Каспий - море мира: к некоторым аспектам безопасности в регионе
Вход
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Тезис о Каспийском море как акватории мира, стабильности, дружбы и добрососедства, кочевавший из одного итогового документа в другой по результатам встреч глав прибрежных государств, нашёл своё отражение в Соглашении о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море[i]. В приведённом договоре прикаспийские государства значительным образом развили идею Каспия как моря мира. Соглашение от 18.11.2010 г. базируется на следующем важном принципе, сформулированном в ст. 1 документа: «Обеспечение безопасности на Каспийском море является прерогативой прикаспийских государств». Иными словами, прибрежные государства самостоятельно обеспечивают безопасность в регионе. Для понимания этого положения необходимо обратиться к нормам Тегеранской декларации[ii], в которой провозглашено, что Каспийское море должно использоваться исключительно в мирных целях. Все вопросы на Каспии будут решаться прикаспийскими государствами мирными средствами, которые взяли на себя обязательства воздерживаться от применения военной силы во взаимных отношениях. Государства региона подтвердили, что их вооружённые силы не направлены на использование для нападения друг на друга, а также обязались воздерживаться от использования своих территорий другими не каспийскими государствами для совершения агрессии и других военных действий против любого государства региона. Более того, в Астраханском заявлении[iii] этот аспект был развит положениями неприсутствия на Каспийском море вооружённых сил некаспийских государств и обеспечения стабильного баланса вооружений на Каспийском море, осуществления военного строительства в пределах разумной достаточности с учётом интересов всех государств региона, ненанесения ущерба безопасности друг другу.
Соглашение от 18.11.2010 г. предполагает в сфере обеспечения безопасности на Каспийском море сотрудничество сторон путём взаимодействия компетентных органов государств региона (в основном силовых ведомств) в двустороннем и многостороннем форматах и предполагает обмен информацией, проведение встреч и консультаций, обмен опытом работы, а также проведение согласованных мероприятий. Такое взаимодействие должно осуществляться без ущерба интересам какого-либо государства региона. Сотрудничество в сфере безопасности не ограничивается исключительно только рамками данного договора. Так согласно абз. 1 п. 3 ст. 2 соглашения допускается взаимодействие государств Каспийского региона на основе иных применимых международных договоров, участниками которых они являются, а также их законодательствами. Т. е. речь идёт о многоформатности обеспечения безопасности Каспия. Такие положения Соглашения от 18.11.2010 г. направлены на учёт сложившихся в регионе реалий. Россия и Казахстан являются членами ОДКБ и сотрудничают в этом формате, Азербайджан, Туркменистан, Казахстан и Россия, будучи полноправными членами, а Туркменистан – ассоциированным[iv] – в рамках СНГ. Все страны региона в той или иной степени: Россия и Казахстан в качестве полноправных членов, Азербайджан и Иран в качестве наблюдателей, а Туркменистан в качестве приглашённого гостя – вовлечены в деятельность ШОС. Более того, Каспийский регион также можно отнести к объектам сотрудничества между СНГ, ШОС и ОДКБ[v]. Ещё одним обстоятельством, которое учитывается при выстраивании архитектуры безопасности Каспийского региона, является провозглашённый Конституцией[vi] и одобренный международным сообществом[vii] постоянный нейтралитет Туркменистана. Данный нейтралитет определяется в качестве основы и одного из принципов внешней политики Ашхабада (ст. 1 Конституции), именуется также постоянным позитивным нейтралитетом, суть которого в числе прочих заключается в отказе от участия в военных блоках и союзах (ст. 6 Конституции). При этом Туркменистан не отказывается от создания многостороннего механизма обеспечения безопасности на Каспийском море[viii].
В заключении следует сказать, что соглашение о сотрудничестве в сфере безопасности на Каспийском море содержит положение в абз. 2 п. 3 ст. 2, запрещающее рассматривать данный договор как предопределяющий правовой статус Каспийского моря. Из этого можно вывести временный характер нынешней системы безопасности региона, которая предположительно подвергнется определённой модификации после заключения Конвенции, устанавливающей всеобъемлющий правовой статус Каспийского моря. Следовательно, архитектура безопасности в регионе может измениться. Однако сотрудничество в регионе Каспийского моря в сфере безопасности, по-прежнему останется многоформатным с частично пересекающимся членством государств региона в данных форматах
К.ю.н., доцент кафедры конституционного и международного права Поволжского института управления имени П. А. Столыпина
Блог: Блог Армена Айрапетяна
Рейтинг: 0