Проект «Песочница»

Перспективы урегулирования территориального спора между Японией и Китаем: опасности агрессивной политики

6 мая 2014
Распечатать

Автор: Полина Забелина, студентка факультета мировой экономики и мировой политики НИУ-ВШЭ.


 

С 2010 года весь мир наблюдает за развитием территориального спора между Китаем и Японией, который продолжается уже 43 года.[1] После нескольких инцидентов вокруг спорных островов Сэнкаку отношения между странами изрядно ухудшились, но не зашли в тупик. Это объяснялось устоявшейся в китайско-японских отношениях концепцией «холодная политика, теплая экономика»,[2]которую активно продвигал бывший председатель КНР Ху Цзиньтао.[3] Действительно ли спор влияет на экономические отношения Китая и Японии, и что может повлечь за собой эскалацию конфликта?

 

 

 

Влияние конфликта на двусторонние отношения стран

 

После первой вспышки агрессии в ответ на столкновение китайского рыболовецкого судна и японской береговой охраны вокруг спорных территорий в 2010 году, экспорт Японии в Китай по итогам года достиг своего исторического максимума, составив 13,086 триллионов иен (приблизительно 128 млрд. долларов).[4] Напряжённая обстановка в политических кругах совершенно не мешала развитию торговых связей. Однако ущерб от землетрясения 11 марта 2011 года и последующей аварии на АЭС «Фукусима 1», который составил более 430 млрд. долларов (а это 7,05% годового ВВП Японии)[5], стал причиной  сокращения экспорта в Китай примерно на полтора миллиарда долларов.[6] Второе серьёзное обострение отношений между странами в 2012, связанное с покупкой 3 из 8 спорных островов Уоцури, Китакодзима и Минамикодзима японским правительством у частного владельца, больно ударило по экономике обеих стран.[7]. Экспорт Японии в Китай снизился до 113 млрд. долларов.[8]  Тем не менее, для Японии Китай всё ещё является вторым партнёром по экспорту, а объём прямых инвестиций Японии в Китай к 2012 составил приблизительно 10 млрд. долларов.[9] Японии принадлежит большой сегмент китайского рынка, и в случае дальнейшего обострения конфликта Китаю тоже придётся нести серьёзные убытки.

 

Несмотря на то, что территориальный спор с 2012 г. начал оказывать серьёзное влияние на экономику стран, 27-28 апреля 2013 г. Китай, Япония и Южная Корея провели первый раунд переговоров о создании зоны свободной торговли.[10] Страны готовы приложить все усилия для того, чтобы наладить свои экономические связи и сделать этот небольшой период напряжённости лишь исключением из общей тенденции «тёплой экономики».

 

 

 

Сценарии развития конфликта в Восточно-Китайском море

 

Можно представить ряд ожидаемых сценариев развития событий, выделив два основных фактора: характер политики стран («агрессивный» и «пацифистский») и количество участвующих сторон («двусторонний формат решения конфликта» и «вмешательство третьей стороны»). Под «агрессивной политикой» понимается доминирование политических факторов над экономическими, а под «пацифистской политикой» - доминирование экономического взаимодействия над политическими разногласиями.

 

 

Первый сценарий можно уверенно охарактеризовать как самый агрессивный и неблагоприятный для конфликтующих сторон, однако для его реализации необходимы исключительные условия. В декабре 2012 г. во второй раз премьер-министром Японии стал Синдзо Абэ, а в 2013 г. правящая партия также одержала победу на выборах в верхнюю палату парламента.[11] У премьер-министра впервые появилась реальная возможность использовать свои полномочия для изменения девятой статьи Конституции Японии, которая запрещает стране иметь армию и вести боевые действия. Кроме того, согласно опросам 2013 года японской вещательной корпорацией NHK, 33% граждан высказались за изменения девятой статьи, а это на 6% больше, чем в 2007 году.[12]

 

Такие националистические настроения японской общественности и премьер-министра вызывают серьёзную обеспокоенность, особенно в Пекине. При условии, что Соединённые Штаты могут пойти навстречу Японии в реализации такой политики (в качестве фактора сдерживания Китая), она может стать потенциальной угрозой. Это в свою очередь приведёт к тому, что любые провокационные действия со стороны Китая повлекут за собой серьёзный ответный удар, например, введение войск Японии на территорию спорных островов. Несомненно, для Японии преобразование Сил Самообороны в хорошую профессиональную армию не составит особого труда.[13] Пекин, тем временем, 23 ноября 2013 года объявил о расширении своей идентификационной зоны противовоздушной обороны. Теперь эта зона распространяется на острова Сэнкаку, которые находятся под контролем Японии. Действия КНР полностью укладываются в рамки международного права, однако этот стратегический ход влечёт за собой только большую настороженность в связи с риском оккупации японской территории Китаем.[14] Такое развитие конфликта является весьма опасным для обеих сторон, особенно принимая во внимание их экономическую взаимозависимость.

 

По второму альтернативному сценарию Япония и Китай начнут «перезагрузку» отношений. Страны могут поставить своей главной целью восстановление экономического взаимодействия, которое пострадало от политической нестабильности двусторонних отношений. Следующим шагом будут переговоры, касающиеся мирного урегулирования спора, и один из вариантов – это совместная разработка месторождений. Однако успехом такая практика не увенчалась. В марте 2011 года государственная нефтегазовая компания «China National Offshore Oil Corporation» начала разработку газового месторождения Чуньсяо, однако вскоре Япония заявила, что месторождение имеет доступ к общему газовому резервуару Восточно-Китайского моря и все действия были приостановлены.[15] При закреплении чётких правил разграничения акватории вблизи Сэнкаку реализация такого варианта будет вполне возможной. Уже существуют предпосылки для возобновления диалога, например, на данном этапе отношений можно наблюдать спад активности китайских патрульных кораблей, заходящих в территориальные воды Японии. Это может быть связано с имиджем страны в свете саммита «АСЕАН+3» и саммита АТЭС, но, возможно, это сигнал, показывающий готовность Китая к возобновлению переговоров.[16]

 

Есть ещё один вариант развития затянувшегося спора - это вмешательство в конфликт третьей стороны, а именно США. Конфликт попадает под договор 1960 года о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между Соединёнными Штатами и Японией, а это значит, что в случае внешней военной угрозы со стороны Китая японским островам, Вашингтон будет вынужден встать на сторону Японии. В будущем это может стать серьёзной причиной обострения отношений между Америкой и Китаем, в котором страны крайне не заинтересованы. Возможно также, что вмешательство третьей стороны приведёт к появлению на арене и других игроков Азиатско-Тихоокеанского региона, например, Тайваня, который также претендует на острова Сэнкаку, или России.

 

Четвёртый сценарий представляет собой экономическое вмешательство третьей стороны, которое может быть вызвано интересом в области освоения месторождений вокруг Сэнкаку. Сейчас такой вариант привёл бы только к большей эскалации конфликта, однако в будущем он мог бы привести к появлению некоторого баланса, не позволяющего сторонам допустить обострения спора. Однако при условиях, что ни одна страна не захочет ввязываться в конфликт, и что серьёзных претендентов в Азии нет, сценарий пока неосуществим. 

 

    

 

Выводы

 

Среди всех четырех сценариев лишь один ведёт к разрешению конфликта, в то время как все остальные предполагают его эскалацию. Тем не менее, именно этот сценарий является самым выгодным для стран. Необдуманные действия двух крупнейших экономик мира, которые, помимо всего, являются тесными торговыми партнёрами, приведут к потерям с каждой стороны. Профессор международного университета Акиты, Тецуя Тойода, писал: «чисто политические противоречия используются политическими лидерами до тех пор, пока они не начинают влиять на экономическое сотрудничество».[17] Япония и Китай не будут жертвовать благосостоянием своих стран, ради удовлетворения своих внешнеполитических амбиций. 

 

России же следует продолжать придерживаться нейтралитета, так как поддержка какой-либо из конфликтующих сторон не представляется на данный момент привлекательной. С одной стороны, отношения РФ и Японии осложняются наличием собственного территориального спора вокруг Северных территорий (южной группы Курильских островов), однако для России было бы выгодно тесное сотрудничество с Японией в разработках на Дальнем Востоке и Сибири. С другой стороны, несмотря на партнёрские отношения с Китаем, его растущий потенциал вызывает большие опасения в регионе, поэтому его необходимо сдерживать. Для России сейчас важно сохранять баланс и не принимать ни одну из сторон конфликта, чтобы не провоцировать вмешательство других крупных игроков региона и не нарушить партнёрские отношения с Китаем и зарождающиеся отношения с Японией.

 



[1]Diaoyu Dao, an inherent territory of China. Chinese Government’s Official Web Portal. URL: http://www.gov.cn/english/official/2012-09/25/content_2232763_3.htm

[2] «Холодная политика, тёплая экономика» - концепция, которая представляет особый тип взаимодействия Китая и Японии. Её характерной чертой является продвижение тесного экономического сотрудничества, невзирая на конфликты и кризисы отношений в политической сфере. К примеру, натянутые отношения стран из-за наличия американских баз в Японии, различия в позициях по отношению к Тайваню, проблемы исторического прошлого и территориальный спор не помешали Китаю стать первым партнёром Японии по импорту и вторым по экспорту, а Японии — вторым партнёром Китая по импорту и четвёртым по экспорту. World Trade Organization. International trade and market access data. URL: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/statis_bis_e.htm?solution=WTO&path=/Dashboards/MAPS&file=Map.wcdf&bookmarkState={%22impl%22:%22client%22,%22params%22:{%22langParam%22:%22en%22}}  

[3] Тецуя Тойода. Комфортное противостояние Китая и Японии. Российский совет по международным делам. URL:  /blogs/dvfu/?id_4=410

[4]Statistics Bureau. Japan Ministry of Internal Affairs and Communications. URL: http://www.stat.go.jp/english/data/nenkan/1431-15.htm

[5]  Институт востоковедения РАН. Япония: экономика и общество в океане проблем. Япония: восстановление после удара стихии. Е.Л. Леонтьева. Стр. 32.

[6] Statistics Bureau.  Japan Ministry of Internal Affairs and Communications. URL: http://www.stat.go.jp/english/data/nenkan/1431-15.htm

[7] Острова Сенкаку. Министерство Иностранных Дел Японии. Ноябрь 2012. URL: http://www.ru.emb-japan.go.jp/APP/SenkakuIslands_20121129NEW_rus.pdf

[8]Statistics Bureau. Japan Ministry of Internal Affairs and Communications. URL:

http://www.stat.go.jp/english/data/nenkan/1431-15.htm

[9] Там же

[10]  Тецуя Тойода Комфортное противостояние Китая и Японии. Российский совет по международным делам. URL: /blogs/dvfu/?id_4=410

[11]Дмитрий Стрельцов. Япония: выборы в палату советников. URL:http://www.mgimo.ru/news/experts/document240704.phtml

[12]    Асет Ордабаев. Япония: Изменение 9 статьи Конституции — прагматизм или амбиции? Институт мировой экономики и мировой политики. URL:http://iwep.kz/statya-imep/2013-08-29/yaponiya-izmene
 

[13]  Michael Fitzpatrick. Inside Japan’s invisible army. CNNMoney. URL: http://tech.fortune.cnn.com/2013/08/05/inside-japans-invisible-army/

[14] Тецуя Тойода. Почему китайская идентификационная зона ПВО может угрожать миру в Восточной Азии. Российский совет по международным делам. URL: /blogs/dvfu/?id_4=910

[15] Китай начал добычу газа из местрождения, на которое претендует Япония. Пронедра. URL:http://pronedra.ru/gas/2011/03/09/kitaj/

[16] M. Taylor Frevel Chinese signaling in the East China Sea? The Washington post. URL: http://www.washingtonpost.com/blogs/monkey-cage/wp/20..

 

[17] Тецуя Тойода Комфортное противостояние Китая и Японии. Российский совет по международным делам. URL: /blogs/dvfu/?id_4=410

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся