Оценить статью
(Голосов: 22, Рейтинг: 5)
 (22 голоса)
Поделиться статьей
Александра Перминова

Научный сотрудник Центра Центральноазиатских исследований ИКСА РАН, преподаватель департамента международных отношений НИУ ВШЭ

Аналитическая записка №52 / 2024

За последнее время роль стран Центральной Азии в региональных и мировых политических процессах существенно возросла. Особое положение среди внерегиональных игроков, способствующих такому росту, занимают Россия и Китай, которые имеют как диверсифицированные торгово-экономические связи с центральноазиатскими государствами, так и интерес к укреплению их «устойчивой безопасности». При этом членство РФ, КНР и большинства государств региона в Шанхайской организации сотрудничества позволяет рассматривать ШОС в качестве площадки для многостороннего диалога по этому вопросу.

Определение основных направлений обеспечения «устойчивой безопасности» является первым шагом для разработки соответствующих мер поддержки государств региона. В концептуальных документах стран Центральной Азии зафиксировано схожее видение тематических приоритетов — ими выступают экономическая и общественная безопасность.

Для определения возможностей в рамках межгосударственного и тем более многостороннего сотрудничества вторым шагом служит поиск точек соприкосновения для обмена опытом и масштабирования национальных практик. Представляется, что в рамках экономического и общественного аспектов такую возможность создают вопросы водно-энергетической безопасности и стабильного развития стран региона в целом. Именно они позволяют Москве и Пекину использовать свой опыт и совместно с государствами региона пытаться применять принцип упреждающих действий на пространстве Центральной Азии для обеспечения «устойчивой безопасности». Как и во многих других случаях, ключевым условием реализации подобных инициатив становится политическая воля стран-участниц и поддержка на государственном уровне. Повышению последней может способствовать вовлечение в процесс принятия решений таких платформ, как Шанхайская организация сотрудничества.

Так или иначе, коллективные усилия в решении наиболее серьезных проблем в отдельных странах — участницах ШОС являются необходимым условием для поддержания безопасности не только в центральноазиатском регионе, но в Евразии в целом. Расширение повестки многостороннего взаимодействия за счет рассмотренного аспекта в том числе будет способствовать укреплению самой организации и ее адаптации к изменившимся геополитическим условиям, обозначившим необходимость более тесного партнерства для совместного противодействия внешним вызовам.

Аналитическая записка №52 / 2024

За последнее время роль стран Центральной Азии в региональных и мировых политических процессах существенно возросла. Особое положение среди внерегиональных игроков, способствующих такому росту, занимают Россия и Китай, которые имеют как диверсифицированные торгово-экономические связи с центральноазиатскими государствами, так и интерес к укреплению их «устойчивой безопасности». При этом членство РФ, КНР и большинства государств региона в Шанхайской организации сотрудничества позволяет рассматривать ШОС в качестве площадки для многостороннего диалога по этому вопросу.

Определение основных направлений обеспечения «устойчивой безопасности» является первым шагом для разработки соответствующих мер поддержки государств региона. В концептуальных документах стран Центральной Азии зафиксировано схожее видение тематических приоритетов — ими выступают экономическая и общественная безопасность.

Для определения возможностей в рамках межгосударственного и тем более многостороннего сотрудничества вторым шагом служит поиск точек соприкосновения для обмена опытом и масштабирования национальных практик. Представляется, что в рамках экономического и общественного аспектов такую возможность создают вопросы водно-энергетической безопасности и стабильного развития стран региона в целом. Именно они позволяют Москве и Пекину использовать свой опыт и совместно с государствами региона пытаться применять принцип упреждающих действий на пространстве Центральной Азии для обеспечения «устойчивой безопасности». Как и во многих других случаях, ключевым условием реализации подобных инициатив становится политическая воля стран-участниц и поддержка на государственном уровне. Повышению последней может способствовать вовлечение в процесс принятия решений таких платформ, как Шанхайская организация сотрудничества.

Так или иначе, коллективные усилия в решении наиболее серьезных проблем в отдельных странах — участницах ШОС являются необходимым условием для поддержания безопасности не только в центральноазиатском регионе, но в Евразии в целом. Расширение повестки многостороннего взаимодействия за счет рассмотренного аспекта в том числе будет способствовать укреплению самой организации и ее адаптации к изменившимся геополитическим условиям, обозначившим необходимость более тесного партнерства для совместного противодействия внешним вызовам.

Потенциал ШОС в обеспечении водно-энергетической безопасности в Центральной Азии: возможности российско-китайского взаимодействия, 1,6 Мб

(Голосов: 22, Рейтинг: 5)
 (22 голоса)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся