Блог Армена Айрапетяна

Внешнеполитические «апрельские тезисы» Никола Пашиняна

30 Апреля 2018
Распечатать

Апрель 2018 года выдался в Армении очень жарким. Именно на этот месяц пришёлся последний завершающий этап в реализации конституционной реформы, задуманной третьим Президентом Республики. В планах Сержа Саргсяна было успешное продление своей власти путём смены президентского кресла на премьерское. И это ему почти удалось, т. к. Национальное Собрание Республики 17 апреля избрало Сержа Саргсяна главой Правительства Армении[1]. Однако 23 августа Премьер-министр Серж Саргсян подал в отставку, официально объяснив своё решение уличными демонстрациями протеста, охватившими не только столицу Армении, но и всю республику[2]. Указанные демонстрации начались 13 апреля и продолжаются до сих пор, ознаменовав политическим кризисом завершающую стадию перехода от смешанной к парламентской республике.

Лидером и одним из организаторов протестного движения стал депутат Национального Собрания от блока «Елк» (с арм. «Выход») Никол Пашинян. Данный оппозиционный политик известен своей активностью не только по работе в парламенте, но проявил себя во время событий т. н. «Элеткромайдана» 2015 года, а так же событий с захватом полицейского участка группировкой «Сасна Црер» в Ереване летом 2016 года. Одна из самых известных инициатив, среди авторов которой числился Никол Пашинян, является внесение в Национальное Собрание акта о выходе Республики из Евразийского экономического союза. Данный факт заставлял внимательно присматриваться к армянскому протестному движению с целью определения его внешнеполитического содержания. К тому же сам Никол Пашинян довольно чётко обозначил свои премьерские амбиции в случае, если народ возложит на него такую ответственность, оценив свои шансы довольно высоко (цитата): «Существует большая вероятность, что так и произойдёт»[3]. Сложно говорить, какой будет армянская власть с точки зрения представленности тех или иных политических сил, а так же по персоналиям, когда Республика выйдет из политического кризиса, однако высока вероятность того, что сам Никол Пашинян может возглавить переходное или временное правительство. Шансы на это возросли после заявлений двух ведущих партийных фракций. Сначала секретарь Республиканской партии и заместитель Председателя парламента Эдуард Шармазанов сообщил о том, что парламентское большинство не станет выдвигать своего кандидата на должность главы правительства[4]. Позже лидер «Процветающей Армении» и глава фракции «Царкуян» Гагик Царукян отказался выдвигать себя в премьеры и заявил о поддержке кандидата от народа, напрямую Никола Пашиняна не назвав[5]. Конечно, данный расклад на 100% не гарантирует ещё ему кресло Премьер-министра, однако существенно к нему приближает.

Программа возможного переходного правительства Никола Пашиняна будет в первую очередь направлена на решение насущных внутриполитических проблем, в частности изменение действующего Избирательного кодекса, законодательства Республики о партиях и т. д. Об этом довольно подробно лидер армянских протестов говорил в ответах журналистам на пресс-конференции иностранным СМИ 24 апреля[6].

Первопричинами политического протеста в Республике являются внутриармянские общественные противоречия. В отличие от т. н. «Евромайдана» на Украине выбор внешнеполитического вектора дальнейшего развития страны не является водоразделом и линией разлома в армянском обществе. В отличие от Украины Армения нашла способ бесконфликтного согласования пророссийского и прозападного векторов своей внешней политики, став одновременно полноправным членом ЕАЭС[7] и заключив с Европейским Союзом соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнёрстве[8]. Тем не менее, многих наблюдателей заботит, как происходящие в Армении события повлияют на её внешнюю политику.

На пресс-конференции иностранным СМИ 24 апреля Никол Пашинян несколько раз и сразу на трёх языках (армянском, русском и английском) сказал, что протестные акции не направлены против России, США, Европейского Союза, Ирана и Грузии, подчеркнув, что апрельское политическое движение против коррупции и неэффективного государственного управления. В своём интервью российскому телеканалу РБК[9], в котором Никол Пашинян так же затронул вопросы внешней политики Республики Армения, вышесказанное было ещё раз подтверждено. Политик отметил, что не хочет «учитывать украинский опыт, потому что это другая история», и заверил, что у нынешнего протестного движения в Армении «нет ни капли антироссийских настроений».

Рассуждая о двусторонних российско-армянских отношениях на пресс-конференции 24 апреля, Никол Пашинян отметил, что любая власть в Армении всегда будет считать такие отношения «очень-очень важными». Более того из уст лидера протестного движения мы услышали, что Россия и Армения – «дружественные братские страны». Тем не менее, Никол Пашинян признал наличие серьёзных проблем в отношениях между государствами, связанными в первую очередь с делами Закавказского региона. Среди них были названы положение граждан Армении в России и реализация ими своих прав, а так же трудности, возникающие у армянских предприятий с входом на российский рынок. Не обошёл стороной лидер протестов и проблемы в сфере урегулирования нагорно-карабахского конфликта, в частности, продажи российского оружия Азербайджану. По мнению оппозиционного политика, такие действия России ведут к нарушению баланса сил между Азербайджаном и Арменией, и Москва волей-неволей способствует усилению напряжённости в регионе. Карабахская проблематика была названа Николом Пашиняном самым главным вопросом, который должен быть обсуждён с российскими политиками. Следует отметить, что впервые публично проблема продажи российского вооружения Азербайджану была озвучена ещё 7 апреля 2016 года Президентом Сержем Саргсяном после завершения самой масштабной четырёхдневной военной эскалации в зоне нагорно-карабахского урегулирования. Тогда в ходе визита в Ереван Председателя Правительства России Президент Республики поставил в известность Дмитрия Медведева о том, что в Армении вызвал большой резонанс факт использования азербайджанской стороной в полную силу вооружений, приобретённых за последнее время в России[10]. Вне зависимости от того, кто станет Премьер-министром и какие силы придут к власти в Армении, очевидно, что следует ожидать со стороны официального Еревана более жёсткой и частой постановки вопроса продажи вооружения Россией Азербайджану.

Относительно ОДКБ Никол Пашинян неоднократно, в том, числе в общении со СМИ заявлял, что никогда с его стороны и стороны той политической силы, которую он представляет, не было озвучено позиций о необходимости выхода Армении из данной Организации. В интервью РБК лидер протестов уточнил, что необходима конкретизация взаимных обоюдных обязательств Армении и её партнёров по ОДКБ, потому что в этой сфере, по его мнению, «очень много неразберихи». Данная позиция в содержательном ключе не отличается от официальной позиции Республики Армения, высказанной ранее. Согласно действующей Стратегии национальной безопасности Армении 2007 года[11], принятой ещё при президенте Роберте Кочаряне, среди внешних угроз для Республики указывалось «ослабление стратегических союзов или недостаточная интегрированность в них». В документе говорится о том, что членство в военных союзах должно исключать действия одного из участников, противоречащих интересам других. Армения ясно даёт понять в Стратегии, что речь идёт о функционировании ОДКБ, в рамках которой требуется уточнение регламентов участия других членов Организации в случае агрессии против одного из государств-членов. Неоднократно с критикой проблем по части союзнической дисциплины выступал Президент Серж Саргсян. Например, в сентябре 2013 года на сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ в узком составе он подверг осуждению сложившуюся практику, когда некоторые государства-члены ОДКБ на других площадках и в иных организациях по тому же вопросу принимают заявления, диссонирующие с принятыми в ОДКБ решениями. Тогда же Президент Серж Саргсян заявил, что Армения не может согласиться с тем, что союзники по ОДКБ выстраивают отношения с государствами, не являющимися членами Организации, таким образом, что это приводит к принятию документов, направленных против интересов государств ОДКБ и имиджа военного союза в целом.[12] Таким образом, в позиции Никола Пашиняна наблюдается преемственность по вопросу членства Армении в ОДКБ. Однако данная преемственность не объясняется особым тёплыми чувствами нынешнего лидера протестного движения к двум предыдущим Президентам Республики, а является результатом геополитического положения Армении и определяется её национальными интересами в регионе Закавказья. На митинге 27 апреля в г. Гюмри Никол Пашинян вновь подтвердил, что Армения сохранит своё членство в ОДКБ, т. к. это обусловлено соображениями безопасности и исходит из национальных интересов с одновременным приложением усилий с целью предоставления более серьезных и эффективных гарантий безопасности Армении и Нагорному Карабаху, нежели до этого[13]. В части непризнанной Нагорно-Карабахской Республики данная позиция Никола Пашиняна является популистской. Во-первых, ОДКБ не вовлечена в процесс нагорно-карабахского урегулирования, во-вторых, на практике можно вести речь о том, чтобы страны-члены Организации осуществляли свою внешнюю политику согласно принятым решениям, выражающим официальную позицию ОДКБ в отношении указанного конфликта. В частности, речь идёт о поддержке венских и петербургских договорённостей 2016 года, направленных на недопущение эскалации ситуации в зоне конфликта, стабилизацию обстановки и создание условий для продвижения мирного процесса, приверженности исключительно мирному способу разрешения нагорно-карабахской проблемы, а также поддержки посредническим усилиям сопредседателей Минской группы ОБСЕ[14][15]. Тематика ЕАЭС так же звучала в речах Никола Пашиняна.

В частности, по его мнению, в данной сфере внешней политики Армении есть много проблем, которые требуют очень спокойного и терпеливого обсуждения. Оппозиционный политик выразил уверенность в том, что разрешение проблем в отношениях с ЕАЭС не будет сопровождаться никакими кризисами. Когда журналистка РБК упрекнула лидера армянских протестов в том, что он избегает конкретики, Никол Пашинян назвал вопросы членства Республики в Союзе чувствительными, в которых «мы должны быть осторожными». Более подробно по данной теме политик высказался 24 апреля на пресс-конференции для иностранных СМИ, где Никол Пашинян подчеркнул, что «выход из таких организаций как ЕАЭС может происходить только путём референдума». На самом деле лидер протестов всего лишь привёл положение действующей Конституции Армении[16], в ч. 1 ст. 205 которой сказано, что вопросы, касающиеся членства Республики Армения в наднациональных международных организациях решаются посредством референдума. Перспективы назначения и проведения подобного референдума при премьере Пашиняне выглядят сомнительными. Во-первых, он напрямую не высказался за такую инициативу, во-вторых, тезисно свою программу озвучил и в ней есть место реформам процедур выборов, партийной системы, государственного управления, но нет места никаким «резким геополитическим реверсам и движениям». На митинге в Гюмри Пашинян подтвердил верность взятым на себя Арменией всем международным обязательствам перед ЕС и ЕАЭС. По его мнению, сотрудничество по данным направлениям не является «безукоризненным», но Армения должна стремиться к исправлению ситуации.

На пресс-конференции 24 апреля Никол Пашинян заявил, что в армяно-российских отношениях нет нерешаемых проблем, что нужно настроиться на позитивный лад для их терпеливого урегулирования. Таким образом, в тезисах Пашиняна о российском векторе внешней политики Армении, не смотря на признание ряда серьёзных проблем в двусторонних отношениях, в форматах ОДКБ и ЕАЭС, не было продемонстрировано антироссийской риторики. Наоборот, Пашинян отправил Москве довольно позитивные сигналы. Интересы Армении диктуют сохранять и развивать имеющиеся форматы взаимоотношений с Россией.

Уличные протесты не могут отменить геополитических условий, в которых находится Армения. По-прежнему, сохраняется блокада государственной границы на турецком и азербайджанском участках. Армения, по-прежнему, вовлечена в неурегулированный нагорно-карабахский конфликт. По-прежнему, для Армении отсутствуют альтернативные гарантии безопасности со стороны США и НАТО, сопоставимые с российскими. Всё это предопределяет для любого политика, который становится лидером в Армении, вне зависимости от его личностных и идеологических пристрастий необходимость выстраивать с Россией нормальные отношения. Никол Пашинян, чувствующий, благодаря митингам в стране, свою близость к власти, здесь так же не является исключением. Например, первый Президент Армении Левон-Тер-Петросян был диссидентом и имел, мягко говоря, довольно плохие отношения с советским союзным центром в Москве. Армянская ССР не принимала участие в мартовском референдуме 1991 года о сохранении Союза ССР. Однако это не помешало Тер-Петросяну после распада СССР заложить актуальную и по сей день правовую основу двусторонних и многосторонних союзнических отношений стратегического партнёрства с Россией. Похожую эволюцию переживает сейчас и Никол Пашинян, который уже выступает не просто как лидер уличных демонстраций протеста, а как ответственный политик, принимающий решения.

Реакция России так же говорит о понимании вышесказанного. Москву на данном этапе больше беспокоит возможность внутренней дестабилизации, к которой может привести разразившийся в Армении политический кризис. Поэтому Россия заинтересована в урегулировании внутриармянских противоречий путём переговоров и в строго установленных конституционно-правовых рамках. Об этом было официально заявлено Министерством иностранных дел РФ[17]. Указанные тезисы были донесены российской стороной до оппозиционных сил в Армении, например, 25 апреля во время встречи российских дипломатов с депутатами Национального Собрания Н.В. Пашиняном, А.С. Мирзояном и пресс-секретарем партии «Гражданский договор» Т. Авиняном в Посольстве России в Ереване, а так же до представителей армянской власти, например, в телефонных разговорах Президента Владимира Путина с Президентом Армении Арменом Саргсяном 25 апреля[18] и с исполняющим обязанности Премьер-министра Кареном Карапетяном 26 апреля[19]. Помимо этого были задействованы каналы парламентской дипломатии, в рамках которой делегация Федерального Собрания РФ во главе с Председателем комитета Госдумы по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонидом Калашниковым с 28 апреля провела встречи с представителями всех парламентских фракций Национального Собрания Армении, в т. ч. и блока «Елк» во главе с Николом Пашиняном[20].

В заключение следует заметить, что Российская Федерация выбрала верную тактику, направленную на невмешательство во внутренние дела Армении, связанные с процессом формирования власти в Республике. Об этом заявил пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков[21], это видно из шагов, которые Москва предприняла в ходе митингов в стране. Тем не менее, двусторонние отношения с Арменией, а так же взаимодействие с Республикой в рамках ЕАЭС, ОДКБ и других международных организациях требуют определённой серьёзной и кропотливой работы со стороны России. Геополитические условия, в которых находится Армения, когда-нибудь изменятся, и тогда понадобится нечто иное для сохранения и развития союзнических отношений с Республикой. Многие представители молодых поколений в странах СНГ ничего, кроме независимости своих государств, не видели и не знают. Советские поколения уходят. Армения в данном случае не исключение. Наше общее историческое прошлое, безусловно, должно быть одной из основ для грамотного выстраивания внешней политики Российской Федерации, но не единственным. Россия сама должна быть привлекательной, таковыми должны быть модели её экономического развития и государственного управления. Россия должна предлагать какой-то проект общего видения будущего. Внешняя политика нашей страны не должна быть ориентирована в прошлое, она должна быть ориентирована в будущее.

1. На специальном заседании НС Серж Азатович Саргсян избран премьер-министром РА // Национальное Собрание Республики Армения. Официальный сайт. – 2018. – 17 апреля. – URL: http://www.parliament.am/news.php?cat_id=2&NewsID=10227&year=2018&month=04&day=17&lang=rus (дата обращения 26.04.2018).

2. Заявление премьер-министра Сержа Саргсяна от 23.04.2018 г. // Премьер-министр Республики Армения. Официальный сайт. URL: http://www.primeminister.am/ru/press-release/item/2018/04/23/Prime-Minister-Serzh-Sargsyans-statement/ (дата обращения 26.04.2018).

3. Лидер оппозиции Никол Пашинян заявил о готовности стать премьером Армении // МИА «Россия сегодня». – 2018. – 24 апреля. – URL: https://ria.ru/world/20180424/1519330201.html (дата обращения 26.04.2018).

4. Республиканская партия Армении не выдвинет кандидата на пост премьера // Sputnik Армения. – 2018. – 28 апреля. – URL: https://ru.armeniasputnik.am/politics/20180428/11742331/pravyashchaya-respublikanskaya-partiya-ne-vydvinet-kandidata-na-post-premera-armenii.html (дата обращения 28.04.2018).

5. Сошел с дистанции и Царукян: кандидатом в премьеры-министры остался Пашинян // Sputnik Армения. – 2018. – 28 апреля. – URL: https://ru.armeniasputnik.am/politics/20180428/11744493/carukyan-ne-budet-kandidatom-v-premer-ministry.html (дата обращения 28.04.2018).

6. Интервью Никола Пашиняна иностранным СМИ (прямая трансляция) 24.04.2018 г. // Hetq. Investigative journalists. – 2018. – 24 апреля. – URL: http://hetq.am/rus/news/87975/liveprotest-leader-pashinyan-holds-press-conference-for-international-press.html (дата обращения 26.04.2018).

7. Договор о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года подписан в г. Минске 10.10.2014 г. // Собрание законодательства РФ. – 2015. – N 8, ст. 1107.

8. Annex 1 to the Joint Proposal for a Council Decision on the conclusion, on behalf of the European Union, of the Comprehensive and Enhanced Partnership Agreement between the European Union and the European Atomic Energy Community and their Member States, of the one part and the Republic of Armenia, of the other part // European Council / Council of the European Union. Official site. URL: http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-12525-2017-ADD-1/en/pdf (дата обращения 27.10.2017).

9. Пашинян: У движения нет антироссийских настроений. Взгляды и планы лидера оппозиции Армении (эксклюзивное интервью) // Информационное агентство «РБК». – 2018. – 26 апреля. – URL: http://tv.rbc.ru/archive/ekskluziv/5ae181af2ae59635eb7c4f1b (дата обращения 26.04.2018).

10. Президент Серж Саргсян встретился с Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым // Президент республики Армения. Официальный сайт. – 2016. – 8 апреля. – URL: http://www.president.am/ru/press-release/item/2016/04/08/President-Serzh-Sargsyan-meeting-with-Dmitri-Medvedev/ (дата обращения 26.04.2018).

11. Стратегия национальной безопасности Республики Армения утв. Указом Президента Республики Армения УП-37-Р от 07.02.2007 г. // Министерство обороны Республики Армения. Официальный сайт. URL: http://www.mil.am/media/2015/07/829.pdf (дата обращения 26.04.2018).

1519335565.jpg
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Каковы, по вашему мнению, цели США в отношении России?
    Сдерживать военно-политическую активность России  
     262 (44.48%)
    Добиться распада и исчезновения России  
     172 (29.20%)
    Создать партнерские отношения с Россией при условии выполнения требований США  
     94 (15.96%)
    Создать союзнические отношения в противовес Китаю на условиях США  
     61 (10.36%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся