Блог Ксении Табаринцевой-Романовой

Праздник к нам приходит? Культурная дипломатия стирает традиции

12 января 2022
Распечатать

Остается ли в Европе место для аутентичной европейской культуры

Культурная дипломатия как направление внешнеполитической деятельности появилась как средство диалога, позволяющего более убедительно рассказать о своих корнях и культурных кодах, транслировать свой образ жизни, историю, традиции, искусство и даже мировоззрение. Однако сегодня все сильнее развивается тенденция к трансформации этого подхода. Приоритетом становятся толерантность, права человека и цели в области устойчивого развития (ЦУР).

carnaval_de_verin.jpg

Источник: fsensations.com

Сегодня можно констатировать довольно удручающие тренды в сфере европейской культурной дипломатии. Вместо того, чтобы гордиться своей историей, веками создаваемым культурным наследием — будь то архитектура, литература, изобразительное искусство, кухня и многое другое, — современные идеологи культурной дипломатии производят постепенную подмену понятий. Они заменяют историю и культуру на борьбу с любой дискриминацией, а значит, и с любыми отличиями — будь то отличия в вероисповедании, цвете кожи или гендере. А где тогда остается место для самой культуры и творчества?

Традиционно культурная дипломатия рассматривается как обмен идеями, ценностями, традициями и другими аспектами культуры того или иного сообщества. В более общем плане цель этих действий заключается в укреплении наднациональных взаимоотношений, направленных на построение своего рода социокультурного сотрудничества, призванного укреплять лидерство нации на глобальном уровне и продвигать национальные интересы.

Однако жизнь вносит свои коррективы. Развитие цифровых технологий, активное использование ресурсов мягкой силы во внешнеполитической деятельности государств и международных организаций, а также миграционный кризис и пандемия привели к тому, что культура перестала быть именно культурой — теперь она включает в себя не только творческие и культурные индустрии, но и частично науку, образование, работу с молодежью и спорт, права человека и даже реализацию целей устойчивого развития (ЦУР) [1]. Таким образом, основными принципами культурной дипломатии становятся а) уважение и признание культурного разнообразия и защита культурного наследия; б) межкультурный диалог; в) справедливость, равенство и социокультурная взаимозависимость; г) международная защита прав человека; д) стремление к миру и стабильности во всем мире (реализация ЦУР).

Фактически современная культурная дипломатия сочетает в себе несколько модусов: перцептивный, эмоциональный и логико-семантический. По сути, она содержит механизмы трансформационной и «креативной» дипломатий. Сегодня мало кто выстраивает долгосрочную стратегию в плане трансляции своих культурных ценностей — преимущество у того, кто использует сиюминутные настроения, элементы шоу, которые призваны поднять настроение, вызвать моментальный позитивный отклик в отношении определенного государства. Рождественские и новогодние каникулы, а также период подготовки к праздникам — отличный повод и возможность провести такой «срез» и проследить, как реализуется культурная дипломатия и не превращается ли она в настоящую антикультуру.

На сайте МИД Франции последняя новость в разделе культурной дипломатии размещена в январе 2021 г. с анонсом мероприятия «Ночь идей 2021: 24 часа, чтобы почувствовать себя “Близкими”», хотя Франция всегда считалась одним из пионеров и наиболее активных акторов в реализации культурной политики и дипломатии. Чтобы найти поздравление посла Франции в РФ, надо приложить усилия; в итоге проще это сделать через сайт Альянс Франсез. Портал МИД Испании в соответствующей рубрике о культуре разместил новость о конференции по искусственному интеллекту «Испанский язык — сердце искусственного интеллекта: двигатель экономики и культуры», в ходе которой министр Х.М. Альбарес подчеркнул, что правительство Испании хочет «способствовать и укрепить вес и влияние испанского языка в технологической и научной сфере». Тоже довольно спорное утверждение, мало относящееся к культуре — вряд ли можно представить программиста, который будет учить испанский, скажем, вместо английского языка.

Наиболее креативным оказалось Министерство иностранных дел Италии, выпустившее игру «Artlink! Farnesina». В ходе этой оригинальной карточной игры о современном итальянском искусстве и, в частности, о коллекции дворца Фарнезина каждый игрок должен устроить выставку, пытаясь заставить других участников угадать выбранную им тему. В ноябре 2021 г. МИД принял участие в ежедневной программе «Rai Italia», призванной рассказать итальянцам, живущим за границей, о стране. Джузеппе Пасторелли, руководитель отдела VIII Генерального директората по продвижению концепции «Sistema Paese», ответил на вопросы ведущей Марии Каффаро о новых проектах по продвижению страны и о целях культурной дипломатии. 23 декабря Генеральное консульство Италии в Москве запустило сайт «Рождество дома», где представлены в том числе поздравления консула.

На наш взгляд лидером развития антикультурной дипломатии стала Европейская комиссия, которая в неудавшейся попытке ввести «инклюзивный язык» призывала во время праздников не использовать слово «Рождество», чтобы не обидеть чувства граждан, исповедующих другие религии, а также не использовать имена, типичные для определенной религии, такие как «Мария» и «Джон». В этом же документе рекомендуется, например, отказаться от слова «европеец» и заменить его на «житель Евросоюза», и даже «колонизация Марса» может оскорбить многих, поэтому Еврокомиссия советует использовать термин «высадка людей на Марс». Как метко отметил кардинал и дипломат Пьетро Панолин, «стремление стереть всякую дискриминацию правильно. Это путь, который мы стали лучше осознавать и который, естественно, необходимо претворить в жизнь. Однако, на мой взгляд, это не путь к достижению этой цели. Потому что в конце концов мы рискуем уничтожить человека двумя способами. Первый — это дифференциация, которая характеризует наш мир. К сожалению, тенденция состоит в том, чтобы все гомогенизировать, не зная, как уважать даже законные различия, которые, естественно, не должны становиться конфликтом или источником дискриминации, но должны быть интегрированы, чтобы построить полное и целостное человечество. Второй — забвение того, что есть реальность. А тот, кто идет против реальности, подвергает себя серьезной опасности. Затем происходит упразднение наших корней, христианского измерения нашей Европы, особенно в том, что касается христианских праздников. Конечно, мы знаем, что Европа своим существованием и своей идентичностью обязана многим влияниям, но мы, конечно, не можем забывать, что одним из основных влияний, если не самым главным, было само христианство. Следовательно, уничтожить разницу и уничтожить корни — значит уничтожить человека».

Такой удар по традициям не только влечет за собой репутационные убытки администрации ЕС, но и противоречит документам ЕС о роли культуры в международных отношениях (2016 г.), где подчеркивается значимость межкультурного диалога и культурного разнообразия как основных ценностей ЕС. Такую двойственную позицию ЕС в области культурной политики прокомментировал, правда по поводу конфликта Испании и Марокко в Сахаре, президент Международного Академического Центра Стратегических исследований (IACSS), профессор д-р Абдеррахим Алами: «Государства Европейского союза представляют собой достойную уважения модель концепции дипломатической работы и принципов защиты культурных прав, но когда эти принципы вступают в противоречие с их экономическими и политическими интересами, они снимают шляпу культурной дипломатии и уважения к другим культурам и надевают шляпу ностальгии по колониальному периоду».

***

Сегодня можно констатировать довольно удручающие тренды в сфере европейской культурной дипломатии. Вместо того, чтобы гордиться своей историей, веками создаваемым культурным наследием — будь то архитектура, литература, изобразительное искусство, кухня и многое другое, — современные идеологи культурной дипломатии производят постепенную подмену понятий. Они заменяют историю и культуру на борьбу с любой дискриминацией, а значит, и с любыми отличиями — будь то отличия в вероисповедании, цвете кожи или гендере. А где тогда остается место для самой культуры и творчества?

1. Достаточно вспомнить, что такие программы ЕС как «Креативная Европа» и «Горизонт Европа» на период 2021 — 2027 гг. предполагают фактически взаимное финансирование общих проектов.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся