Международное сотрудничество: новое поколение

Татьяна Селиверстова "Основные направления сотрудничества России, Индии и Китая в ШОС и БРИКС"

30 мая 2017
Распечатать
Шанхайская организация сотрудничества самим своим существованием свидетельствует о формировании многополярной структуры международных отношений и некоего форума международных сил, оппонирующего проявления какого-либо гегемонизма и диктата. С самого момента своего основания – 2001 г. – ШОС позиционировалась как комплексная политико-экономическая международная организация, основными целями и задачами которой является развитие сотрудничества во имя поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в Центрально-Азиатском регионе (ЦАР); совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях; борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности; поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, природоохранной, культурной, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес; содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе и т.д. Направления сотрудничества, изначально объявленные ШОС, ввиду их долгосрочного характера остаются прежними. Все они, несомненно, должны быть представлены в качестве базовых и Стратегии развития ШОС до 2025 года[1]. Китаю и России становится все труднее договариваться относительно делового участия в программах ШОС таких стремящихся к сотрудничеству государств, как Индия и Пакистан, поскольку последним уже недостаточно общих деклараций о намерениях, и они все настойчивее начинают добиваться внятного понимания того, какие страны могут рассчитывать лишь на участие в конкретных проектах, а какие, как государства-члены, способны разрабатывать совместные интеграционные схемы. Китай определенно настроен на то, чтобы добиться реального доминирования в Центральной Азии, оставляя России роль «ведомого» партнера, обеспечивающего надежный тыл, прежде всего в ШОС[2]. В свою очередь, известный индийский аналитик М.К. Бхадракумар следующим образом определяет значение ШОС вообще и для Индии – в частности. Он полагает, что интересы Индии и стран – членов ШОС в борьбе с терроризмом, религиозным экстремизмом и политическим сепаратизмом совпадают. Участие в ШОС укрепляет такое направление политики Индии, как «Взгляд на Восток». Для Индии важно также и то, что ШОС предлагает широкую сферу экономического сотрудничества: развитие инфраструктуры, сотрудничество в области энергетики и коммуникаций, а в недалеком будущем возможное создании общего рынка[3]. Новым аспектом становится так же стратегическое сближение РФ и КНР в рамках трех евразийских проектов, поиск «соединительных звеньев» между ШОС, Таможенным Союзом и китайским проектом «Экономический пояс Великого Шелкового пути». Характер интеграционных инициатив – ШОС, ЕАЭС и проекта «Экономический пояс Шелкового пути», – пока до конца не определен, перспективы их слияния и/или со-развития тоже не ясны. Однако само выдвижение этих проектов свидетельствует о наличии нескольких версий региональной интеграции как в рамках ШОС, так и вокруг нее. Переходя к основным направлениям сотрудничества России, Индии и Китая в БРИКС следует отметить, что на основе методологии глобального моделирования и прогнозирования существует долгосрочный (до 2050 г.) прогноз демографического и экономического развития стран БРИКС. Эти страны имеют общие черты в обеспеченности трудовыми и природными ресурсами, в тенденциях экономической динамики, в системе цивилизационных ценностей, но в то же время существенно различаются по уровню технологического и экономического развития, энергообеспеченности, интегральной мощи[4]. Директор информационно-аналитического центра НИИ ТПГУ Академии управления при Президенте Республики Беларусь Юрий Баранчик: «Если сотрудничество в рамках БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южная Африка) и формирующегося Евразийского экономического союза носит пока преимущественно экономический характер, то в динамике развития Шанхайской организации сотрудничества складываются предпосылки для выхода на более высокую степень интеграции, в том числе и по военно-политическим вопросам. Газовое соглашение между Россией и Китаем придало новую прочность стратегическим отношениям двух стран, а присутствие России во всех трех межгосударственных объединениях — ЕАЭС, ШОС и БРИКС — надежно цементирует новые интеграционные процессы в меняющемся мире»[5]. В прогнозах становления БРИКС как полноценной партнерской структуры межцивилизационного профиля натовская политология особо выделяет несовпадение интересов держав-участниц. Признавая формальное единство «пятерки» по основному пакету финансово-экономических вызовов и рисков, атлантисты в целом пессимистично оценивают их консолидацию в вопросах геополитического влияния. Способность «пятерки» с единых позиций содействовать в близкой перспективе преодолению кризисного состояния механизмов геостратегического регулирования оценивается по причине внутренних противоречий невысоко. В числе фундаментальных «причин неадекватности» называются цивилизационные ценности, различие политических режимов и подходов к партнерству с трансатлантическими державами. Долговременные китайско-индийские противоречия сохраняются, перспектива их урегулирования отсутствует. «Дозированная напряженность» в отношениях двух ключевых партнеров БРИКС поддерживается не в последнюю очередь из-за «не исключаемой в Китае возможности присоединения Индии к американской стратегии обеспечения стабильности и предотвращения конфликтов на азиатском континенте»[6]. С российской стороны очевидные предпосылки к институционализации геополитической конфигурации БРИКС просматривались как в теоретической, так и практической плоскости. Теоретическое обоснование данной геополитической конфигурации можно отнести к идее Е.М. Примакова о создании треугольника сотрудничества с Индией и Китаем и диверсификации российской внешней политики от чрезмерной ориентации на страны Запада. По целому ряду причин предложенный треугольник не мог быть реализован в 1990-е годы, но на сегодняшний день все три страны смогли разрешить или же отодвинуть в сторону существующие разногласия и активно сотрудничают в формате не только БРИКС, но и более глубоко, с включением военно-политических аспектов и проблем безопасности — РИК. Основные усилия стран БРИКС лежат на данном этапе в экономической плоскости. Их важнейшим достижением является укрепление взаимодействия и взаимопонимания между собой, что позволяет этой группе стран отстаивать и продвигать свои интересы в условиях острой борьбы на международной арене. При этом сложилась полезная практика, при которой Россия часто инициирует и проводит (накануне или в ходе тех или иных мероприятий) отдельные заседания, вырабатывают согласованную линию с партнерами из РИК и БРИКС[7]. Таким образом, можно выделить несколько основных направлений, которые Россия видит в качестве основных для деятельности как с Индией и Китаем, так и с БРИКС в целом: — Международное торгово-экономическое и инвестиционное сотрудничество, реформа изжившей себя валютно-финансовой архитектуры и установление более демократичного и справедливого международного финансово-экономического порядка; — Становление многостороннего мира и методов сетевой дипломатии, в том числе посредством создания интеграционных механизмов в рамках своих регионов с комплементарным характером (что можно рассматривать в свете усилий России по продвижению проекта Евразийского Союза); — Усиление сотрудничества стран БРИКС в рамках глобальных и региональных организаций с целью сохранения международного мира и безопасности, а также сохранение ООН как центральной организации мирового регулирования; — Координация позиций пяти стран по вопросам глобальной и региональной стабильности и безопасности, нераспространения ОМУ, урегулирования региональных конфликтов; — Сотрудничество в сфере информационной безопасности, совместного противодействия кибертерроризму и киберпреступности; — Сотрудничество с партнерами по БРИКС в сфере противодействия морскому пиратству, совместных усилий по созданию международных механизмов по судебным процедурам и наказанию пиратов; — Создание и укрепление внешних связей БРИКС с ведущими развивающимися странами и международными организациями (в данном случае исключительно позитивно можно использовать опыт «восьмерки», когда в процесс взаимодействия включается максимальное количество заинтересованных игроков без расширения самого «клуба» и с сохранением возможностей оперативного принятия решений); — Сотрудничество на основе равенства, взаимодополняемости и взаимовыгоды в экономической и научно-технической областях, с учетом значительной ресурсной базы стран БРИКС, крупнейших трудовых ресурсов, емких внутренних рынков, целей экономической модернизации и высоких технологий, продовольственной и энергетической безопасности, а также ввиду улучшения качества жизни собственного населения; — Формирование новой идеологии международных отношений, принципа совместимости и равенства различных цивилизаций, культур и идеологий как идентичности нового века[8].

[1] Морозов Ю.В., Клименко А.Ф. Перспективы развития ШОС с точки зрения национальных интересов России - Москва, 2016. С.281-282.

[2] Балакин В.И., Интеграционные процессы в ШОС: состояние, проблемы и перспективы – Москва, 2016. С.121.

[3] Bhadrakumar M.K. Why India is sleeping on foreign policy? URL: rediff.com 07.08.2007.

[4] Акаев А.А., Ануфриев И. Е., Акаева Б.А. Авангардные страны мира в XXI веке в условиях конвергентного развития: долгосрочное прогнозирование экономического роста. М.: Книжный дом «Либроком», 2013.
[5] Мурзагалеев Р.И., Сулейманов А.Р. Саммиты ШОС и БРИКС — 2015: новые возможности сотрудничества - Уфа, 2015. С.54.

[6] Wolf M. Does the BRICS Group Matter? Foreign Affairs. 2012. March 30.

[7] Яшкова Т.А. БРИКС как вариант мягкой силы // Потенциал современной науки. 2014. № 8. С. 5.

[8] Яшкова Т.А. XV Международная научная конференция модернизация России: ключевые проблемы и решения. Москва, 18–19 декабря, ИННИОН РАН.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся