Испанский национализм поднимает голову
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Среди правых первое место заняла Народная партия, но, по сравнению с предыдущим созывом, ее представительство в местном парламенте сократилось на семь мест. Заметно прибавили Граждане, у которых будет в два раза больше депутатов. Но главная сенсация в другом – в андалузский парламент прорвалась крайне правая националистическая партия Вокс.
Ее основал пять лет назад бывший «народник» Сантьяго Абаскаль Конде, который прежде возглавлял фонд с говорящим названием «За защиту испанской нации». Лозунги Вокс вполне традиционны для европейских крайне правых: борьба с нелегальной иммиграцией, неприязнь к исламу, антифеминизм, запрет абортов и, в целом, укрепление духовных скреп. На этой почве партия уже сблизилась с единомышленниками из других европейских стран – французским Национальным фронтом, Альтернативой для Германии и нидерландской Партией свободы, а американский Атлантический совет записал ее в число возможных «троянских коней» Москвы.
Впрочем, на первых порах снискать симпатии избирателей Вокс не удавалось – на общенациональных выборах в ноябре 2015 года она получила 0,23% голосов, на повторных выборах полгода спустя и того меньше. Для привлечения внимания в ход пускались пиар-акции – так, в 2016 году генеральный секретарь партии и глава мадридского отделения проникли в Гибралтар и развернули там испанский флаг; когда за ними погналась местная полиция, первый бросился в воду и уплыл, а второй оказался менее расторопным и попался в руки правоохранителей.
Подвиг партийцев в водах Гибралтара был в красках расписан националистическими изданиями, но на популярности партии никак не отразился. Зато кризис в Каталонии стал для Вокс настоящей манной небесной. Абаскаль принялся бичевать барселонских раскольников и проводить митинги в поддержку единства страны, которые заканчивались хоровым пением «Лицом к солнцу» – гимна франкистской Фаланги. Число членов партии начало быстро расти – в одном только сентябре 2017 года их стало на 20% больше.
И вот в Андалузии, самом населенном, но не самом благополучном регионе Испании, Вокс набирает аж 11% голосов. Более того, Граждане и Народная партия немедленно заявляют о готовности сотрудничать с крайне правыми. Немудрено, ведь по многим вопросам – от приверженности неолиберализму до неприятия идеи о перезахоронении Франко – у трех партий полное взаимопонимание, а когда речь заходит об острых темах, Вокс не стесняется открыто говорить то, что многие народники и Граждане думают, но не решаются сказать вслух.
Итоги выборов в Андалусии – еще один шаг на пути поляризации полического поля в Испании. На левом фланге она нашла отражение в успехе Подемос, который заставил полеветь и социалистов. На правом фланге тяготеющий к центру электорат в последние годы постепенно перетекал от народников к Гражданам; теперь Вокс предоставил альтернативу и радикально настроенным избирателям. Не связанные с франкистским наследием, не замазанные коррупционными скандалами, эти две партии успешно занимают политический вакуум, образовавшийся вследствие кризиса Народной партии.
Если же вернуться к каталонской проблеме, то результаты, показанные крайне правыми в Андалусии – плохая новость. Он означает, что консолидация противников компромисса происходит не только в Барселоне, но и среди сторонников единства Испании. По обе стороны баррикад тон могут начать задавать те, кто пытается не убедить, а перекричать противника. А там недалеко и до драки...
К.и.н., внештатный эксперт Центра проблем безопасности и развития
Блог: Южная Европа: политика, экономика, общество
Рейтинг: 0