Блог Марины Бакановой

Проблемы гуманитарного сотрудничества между Пакистаном и Россией

12 сентября 2023
Распечатать

Международное гуманитарное сотрудничество - деятельность в области международных и межгосударственных отношений, направленная на осуществление людьми и организациями совместных мероприятий и программ для достижения взаимополезных культурных, научных, образовательных, социальных, спортивных, туристических целей, а также на обеспечение соблюдения прав человека и на предоставление гуманитарной помощи нуждающимся. Зачастую выступает в качестве средства проведения политики «мягкой силы».[1]

B0hfLsXs0jQGgcujSqBYKNrGOGAwtf09.jpg

Источник: kremlin.ru

В современном мире многие страны имеют разветвленную систему гуманитарного сотрудничества. В условиях холодной войны и формирования блоковой системы СССР изначально формировал гуманитарное сотрудничество в рамках политической повестки, разделяя страны на дружественные и нет. Данный подход обернулся тем, что при падении страны Россия оказалась перед фактом того, что гуманитарное сотрудничество более развивалось в рамках западной концепции и привело к формированию множества НКО и фондов, которые в настоящем стали признанными иноагентами, ведущими далеко не дружественную России политику. Фактически Россия допустила применения неоколониальных технологий по отношению к себе.

В современной России не так много потенциальных инструментов для ведения гуманитарных отношений. Прежде всего это Россотрудничество[2], организация которая ведет свою историю с 1925 года, когда было образовано Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС), преобразованное в 1958 году в Союз советских обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами (ССОД), с 1987 года – Росзарубежцентр и затем Российского центра международного научного и культурного сотрудничества при Министерстве иностранных дел Российской Федерации приобретя в 2008 году свое настоящее название. В формате стран СНГ работает Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ.[3] Существуют некоторые отдельные форматы гуманитарного сотрудничества в рамках БРИКС и ШОС, и ИСЕСКО (в рамках ОИС)[4] для сотрудничества с исламскими странами. Несколько обособленно стоит площадка РСМД, созданного в 2011 году.[5] Остальные вопросы как правило находятся в рамках реализации программ ООН или небольшого количества частных фондов. Таким образом, количество эффективных инструментов для реализации российского международного гуманитарного сотрудничества не столь много. Существует и некоторая диссинхронизация между ними, когда часть направлений перекрывается несколькими организациями, другая же часть – остается невостребованной.

Сложности, возникшие с разделом Британской Индии на несколько государств и установление дружеско-стратегических отношений между Индией и СССР привели к тому, что изначально российско-пакистанские отношения не были выстроены, в том числе – в гуманитарной сфере. Активная проамериканская позиция пакистанской элиты только усугубила данную ситуацию. Однако, с приходом к власти Зульфикара Бхутто – было положено начало гуманитарному сотрудничеству между СССР и Пакистаном. В том числе, был осуществлен набор студентов-пакистанцев, которые отправились в СССР для получения образования, а в Карачи был открыт центр Россотрудничества. 80-е годы и Афганская война надолго заморозили эти начинания и новый виток развернулся только в 21 веке.

Тем не менее, стоит отметить, что еще буквально 6 лет назад в Концепции внешней политики РФ (16 ноября 2016г) Пакистан упоминался исключительно в контексте угроз, связанных с расширением ареала действий террористических организаций.[6]  При этом – новая концепция должна была выйти в 2022 году, однако по причине СВО и резкого изменения курса глобального Запада ее было решено доработать и опубликовать в 2023г. Как в ней будет прописано отношение к Пакистану – в настоящее время не известно. Потенциально, с 2017 года Пакистан полноценно вошел в ШОС, а с 2018 года кресло премьер-министра Пакистана занял политик нового поколения Имран Хан, занявший более отстраненную от англо-саксонской политики позицию, что должно было сблизить страны еще больше. Но, пандемия COVID-19, и последовавшее за ней отстранение Хана от власти затормозило сближение России и Пакистана. В любом случае – актуальность нового доклада (от 2023г) в рамках Концепции внешней политики РФ с вектором относительно Пакистана остается высокой. Поскольку именно он может оказать непосредственное влияние и на уровень гуманитарного сотрудничества между странами.

Считается, что наибольшие возможности есть у гуманитарных образовательных программ. Однако, в настоящее время в рамках квот Россотрудничества только 20 студентов-пакистанцев (в год) могут рассчитывать на бесплатное получение образования в России (для сравнения – общее число студентов, обучающихся по квотам правительства РФ достигает 18 тысяч человек по состоянию на 2021 год[7]), остальные – только на договорной оплачиваемой основе, при том, что законов о взаимопризнании дипломов между странами нет и пакистанские выпускники российских ВУЗов нередко впоследствии вынуждены долгое время доказывать качество своего образования на родине, годами сдавая квалификационные экзамены. Что существенно снижает уровень заинтересованности в получении образования в России. Не существует между странами и программ по обмену студентами между конкретными университетами, что также снижает реальную заинтересованность.

Заметные подвижки наблюдаются в рамках межрегионального сотрудничества двух стран. Так, например, установлен устойчивый контакт между Республикой Татарстан и провинцией Панджаб, чему во многом способствовал визит президента Татарстана Р.Н. Минниханова в Пакистан в марте 2017 г.[8] В апреле 2018 г. Пакистан посетила большая делегация Санкт-Петербурга. Была подписана дорожная карта - приложение к заключенному в октябре 2017 г. Соглашению о сотрудничестве между правительствами Санкт-Петербурга и провинции Синд.[9] Однако, однозначно позитивно их воспринимать не стоит, поскольку в долгосрочной перспективе, по состоянию на 2023 год никаких эффективных подвижек в рамках данных проектов не наблюдается и они могут считаться «замороженными на неопределенный срок».

С большой натяжкой положительным примером гуманитарного сотрудничества можно считать деятельность созданной в Исламской Республике Пакистан Ассоциации пакистанских выпускников советских и российских вузов, в членах которой состоят уже более 3 тыс. человек, поскольку в большей степени их деятельность связана с проводимыми в Посольстве РФ мероприятиями или неким «клубом по интересам», нежели с реальным сотрудничеством между странами или создания положительного образа России в Пакистане. Фактически, организация имеет только группу в Фейсбуке (запрещен в России).

Таким образом, уровень гуманитарного взаимодействия между Россией и Пакистаном сводится к функционированию центра Россотрудничества в Карачи. Центр был основан в 60-х гг прошлого века, когда отношения между Пакистаном и СССР пошли на подъем, в том числе в рамках новой основанной Зульфикаром Али Бхутто Пакистанской Народной Партии и попыткой построения исламского социализма. С учетом того, что Бхутто относился к синдским богатейшим лендлордам, это в какой-то степени определило и дальнейшее формирование и функционирование Центра – Friendship house. Несмотря на то, что столица Пакистана в 1971 году была перенесена в Исламабад, Центр остался работать в Карачи. Стоит отметить, что на настоящий момент Пакистан является единственной страной, в которой Центр Россотрудничества расположен не в столице государства. И до настоящего времени Центр фактически функционирует исключительно для элит данного города, связанных с ним с тех самых 70-х гг. К сожалению, прошедшие десятилетия значительно изменили направленность деятельности и сотрудничества ПНП, настоящие главы которого Асиф Зардари и Билавал Бхутто (соответственно зять и внук основателя) ориентируются на англо-саксонскую неоколониальную политику и развитие связей Пакистана с американо-британскими элитами. Соответственно, данный инструмент «мягкой силы» является в большинстве случаев формальным. Даже для функционирования его в рамках работы с россиянками-соотечественницами, проживающими в Карачи, не хватает материальной базы. Естественно, что для Центра другие города и регионы страны остаются «белым пятном».[10] Небольшая подвижка в рамках данной дилеммы состоялась только в мае 2023 года, и стала активироваться с осени 2023, когда Русский дом в Карачи организовал онлайн встречу россиян и соотечественников в Пакистане с представителями российских ВУЗов.

Таким образом, со стороны России гуманитарное сотрудничество с Пакистаном практически не ведется, несмотря на то, что некоторые попытки были.

Со стороны Пакистана ситуация выглядит еще более печально. Фактически гуманитарную роль в небольшой степени выполняет Посольство Пакистана в России, организуя несколько мероприятий в год и небольшое количество публицистов, журналистов или блогеров – публикующих материалы о стране. Несколько более широко развернуто сотрудничество между Россией и Пакистаном в рамках высокогорного туризма и альпинизма, что связано с высочайшими горными вершинами на севере Пакистана и большой мотивацией российских альпинистов в их покорении.

Вместе с тем, в связи с цифровизацией, развитием компьютерных технологий и интернета, россиянки-соотечественницы становятся объектом влияния в Пакистане, равно как и пакистанское сообщество в России. Поскольку они формируют некоторую зону гуманитарного взаимодействия в рамках небольших общностей людей как в России, так и в Пакистане, осуществляя прямые контакты между ними и передавая информацию значительно активнее, чем любые информационные службы. Причем информация может носить абсолютно различный характер. Однако, данному направлению и его сильным сторонам в настоящее время уделяется весьма мало внимания со стороны правительственных и гуманитарных кругов стран.

Таким образом, следует отметить, что до настоящего времени гуманитарное сотрудничество между странами идет крайне сложно и с преодолением множества проблем. Основные из них: низкая мотивация российской стороны и отсутствие мотивации и экономических возможностей пакистанской стороны, отсутствие необходимых материалов: фильмов, книг, совместных современных изданий и тп, низкая вовлеченность соотечественников (и нежелание их вовлекать) в различные программы, программа переселения соотечественников из бывшего СССР и другие. Пакистанская сторона также слабо заинтересована в сотрудничестве, находясь в колеблющемся положении между странами коллективного Запада и Россией, а российская соответственно – между Индией и Пакистаном.

 

[1] Великая А. А. Международное гуманитарное сотрудничество: политические аспекты отечественных и западных подходов // Трибуна молодого учёного. — 2012. — № 3 (24). — С. 63—72

[2] Официальный сайт Россотрудничества https://rs.gov.ru/

[3] Кондакова Н. И. Актуальные вопросы гуманитарного сотрудничества со странами СНГ // Государственная служба. — М.: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, 2011. — № 6 (74). — С. 68—71

[4] Комлева В. В. Гуманитарное сотрудничество в Евразии: система евразийского образовательного пространства // Этносоциум и межнациональная культура. — 2019. — № 10 (136). — С. 80—92

[5] РСМД – официальный сайт Российского совета по международным делам: https://russiancouncil.ru/?ysclid=lfezaqhszx934781709

[6] Концепция внешней политики Российской Федерации (Утв. Указом Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640). URL: https://www.garant.ru/pro-ducts/ipo/prime/doc/71452062/

[7] В Россотрудничестве назвали число иностранных студентов, обучающихся в РФ https://tass.ru/obschestvo/12056835?ysclid=lfht3c29v961555238

[8] Татарстан и Пакистан: исламское сотрудничество / Invest Tatarstan. 2017, 21 марта. URL: http://invest.tatarstan.ru/ru/news/tatarstan-i-pakistan-islamskoe-sotrudnichestvo/

[9] Визит делегации Санкт-Петербурга в Пакистан / Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга. - 2018. 24 апреля. URL: https://inpred-service.ru/o-kompanii/novosti/376-vizit-delegatsii-sankt-peterburga-v-pakistan

[10] Кротов Антон Российский культурный центр в Пакистане https://a-krotov.livejournal.com/1496711.html?ysclid=lfhtxnlqx340318343

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся