Блог Леонида Пастернака

Наметился качественный прогресс в отношениях Испании со странами Латинской Америки

13 Марта 2020
Распечатать

Латинская Америка на протяжении многих лет остаётся основным направлением во внешней политике Испании. Тесные взаимоотношения Мадрида со странами латиноамериканского континента обусловлены, в первую очередь, глубокими историческими, лингвокультурными и экономическими связями. Интересы и роль Испании в регионе имеют важное значение для формирования общего внешнеполитического курса страны, укрепления имиджа, а также расширения сферы испанского влияния в мире.

Испания — важный участник диалога между странами Латинской Америки и ЕС. Именно Мадрид, наряду с Лиссабоном, был одним из главных инициаторов создания Ибероамериканского саммита в формате ежегодной международной конференции при участии стран ЕС на правах ассоциативных членов (Франции, Италии, Бельгии и Нидерландов). Таким образом, при активном содействии Испании выстраивается более углублённое торгово-экономическое, социально-гуманитарное и дипломатическое сотрудничество между Евросоюзом и Латиноамериканским континентом.

От имперской политики Франко до наших дней

После падения диктаторского режима Франко в 1975 г. Испания провела реформу внешнеполитической доктрины в отношении стран Латинской Америки, полностью отказавшись от ведения имперской политики [1]. В то же время трансформация взаимоотношений негативно сказалась на способности Мадрида влиять на внутриполитические процессы в таких странах, как Аргентина, Чили, Колумбия, Уругвай. Однако новая концепция внешней политики в латиноамериканских государствах, созданная в условиях демократизации испанских общественных институтов, предполагала заимствование британской модели отношений между Лондоном и бывшими доминионами, колониями и протекторатами в рамках Содружества наций. Это позволило Испании сохранить дружеские связи и контакты с Латинской Америкой и не утратить своё присутствие в регионе в качестве страны-партнёра.

Идеология внешнеполитической деятельности, сформированная в постфранкистский период, во многом определяет и современные действия испанского правительства в отношении латиноамериканских государств. С развитием системы многопартийности, либерализации экономики и демократизации общественной жизни «агрессивная» доктрина Франко сменилась конструктивной и прогрессивной концепцией сотрудничества и кооперации в рамках всего испаноязычного сообщества. Прежде всего, это выражается в желании испанского правительства продвигать на внешнеполитической арене идею добровольного сближения испаноязычных государств на основе общих и равноправных принципов развития и сотрудничества. Укрепление торгово-экономических связей, создание широкомасштабных проектов в предпринимательской среде, увеличение совместных культурных и образовательных программ со странами Латинской Америки — яркий пример политики «мягкой силы» в испанской дипломатии.

Принятый закон о Международном сотрудничестве и развитии от 1998 года (исп. Ley de Cooperación Internacional para el Desarrollo) положительно сказался на финансово-экономических отношениях между Испанией и Латинской Америкой. В рамках данного законодательного акта уже функционируют несколько международных программ, направленных на борьбу с бедностью в латиноамериканских государствах. Немаловажным фактором эффективности программ финансовой помощи является укрепление имиджа Испании среди местного населения стран Латинской Америки, рост испанского влияния в бизнес-кругах.

В рамках гуманитарного, культурного и образовательного сотрудничества Испания предпринимает усилия по увеличению финансирования студенческих программ обмена, информационно-технической отрасли, а также финансовой помощи высшим учебным заведениям Латинской Америки. Подобные действия испанского правительства на международной арене ведут к повышению интереса к испанской культуре, истории, искусству со стороны населения латиноамериканских государств. Таким образом, в регионе увеличивается эффективность испанской политики «мягкой силы».

В начале XXI в. связи между латиноамериканским регионом и Испанией достигли такого уровня, что фактически в системе международных экономических отношений появился новый макрорегион. Он стал своеобразным символом нового миропорядка, который основывается на принципах многополярности и мультикультурализма.

Ибероамериканский саммит как фактор укрепления двустороннего сотрудничества

iberoamerica.jpg

REUTERS/Jose Cabezas

Первый Ибероамериканский саммит был созван по инициативе Испании и Мексики в 1991 г. Мадрид и Мехико выдвинули совместную идею о запуске широкомасштабного проекта по структуризации сотрудничества и интеграции латиноамериканских государств со странами Иберийского полуострова — Португалией, Испанией и Андоррой. К настоящему моменту состоялось 26 встреч по сотрудничеству на высшем государственном уровне.

Участие в Ибероамериканских саммитах ознаменовало новую эпоху в истории дипломатии латиноамериканских государств. Внешнеполитическая доктрина стран Латинской Америки в отношении Испании, Португалии и Андорры в рамках саммитов получила название «многосторонняя президентская дипломатия». Такое название возникло неслучайно. Встречи между лидерами стран-участниц саммитов проходят на высшем уровне с подробным обсуждением вопросов экономического, политического, гуманитарного сотрудничества. Подобная концепция «президентской дипломатии» образовалась в силу развития фактора многополярности в системе международных отношений и всё большей популяризации «гибких альянсов», где важную роль в формировании дипломатического диалога играет не МИД, а институт президента. Страны Латинской Америки сумели найти для себя более конструктивный и перспективный альянс с Мадридом и Лиссабоном, нежели с Вашингтоном. Альтернативное сближение Латинской Америки с США, в отличие от ибероамериканского сотрудничества, не является равноправным, и в силу ведущей позиции Вашингтона по всем основным аспектам двустороннего взаимодействия (экономика, политика, военная сфера) выгоден во многом лишь американской стороне.

Либерализация внутреннего рынка Латинской Америки, модернизация сельскохозяйственного сектора, повышение производительности труда в конце 1990-х гг. привели к открытости экономических систем латиноамериканских государств, что способствовало привлечению крупных инвестиций со стороны Испании. Существенные вложения капитала позволили Мадриду интегрироваться во внутренний рынок Латинской Америки посредством договорённостей, полученных в рамках Ибероамериканских саммитов. В период с 1993 по 2010 гг. Испания инвестировала в латиноамериканские страны более 130 млрд евро. А к концу 2000-х гг. под контролем Мадрида оказалось около 40% банковской системы Мексики, 30% финансовых рынков Аргентины и Чили, а также чуть более 20% финансов Бразилии. Инвестиции позволили Испании стать наиболее важным в экономическом отношении партнёром всего латиноамериканского континента.

Кроме того, членство Испании в Европейском союзе обеспечивает особое положение страны в налаживании диалога между Европой и Латинской Америкой. Так, например, при содействии испанской стороны с конца 1990-х гг. проходят регулярные встречи глав латиноамериканских государств с лидерами европейских стран, входящих в состав Евросоюза. Важно отметить, что ведущую роль в организации подобных саммитов играет именно Мадрид как один из инициаторов создания первоначального формата сотрудничества с Латинской Америкой. С установлением ежегодных двусторонних контактов на уровне глав государств существенные изменения претерпели торгово-экономические отношения между ЕС и Латинской Америкой. В 2000 г. в Мехико состоялось подписание соглашений об ассоциации с Брюсселем, что создало условия для развития механизмов свободной торговли с латиноамериканскими странами.

Формат Ибероамериканского саммита продолжает содействовать укреплению взаимоотношений между Испанией и государствами Латинской Америки. На прошедшем 16 ноября 2018 г. 25-м саммите главы государств-участников (22 страны) приняли 9 новых положений, которые необходимо соблюдать в ходе взаимодействия в рамках Ибероамериканского формата. Среди них: «Предложение об укреплении программ и инициатив иберо-американского сотрудничества посредством технической и финансовой поддержки», а также включение Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в работу конференции на правах консультативного наблюдателя. Подобные инициативы Ибероамериканского саммита с привлечением ООН демонстрируют эффективность диалога и устойчивое развитие сотрудничества Испании и Латинской Америки в рамках межгосударственных встреч. Посредством повышения влияния и престижа ибероамериканского формата Мадрид заметно укрепляет свой международный авторитет.

Подводя итог, необходимо отметить, что внешнеполитическая доктрина Испании в отношении стран Латинской Америки претерпела существенные изменения. В конце 1970-х, начале 1980-х гг. дипломатия Испании претерпела существенные преобразования, что позволило правительству страны пересмотреть своё отношение к латиноамериканскому вектору внешней политики. Министерство иностранных дел и международного сотрудничества Испании в большей степени стало ориентироваться на фактор «мягкой силы», со временем ставшим доминирующим в испанской международной политике в отношении ибероамериканского сотрудничества. Более того, следует обратить особое внимание на полное отсутствие преемственности в испанской дипломатии. Так, испанский МИД целиком отказался от доктрины Франко («Испанидад») в отношении государств Латинской Америки после падения диктаторского режима и начала демократизации общественно-политической сферы. Нынешняя внешняя политика испанского государства в большей степени направлена на равноправное участие всех акторов международных отношений, участвующих в диалоге с Мадридом. Это касается как латиноамериканского, так и европейского направления международной политики Испании. Однако качественный прогресс в этом отношении виден именно в диалоге с Латинской Америкой. Взаимовыгодное сотрудничество Мадрида с латиноамериканскими странами привело к значительному увеличению товарооборота, притоку инвестиций, росту совместных гуманитарных и культурных программ, а также укреплению имиджа Испании на международной арене [2].

Важно сказать, что Ибероамериканский саммит не предполагает военного сотрудничества между государствами-членами и не является организацией по обеспечению безопасности Латинской Америки и Иберийского полуострова. Подобный формат, к примеру, существенно отличается от характера взаимодействия США с латиноамериканскими странами. Однако, как уже было сказано, более выгодным, в силу равноправного и «горизонтального» развития отношений, сотрудничеством для Латинской Америки по-прежнему остаётся развитие диалога с Испанией. В свою очередь, Ибероамериканский саммит в будущем имеет все основания трансформироваться в более конструктивный, тесный альянс между Латинской Америкой и странами Иберийского полуострова (Испания, Португалия, Андорра), что создаст прочный фундамент для потенциального трансатлантического союза в рамках крупной международной организации.

Использованные источники:

1. Испания: траектория модернизация на исходе двадцатого века. – М., 2006. – С. 363

2. Torreblanca José-Ignacio. Foreign policy needs a rethink above and beyond Europe. – The Financial Times, June 9, 2010.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Как вы оцениваете угрозу от нового коронавируса и реакцию на него?
    Реакция на коронавирус гипертрофирована и представляется более опасной, чем сам вирус  
     369 (43%)
    В мире всё ещё недооценивается угроза вируса — этим и объясняется пандемический характер распространения заболевания  
     277 (32%)
    Реакция на коронавирус адекватна угрозе, представляемой пандемией COVID-19  
     211 (25%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся