Праздник к нам приходит? Культурная дипломатия стирает традиции
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Остается ли в Европе место для аутентичной европейской культуры
Культурная дипломатия как направление внешнеполитической деятельности появилась как средство диалога, позволяющего более убедительно рассказать о своих корнях и культурных кодах, транслировать свой образ жизни, историю, традиции, искусство и даже мировоззрение. Однако сегодня все сильнее развивается тенденция к трансформации этого подхода. Приоритетом становятся толерантность, права человека и цели в области устойчивого развития (ЦУР).
Источник: fsensations.com
Сегодня можно констатировать довольно удручающие тренды в сфере европейской культурной дипломатии. Вместо того, чтобы гордиться своей историей, веками создаваемым культурным наследием — будь то архитектура, литература, изобразительное искусство, кухня и многое другое, — современные идеологи культурной дипломатии производят постепенную подмену понятий. Они заменяют историю и культуру на борьбу с любой дискриминацией, а значит, и с любыми отличиями — будь то отличия в вероисповедании, цвете кожи или гендере. А где тогда остается место для самой культуры и творчества?
Традиционно культурная дипломатия рассматривается как обмен идеями, ценностями, традициями и другими аспектами культуры того или иного сообщества. В более общем плане цель этих действий заключается в укреплении наднациональных взаимоотношений, направленных на построение своего рода социокультурного сотрудничества, призванного укреплять лидерство нации на глобальном уровне и продвигать национальные интересы.
Однако жизнь вносит свои коррективы. Развитие цифровых технологий, активное использование ресурсов мягкой силы во внешнеполитической деятельности государств и международных организаций, а также миграционный кризис и пандемия привели к тому, что культура перестала быть именно культурой — теперь она включает в себя не только творческие и культурные индустрии, но и частично науку, образование, работу с молодежью и спорт, права человека и даже реализацию целей устойчивого развития (ЦУР) [1]. Таким образом, основными принципами культурной дипломатии становятся а) уважение и признание культурного разнообразия и защита культурного наследия; б) межкультурный диалог; в) справедливость, равенство и социокультурная взаимозависимость; г) международная защита прав человека; д) стремление к миру и стабильности во всем мире (реализация ЦУР).
Фактически современная культурная дипломатия сочетает в себе несколько модусов: перцептивный, эмоциональный и логико-семантический. По сути, она содержит механизмы трансформационной и «креативной» дипломатий. Сегодня мало кто выстраивает долгосрочную стратегию в плане трансляции своих культурных ценностей — преимущество у того, кто использует сиюминутные настроения, элементы шоу, которые призваны поднять настроение, вызвать моментальный позитивный отклик в отношении определенного государства. Рождественские и новогодние каникулы, а также период подготовки к праздникам — отличный повод и возможность провести такой «срез» и проследить, как реализуется культурная дипломатия и не превращается ли она в настоящую антикультуру.
На сайте МИД Франции последняя новость в разделе культурной дипломатии размещена в январе 2021 г. с анонсом мероприятия «Ночь идей 2021: 24 часа, чтобы почувствовать себя “Близкими”», хотя Франция всегда считалась одним из пионеров и наиболее активных акторов в реализации культурной политики и дипломатии. Чтобы найти поздравление посла Франции в РФ, надо приложить усилия; в итоге проще это сделать через сайт Альянс Франсез. Портал МИД Испании в соответствующей рубрике о культуре разместил новость о конференции по искусственному интеллекту «Испанский язык — сердце искусственного интеллекта: двигатель экономики и культуры», в ходе которой министр Х.М. Альбарес подчеркнул, что правительство Испании хочет «способствовать и укрепить вес и влияние испанского языка в технологической и научной сфере». Тоже довольно спорное утверждение, мало относящееся к культуре — вряд ли можно представить программиста, который будет учить испанский, скажем, вместо английского языка.
Наиболее креативным оказалось Министерство иностранных дел Италии, выпустившее игру «Artlink! Farnesina». В ходе этой оригинальной карточной игры о современном итальянском искусстве и, в частности, о коллекции дворца Фарнезина каждый игрок должен устроить выставку, пытаясь заставить других участников угадать выбранную им тему. В ноябре 2021 г. МИД принял участие в ежедневной программе «Rai Italia», призванной рассказать итальянцам, живущим за границей, о стране. Джузеппе Пасторелли, руководитель отдела VIII Генерального директората по продвижению концепции «Sistema – Paese», ответил на вопросы ведущей Марии Каффаро о новых проектах по продвижению страны и о целях культурной дипломатии. 23 декабря Генеральное консульство Италии в Москве запустило сайт «Рождество дома», где представлены в том числе поздравления консула.
На наш взгляд лидером развития антикультурной дипломатии стала Европейская комиссия, которая в неудавшейся попытке ввести «инклюзивный язык» призывала во время праздников не использовать слово «Рождество», чтобы не обидеть чувства граждан, исповедующих другие религии, а также не использовать имена, типичные для определенной религии, такие как «Мария» и «Джон». В этом же документе рекомендуется, например, отказаться от слова «европеец» и заменить его на «житель Евросоюза», и даже «колонизация Марса» может оскорбить многих, поэтому Еврокомиссия советует использовать термин «высадка людей на Марс». Как метко отметил кардинал и дипломат Пьетро Панолин, «стремление стереть всякую дискриминацию правильно. Это путь, который мы стали лучше осознавать и который, естественно, необходимо претворить в жизнь. Однако, на мой взгляд, это не путь к достижению этой цели. Потому что в конце концов мы рискуем уничтожить человека двумя способами. Первый — это дифференциация, которая характеризует наш мир. К сожалению, тенденция состоит в том, чтобы все гомогенизировать, не зная, как уважать даже законные различия, которые, естественно, не должны становиться конфликтом или источником дискриминации, но должны быть интегрированы, чтобы построить полное и целостное человечество. Второй — забвение того, что есть реальность. А тот, кто идет против реальности, подвергает себя серьезной опасности. Затем происходит упразднение наших корней, христианского измерения нашей Европы, особенно в том, что касается христианских праздников. Конечно, мы знаем, что Европа своим существованием и своей идентичностью обязана многим влияниям, но мы, конечно, не можем забывать, что одним из основных влияний, если не самым главным, было само христианство. Следовательно, уничтожить разницу и уничтожить корни — значит уничтожить человека».
Такой удар по традициям не только влечет за собой репутационные убытки администрации ЕС, но и противоречит документам ЕС о роли культуры в международных отношениях (2016 г.), где подчеркивается значимость межкультурного диалога и культурного разнообразия как основных ценностей ЕС. Такую двойственную позицию ЕС в области культурной политики прокомментировал, правда по поводу конфликта Испании и Марокко в Сахаре, президент Международного Академического Центра Стратегических исследований (IACSS), профессор д-р Абдеррахим Алами: «Государства Европейского союза представляют собой достойную уважения модель концепции дипломатической работы и принципов защиты культурных прав, но когда эти принципы вступают в противоречие с их экономическими и политическими интересами, они снимают шляпу культурной дипломатии и уважения к другим культурам и надевают шляпу ностальгии по колониальному периоду».
***
Сегодня можно констатировать довольно удручающие тренды в сфере европейской культурной дипломатии. Вместо того, чтобы гордиться своей историей, веками создаваемым культурным наследием — будь то архитектура, литература, изобразительное искусство, кухня и многое другое, — современные идеологи культурной дипломатии производят постепенную подмену понятий. Они заменяют историю и культуру на борьбу с любой дискриминацией, а значит, и с любыми отличиями — будь то отличия в вероисповедании, цвете кожи или гендере. А где тогда остается место для самой культуры и творчества?
1. Достаточно вспомнить, что такие программы ЕС как «Креативная Европа» и «Горизонт Европа» на период 2021 — 2027 гг. предполагают фактически взаимное финансирование общих проектов.
К.ф.н., доцент кафедры теории и истории международных отношений УрФУ
Блог: Блог Ксении Табаринцевой-Романовой
Рейтинг: 0