Блог Виктории Иванченко

Почему сфера «мягкой силы» не воспринимается всерьез?

1 декабря 2016
Распечатать

В период расцвета и популярности концепции «мягкой силы» в России возникла иллюзия, что найдено новое лекарство от множества внешнеполитических проблем. Однако практически сразу возник вопрос: а насколько действительно данная концепция совместима с внешнеполитической традицией России и привычным пониманием «силы»? Разговоры о «мягкой силе» в России продолжаются длительное время, однако дискуссия обретает все больший оттенок скепсиса и подозрительности по отношению к самой сути концепции. Почему так происходит?

Интерес к «мягкой силе» в России сохраняется как на уровне практики, так и теоретического осмысления. Однако сама концепция в последнее время несколько отошла на задний план. Более того, сферу «мягкой силы» зачастую воспринимают как область пиара и улучшения имиджа страны. Безусловно, практик во многом вынужден отбросить теоретизирование и осмысление концепции и перейти к более практическим и насущным вещам, однако «мягкая сила» имеет прямое отношение к сфере международных отношений по части своего действия.

Однако, так как «мягкая сила» включает в себя множество компонентов, которые относятся к иным сферам – например, социальной и культурной, - то и воспринимается она зачастую как явление второстепенное для международных процессов.

Еще один важный фактор отхода от концепции в России – разочарование в институтах, призванных улучшать тот самый имидж России или формировать сообщество лояльных или интересующихся российской тематикой экспертов за рубежом. В последние годы все выходит наоборот – имидж не улучшается, а откровенных оппонентов России становится все больше (хотя по факту зависит это от множества показателей как внутри, так и вовне страны).

«Мягкая сила» и ее инструментарий не поддаются четкой схематизации и вычислению эффективности (при этом попыток провести количественный анализ не так уж и много, тем более с дальнейшим применением на практике). Отчетность по мероприятиям может иметь мало отношения к реальному результату в данной сфере. Корреляция между вкладом и результатом на выходе часто осязаемо неуловима. Огромные финансовые вливания не всегда непременно означают успех. Нужна совокупность элементов при реализации любого проекта (в том числе в сфере «мягкой силы») – грамотность и профессионализм команды, творческий и нестандартный подход к делу. Так как данная сфера тесно переплетается с динамично развивающейся информационной областью, то возникает необходимость правильного (с учетом всех трендов) информационного сопровождения любого проекта и его содержательной части.

Разочарование вызвано также долгим временным промежутком, необходимым для получения реальных результатов. При этом у институтов, задействованных в данной области, не всегда есть понимание, каких результатов, собственно, мы ждем. Улучшения имиджа? Распространение идей? Установления контактов и диалога? Переубеждения оппозиционно настроенной аудитории? Для каждой цели (и тем более при их соединении) требуется индивидуальный подход, и именно поэтому каждый проект должен быть адресным, точечным – без хорошего психологического чутья и понимания настроения аудитории здесь не обойтись.

Еще один нюанс – широко распространено мнение, что Россия может предложить только «жесткую силу» как эффективный инструмент внешней политики, а проекты во имя привлекательного позиционирования себя на международной арене и политика «мягкого влияния» не совместимы с природой государственной власти и внешней политики России. Более того, акцентируется внимание на том, что «мягкая сила», которая вылилась в «цветные революции» и перевороты, противоречит стилю и сути поведения России на международной арене и больше присуща инструментарию «западных партнеров».

Но вопреки скепсису и всем аргументам «против», есть и вторая сторона медали как для теоретиков, так и для практиков.

Помимо постоянного анализа сути концепции «мягкой силы», в России и мире мало изучен инструментарий (в том числе с учетом специфики отдельных стран и культур) и его эффективность. Например, публичная дипломатия зачастую воспринимается как третьестепенное дело – удел студентов и общественников, хотя в своей основе направлена на долгосрочное международное сотрудничество, распространение и разъяснение важных идей и сообщений. В России часто упускается важный элемент «обратной связи» в основе публичной дипломатии, что снова показывает недостаточное понимание механизмов «мягкой силы».

Связи и контакты, обретаемые в проектной работе в рамках публичной дипломатии, формируют консолидированное сообщество по интересам. Более того, образуется подобие некоего социального лифта, когда, например, молодые специалисты из регионов получают возможность дополнительного образования и практики путем «погружения в среду». Особенно ярко это проявляется на уровне экспертной публичной дипломатии среди начинающих специалистов.

Также публичная дипломатия позволяет заполнить информационный вакуум, который возникает в обстоятельствах, когда оторванные от реальности и практики деятели (ученые, политики, общественники) непроизвольно воспринимают эту реальность искаженно. Например, человек изучающий регион, но не имеющий возможности соприкоснуться с ним и с представителями его элиты, воспринимает существующую реальность через призму отдельных статей, отрывочных мнений, интуитивных ощущений, но не посредством пережитого опыта общения и личной встречи.

Публичная дипломатия действует превентивно – диалог с молодыми специалистами создает площадку для дальнейшего взаимодействия с ними как с будущими представителями истеблишмента, аналитических центров, академического и журналистского сообщества и тому подобное. Развитие данного механизма - инвестиции в будущее со стороны государства, которые позволяют избежать ситуации, когда происходит смена поколений во власти и общественных структурах, а налаженных контактов и элементарного понимания, с кем сейчас придется работать и выстраивать отношения, - нет.

Неоднократно поднимался вопрос о потерянном поколении русистов на Западе, которые по традиции воспринимают Россию как абсолютного продолжателя политики СССР. Стереотипы и мифы о России, существующие со времен холодной войны, могли бы преодолеваться при соприкосновении молодых и подающих перспективы специалистов Запада с их коллегами в России. На том же Западе действенность данного механизма прекрасно осознают и для его реализации организовывают различные экспертные площадки, образовательные программы, которые предоставляют возможность для «встречи с реальностью».

Публичная дипломатия – это только один из механизмов «мягкой силы», который в современном мире выступает важным и результативным инструментом внешней политики государства с одной стороны, и возможностью для гражданского общества скорректировать внешнюю политику и придать «человеческое лицо» официальной форме дипломатии - с другой. Публичная дипломатия также является ресурсом, площадкой для создания и распространения конструктивных идей, которые впоследствии могут с успехом быть взяты на вооружение на официальном государственном уровне.

Поле для дальнейшего изучения и опробования на практике широко. А главное: результаты сводятся не просто к тому, что о нас где-то стали лучше думать, но создалась достаточно прочная основа для взаимодействия на международном уровне, связи, которые могут порождать новые эффективные и самостоятельные проекты. В свою очередь представители молодых международников «интернационализируются» в хорошем смысле этого слова – получают шанс представлять позицию, взгляд своей страны и народа на международном уровне, при этом имея возможность отметить для себя общемировые тренды и прочувствовать изменения на личном опыте.

Осмысление инструментария «мягкой силы» полезно с точки зрения поиска других -вспомогательных, но действенных - методов ведения внешней политики, которые позволили бы привлечь к обеспечению и защите интересов государства всех заинтересованных и неравнодушных международников. Но и это вовлечение нужно, безусловно, делать с умом, дабы не было перекоса в одних направлениях в ущерб другим.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся