успешно справлялась с различными аспектами традиционной безопасности. Примером успешной деятельности ШОС в этой сфере можно назвать работу Региональной антитеррористическая структуры (РАТС) и проведение совместных учений.

  • Последняя декларация ШОС, принятая по итогам саммита в Астане, зафиксировала ряд важных моментов. Во-первых, Центральная Азия по-прежнему обозначается как ядро организации. Во-вторых, была принята стратегия по развитию энергетического сотрудничества в рамках ШОС. Кроме того, была анонсирована реформа РАТС, а также создание антинаркотического центра в Душанбе. Различные центры могут быть открыты и в других городах Центральной Азии, что свидетельствует о том, что ШОС реагирует прежде всего на угрозы именно в этом регионе.

  • ШОС в определенной степени сталкивается с кризисом смыслов из-за роста числа участников организации. Становится не до конца понятным, в какие проблемы должна вовлекаться организация. Например, Азербайджан — страна-наблюдатель ШОС, должна ли организация включаться в проблему вокруг Нагорного Карабаха? С одной стороны, укрупнение ШОС придает большую значимость организации, с другой — расширяется список проблем и угроз при том, что видение этих проблем у стран-участниц часто специфично.

  • Важным остается вопрос концептуализации организации. Россия со своей стороны может сделать акцент на «устойчивой безопасности» в рамках ШОС. Данная формулировка присутствует как в Концепции внешней политики Российской Федерации, так и в инициативе КНР о глобальной безопасности. «Устойчивая безопасность» представляет собой связку безопасность — развитие, то есть развитие государств-членов возможно только при нейтрализации возникающих угроз безопасности. Причем риски могут быть связаны как с традиционными угрозами, такими как терроризм и сепаратизм, так и с нетрадиционными сферами, такими как водная, энергетическая, продовольственная безопасность и т.д.

  • Если сейчас не решать существующие проблемы в Центральной Азии с водой, продовольствием, энергетикой, они могут привести к гуманитарной катастрофе, которая нанесет значимый ущерб и соседним государствам. ШОС может стать одним из переговорных форматов, на которых будут обсуждаться наиболее актуальные проблемы нетрадиционной безопасности. В частности, Россия и Китай в рамках ШОС могут помочь странам Центральной Азии с модернизацией энергетической инфраструктуры, которая нуждается в обновлении.

Шамиль Еникеев

  • Сейчас мир находится в состоянии распада старого энергетического порядка. Начинает расти роль новых институциональных площадок, таких как ШОС и БРИКС, поскольку в старые энергетические структуры, такие как, например, Международное энергетическое агентство, полноправно не входят крупные растущие экономики, а именно Россия, Китай и Индия.

  • Предложение российской стороны о создании Энергетического клуба ШОС изначально было воспринято скептически. Во многом это было связано с тем, что Китаю не было интересно продвигать российскую повестку в рамках организации. Однако в условиях «осыпающегося мира» ожидается возникновение новых центров силы в энергетике, одним из которых может быть ШОС.

  • В энергетике происходит переход от «невидимой руки рынка» к «видимой руке государства», то есть растет значение государств для мирового энергетического рынка. Именно государства будут определять, у кого и какие технологии будут покупаться, кому продаваться и т.д.

  • Энергетика является одним из ключевых элементов, обеспечивающих «возвращение» России в Центральную Азию. Однако контакты по этой линии во многом развиваются на двусторонней основе, даже в рамках таких масштабных проектов как тройственный газовый союз между Россией, Узбекистана и Казахстаном. Россия не просто таким образом находит новые рынки для собственного газа после того, как прекратилось сотрудничество с Европой, но и фактически является одним из гарантов энергетической безопасности Китая, который так же покупает энергоресурсы у стран Центральной Азии.

  • В КНР энергетика тесно связана с геополитикой и импорт энергоресурсов, в целом, диверсифицирован. Однако под вопросом остается характер участия Китая в энергетических сетях Евразии в случае конфликта с Западом и необходимости отказа от поставок сжиженного газа из США, Австралии. При этом в Китае цены на поставки энергоресурсов из России и Центральной Азии рассматривают как нижнюю границу цены на энергоносители.

  • Слабость энергетического сотрудничества на базе ШОС во многом объясняется тем, что в организацию не входит Туркменистан — страна с наибольшими (после России) запасами газа в регионе. Тем не менее страны ШОС, особенно Китай, работают над вовлечением Туркменистана в работу организации. И Москва, и Пекин рассматривают развитие энергетического партнерства в Евразии как гарантию в том числе социально-экономической безопасности региона.

  • Переход к зеленой энергетике — неизбежный процесс, и на сегодняшний день Запад растерял свое конкурентное преимущество перед Китаем в этой области. Пекин крайне заинтересован в переходе к возобновляемым источникам энергии, и теперь зеленый переход — это не только западная повестка, но и китайская.

Видео

Оценить статью
(Голосов: 16, Рейтинг: 4.75)
 (16 голосов)
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju