Read in English
Оценить статью
(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)
Поделиться статьей

7 ноября 2022 г. Российский совет по международным делам (РСМД), Институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН) и журнал «Мировая экономика и международные отношения» (МЭиМО) провели семинар «Экономическое направление развития евразийской интеграции: препятствия и пути их преодоления». Это уже шестой семинар совместного цикла РСМД и ИМЭМО РАН, посвященного обсуждению актуальных проблем международных отношений.

В рамках семинара ведущие эксперты обсудили достижения евразийской экономической интеграции в 2022 г., а также «узкие места» и дальнейшие перспективы партнерства в рамках ЕАЭС. Особое внимание было уделено вопросам преодоления последствий санкционного давления, а также улучшения условий ведения бизнеса на евразийском пространстве. Кроме того, эксперты затронули чувствительные вопросы дедолларизации, параллельного импорта и транспортно-логистических проектов.

7 ноября 2022 г. Российский совет по международным делам (РСМД), Институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова Российской академии наук (ИМЭМО РАН) и журнал «Мировая экономика и международные отношения» (МЭиМО) провели семинар «Экономическое направление развития евразийской интеграции: препятствия и пути их преодоления». Это уже шестой семинар совместного цикла РСМД и ИМЭМО РАН, посвященного обсуждению актуальных проблем международных отношений.

В рамках семинара ведущие эксперты обсудили достижения евразийской экономической интеграции в 2022 г., а также «узкие места» и дальнейшие перспективы партнерства в рамках ЕАЭС. Особое внимание было уделено вопросам преодоления последствий санкционного давления, а также улучшения условий ведения бизнеса на евразийском пространстве. Кроме того, эксперты затронули чувствительные вопросы дедолларизации, параллельного импорта и транспортно-логистических проектов.

С приветственным словом к участникам мероприятия обратились программный директор РСМД Иван Тимофеев и заместитель директора по научной работе ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН, член-корреспондент РАН, член РСМД Сергей Афонцев.

В обсуждении приняли участие заместитель директора Департамента развития интеграции Евразийской экономической комиссии Елена Данилова, директор Института торговой политики НИУ ВШЭ Александр Данильцев, директор Института развития интеграционных процессов Всероссийской академии внешней торговли Андрей Точин, заведующая Сектором Беларуси, Молдовы и Украины Центра постсоветских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Елена Кузьмина, ведущий научный сотрудник Сектора Кавказа Центра постсоветских исследований ИМЭМО им. Е.М. Примакова РАН Аза Мигранян и доцент Департамента международных отношений Факультета мировой экономики и международных отношений, заместитель директора ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Александр Королев.

Модераторами семинара выступили программный директор РСМД Иван Тимофеев и главный редактор журнала «МЭиМО» Андрей Рябов.

Тезисы

Иван Тимофеев

  • Сейчас тема евразийской экономической интеграции крайне актуальна, на данном направлении была проделана большая работа со стороны России и других стран-участниц. Осуществлять интеграционные процессы приходится в сложных условиях «постфевральской реальности», когда на ЕАЭС оказывает влияние целый ряд политических и экономических факторов, в том числе односторонние ограничительные меры зарубежных государств.

  • Сейчас можно наблюдать следующий феномен: дружественные страны не присоединяются к санкционному давлению против России, но и не развивают взаимодействия с ней, в том числе на уровне бизнеса, реагируя на угрозы введения ограничительных мер западными странами, и уровень интеграции не растет.

Сергей Афонцев

  • Еще год назад было невозможно предвидеть, в каких условиях будут развиваться интеграционные проекты на евразийском пространстве, многие проблемы оказались неожиданными. Новая реальность для ЕАЭС существенно отличается от той, которую прогнозировали при создании организации.

  • Сегодня партнеры по ЕАЭС играют новую роль для России в условиях санкционного давления и противостояния со странами Запада и не только.

  • Несмотря на большое количество наложенных на Россию санкций, они не достигают своей главной цели, которая состоит в том, чтобы изменить российский курс внешней политики.

Елена Данилова

  • Важно осознавать специфику ЕАЭС как международной организации. Решение каждого вопроса, обсуждаемого в ЕЭК, требует консенсуса всех стран-участниц, что не позволяет оперативно принимать жизненно-важные решения. Данная специфика обусловливает длительность процесса реализации различных мероприятий и инициатив в рамках ЕАЭС.

  • Последние десять лет развития ЕАЭС можно условно поделить на две пятилетки: за первые пять лет была создана законодательная база Союза, проведена кодификация, а во время второй пятилетки был разработан важнейший документ — Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 г. Он не только отражает интересы участников, но указывает конкретные сроки реализации намеченных планов, ответственных за отдельные пункты исполнителей и меры по контролю над выполнением положений.

  • Сейчас ЕАЭС необходимо принять несколько решений стратегического характера, в том числе определить уровень амбиций для дальнейшей деятельности организации. Предстоит ответить на ряд вопросов: следует ли Союзу разрабатывать планы на далекое будущее или лучше сосредоточить усилия на решении насущных вопросов, например, повышении товарооборота, возможно ли формирование независимой от доллара системы взаимных расчетов и др.

  • Необходимо также понимать, что невозможно достичь успехов во всех проблемных сферах одновременно — странам необходимо определить приоритеты и выделить несколько проектов, по которым будет вестись целенаправленная работа с созданием нормативно-правовой базы, выработкой дорожных карт и регулированием законодательства.

  • Создание зон свободной торговли (ЗСТ) приветствуется многими внешними игроками, однако сегодня вопрос заключения подобных соглашений включает в себя большое количество сфер взаимодействия, по некоторым из которых ЕЭК не может принимать решения из-за недостаточно широкой компетенции. Важно помнить, что любое соглашение по ЗСТ создает лишь рамки взаимодействия, конкретные вопросы по наращиванию товарооборота решаются в более узком формате.

  • Стратегические вопросы построения Большого евразийского партнерства (БЕП) в новых условиях необходимо трансформировать в конкретные выполнимые шаги и инициативы, соотнести их с новыми реалиями. В первую очередь, это касается налаживания транспортной сети в регионе.

Александр Данильцев

  • ЕАЭС — второй после ЕС торгово-экономический интеграционный проект в мире подобного масштаба, прошедший колоссальный путь в короткие сроки благодаря наследию советского периода и традиционным связям между странами.

  • Производственные цепочки приобретают сейчас все большее значение в условиях, когда члены ЕАЭС переходят от закупок в третьих странах к закупкам внутри Союза. Цепочки прочно связаны с инвестициями, однако инвестиционное сотрудничество в рамках организации развито недостаточно. Требуется дополнительная работа по созданию более благоприятных условий для предпринимательства, в том числе на уровне малого и среднего бизнеса.

  • Развитие предпринимательской среды — ключ к выходу из сложившегося непростого положения. Важно создать комфортные условия для бизнеса, работать над ликвидацией существующих барьеров, наращивать взаимодействие в сфере предпринимательства для постепенного уменьшения диспропорций взаимной торговли.

  • Важно принять плюрализм мнений внутри ЕАЭС как данность, которую невозможно изменить, принятие любых решений внутри объединения сопряжено со столкновением суверенитетов. Исходя из этого, в ЕЭК необходимо разработать механизм оперативного решения вопросов, особенно технического характера, чтобы глобальные разногласия не тормозили процесс.

  • При этом необходим гибкий подход к принятию решений на стратегическом уровне, поскольку из-за санкций существует большое количество рисков для всех стран-участниц. При планировании интеграционных процессов в приоритете сегодня тактические планы и дорожные карты, а не долгосрочные стратегии.

  • Диспропорции в развитии торговли внутри ЕАЭС — объективный показатель, и нужен программный подход к их преодолению. При этом выбор валюты для совершения сделок менее принципиален, чем выстраивание соответствующего финансового механизма.

Андрей Точин

  • Падение ВВП стран ЕАЭС, вызванное санкциями, оказалось менее серьезным, чем прогнозировало международное сообщество, МВФ и другие организации. Нынешний экономический спад не похож на спад, вызванный коронавирусом.

  • Несмотря на снижение общих объемов торговли или сохранение плато, в денежном выражении торговый оборот России со странами ЕАЭС вырос. При этом во внутренней торговле среди членов ЕАЭС между собой наблюдается спад.

  • Страны ЕАЭС существенно сглаживают макроэкономическую ситуацию для России за счет поставок тех категорий товаров, к рынку которых для России доступ закрыт. Выгоду от этого, пусть и краткосрочную, получают и члены ЕАЭС.

  • Общий рынок товаров ЕАЭС можно считать сформированным, для предпринимательства он вполне понятен и предсказуем, что крайне важно для его успешного развития. С другой стороны, общий рынок услуг развит значительно хуже. Рынок труда, в свою очередь, уже является фактически единым на евразийском пространстве.

  • Глобальная и стратегическая задача России сегодня — сохранить своих партнеров по Союзу, для этого необходимо продумывать действия и вести себя осторожно, развивать инфраструктурные проекты и единую систему платежей. «Стратегия 2025» была написана в принципиально иных макроэкономических условиях, ориентироваться только на нее уже нельзя.

  • Важным условием результативности интеграционного взаимодействия является внутренняя политика России по регулированию и улучшению условий для благоприятного развития бизнеса. От позиции России в целом зависит будущее многих направлений интеграции.

Елена Кузьмина

  • В рамках ЕАЭС необходимо определиться, будет ли вводиться «серый импорт» на все категории товаров потребления для преодоления последствий санкционного давления или он будет совмещаться с импортозамещением. Для достижения успехов на данном направлении взаимодействие всех членов ЕАЭС — так или иначе ключевой фактор.

  • В сфере транспортного взаимодействия необходимо определить, насколько для партнеров по ЕАЭС действительно важен маршрут «Север — Юг», и будут ли перевозки через Каспийское море такими выгодными, как предполагается. Многие действующие пути наземного сообщения между странами Союза находятся в удручающем состоянии.

  • Идеи экономического взаимодействия необходимо прорабатывать в связке с прочими факторами, например, политическими настроениями в странах-участницах.

Аза Мигранян

  • Сейчас очень важно выделить позитивные примеры сотрудничества по линии государств и бизнеса в ЕАЭС для демонстрации жизнеспособности организации и масштабирования этих практик. Основываясь на таком фундаменте, можно предлагать новые форматы и модели взаимодействия.

  • Амбициозность целей организации имеет большое значение, но сегодня основной задачей должно стать сохранение ЕАЭС в принципе и формирование стабильной, устойчивой системы взаимоотношений между государствами-членами: повышение уровня жизни населения, создание новых рабочих мест и новых условий для комфортного существования.

  • Форматы взаимодействия участников следует пересмотреть с учетом того факта, что не все вопросы требуют рассмотрения на уровне глав государств или правительств. Важно развивать взаимодействие предпринимательских ассоциаций, решать вопросы точечно. В частности, это касается таможенных вопросов по конкретным категориям товаров и, что еще более важно, услуг. Оптимальным для этого представляется проектный подход.

  • Страны ЕАЭС должны проводить «большую евразийскую политику», наращивать торговое и экономическое сотрудничество с внешними игроками на пространстве СНГ и взаимодействовать с ШОС. Главная задача сейчас — максимально расширять круг взаимодействия организации, это поможет компенсировать спад, вызванный сложившимся положением.

  • Инициатива в организации должна исходить от крупнейшего игрока — России, чтобы подтолкнуть всех участников к более активному внутреннему взаимодействию. В ином случае ЕАЭС обречен на инерционное существование.

  • России необходимо действовать решительно и четко обозначать свою позицию, ставить свои условия и не бояться устанавливать рамки для своих партнеров. Позиция России должна быть основана на принципах прагматизма.

  • Сейчас у организации отсутствует четкая методика расчета курса валют при совершении торговых операций, у существующих механизмов много изъянов, поэтому возникает потребность в выработке новых, например, использования методики прямого валютного курса, введения условной расчетной единицы или валютной корзины.

  • В сфере развития транспортного сообщения необходимо понимать, что мультимодальные пути, которые сегодня обсуждаются, не получится масштабировать и превратить в полноценные коридоры в краткосрочной перспективе. Их использование может быть бонусом или альтернативой для сложившихся маршрутов, но едва ли заменит их.

Александр Королев

  • Перед организацией стоит выбор: развиваться реактивно, реагируя на вызовы новой реальности, или проактивно, формируя эту реальность.

  • Внутренняя торговля между странами ЕАЭС сейчас находится на крайне низком уровне, что свидетельствует, с одной стороны, о нежелании сторон активно сотрудничать, а с другой, о недоработках интеграционных механизмов внутри организации.

  • Инициатива должна исходить не только от российской стороны, все члены ЕАЭС должны выступать с предложениями вместо того, чтобы ожидать действий России. Именно подобный односторонний подход способствует инерционным трендам внутри Союза.

  • Параллельный импорт — это крайне чувствительный вопрос для партнеров по ЕАЭС, его необходимо тщательно продумать и обсудить, чтобы не вызвать недовольство внутри организации.

  • Главная проблема создания зон свободной торговли для ЕАЭС заключается в завышенных ожиданиях. Резкий экономический скачок невозможен, однако отходить от реализации планов по созданию таких зон нельзя. Ключевыми при этом являются факторы логистики и географии.


Видео


(Голосов: 2, Рейтинг: 5)
 (2 голоса)

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся