Блог СНО ФМО СПбГУ

Утопия о лидерстве: станет ли Франция сильным игроком в Индо-Пацифике?

26 февраля 2024
Распечатать

Автор: Пешкова Софья Антоновна, студентка 2 курса бакалавриата факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета

Первые упоминания концепции Индо-Тихоокеанского региона начали появляться в политических дискуссиях ближе к концу нулевых, однако именно в последние годы наблюдается подъем заинтересованности стран в поиске своего “места под солнцем” в новом балансе сил в Азии. Франция встала во главе европейского локомотива о построении своего видения Индо-Пацифики. Эммануэль Макрон, заявив о намерении построить ось «Париж – Нью-Дели – Канберра» в 2018 году, положил начало новому этапу борьбы Франции за лидирующие позиции в ИТР. Несмотря на то, что Пятая Республика уже успела принять собственную стратегию о плане действий в регионе, о каких-то грандиозных успехах на этом фронте пока говорить не приходится. Однако вряд ли Франция откажется от своих планов на Индо-Пацифику, хотя и завоевать лидерские позиции ей будет крайне непросто.

i.jpg

Источник: francais.cgtn.com

Французское понимание Индо-Пацифики

Говоря о том, какую позицию Париж занимает по отношению к относительно недавно сформировавшемуся геостратегическому пространству, то в первую очередь стоит сказать, что сам регион во многом был сконструирован после изменения Индией своего внешнеполитического курса. Отказавшись от пассивной роли в Индийском океане [3, c. 1], Нью-Дели стал играть важную роль в балансе сил в Азии. Учитывая, что индийская сторона никогда не принимала Азиатско-Тихоокеанский концепт, который по сути исключал Индию из своего состава, перспектива образования нового региона, где Индия играла бы значительную роль, показалась индийским политикам крайне привлекательной. Франция считает, что текущие отношения с Индией демонстрируют давнее доверие и солидарность между ними, и планирует за счет сотрудничества с ней расширить свое влияние в регионе. Не зря Эммануэль Макрон включил именно Индию в состав оси, подчеркнув серьезные намерения в развитии сотрудничества. Поэтому для Парижа концепция Индо-Пацифики является довольно выгодной, так как путем развития отношений с Нью-Дели Пятая Республика сможет расширить свое влияние в Индо-Пацифике и даже, возможно, занять лидирующие позиции. Однако, высокая заинтересованность Франции в отношении Индо-Тихоокеанского региона обусловлена не только открывшимся для нее «окном возможностей» ввиду потенциального развития французского-индийских отношений. Париж видит себя в качестве стабилизирующей силы в регионе и планирует расширять свое влияние в ИТР, маневрируя между Китаем и Соединенными Штатами. Балансирование между великими державами характерно для так называемых «средних держав». Французская стратегия в Индо-Пацифике основывается во многом на развитии сети «средних держав», включающей в себя прежде всего Японию, Южную Корею, Индонезию, а также до создания AUKUS и Австралию. Пятая Республика вполне может стать альтернативным вариантом для стран ИТР, не желающих обострять отношения с США и КНР. Поэтому в подходе Парижа к Индо-Пацифике концепция «средних держав» представляется довольно выгодной в контексте реализуемости французских планов. Таким образом, французский взгляд на Индо-Пацифику строится на стремлении сбалансировать обстановку в регионе путем развития сотрудничества со «средними державами».

Выбор союзников ограничен?

Изначально Эммануэлем Макроном планировалось формирование оси «Париж – Нью-Дели – Канберра», однако после создания AUKUS отношения Франции и Австралии вряд ли когда-либо вернутся в прежний вид, что ставит реализацию данного плана под вопрос. К тому же, несмотря на то, что в последней стратегии Франция расширила список возможных союзников и добавила к Японии и Индии Малайзию, Сингапур, Новую Зеландию, Индонезию и Вьетнам, как пишет российский эксперт А. Ю. Чихачев, ей все же проще будет строить отношения с теми странами, которые так или иначе находятся под влиянием западного лагеря [6, с. 118], что пока исключает, например, Вьетнам. Пятая Республика не планирует далеко отходить сильного игрока в регионе – США, что опять же ограничивает выбор Парижем партнеров.

Кроме того, Пятой Республике непременно придется учитывать роль четырёхстороннего диалог по безопасности США, Индии, Австралии, Японии – QUAD, активно пытающегося привлечь на свою сторону и Южную Корею. Примечательно, что и в AUKUS и в QUAD Франция остается за бортом. Вопрос является ли это признаком недостаточной состоятельности Парижа как сильного игрока региона или же намеренно используется, к примеру, Соединенными Штатами, для ограничения растущего французского влияния в Индо-Пацифике остается пока открытым.

Так или иначе, пока главной задачей для Франции поиск альтернативы Австралии, доверие к которой было подорвано появлением AUKUS. Предпосылкой создания трехстороннего пакта безопасности могло послужить желание Австралии приобрести именно атомные подводные лодки, нежели обычные, которые ей были предложены Францией. Даже, учитывая, что в случае со сделкой с Вашингтоном Австралии придется гораздо дольше дожидаться получения подлодок, выбор был сделан в пользу сотрудничества с Соединенными Штатами, которые, по сути, пригласили Канберру в ограниченный клуб обладателей ядерных подлодок. Франция же вряд ли бы согласилась продать ей подобного рода субмарины. Действия Австралии поставили Париж в крайне неудобное положение. Пятая Республика не только испытала унижение от срыва сделки с подлодками, но и потеряла внушительные средства, поэтому забудется данный инцидент еще очень нескоро. Место Австралии в предложенной Макроном оси вполне может достаться Японии, которая благосклонно относится к партнерству с Францией. Париж видит Токио как важного и активного игрока в регионе, способного помочь Пятой Республике сформировать широкую сеть стратегических партнеров. Однако Япония уже является членом QUAD и давним союзником США, поэтому, пойдя на долгосрочное сотрудничество с Японией, Пятой Республике скорее всего придется отказаться от подхода автономной политики в регионе в качестве «третьей силы». Потенциальной заменой Канберре может стать и Индонезия, к которой в последнее время Франция проявляет заметный интерес. В 2022 году Индонезия договорилась с Францией о закупке 42 истребителей Rafale, а спустя несколько месяцев Париж предложил приобрести новейшие подводные лодки Scorpene. В случае успеха столь крупной сделки оба партнера получат значительные преимущества. Джакарта сможет модернизировать свои военно-морские силы, а Франции удастся заполучить надежного союзника в регионе. Пока Индонезия испытывает финансовые трудности с закупкой французских подлодок, но вероятность заключения соглашения все еще вполне высока.

В конечном счете, у Франции достаточно вариантов для выбора, однако с точки зрения формирования сильной оси и усиления французского влияния в регионе Парижу нужны будут довольно сильные союзники, желательно находящиеся не под полным влиянием США, чтобы сохранялась возможность для маневра. Учитывая все тонкости, Елисейский дворец действительно не совсем свободен в действиях, хотя и обладает массой средств для реализации своих планов.

Возможности и ориентиры

Эммануэль Макрон уже не раз обозначал Францию как «великую индотихоокеанскую силу». Действительно, Пятая Республика уже сейчас далеко не последний игрок в регионе. Это обусловлено тем, что в Индо-Пацифике находится ряд заморских французских владений, в которых проживают более 1,6 млн. человек, также в регионе расположено три четверти от всей исключительной экономической зоны Франции. Военное присутствие Парижа в Индо-Пацифике насчитывает около 7 тысяч человек. Кроме того, как отмечалось ранее, Пятая Республика видит себя в качестве стабилизирующей силы в регионе, что непосредственно перекликается с подходами французского правительства к позиционированию себя в ИТР.

Главным образом перед правительством Макрона стоят два пути развития французской индотихоокеанской стратегии. Первый заключается в формировании автономной позиции Франции совместно с ЕС о действиях в регионе, что выражается в маневрировании между США и Китаем. Париж, как и Европейский союз, главным образом стремится сгладить американо-китайские противоречия, чтобы избежать ухудшения ситуации касательно глобальной безопасности. Согласно альтернативному варианту дальнейшего формирования французской стратегии, Пятая Республика присоединяется к общей линии Запада под предводительством Вашингтона. Приняв второй подход, Франция рискует получить второстепенную роль регионе, в то время как первый сохраняет для Парижа возможность оставаться определяющим актором европейского плана действий в ИТР. На данный момент существует попытка сочетать оба вышеперечисленных подхода, одновременно действуя как в рамках собственной и совместной с ЕС стратегии, так и находя компромиссы с планами Вашингтона. К тому же стоит отметить, что в последней выпущенной стратегии США в Индо-Пацифике упоминается большое количество схожих с французским видением приоритетов в регионе, таких как повышение уровня безопасности в важнейшем морском торговом пространстве, решение экологических проблем, защита прав человека. Более того ЕС несколько раз упоминается в документе как игрок, с которым необходимо согласовывать подходы к ИТР с целью повышения их эффективности. Однако, на протяжении всей стратегии Соединенных Штатов прослеживается явная антикитайская направленность и упор на сдерживание растущего влияния Пекина в регионе, что не характерно для французской стратегии. В связи с этим, американский вариант действий в Индо-Пацифике не импонирует Парижу, хотя и отказываться от сотрудничества с Вашингтоном Елисейский дворец не намерен. Пока Франция не обеспечит себе прочные позиции в регионе, достаточные для проведения автономной политики, ей придется идти на уступки более сильным игрокам, в данном случае США.

Говоря об основных ориентирах Парижа в регионе, обозначенных в последней стратегии 2021 года о действиях Франции в Индо-Пацифике, то на первый план выходят следующие цели: действовать на благо мира и безопасности посредством построения устойчивого многостороннего порядка в регионе; участвовать в борьбе с терроризмом; расширять круг своих стратегических партнеров; содействовать утверждению общих благ и ценностей (прежде всего, свободы судоходства). Как уже отмечалось ранее, Франция обладает амбицией стать «третьей силой» в регионе и осуществлять активное взаимодействие как со странами западного лагеря, так и с Китаем. Подобная позиция объясняется незаинтересованностью Парижа в эскалации американо-китайских противоречий, ведь это непосредственно затронет французские владения в регионе, а также повлияет на стабильность морской торговли, что видится недопустимым для французской стороны.

Прежде всего Франция планирует расширять свое влияние в регионе за счет развития военно-технического партнерства со странами региона. Действительно у Парижа достаточно оснований для позиционирования себя в качестве ценного поставщика военно-технической продукции. Например, удалось достигнуть крупной сделки с Индией о покупке 36 истребителей «Rafale» [6, с. 116]. Помимо поставок высокотехнологичного вооружения, Франция принимает активное участие в мероприятиях по повышению уровня безопасности в регионе, как это было в случае с участием авианосца «Шарль де Голль» в совместных учениях с американскими, японскими, индийскими и австралийскими ВМС.

Французские планы на Индо-Пацифику далеко не ограничиваются военно-промышленным комплексом. Пятая Республика обладает потенциалом и по направлению бизнеса, инвестиций и инноваций. Еще в 2019 году объем прямых инвестиций в регион составил 9% от глобальных инвестиций Франции, составив 113 миллиардов евро. Кроме этого, Париж активно поддерживает банковские структуры в ИТР (Всемирный банк, Азиатский банк развития, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций), которые будут являться потенциальными проводниками французского бизнеса в регионе. Важно также упомянуть о присутствии почти во всех странах Индо-Пацифики крупных французских компаний и деловых ассоциаций (например, Business France), которые занимаются продвижением интересов Парижа в экономическом пространстве региона.

Еще одним козырем в рукаве Макрона является сотрудничество Франции и стран ИТР по вопросам экологии, в частности по борьбе со стихийными бедствиями, опытом в которой французы охотно готовы делиться. Не зря в обеих выпущенных стратегиях решение проблемы изменения климата, сохранения биоразнообразия и ликвидации последствий природных катаклизмов поставлено в приоритет. Как отмечается, Елисейскому дворцу удалось достичь прочного партнерства с Индией в области солнечной энергетики (Международный солнечный альянс, ISA) и в индийской инициативе "Коалиция по борьбе со стихийными бедствиями". Сотрудничество по вопросу борьбы со стихийными действиями также осуществляется в рамках FRANZ совместно с Австралией и новой Зеландией. Действительно, в сфере экологии Франция занимает довольно значимое положение в регионе и, соответственно, используя данное преимущество, может значительно увеличить свой вес в Индо-Пацифике и в перспективе зарекомендовать себя как ценного партнера и в других областях.

Относительно недавно была опубликована новая редакция стратегии, однако ощутимых изменений в планы Франции в регионе она не привнесла. По большей мере стратегия 2021 года довольно полно описывает ориентиры Парижа в Индо-Пацифике, поэтому ожидать резкого поворота здесь вряд ли стоит. К тому же далеко не все цели были достигнуты, что явно прослеживается и в вопросе выбора союзников в регионе.

Препятствия на пути к лидерству

Несмотря на то, что Франция имеет внушительные возможности для расширения своего влияния в Индо-Пацифике на пути к вхождению в круг сильных игроков региона лежит ряд ощутимых преград.

Во-первых, как уже отмечалось это выбор союзников. После AUKUS произошло крушение плана о создании оси. Франции придется нелегко при поиске замены Канберре (см. выше). Сформировать союз, способный стать “третьей силой” в регионе, стало еще более непростой задачей. Крупные акторы в регионе, такие как Япония, Индия и Республика Корея, в своей политике ориентируются прежде всего на США и действовать будут соответственно. Процесс поиска альтернатив играет не на руку Парижу в условиях стремительно меняющегося баланса сил в Азии. Если Пятая Республика все же пойдет на признание лидерства США и похоронит мечту о проведении автономной политики, то второстепенная роль Франции в ИТР будет обеспечена. Однако вряд ли пока можно говорить о необходимости подобного шага, время на поиск надежных партнеров еще есть.

Во-вторых, после создания AUKUS Франции приходится пересматривать свои внешнеполитические ориентиры в регионе. Противостоять подобному блоку будет затруднительно, однако вполне возможно. Как упоминалось ранее Париж обладает высокотехнологичными вооружениями (подлодки, истребители и т.д.), которые могут заинтересовать страны ИТР. Безусловно срыв сделки с Австралией сильно пошатнул уверенность Франции в своих возможностях, но отказываться от поиска других рынков сбыта продукции своего военно-промышленного комплекса она не собирается.

В-третьих, военное присутствие Франции в Индо-Пацифике довольно ограничено и способно решить скорее мелкие задачи нежели прийти на помощь в случае возникновения серьезной проблемы. Стоит отметить и проблему устаревания инфраструктуры по целому ряду направлений, а также недостаточное финансирования Парижем своих заморских владений, что также осложняет ситуацию.

Тем не менее, Франция ни в коем случае не отказывается от планов развития на индо-тихоокеанском направлении. Ожидается, что Пятая Республика только увеличит объем инвестиций в регион и продолжит поиск союзников. Неопределенность Парижа в приверженности одному подходу к действиям в регионе в определенной степени тормозит процесс, но стоит отметить, что принятие решения о выборе единственного варианта делать пока преждевременно, по крайней мере до окончательного формирования оси или же понимания невозможности ее реализации. Так или иначе, Франция довольно последовательна в своих действиях в регионе. На данный момент стратегия осуществляется в рамках концепции «третьей силы» в регионе, стремящейся стабилизировать противоречия в ИТР. Пятая Республика продолжает развивать отношения со «средними державами», например, участвуя в совместных учениях с Южной Кореей и другими странами Индо-Пацифики, демонстрируя свою приверженность внесению вклада в региональную безопасность.

***

Является ли идея Франции о лидерстве в Индо-Пацифике утопией? Скорее всего да, но это не означает несбыточность планов о завоевании сильной позиции в регионе. Париж обладает обширными возможностями в военно-технической, экономической, экологической и других областях и является ценным партнером для стран ИТР. Даже скандал с AUKUS и другие сложности не заставили Пятую Республику пересмотреть свой подход к региону. Наоборот, стратегия 2021 года вряд ли станет последней. В настоящее время Париж осознает, что сохранить приверженность роли стабилизирующей силы становится все сложнее, учитывая разрыв между амбициями и уровнем оперативной активности в регионе. Согласно исследованию 2023 года, проведенному Французским институтом международных отношений, Пятой Республике следует действовать в рамках более прагматичной позиции, в особенности по отношению к Соединенным Штатам. Тем не менее, Франция активно привлекает к интенсификации действий в регионе Германию и ЕС в целом. Заинтересованность Евросоюза в расширении своего влияния в ИТР подкрепляется не только Стратегией ЕС по сотрудничеству в регионе, но и выпущенным в марте 2023 года обновлением Стратегии безопасности на море Европейского союза. Согласно новой редакции, рост напряженности в Индо-Тихоокеанском регионе влияет на глобальную безопасность и оказывает непосредственное влияние на европейскую безопасность и процветание. Как пишет политический аналитик Ева Пейсова, поддержка КНР России в Украинском кризисе привлекла внимание европейской общественности и политиков к проблемам безопасности в Азии, однако большинство стран ЕС все еще ориентируются в большей степени развитие вовлеченности в европейскую политику безопасности нежели на решение проблем отдаленной Индо-Пацифики. Это прослеживается и в вопросе инвестиций, которые пока еще остаются минимальными. Так или иначе, в определенной степени поддержка ЕС, в частности Германии, выпустившей одной из первых в Европе собственную Индо-Тихоокеанскую стратегию, может стать внушительной опорой для французских планов в Индо-Пацифике.

Список литературы:

1. Беспалов А. Прощай, АТР, здравствуй, Индо-Пацифика? Клуб «Валдай». 2019. URL: https://ru.valdaiclub.com/a/highlights/proshchay-atr-zdravstvuy-indo-patsifika/ - 24.02.2024.

2. Speech by President Emmanuel Macron - Ambassadors’ Conference 2018. Paris, Ministry for Europe and Foreign Affairs. 2018. URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/en/the-ministry-and-its-network/news/ambassadors-week/ambassadors-wee... - 25.12.23.

3. Андронова Л. А., Ван Чаолинь Позиции США, Китая и Индии по поводу формирования нового Индо-Тихоокеанского региона // Вестн. Том. гос. ун-та. История. 2019. №60. – 09.02.2024.

4. The Indo-French Strategic Partnership in 4 questions. France Diplomacy. 2023. URL: https://www.diplomatie.gouv.fr/en/country-files/india/the-indo-french-strategic-partnership-in-4-que... - 09.02.2024.

5. France’s Indo‑Pacific Strategy. Paris, Ministry for Europe and Foreign Affairs, 2021. URL: https://www.andrewerickson.com/wp-content/uploads/2021/07/France_Indo-Pacific-Strategy_20210728.pdf – 25.12.23

6. Чихачев, А. Ю. Основы современной внешней политики Франции в Индо-Тихоокеанском регионе / А. Ю. Чихачев // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. – 2020. – № 1(838). – С. 111-123. – EDN VKDPSF. – 25.12.23.

7. Пажон С. AUKUS, ИТР и роль Франции: Fluctuat nec Mergitur. РСМД. 2021. URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/aukus-itr-i-rol-frantsii-fluctuat-nec-mer... - 24.02.2024.

8. Macron in Japan: Upgrading the Franco-Japanese Strategic Partnership in the Indo-Pacific. French institute of international relations. 2019. URL: https://www.ifri.org/en/publications/publications-ifri/articles-ifri/macron-japan-upgrading-franco-j... - 25.12.23.

9. France dangles top-of-the-line Scorpene before Indonesia. Asia Times. URL: https://asiatimes.com/2023/10/france-dangles-top-of-the-line-scorpene-before-indonesia/ - 25.12.23.

10. Nic Maclellan. Neighbours: Australia and New Caledonia boost diplomatic and defence ties. Council Pacific Affairs. 2020. URL: https://www.councilpacificaffairs.org/news-media/neighbours-australia-and-new-caledonia-boost-diplom...” - 23.02.2024.

11. Чихачев А. Военно-политическая стратегия Франции в ИТР после создания AUKUS. Мировая экономика и международные отношения, 2023, т. 67, № 12, сс. 60-70. URL: https://doi.org/10.20542/0131-2227-2023-67-12-60-70 EDN: JTXZGD - 25.12.23.

12. Indo-Pacific Strategy of the United States. The White House. URL: https://www.whitehouse.gov/wp-content/uploads/2022/02/U.S.-Indo-Pacific-Strategy.pdf - 24.02.2023.

13. For the first time in history, South Korea and France conducted bilateral military air force exercises. Voice of Europe. 2023. URL: https://www.voiceofeurope.com/for-the-first-time-in-history-south-korea-and-france-conducted-bilater... - 09.02.2024.

14. Jérémy Bachelier, Céline Pajon. La France dans l'Indopacifique. Pour une posture stratégique pragmatique. Institut français des relations internationales. URL: https://www.ifri.org/fr/publications/etudes-de-lifri/focus-strategique/france-lindopacifique-une-pos... - 09.02.2024.

15. JOINT COMMUNICATION TO THE EUROPEAN PARLIAMENT AND THE COUNCIL on the update of the EU Maritime Security Strategy and its Action Plan "An enhanced EU Maritime Security Strategy for evolving maritime threats". European Commission. 2023. URL: https://eur-lex.europa.eu/resource.html?uri=cellar:9e3d4557-bf39-11ed-8912-01aa75ed71a1.0001.02/DOC_... - 09.02.2024.

16. Eva Pejsova. The EU’s Maritime Ambitions in the Indo-Pacific. The Diplomat. 2023. URL: https://thediplomat.com/2023/03/the-eus-maritime-ambitions-in-the-indo-pacific/ - 09.02.2024.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся