Международное сотрудничество: новое поколение

Артем Строкин: "Арктика – регион, где сталкиваются не только льды"

18 февраля 2015
Распечатать

    Арктический регион – огромная бескрайняя безжизненная пустыня снега и ледяных торосов. Отрицательные температуры держатся здесь почти круглогодично, территория экстремально непригодная для проживания, казалось бы, представлены все факторы, чтобы регион оставался забытым и нетронутым на долгие годы, однако, последнее время регион становится все более горячей точкой конфронтации и соперничества. Чья будет Арктика?

    В прошлом, в виду суровости климата и отдаленности арктического региона, его не рассматривали, как потенциальную территориальную единицу и возможную сферу интересов, по факту Арктика была в международном пользовании. Но ледяной пустыней она была лишь на первый взгляд, никто в то время не подозревал, что арктический шельф скрывает в себе огромные запасы минеральных ресурсов,  по оценкам ученых запасы углеводородов составляют четверть от мировых запасов шельфа. Постепенное изменение климата, таяние ледников сделало регион более доступным для судоходства, освоения и хозяйственной деятельности. В советское время началось активное освоение и использование Арктического региона, и негласно все территории и воды Северо-Ледовитого океана от 30 меридиана восточной долготы до 170 меридиана западной долготы считались «своими». Началась полноценная навигация на северном морском пути, но даже тогда не ставился вопрос о невероятной ценности Арктики и ее покорении.

    Истощение основных старых нефтяных и газовых промыслов, повышение потребления, повышение цен на энергоресурсы после арабо-израильского конфликта 1973 года подтолкнули многие страны к освоению приарктических и арктических территорий. В данной ситуации страны стали соперниками друг другу и началась, так называемая, борьба за Арктику. Чтобы противостояние не вылилось в хаос и беззаконие, для этой игры были созданы правила: состоялось подписание конвенции по морскому праву в 1982 году, которую ратифицировали большинство стран мира, важным фактом остается то, что США по декларации Рейгана не подписали эту конвенцию.[1]  Эти меры заставили арктические страны Норвегию, Россию, Данию, Канаду, Исландию находиться в рамках конвенции и международного права, но, тем не менее, никто не забыл про свои национальные интересы, и каждая страна хотела взять больший кусок от пирога.

    Страны в скором порядке начали проводить исследования океанического дна и пытаться доказать, что хребет Ломоносова, пересекающий весь Северо-Ледовитый океан есть продолжение их континентальной плиты, и далее подавать заявки в ООН на признание принадлежности. Первая заявка была подана Россией в 2001 году, остальные страны подали заявку через несколько лет. В этих условиях северные регионы получали очень большие инвестиции, создавалась новейшая инфраструктура и производства, регион стал экономическим двигателем стран. Доля ВВП восьми приарктических стран (Норвегия, Россия, Финляндия, Швеция, Исландия, Дания, Канада, США) в период перед мировым финансовым кризисом 2008-2009 годов равнялась 27,9 % от мирового производства.[2]

    Западные страны часто критиковали Россия за то, что якобы она не ведет должной исследовательской работы в Арктике и регион остается неизученным. Но это не соответствует действительности. Арктика всегда была приоритетным направлением в изучении и развитии. Северный морской путь используется, как национальная транспортная единица, было построено большое количество портов и баз на Арктическом побережье: Диксон, Хатанга, Тикси и другие. С советского времени по настоящее время проводятся ежегодные экспедиции «Северный Полюс». Легендарная дрейфующая ледовая база «Лагерь Барнео», созданная под эгидой Русского географического общества, организуется каждый год в апреле, и позволяет не только проводить исследования, но и привлекает туристов, желающих очутиться близ Северного Полюса.

    В вопросе принадлежности Арктики вопросов не должно быть, Россия – северное государство, одна арктическая береговая линия только около 20 000 км, а это пол-экватора. Около 70 % России занимают Северные территории, включающие в себя районы Крайнего Севера и приравненные к нему местности.[3] В человеческом соотношении проживающих в Арктике Российская Федерация на много превосходит европейский и американский континенты. Население Российской Арктики 2 089 000, Европейской Арктика 1 280 000, Американской Арктики (Канада+США) 827 000. [4] Российская арктическая зона отличается высокой степенью урбанизации: более 80% проживает в городах и поселках свыше 5 тысяч человек. В арктической зоне России находится 30 городов с численностью более 10 тысяч человек, и самый крупный город заполярья Мурманск (300 тысяч). Из 12 северных городов мира с населением более 200 тысяч человек 11 находится в России. Эти факторы являются благоприятными условиями для формирования здесь площадок новой экономики, основанной на знании и инновациях, с привлечением людских трудовых ресурсов.[5] Арктическая зона дает России 12-15 % ВВП и обеспечивает около четверти экспорта страны, здесь создан самый мощный индустриальный слой, а масштабы хозяйственной деятельности и производства значительно превосходят показатели других полярных стран. Примерно две трети общих богатств Арктики создается в России.[6]

    В то же время некоторые люди поддаются сомнению в надобности арктического шельфа, апеллируя к тому, что Россия – на сегодняшний день самое большое государство и нам не нужны дополнительные территории, к тому же, стоимость разработки месторождений слишком высока и нет необходимых технологий для проведения работ. Но, если сейчас добывать и разрабатывать дорого или невозможно, это совсем не значит, что в будущем мы не будем иметь возможностей реализации этого плана, оставлять идею ни в коем случае нельзя. Добычу газа и нефти до 2030 года планируют увеличить в 5 раз, а экономика получит от этого 8 трлн рублей.[7] Шельф нужен для России в целях экономической безопасности и развития, а также геополитические цели. Регион Арктики это не только суша, но и вода. Владение Арктикой дает власть над морем и подкрепляет морское могущество России – талассократию, ведь с каждым годом транзитные перевозки по Северному морскому пути с каждым годом становятся всё больше.

    Из-за такого доминирования России в регионе у остальных стран появилось опасения, что Россия и дальше будет увеличивать экономическое присутствие в Арктике, и укреплять свое экономическое положение. На лицо, обычная чистая конкуренция, следующая из национальных интересов. Но здесь в Арктику вступает новый участник: НАТО – военный актор. Российский МИД уже не раз выражал непонимание в связи с нахождением НАТО в Арктике, не существует каких-либо военных проблем в регионе, поэтому в нахождении военно-политического блока нет необходимости. Можно отметить обратную тенденцию, присутствие НАТО лишь накаляет ситуацию в Арктике, заставляя Россию беспокоиться за экономическую и территориальную безопасность и национальные интересы.

    Тем не менее, НАТО продолжал в одностороннем плане увеличивать присутствие в Арктике, эта тенденция отражена в новой стратегической концепции, принятой в 2010 году, «Активное участие, совместная оборона», в которой НАТО ставит приоритетным направлением присутствие в Арктике, и защиту интересов стран участниц блока в регионе.[8] Несмотря на увеличение присутствия и активности НАТО в регионе, северные европейские страны будто охвачены паникой и страхом перед Россией, и в 2010 году бывший министр иностранных дел Норвегии Т. Столтенберг выступил с инициативой создания «оборонительного союза» Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии и Исландии для укрепления их военных позиций в Арктике, союз получил неофициальное название «Мини-НАТО».[9] С 2006 года НАТО проводит военные учения в регионе с увеличением контингента, если в 2006 году в них принимали участие 10 тысяч человек, то  учения 2012 года «Холодный ответ» стали самыми масштабными за последнее время, к было привлечено 16,3 тысяч военных. Инициатор этого сопротивления один, и это не Россия. Действия с одной стороны приводят к милитаризации всего региона. России находится в вынужденном положении наращивать военное присутствие в регионе, чтобы защитить свои северные рубежи и экономические интересы. Президент России дал указания на создание стратегического командования в Арктике, в структуру которого войдут все военные силы Заполярья. В 2015 году планируется создать армию ВВС и ПВО, строятся атомные ледоколы и подводные лодки.

    Другим заинтересованным лицом в получении куска Арктики является Евросоюз, считая себя полноправным членом Арктического региона. Фактический арктический статус ЕС дает Дания, а вернее автономная территория Гренландия, которая по факту не является частью ЕС, имеет широкую автономию от Дании в сфере разработки и добычи ресурсов. Положение Евросоюза в этом отношении очень шаткое, и ЕС вряд ли будет давить на Гренландию в вопросах предоставления каких-либо прав европейским компаниям на добычу углеводородов. Поэтому Европейский Союз, по сути, вне игры. В НАТО тоже не всё так слажено, как кажется. Это блок, который объединяет в первую очередь суверенные государства, и в эпоху капитализма экономические интересы превыше всего и имеют конкурентный характер. Существуют территориальные разногласия между США и Канадой о линии разграничения море Бофорта, к нему прилегают американский штат Аляска и канадская территория Юкон. Споры между Канадой и Данией за статус острова Ганса (Ханса).[10]

    Крупнейшим дипломатическим соглашением последних лет было урегулирование российско-норвежского спора о разграничительной линии в Баренцевом море. Подписание этого договора положило конец длительному отравлению отношений двух стран, и позволило начать совместные работы по освоению шельфа и рыбной ловле.[11] Однако, Норвегия ведет двойную политику: с одной стороны выступает за более тесное сотрудничество с Россией, а с другой поддерживает политику расширения НАТО в Арктике.

    Россия всегда выступала за тесное взаимное сотрудничество в Арктике, но только на взаимовыгодных условиях, а не на навязанных другими международными акторами. В Арктике сталкиваются интересы все больших стран, и, если регион продолжит милитаризироваться и дальше, то это грозит появлением нового открытого или скрытого конфликта в мире. 

 

 


[2]  Лукин Ю. Ф. Перфоманс этнокультурного ландшафта Арктики в глобальном и региональном измерениях// Арктика и Север №1, 2011

[3]  Хрущев В.Л. Динамика функционального состояния организма при работе

экспедиционно-вахтовым методом в геологической экспедиции Заполярья.

Автореферат дисс. К.М.Н.-М.,- 1985. - 39с.

[4]  Карта «Арктика – жизнь за полярным кругом», опубликованная в РИА-Новости в 2010 году

[5]  Лукин Ю. Ф. Перфоманс этнокультурного ландшафта Арктики в глобальном и региональном измерениях// Арктика и Север №1, 2011

[6]  Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года: проект. URL: www.minregion.ru/upload/02_ dtp/101001_str.doc

[9]  Александр Шарапов. НАТО и новая повестка дня в Арктике – публикации российского совета по международным делам.

[11]  Норвегия и Россия договорились о границах. http://www.kremlin.ru/ref_notes/707

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся