Россия и АТР: взгляд из Владивостока

Вадим Акуленко: Минтаевый вопрос и российско-южнокорейские отношения

17 марта 2015
Распечатать

Рыболовство всегда играло значительную роль в экономике и продуктовой безопасности Республики Корея (РК). В связи с истощением собственных морских биоресурсов (МБР) особенное значение для Южной Кореи имеет сотрудничество с Российской Федерацией (РФ) в области рыболовства. Ежегодно проходят сессии российско-корейской комиссии по рыбному хозяйству, на которых утверждается объём квоты на добычу МБР южнокорейскими рыбаками в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) РФ. Однако сторонам не всегда удаётся быстро договориться, особенно в тех случаях, когда Москва чувствует не совсем честное поведение Сеула. Особенно кризисным для сотрудничества двух стран в области рыболовства стал 2013 г., когда между РФ и РК разразилась настоящая «Минтаевая война».

 

Отправной точкой кризиса стал октябрь 2012 г., когда руководитель Росрыболовства Андрей Крайний в достаточно жёсткой форме заявил, что РК, как и Япония, обязаны соблюдать взятые на себя обязательства по недопущению незаконного импорта российского краба[1]. Неудивительно, что на начавшемся 14 ноября 2012 г. в Москве первом раунде переговоров российско-корейской комиссии по рыбному хозяйству, на которой обсуждался вопрос наделения квотами южнокорейской стороны на 2013 г., стороны так и не смогли прийти к общему соглашению.

 

Сначала южнокорейские переговорщики решили занять жёсткую позицию, и «не идти на поводу» у северного соседа. С точки зрения РК, проблема поставок нелегально добытого российского краба в РК через третьи страны – это проблема РФ и её отношений с этими странами. То есть Сеул, фактически признавая факт поставок нелегально добытого краба, утверждал, что является простым потребителем, предлагая Москве самой разобраться с браконьерами и странами, которые выдают сертификаты на этот краб.

 

Неудивительно, что новый раунд переговоров, который прошёл в Москве с 25 февраля по 1 марта 2013 г., также закончился безрезультатно. Во время этого раунда стало окончательно понятно, что РФ увязывает подписание соглашения на следующий год с окончательным решением вопроса с поставками нелегально добытого краба, и не согласна ни на какие компромиссы по данному вопросу. В официальном пресс-релизе южнокорейского Министерства сельского хозяйства, лесоводства, рыболовства и продовольствия особо подчёркивалось, что «…какие бы предложения не делала южнокорейская сторона, российская сторона настаивала на принятии своих условий…»[2].

 

При этом РФ не смутил даже тот факт, что ради заключения соглашения РК придётся вносить изменения в собственное законодательство[3]. А именно, в ту часть «Закона о развитии океанического рыболовства», где прописывается процесс таможенного оформления груза. Дело в том, что российская сторона настаивала на проверке документов на краба до его выгрузки на берег, в то время, как в южнокорейском было прописано, что подобную проверку надо проводить уже после того, как груз оказался на берегу.

 

После того, как южнокорейская сторона полностью убедилась в отсутствии альтернативы решения вопроса квот иным способом, кроме предложенного российской стороной, переговоры с 23 по 25 апреля 2013 г., прошедшие снова в Москве, закончились прорывом. Стороны, наконец, смогли договориться о размере квот на 2013 г., главной из которых, конечно, была квота на добычу минтая. Несмотря на то, что основное требование, касающееся краба, всё ещё не было выполнено, хотя Сеул и пообещал внести соответствующие поправки в закон, Москва, в качестве жеста доброй воли, дала разрешение на добычу 20,5 тыс. тонн минтая. Вопрос о наделении квотой на добычу ещё 19,5 тыс. тонн (первоначально Сеул рассчитывал на квоты в размере 40 тыс. тонн) было решено отложить до заключения финального соглашения и выполнения всех условий, предъявленных российской стороной. Соглашение было заключено только после того, как через Национальную Ассамблею Республики Корея были проведены поправки к уже упомянутому выше южнокорейскому закону. В соглашении были прописаны объёмы лимитов на 2013 г. и их стоимость для южнокорейской стороны, а также различные вопросы взаимодействия в области борьбы с ННН-промыслом[4].

 

Однако на этом минтаевый вопрос закрыт не был. Дело в том, что из 260 тыс. тонн этой по-настоящему народной рыбы, которые ежегодно потребляются в РК, лишь упомянутые 40 тыс. тонн добываются в соответствии с соглашением между РФ и РК, а остальные – импортируются. Причём подавляющее большинство минтая (200 тыс. тонн) ввозится из той же России[5]. И, как показало расследование Федеральной антимонопольной службы, происходит это с нарушением российского законодательства.

 

Об этом на специальной пресс-конференции, проведённой 23 июля 2013 г., сообщил руководитель Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. ФАС обвинило южнокорейских импортёров минтая в контроле над 20 российскими рыболовецкими предприятиями. По мнению службы, южнокорейские компании, не получив разрешений от российского правительства, что предусмотрено федеральным законом № 57 «Об иностранных инвестициях» и федеральным законом N166 «О рыболовстве», завладели российскими рыбодобывающими компаниями, которые, в свою очередь, владели квотами на добычу минтая[6].

 

Не смог остаться в стороне от решения минтаевого вопроса даже президент России Владимир Путин, который в ходе прошедшей 13 ноября 2013 г. встречи с президентом Республики Корея Пак Кын Хе рекомендовал компаниям РК, контролирующим российские промысловые предприятия, самостоятельно прекратить незаконную деятельность и войти в отрасль на законных основаниях[7].

 

Надо полагать, что настоятельные рекомендации ФАС и президента, а также других контролирующих органов РФ были учтены, так как уже в 2014 г. в двустороннем сотрудничестве между РФ и РК начался новый период. В частности, Сеул добился получения квоты на добычу минтая в прежнем объёме (40 тыс. тонн). При этом РФ вновь передала квоту по частям: 30 тыс. тонн были выделены немедленно после заключения соглашения 7 – 10 мая в Москве[8], а оставшиеся 10 тыс. тонн – в сентябре, после подтверждения реализации достигнутых ранее договорённостей, связанных с противодействием ННН-промыслу[9].

 

Осенью 2014 г. начались заседания следующей ежегодной сессии российско-корейской комиссии по рыбному хозяйству. Примечательно, что старт ей был дан 17 ноября 2014 г. во Владивостоке, и одной из тем для обсуждения, стало взаимодействие в реализации инвестиционного проекта по развитию рыбного хозяйства на Дальнем Востоке РФ[10].

 

Постепенно становится понятно, что одной из долгосрочных целей правительства РФ в «Минаевой войне», был перевод деятельности южнокорейских компаний на ДВ РФ в «нужное» для РФ русло – от добычи и экспорта сырья к его переработке и поставкам в Корею и страны АТР продукта с высокой добавочной стоимостью, а также развитие портовой инфраструктуры и судостроения.

 

Пытается заманить южнокорейских инвесторов хорошо разрекламированным в СМИ «Рыбным кластером» и Администрация Приморского края. К обсуждению этого вопроса южнокорейский бизнес в начале декабря 2014 г. пригласил министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка[11].

 

На недавно прошедшем в Санкт-Петербурге очередном раунде переговоров  российско-корейской комиссии по рыбному хозяйству обсуждались правила и процедуры, системы контроля вылова корейским флотом в ИЭЗ РФ, список южнокорейских судов, которые будут работать в российских водах в 2015 г., а также вопрос обмена учёными по совместным научным проектам[12].

 

Таким образом, острый кризис, который возник в российско-южнокорейских отношениях в области рыболовства в 2013 г., был успешно преодолён, и сейчас стороны заняты развитием двусторонних отношений в этой области. Хотелось бы особенно отметить тот факт, что российское руководство, прекрасно осознавая, какую важность имеет минтай для Южной Кореи, успешно использовало это рычаг для лоббирования своих интересов в регионе. При этом, как в случае с незаконным импортом краба, так и добычей «руками» российских компаний российского же минтая для южнокорейского внутреннего рынка, Россия отстаивала свои законные интересы, осуществляя это законными методами, решая попутно и такую важную государственную задачу, как привлечение иностранных инвестиций в строительство портовой инфраструктуры, а также развитие рыбопереработки и судостроения на Дальнем Востоке. Остаётся надеяться, что отношения РФ и РК в области рыболовства после завершения «Минтаевой войны» вышли на качественно новый уровень, и в будущем нас ждёт честное и взаимовыгодное сотрудничество.

 

Автор: Вадим Сергеевич Акуленко, старший преподаватель кафедры корееведения ВИ-ШРМИ ДВФУ

 



[1] Южная Корея ждет минтаевых квот. URL: http://www.fishnews.ru/mag/articles/10296

[2]한-러 어업협상, 러시아산 게 불법교역 방지에 대한 양국 입장 차이로 성과없이 종료 URL: http://www.mafra.go.kr/gonews/content_view.jsp?newsid=155444479§ion_id=b_sec_1

[3] Там же                  

[4] 해수부, 명태조업쿼터 1만9천500t 추가 확보 URL: http://www.yonhapnews.co.kr/economy/2013/07/21/0325000000AKR20130721001200030.HTML 

[5] Сайт Министерства морских дел и рыболовства. URL: http://www.mof.go.kr   

[6] Корейцев поймали за хвост. URL: http://fas.gov.ru/fas-in-press/fas-in-press_37249.html 

[7] Корейскому бизнесу предложили законно добывать отечественную рыбу. URL:  http://www.fishnews.ru/rubric/fas-i-ryba/7513

[8] 한·러 어업협상 타결…명태 쿼터 입어료 ‘톤당 350달러’ URL: http://www.agrinet.co.kr/news/articleView.html?idxno=128562

[9] Корея добилась увеличения квоты на добычу минтая в российских водах. URL: http://fishnews.ru/news/24417

[10] Россия и Южная Корея обсудили перспективы «рыбных» вложений URL: http://fishnews.ru/news/24920

[11] Корейцев заманивают кластером. URL: http://fishnews.ru/mag/articles/11151

[12] Россия и Южная Корея усилят сотрудничество в «пищевых» исследованиях. URL: http://fishnews.ru/news/25552

 

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju