Колонка Максима Макаренкова

Личное пространство: хайтек-трансформации

4 марта 2020
Распечатать

В начале этого года случилось несколько крайне интересных событий, которые прошли почти незамеченными на фоне битвы с коронавирусом.

Началось в последних числах января. После серии публикаций в «Нью-Йорк Таймс» разразился скандал вокруг тайного использования американской полицией продвинутой системы распознавания лиц. Копов обвиняли в неправомочном применении приложения и очков дополненной реальности ClearView AI. С помощью этой системы они могли моментально идентифицировать любого человека на улице или по видеозаписи, и получить о нем уйму информации.

В начале февраля преподаватели трёх британских школ стали постоянно носить на работе видеорегистраторы, а чуть позже, уже в Москве, полиция задержала четырех участников акции против использования системы распознавания лиц. Так и повязали — в полной боевой раскраске, то есть, гриме, который они наносили, чтобы камеры не могли их распознать.

facial.jpg

REUTERS/Thomas Peter

Копы в Америке конечно разводят руками и клянутся, что они не со зла и вообще ради безопасности граждан. Британские педагоги говорят примерно так же — мол, это повышает дисциплину и безопасность.

Присутствие среди московских задержанных Катрин Ненашевой и вовсе превращает мероприятие в столичный анекдот.

Хотя лично мне вся наша реальность время от времени напоминает идиотскую шутку.

Но чаще я вспоминаю китайское проклятье. То самое — «чтобы ты жил в интересное время».

Судя по тому, что происходит, дальше будет ещё забавнее.

Система под названием «человечество» сигналит о кардинальных изменениях. Изменяются, а то и вовсе исчезают понятия, заложенные в основу человека, в его представления о самом себе и окружающем мире, о взаимоотношениях личности с другими людьми и обществом.

В последние годы с нарастающей скоростью для «золотого миллиарда» (на самом деле не только для него) меняются такие базовые понятия, как приватность и личное пространство. Поначалу эти изменения шли незаметно, а сейчас процесс стал лавинообразным.

Никто из нас больше не может быть уверен, что у него есть личное пространство, убежище, в котором он может спрятаться от всех.

Крепость пала в тот момент, когда мы впустили туда смартфоны, планшеты, фейсбук и прочие умные гаджеты и соцсети.

Мы сдали личное пространство компаниям, которые постоянно анализируют информацию о нас, включая настроение и выражение лица. В какой момент эта анализирующая система «выстрелит» — совершенно непонятно. К примеру, разработчики ClearView AI до последнего не афишировали, что для своей базы изображений они используют и профили пользователей Facebook. Согласие пользователей они спросить забыли.

Сейчас, после скандала, компания говорит, что разрабатывает систему удаления фотографий из базы по запросу пользователя.

Если вспомнить, что ClearView AI — по сути, результат тесного сотрудничества разработчиков с технологическими гигантами, и добавить к этому доступность системы (правоохранителям 30 дней бесплатно, далее — 2000 долларов в год), то становится несколько не по себе. Я, например, сразу подумал — спустя часы, или минуты эта система стала доступна деловитым парням из наркокартелей, профессиональным выбивателям долгов и охотникам за головами.

А, ведь, ClearView AI — это первая ласточка. Технология будет дешеветь и становиться все доступнее. А уж маркетологи найдут миллион способов продать потрясающую возможность опознать вашего знакомого в любой толпе! Разумеется, под лозунгом дружбы без границ. Кстати, не исключаю, что анекдоты «вернулся муж из командировки» зазвучат теперь по-новому, но это будет самое безобидное последствие.

Новость из Британии еще интереснее. Дело вот в чем — видеорегистраторы применяют люди разных профессий уже не первый год, и правильно делают. Вот только профессии это всё связанные с риском и правонарушениями. Например, врачи скорой помощи и полицейские. Поздравляю, теперь и педагоги.

Руководители школ заявляют, что регистраторы повысят дисциплину и безопасность в школах.

По факту же, видеорегистратор уничтожает понятия ученика и учителя. Отныне учитель не авторитет. Не педагог. Он автомат для произнесения текста и оказания образовательных услуг. А еще — недреманное око Большого Брата, враг, главная задача которого — доносить и ограничивать.

Ученик тоже исчезает. Из человека, для которого учитель, по идее, должен быть мудрым наставником, он превращается в объект непрерывного настороженного наблюдения. При этом учитель должен постоянно помнить, что и за ним тоже наблюдают, и некто невидимый постоянно оценивает его действия. И не факт, что оценивает человек — уверен, не за горами день, когда государственные школы отдадут под управление какого-нибудь ИИ, закупленного муниципалитетом.

И ученика, и учителя полностью лишают сути их отношений — доверия. Глаз видеорегистратора однозначно говорит и ученику, и учителю, что им не доверяют, им не позволяют самостоятельно принимать решения, их постоянно контролируют извне.

Исчезает пространство личного взаимодействия, человеческого общения, учитель перестает быть педагогом, который не просто доносит информацию в соответствии с утвержденной программой, а принимает участие в воспитании ученика. Например, я очень сомневаюсь, что теперь ученик подойдёт к учителю, чтобы поделиться с ним проблемой в семье или обсудить трудности во взаимоотношениях с одноклассниками. Поскольку теперь учитель не человек, которому можно доверить свои проблемы по секрету, а регистрирующее устройство. И говорит ученик не с учителем, а с регистрирующей системой, данные которой будет потом анализировать неизвестно кто, и с какими последствиями.

Отчего-то вспомнился «Эквилибриум» с его запретом на проявление эмоций.

Кстати, большой вопрос, действительно ли эти видеорегистраторы помогут дисциплине и безопасности в школах. Особенно не в самых благополучных районах. Впрочем, это уже другая история…

А что с нашими задержанными акционистами, бунтующими против камер?

О, тут немало забавного.

Эти «творцы» имеют острейшее чутьё на события, которые приносят деньги и хайп. Значит, в ближайшее время ожидаем новых протестов против системы распознавания лиц в Москве. А система эта, без шуток, мощная.

Но в данном случае интересен метод протеста – грим. Ребята с задором и выдумкой раскрасили свои лица. Так что теперь ждём, в каких субкультурах отличительным знаком станет «противокамерный» макияж. И когда-то это отразится в высокой моде и станет мейнстримом — а станет наверняка. Интересно и как изменится мода в целом, какие элементы одежды и противокамерного «боевого раскраса» маркетологи сделают трендом сезона.

Хотя тут у протестного макияжа есть проверенные временем конкуренты — медицинские маски. В Китае мода на такие маски после вспышки коронавируса уже поломала систему распознавания лиц, полиция бьёт тревогу.

Всё это интересно и несколько печально. Ещё и потому, что желание защитить своё личное пространство обязательно начнут использовать те же корпорации, которые в своё время активно продвигали идею «дома со стеклянными стенами», систему ClearView AI и принцип гиперподключенности. Теперь они же будут продавать нам с вами личное пространство, свободное от их же присутствия. Собственно, это делается уже сейчас — это принцип «заплати, чтобы тебе не показывали рекламу». Теперь размытие границ перешло на качественно иной уровень и в ближайшем будущем само понятие личного пространства станет маркером очень состоятельных людей, либо маргиналов, выкинутых системой.

В любом случае, настоящее личное пространство нам придётся маскировать и прятать всё более тщательно.

И тут макияж вряд ли поможет.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся