Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Андрей Голобоков: Международные военные учения в АТР и интересы России

18 ноября 2012
Распечатать

В 2012 году российский Тихоокеанский флот принял участие сразу в двух крупных военно-политических мероприятиях. Это российско-китайские учения «Морское взаимодействие», состоявшиеся в апреле 2012 года на акватории Желтого моря, и многонациональное учение «РИМПАК», которое прошло под эгидой США у Гавайских островов летом 2012 года.

 

Оба мероприятия - события не только значимые, но и в какой-то степени символичные для региона. Россия, которая стремится играть одну из наиболее активных ролей в АТР, в сравнительно короткий период времени участвовала в военных маневрах с двумя крупными державами - сначала с Китаем, а затем с США.

 

Известно, что эти два государства являются региональными соперниками и конкурируют за право лидерства в АТР. Так в чем же заключается смысл участия России в учениях с такими геополитически «разнонаправленными» государствами?

 

Основой многих крупных учений, проводящихся с участием России в последние годы, безусловно, является политическая составляющая. Взять хотя бы «Мирную Миссию - 2005 - 2012» с Китаем, российско-индийские учения «Индра - 2005 - 2012» или многосторонние учения ФРУКУС с Францией и Великобританией и США. Однако вряд ли замысел и сценарии этих учений определяются только политическим мотивом.

 

С учетом смещения Россией своих геополитических интересов в АТР (что было наглядно показано на Саммите АТЭС 2012 года во Владивостоке) значение для нее военных учений с Китаем и с США, как с наиболее мощными в военном отношении странами региона заметно возросло. Стоит отметить, что каждым из этих государств Россия имеет ряд уже сложившихся традиций и особенностей, которые определяют ход учений, их замысел, цели и задачи.

 

К примеру, история военных контактов России и КНР уже достаточно богата, однако полномасштабных военно-морских учений было проведено всего два. Это «Мирная Миссия - 2005» и «Морское Взаимодействие - 2012». Замысел и содержание этих учений были совершенно разными – так, в задачи «Мирной Миссии - 2005» входила совместная высадка морского десанта на необорудованное побережье, а сценарий учений 2012 года предусматривал проведение совместных операций флотов двух стран на обширном морском пространстве.

 

Несмотря на разнящуюся тематику учений, интересы России за семь лет, прошедших со времени «Мирной Миссии - 2005» во многом остались неизменны – это поддержание стратегического партнерства с Китаем, возможность продемонстрировать флаг в Азиатско-Тихоокеанском регионе и проверка готовности сил флота к действиям в составе полноценной корабельной группировки. Для Китая основной подтекст совместных учений также остался прежним – это демонстрация военно-морского присутствия своим региональным соперникам – прежде всего США, на фоне проведения последними аналогичных учений со своими союзниками по региону.

 

При всем этом, не стоит забывать, что учения России с Китаем обычно проводятся в двум форматах – в двустороннем и в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Тематика совместных учений в рамках ШОС – борьба с терроризмом и экстремистскими группировками на отдельно взятом пространстве. А на российско-китайских маневрах, проведенных в 2009 году у берегов Сомали, экипажи кораблей, задействованных в антипиратских операциях, еще и практиковались в совместной проводке каравана судов по коридору безопасности. Заметим, что все эти угрозы безопасности реальны и не смогут исчезнуть сами по себе. Поэтому смысл проведения таких учений больше, чем просто политический.

 

Что касается последних учений России с США, «РИМПАК» (RIM of the PACific, или «Тихоокеанское кольцо»), то здесь все немного по-другому. Сравнить эти учения особо не с чем, поскольку российский Тихоокеанский флот присутствовал на них в качестве полноправного участника впервые. Возможно, дальнейшее участие России в «РИМПАК» покажет положительную или отрицательную динамику, однако в любом случае, приглашение России - показательный шаг со стороны США, которые выступили в качестве организатора этих многосторонних учений.

 

Приглашение России на «РИМПАК» можно считать «ответом» США на проведенные ранее российско-китайские учения «Морское Взаимодействие», то есть попыткой восстановления паритета в треугольнике США – Россия – Китай. Но интерес США в контактах с Россией вызван не только этим. Определенную роль играет и укрепившееся за последние годы военно-морское присутствие России. На Тихом океане регулярно проводятся крупные российские учения - летом 2012 года на Сахалине, за год до этого – на Камчатке. Кроме того, для США важно, что Тихоокеанский флот России обладает уже достаточно большим опытом по обеспечению безопасности мореплавания и борьбе с пиратством у берегов Сомали.

 

Поскольку целью РИМПАК является улучшение взаимодействия между флотами стран АТР для обеспечения региональной стабильности, усиление состава участников таким ключевым игроком региона, как Россия, определенно способно добавить практической пользы многонациональному формату учений. А о том, что США непосредственно заинтересованы в практических контактах с Россией, говорит хотя бы тот факт,  что на РИМПАК-2012 российские моряки-тихоокеанцы действовали совместно с кораблями ВМС США в составе оперативного соединения.

 

Интересы России здесь достаточно просты - это возможность воочию оценить выучку экипажей американских кораблей и увидеть тенденции и изменения в тактике американских ВМС. Кроме того, большинство учений между Россией и США, как правило, проводятся в двустороннем формате, а РИМПАК – по-настоящему многонациональное учение. Поэтому для российских моряков это еще и хорошая возможность показать собственные профессиональные навыки, которые, с учетом формата РИМПАК, оценивались экспертами со всего АТР. 

 

Что же касается антитеррористической тематики учений России и США, то она, в последние годы, пожалуй, только усиливается. С 2010 года ежегодно проводятся двусторонние учения «Бдительный Орел». Последние такие учения состоялись в конце августа 2012 года. На них представители ВВС России и Командования воздушно-космической обороны Североамериканского континента (NORAD) отработали совместные действия по отражению террористической атаки на воздушное судно. А в конце мая 2012 года на военной базе Форт-Карсон в Колорадо прошли совместные антитеррористические тренировки подразделений ВДВ России и Сил специальных операций США. То есть, как и в случае с Китаем, задачи совместных учений России с США определяются не только политическими, но и практическими мотивами.

 

Таким образом, цели и задачи совместных учений России с Китаем и с США во многом совпадают – это и налаживание взаимодействия между флотами и подразделениями, и антитеррористическая и антипиратская деятельность. Разделяя общие цели и интересы двух претендующих на региональное лидерство великих держав (а Китай можно уже назвать таковой), Россия, таким образом, находится в очень выгодной позиции. 

 

Очевидно, что в ближайшие годы России при проведении своей стратегии в АТР предстоит очень аккуратно балансировать в отношениях с Китаем и США. Проведение разносторонних военных учений с этими государствами дает России уникальную возможность отстаивать свои национальные интересы и показывать свою позицию по отношению к угрозам безопасности, не вступая при этом в двусторонние альянсы и в «борьбу за лидерство» в регионе. Только так Россия может оставаться по-настоящему самостоятельным и равноправным  партнером в АТР. 

 

Автор: Андрей Голобоков, кандидат политических наук, капитан-лейтенант Тихоокеанского флота

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся