Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Дмитрий Реутов: Приоритеты России и Японии в развитии газового сотрудничества

8 января 2014
Распечатать

Повысить политический и экономический статус в регионе, способствуя развитию Дальнего Востока, Москва может, активно участвуя в проектах по строительству энергомостов со странами Северо-Восточной Азии (СВА). При этом для России, стремящейся к диверсификации энергетического экспорта, Япония является одним из наиболее перспективных рынков сбыта [2].

 

Япония импортирует более 95% газа, являясь крупнейшим в мире потребителем сжиженного природного газа (СПГ). В 2012 году в Японию было поставлено 87,31 млн. тонн СПГ, что составило около 35% всего мирового экспорта [7]. Токио стремится к обеспечению сбалансированности поставок: успехи Японии по диверсификации поставщиков СПГ можно проиллюстрировать с помощью индекса Херфиндаля-Хершмана по формуле HHI = S12+S22+…Sn2, где Sn – доля поставщика СПГ. Индекс принимает значения от 0 до 10000, чем ниже его значение, тем более сбалансирована географическая структура поставок. Доли экспортеров на японском рынке СПГ распределяются следующим образом: Австралия (18,2%), Малайзия (16,8%), Индонезия (7%), Бруней (6,7%), Катар (17,9%), ОАЭ (6,3%), Оман (4,5%), Россия (9,5%), Нигерия (5,5%), остальные страны (7,6%) [6]. Таким образом, HHI=1266, что свидетельствует о высокой степени диверсификации импорта СПГ. Опираясь на существующие показатели, можно сделать вывод, что максимально допустимая доля поставок одной страны не превышает 20% от совокупного импорта, а около 50% поставок обеспечивается странами Юго-Восточной Азии (ЮВА) и Австралией, что положительно сказывается на энергетической безопасности страны по причине стабильности поставок и сравнительно низких транспортных издержек. Однако в последние годы наблюдается замещение поставок из ЮВА поставками из других регионов, что соответствует реализации современной энергетической стратегии Японии. Поставки газа из стран Персидского Залива формируют 30% в импорте Японии, но сопряжены с рисками, определенными нестабильной политической обстановкой на Ближнем Востоке, ограниченной пропускной способностью Малаккского пролива и действиями пиратов в этом районе. Возрастает доля третьих стран, в том числе, России и стран Африки.

 

Энергетический рынок АТР становится весьма привлекательным для России. Согласно «Энергетической стратегии России на период до 2030 года», доля АТР в совокупном экспорте российского газа должна достигнуть 20% [5]. Российские поставки газа в Японию осуществляются с терминала СПГ на о. Сахалин, который был возведен в рамках проекта «Сахалин-2», где японские компании «Mitsui» и «Mitsubishi» имеют доли 12,5% и 10% соответственно. Японские корпорации построили первый в России и на сегодняшний день единственный завод СПГ, около 70% всего сжиженного газа которого поступает в Японию. Ориентация на российские поставки позволяет сократить транспортные издержки (доставка СПГ с о. Сахалин занимает 3-4 дня, а доставка с Ближнего Востока - 3-4 недели), а также нивелировать риски, связанные с пиратством и ограничением свободы судоходства в Южно-Китайском море в случае обострения китайско-японских отношений.

 

Развитие российско-японского газового сотрудничества предусматривает планы по расширению мощностей СПГ, а также прокладку подводного газопровода с о. Сахалин в Японию. В связи с этим представляется необходимым определить приоритеты сторон и проанализировать перспективы реализации проектов.

 

Тема строительства газопровода обсуждалась еще в начале 2000-х годов, однако не получила развития ввиду отсутствия интереса со стороны Токио. Вопрос вновь был вынесен на повестку в 2012 году в связи с резко возросшим спросом и, как следствие, ценами на газ после аварии на АЭС «Фукусима» в 2011 году, которая привела к сокращению выработки энергии на АЭС. Япония предложила проложить газопровод от о. Сахалин через о. Хоккайдо, далее вдоль побережья с выходом на сушу в районе порта Касима [8]. В качестве ресурсной базы предполагалось использовать газ проекта «Сахалин-1», оператором которого является «Exxon Neftegas Ltd.»

 

Токио также предложил «Газпрому» построить газопровод с месторождения «Сахалин-2», однако, по мнению российской газовой корпорации, его строительство нецелесообразно как с технической, так и с экономической точек зрения [9]. Исходя из запланированных Россией объемов экспорта СПГ в Японию, к 2020 году доля России на японском рынке составит около 17,5% от совокупного импорта Японии. Учитывая стратегию Японии по диверсификации географии поставок газа, Токио в будущем откажется от строительства газопровода, упуская возможность получения сравнительно недорогого трубопроводного газа, даже если инициатива реализации проекта будет исходить от российской стороны.

 

Среди рисков, которые сопряжены с реализацией данного проекта, следует отметить политические риски, связанные, в первую очередь, с территориальными претензиями Японии, которые периодически приводят к осложнению российско-японских отношений. Следует учитывать как возможность ограничения газоснабжения российской стороной, так и нарушение контрактных обязательств с японской стороны в случае военно-политического обострения территориального спора вокруг южных Курильских островов. К экономическим/корпоративным рискам следует отнести проблемы согласования условий поставок (стоимость газа и транспортировки, объемы и сроки поставок), а также вопросы последующих расчетов и текущей эксплуатации объекта, который будет находиться в территориальных водах и исключительных экономических зонах двух государств. Значительными представляются экологические риски, вызванные как антропогенным воздействием (ошибки при проектировании, строительстве, эксплуатации), так и природными факторами (сейсмическая активность, подводные течения, шторма). Кроме того, проект может оказать негативное влияние на морскую фауну.

 

Альтернативой газопроводу является строительство третьей очереди завода СПГ на о. Сахалин и завода СПГ в Приморском крае. Для обеспечения газом Приморского завода СПГ уже завершено строительство газопровода «Сахалин-Хабаровск-Владивосток». Ресурсной базой газопровода являются шельфовые месторождения «Сахалин-2» и перспективного проекта «Сахалин-3». Однако пока газопровод практически не используется, а из-за низкого давления в трубе и отступлений от проекта при строительстве наблюдаются систематические перебои в газоснабжении [1].

 

Помимо шельфовых проектов, газ для завода СПГ в Приморье планируется поставлять с Чаяндинского месторождения в Якутии и Ковыктинского месторождения в Иркутской области по газопроводу «Сила Сибири». Ожидается, что строительство газопровода будет завершено в 2017 году, однако осуществить это для «Газпрома» будет крайне сложно из-за неопределенности с финансированием и подписанием контракта с основным потребителем газа по данному маршруту - Китаем. Совокупная производительность газопроводов «Сила Сибири» и «Сахалин-Хабаровск-Владивосток» составит до 66 млн. тонн в год, однако для обеспечения таких значительных объемов поставок понадобится ускоренное освоение месторождений и создание новых транспортных коридоров для экспорта газа.

 

Запустить первую линию завода СПГ в Приморье планируют к концу 2018 года. Среди причин, по которым «Газпром» отдает предпочтение заводу СПГ, а не подводному газопроводу, следует указать следующие:

 

- возможность диверсификации поставок, т.е. отсутствие монопсонии (диктата цены единственным покупателем);

- бóльшая стоимость СПГ по сравнению с трубопроводным газом (в случае реализации трубопроводного проекта Россия упустит возможность получения добавочной стоимости, связанной с производством СПГ);

- возможность одновременного освоения нескольких месторождений для наполнения газопроводов «Сила Сибири» и «Сахалин-Хабаровск-Владивосток»;

- значительные инвестиционные затраты, которые положительно скажутся на развитии территорий, где будут построены газопроводы и инфраструктура СПГ;

- обеспечение занятости местного населения и налоговые отчисления в бюджеты субъектов и местные бюджеты;

- меньшие экологические риски.

 

Российские нефтегазовые компании не имеют опыта реализации шельфовых проектов и строительства заводов СПГ, которые необходимы для организации экспортных поставок в АТР. Поэтому в данной ситуации сотрудничество с иностранными компаниями на взаимовыгодных условиях было бы вполне логичным решением вопроса привлечения инвестиций, технологий и опыта.

 

В настоящее время «Газпром» ведет переговоры с крупными потребителями в СВА на предмет продажи 49%-ой доли в проекте компаниям, гарантирующим покупку 6 млн. тонн газа ежегодно по долгосрочным контрактам с нефтяной привязкой, хотя, исходя из логики реализации проекта, первоочередной задачей является не организация сбыта, а поиск технологического партнёра, который сможет построить завод СПГ. Скорее всего, в проекте будут принимать участие японские компании «Itochu», «Japex», «Marubeni», «Inpex» и «Cieco» [3], которые имеют опыт строительства инфраструктуры СПГ, поэтому финансирование, технологическая поддержка и обеспечение сбыта будут осуществляться одними и теми же компаниями.

 

Российский нефтяной гигант – «Роснефть» – также проявляет интерес к японскому газовому рынку. В мае 2013 г. делегация «Роснефти» провела встречи с руководством японских нефтегазовых компаний на предмет строительства завода СПГ на о. Сахалин и организации поставок в Японию, а уже в июне 2013г. на полях Петербургского международного экономического форума «Роснефть» заключила соглашение об условиях поставок СПГ с японскими «Marubeni» и «SODECO» с 2019 года. Контракт еще не заключен, но в компании планируют, что он будет долгосрочным [4].

 

1 декабря 2013 года в России вступил в силу закон о  либерализации экспорта СПГ, вследствие чего «Газпром» утратил экспортную монополию. Закон предусматривает возможность экспорта СПГ для российских компаний, которые уже имеют договорённости на поставку газа с потребителями. В первую очередь, это отразится на азиатском направлении, где такие соглашения, помимо «Газпрома», заключили «Роснефть» и «Новатэк». Либерализация экспорта повысит активность российских компаний в АТР и следует ожидать ускорения реализации проектов. При сравнении перспектив строительства газопровода и расширения поставок СПГ, как представляется автору, бóльшие шансы быть реализованными имеют проекты СПГ, которым российская сторона отдаёт предпочтение в силу экономических и политических соображений, возможности географической диверсификации поставок, обширной ресурсной базы, социально-экономического значения для регионального развития и экологической безопасности. Проект строительства газопровода, за который выступает Япония, противоречит интересам России, он представляется менее выгодным для Москвы с экономической точки зрения, а также сопряжен со значительными политическими и экологическими рисками, в том числе, для самой Японии. В то же время, в газовом сотрудничестве России с Республикой Корея стороны проявляют интерес к строительству газопровода через территорию КНДР, хотя данный проект связан с рядом рисков, в частности, военно-политического характера. Это свидетельствует о том, что транскорейский газопровод является не только коммерческим, но и геополитическим проектом, который направлен на повышение роли России на Корейском полуострове, а Южная Корея является приоритетным внешнеполитическим партнером РФ в регионе, тогда, как на японском направлении Москва руководствуется преимущественно экономическими соображениями. Следует отметить, что при запланированном росте поставок СПГ к 2020 году доля России в японском импорте без учета проекта «Роснефти» будет близка к предельно допустимым 20%. Поэтому Токио, руководствуясь соображениями энергетической безопасности, откажется от идеи строительства газопровода на ближайшие 15-20 лет.

 

В целом, Японии, развивая сотрудничество с Россией в газовой сфере, следует принимать во внимание, что для Москвы предпочтительно заключение долгосрочных контрактов с нефтяной привязкой. Строительство газопровода вместо терминала СПГ пока неприемлемо для российской стороны, однако если предложение Японии по газопроводу предусматривало бы привязку цены газа к СПГ или готовность законтрактовать будущие поставки СПГ на долгосрочной основе, то проект строительства газопровода, по мнению автора, мог бы заинтересовать Россию.

 

Задача России в контексте развития российско-японского газового сотрудничества заключается в привлечении японских инвестиций, технологий и опыта для совместного развития сектора СПГ. Участие японских компаний позволит реализовать проекты в срок и начать поставки газа до того, как предложение СПГ на рынке АТР превысит спрос.

 

В заключение стоит отметить, российско-японское газовое сотрудничество является одним из ключевых элементов обеспечения энергетической безопасности Северо-Восточной Азии и имеет значительный потенциал, который только предстоит раскрыть.

 

Автор: Дмитрий Реутов, магистрант Школы региональных и международных исследований Дальневосточного федерального университета, reutov.dmitrii@mail.ru.

 

1 Клименко О. Пробки на газопроводе Сахалин - Хабаровск - Владивосток продолжают образовываться – энергетики // Золотой Рог. 2013, 3 июля. [Электронный ресурс]. URL: http://www.zrpress.ru/business/vladivostok_ 03.07.2012_54716_probki-na-gazoprovode-sakhalin--khabarovsk--vladivostok-prodolzhajut-obrazovyvatsja--energetiki.html

2 Севастьянов С. В. «Новый регионализм» Восточной Азии: теоретические и практические аспекты // Полис (Политические исследования).-  2009.-  № 4. - С. 111-122.

3 Серов М. СПГ-заводам подбирают новых иностранцев: «Новатэк» и «Газпром» поделятся долями в проектах только с потребителями газа// Коммерсантъ. № 101 (5132). 2013, 14 июня. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2210939

4 Строганова П. «Новатэк» и «Роснефть» подготовились к экспорту СПГ // РБК daily. 2013, 21 июня. [Электронный ресурс]. URL: http://rbcdaily.ru/industry/562949987482163

5 Энергетическая стратегия России на период до 2030 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации № 1715-р от 13.11.2009 г.

6 BP Statistical Review of World Energy 2013 // Pureprint Group Limited, UK, 2013.

7 Maeda R., Tsukimori O. Japan's 2012 LNG imports at record high on nuclear woes // Reuters. January 23, 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.reuters.com/article/ 2013/01/24/energy-japan-mof-idUSL4N0AT00Y 20130124

8 Narusawa D., Yamawaki T. Japanese firms plan 1,400-km gas pipeline from Russia’s Sakhalin // The Asahi Shimbun. November 5, 2012. URL: http://ajw.asahi.com/article/economy/business/AJ201211050009

9 We are not afraid of competition from U.S. shale gas revolution: Russian gas executive // The Mainichi. October 15, 2013. URL: http://mainichi.jp/english/english/newsselect/news/20131015p2a00m0na007000c.html

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju