Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Семён Коротич: Момент истины для АРФ

29 января 2013
Распечатать

В 2013 году состоится 20-я ежегодная встреча Регионального форума АСЕАН (АРФ) – единственного объединения в АТР, деятельность которого напрямую направлена на обсуждение и решение вопросов безопасности. Однако результативность АРФ – самого репрезентативного регионального объединения, насчитывающего 27 членов – вызывает неоднозначные оценки.

 

Анализируя тот путь, который Форум прошел за почти двадцатилетнюю историю (создан в 1994 г.),  можно сделать вывод о том, что организация быстро прогрессировала: прослеживается расширение повестки, рост числа рабочих групп, увеличение объема текста документов, выпускаемых в рамках АРФ. В рамках Форума шел активный диалог по таким вопросам, как нераспространение ядерного оружия, миротворчество, борьба с терроризмом, реагирование на чрезвычайные ситуации и устранение их последствий. Однако застарелые угрозы региональной безопасности – ядерная программа КНДР и споры в Южно-Китайском море – так и не были решены, несмотря на то, что регулярно включались в повестку и обсуждались на встречах Форума.

 

Начиная с 2010 года ключевой темой обсуждений в рамках Регионального форума стали споры о принадлежности островов и акваторий Южно-Китайского моря. Рассмотрение этого вопроса на АРФ-2012 было осложнено противоречиями, возникшими внутри стержня АРФ – АСЕАН.  На предшествовавшей Форуму Министерской встрече АСЕАН в июле 2012 года,  в первый раз за 45-летнюю историю Ассоциации, министрам иностранных дел «десятки» не удалось принять финальное коммюнике.  В результате, участникам Форума так и не удалось согласовать Кодекс поведения в Южно-Китайском море, разговоры о котором идут с 2002 года, когда была принята Декларация поведения сторон в ЮКМ. Сама же встреча АРФ получилась скомканной, нервозной и перечеркнула многое из того, что было достигнуто ранее.

 

От юбилейной встречи Форума 2013 года не стоит ожидать многого, поскольку существует ряд факторов, значительно ограничивающих возможности АРФ. Среди них – неспособность решать сложные региональные проблемы, трудности в переходе от мер построения доверия к превентивной дипломатии, недостаточная  вера участников в результат предпринимаемых ими действий и отсутствие твердой приверженности вырабатываемым принципам. Также существенной проблемой является недостаток лидерства. Сильный лидер важен для развития любой организации. В случае с АРФ бремя лидера на себя взвалил АСЕАН, но его мощи и политической воли  для подобной роли явно не хватает.

 

Сейчас для АРФ настал переломный момент, так как дальнейшая судьба Форума во многом зависит от решения взрывоопасного вопроса принадлежности островов и акваторий Южно-Китайского моря.  В случае если споры не перерастут в вооруженный конфликт, а у стран-участниц хватит политической воли и дипломатической гибкости для выработки и принятия Кодекса поведения в Южно-Китайском море, это может укрепить статус АРФ в качестве ключевого института региональной безопасности. Используя площадку Форума, державы, напрямую не вовлеченные в споры, должны сыграть важнейшую роль – выступить посредниками, предложить «добрые услуги», участвовать в создании условий для принятия комплексного решения. Успешный опыт преодоления кризиса в Южно-Китайском море станет для Форума прецедентом, отталкиваясь от которого участники смогут выработать более четкий механизм урегулирования противоречий.

 

Если же неспособность АРФ оказать влияние на урегулирование кризиса станет очевидной, и государства предпочтут создать структуру ad hoc, как это было в ситуации с ядерной проблемой Северной Кореи, то региональный Форум себя окончательно дискредитирует. Однако это скорее всего не приведет к прекращению деятельности Форума или его упразднению, поскольку он имеет разветвленную  институциональную структуру в области нетрадиционных угроз безопасности, в рамках которой сравнительно успешен. В таком случае фокус обсуждений в рамках АРФ окончательно сместится в сторону таких вопросов, как борьба с терроризмом, кибертерроризмом и международной преступностью, нераспространение оружия массового поражения, морская безопасность, предотвращение и борьба с последствиями природных катастроф, гуманитарная помощь и т.д.

 

Возможность преодоления кризиса АРФ в значительной степени осложнена внутренним расколом в ядре форума – АСЕАН. Однако наметившийся разлад в АСЕАН обусловлен скорее внешними причинами, нежели внутренними. В свете потенциального роста конфронтации между США и Китаем, которая в той или иной степени проецируется на все региональные процессы, АРФ, будучи переговорной площадкой, имеет возможность играть роль инструмента снижения напряженности вокруг Южно-Китайского моря. Таким образом, будущая значимость Форума в значительной степени зависит от умения, а самое главное, желания Пекина и Вашингтона договариваться и той роли, которую они отведут Форуму в деле урегулирования возникающих между ними противоречий.

 

Автор: Семён Коротич, аспирант кафедры международных отношений Школы региональных и международных исследований ДВФУ

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся