Блог Никиты Белухина

Ядерная энергетика Швеции – экономическая рациональность и «зелёные амбиции»

14 августа 2021
Распечатать
Дания, Швеция, Финляндия как члены ЕС движутся к достижению климатической нейтральности в рамках общей стратегия ЕС по достижению климатической или углеродной нейтральности к 2050 г., а также снижению уровня эмиссии парниковых газов на уровне объединения к 2030 г. на 55% по сравнению с 1990 г. (изначально в 2014 г. планировалось достичь снижения уровня эмиссии на 40% по сравнению с 1990 г. к 2030 г.). Исландия и Норвегия, несмотря на то, что не имеют полноценного членства в ЕС, также представили национальные стратегии по достижению климатической нейтральности.
Финляндия планирует достичь климатической нейтральности уже в 2035 г. (отдельные города и муниципалитеты уже к 2030 г.), Швеция — в 2045 г., Дания и Норвегия — в 2050 г. и Исландия — в 2040 г. При этом Дания планирует достичь 70% снижения к 2030 г., Швеция планирует снизить эмиссию углерода на 63% к 2030 г. и на 75% к 2040 г., Норвегия планирует добиться снижения в 50-55% к 2030 г., а к 2050 г. снизить эмиссии на 80-95%. В случае Швеции и Финляндии особый интерес представляет вопрос о том, какую роль ядерная энергетика должна играть в достижение климатической нейтральности. Ранее в 1980 г. Швеция уже проводила референдум, по итогам которого все ядерные мощности должны быть остановлены не позднее 2010 г., но в июне 2010 г. это решение было пересмотрено.

ringhals.jpg

Фото: Vattenfall

В Швеции дискуссии о будущем атомной энергетики и её роли в декарбонизации национальной экономики имеют явное поляризующее влияние — социал-демократическая партия Швеции и Партия зелёных не включают атомную энергетику в категорию «чистой электроэнергии», что зафиксировано в текущей энергетической стратегии Швеции, в то время как Умеренная коалиционная партия, Христианские демократы, Либеральная партия Швеции и Шведские демократы выступают за противоположную точку зрения и строительство новых АЭС. В то же время крупные металлургические и энергоинтенсивные компании Швеции как SSAB и LKAB отказываются от ископаемого топлива и предъявляют всё больший спрос на зелёные источники электроэнергии, а общий уровень электропотребления в Швеции по прогнозам возрастёт на 75% в следующие 30 лет.

Мирный атом и сложности зелёного курса

Дебаты в Швеции накладываются на более широкий контекст дискуссии о роли ядерной энергетики в зелёной трансформации ЕС, учитывая недавнее письмо от 19 марта 2021 г. глав семи европейских государств (Венгрии, Франции, Чехии, Словении, Словакии и Польши) к Европейской комиссии с просьбой рассмотреть включение атомной энергетики в систему «зелёных финансов» ЕС. Кроме того, в феврале 2021 г. возникла инициатива Nuclear4Climate, стремящаяся к тому, чтобы официально закрепить роль ядерной энергетики в достижении климатической нейтральности на грядушей 26-ой конференции по изменению климата в Глазго в ноябре 2021 г. Шведская ядерная энергетика среди прочего приводится участниками движения как эффективный пример снижения эмиссий — особенно в 1970­е гг., когда на период активного строительства атомных мощностей пришлось и 75% снижение эмиссий в расчёте на душу населения. При этом подобные лоббистские усилия можно истолковать и как потребность европейских ядерщиков в финансовой поддержке (в 2019 г. только 3,8% инвестиций в новые электроэнергетические мощности пришлось на атомные проекты). Тем не менее, ядерная энергетика всё же была исключена из «зелёной таксономии» ЕС в апреле 2021 г.

Важно учитывать и региональные диспропорции Швеции между малонаселённым севером, где расположено много ветряных и гидроэнергетических мощностей и густонаселённым югом, которому в период повышенного спроса приходится импортировать «грязное» электричество из Германии, Польши и Литвы. Так в феврале 2021 г. всего несколько недель спустя после закрытия второго реактора на АЭС Рингхальс на юге Швеции произошёл резкий скачок цен на электричество, что привело к «пылесосному скандалу», когда шведский сетевой оператор Svenska kraftnät призвал не пользоваться бытовыми электроприборами во время пиковых нагрузок. В ответ на это председатель Христианско-демократической партии Эбба Буш сделала показательную фотографию в защиту своего права пользоваться бытовой техникой по своему усмотрению. Швеция также оказалась вынуждена запустить старую мазутную ТЭС Karlshamnsverket на юго-востоке страны. В настоящее время Швеция остаётся третьим по величине нетто-экспортёром электроэнергии в Европе после Норвегии и Франции.

В совокупности в Швеции продолжают действовать 3 АЭС с размещёнными на них 6 реакторами (Рингхальс – 2, Форсмарк – 3 и Оскарсхамн – 1). С 1999 г. власти Швеции прекратили работу 6 ядерных реакторов (2 реактора на АЭС Барсебек были последовательно остановлены в 1999 г. и 2005 г., 1-ый и 2-ой энергоблоки на АЭС Оскарсхамн были отключены в 2016 г. и 2017 г. и, наконец, 1-ый и 2-ой энергоблоки на АЭС Рингхальс остановили работу 31 декабря 2020 г. и 30 декабря 2019 г.). Как и в случае с Британией шведские ядерщики рассматривают технологию малых модульных реакторов для снижения инвестиционных и экологических рисков. С другой стороны потребуется строительство большего числа электросетей, связывающих юг и север Швеции, а также стимулирование развития ветроэнергетики на юге страны, но строительство ветряков может быть сопряжено с протестами граждан. На севере Швеции ветрогенераторы уже вызывают конфликты со шведскими саамами по поводу земельного пользования. В Норвегии подобные конфликты уже вылились в серию судебных разбирательств.

Так в соседней Дании амбициозные планы правительства по расширению мощностей ветроэнергетики также сталкиваются с протестами местного населения. По опросам телерадиокомпании Дании, проведённым в 55 муниципалитетах в конце апреля – начале мая 2021 г., где имеются площади для размещения ветряных турбин, каждому третьему муниципалитету, рассматривающему или уже реализующему подобные проекты, приходится идти на диалог с недовольными гражданами. Таким образом, почти треть датских муниципалитетов, где возможно планирование новых мощностей, испытывает давление местного населения. К примеру, в городе Исенвад из-за масштабных протестов в 2019 г. рассмотрение заявок о новых ветрогенераторах пришлось отложить на два года.

vindm_ller.jpg

Фото: dr.dk

В Швеции энтузиазм в отношении ветроэнергетики снизился с 80% в 2008 г. до 65% в 2019 г., при этом уровень поддержки снижается ещё заметней в районах, где планируется непосредственное строительство электростанций. В случае с ядерной энергетикой наблюдается противоречивая ситуация. С одной стороны, по опросам спонсируемой шведскими ядерщиками агенства Analysgruppen уровень одобрения существующих и потенциального строительства новых АЭС составляет 46 % на май 2021 г., в то время как опросы Гётеборского университета показывают цифру в 37%, а количество противников ядерной энергетики оценивалось университетом в 43% на 2019 г.

Финский прагматизм

Финляндия, тем временем, проявляет более прагматичный подход к развитию ядерной энергетики. Так в стране функционируют 4 ядерных реактора на 2 АЭС (Ловииса и Олкилуото), на которые в 2015 г. пришлось 34% выработки электроэнергии в стране. К открытию планируются ещё 2 реактора, а на уровне климатической стратегии ядерная энергетика в Финляндии признаётся важным элементом декарбонизации. Пятый ядерный реактор на территории Финляндии на базе АЭС Олкилуото планируется запустить в 2022 г. (изначально планировалось, что АЭС начнет работу в 2018 г.), что увеличит долю ядерной энергетики в электрогенерации страны до 60%, заменив угольные мощности, а сам реактор одновременно станет крупнейшим на территории Европы.

Стоит отметить и АЭС Ханхикиви, которая реализуется на основе российских технологий и где планируется запустить 6-ой ядерный реактор. Изначально Ханкихикиви планировали запустить в 2024 г., но из-за многочисленных проволочек планируемый срок коммерческой эксплуатации перенесён на 2028-2029 гг. В начале мая 2021 г. финская компания Posiva Oy также начала строительство хранилища отработанного ядерного топлива Онкало для решения проблемы ядерных отходов.

В целом, уровень одобрения населения Финляндии проектов развития ядерной энергетики стабильно рос начиная с 1980-х гг., когда были проведены первые опросы. Если в 1982 г. уровень одобрения составлял 24%, то к 2010 г. он достиг 48%, в то время как отрицательное отношение снизилось в тот же период с более 50% до 17%.
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся