Блог Уральской Ассоциации Молодых Ближневосточников

Борьба за киберпространство ОАЭ: КНР против США

7 октября 2022
Распечатать

Автор: Шахбоз Жураев, магистр Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта.

Тьютор: Леонид Цуканов, Председатель Попечительского совета Уральской Ассоциации молодых ближневосточников, эксперт РСМД.

Киберпространство давно воспринимается как «пятая область» ведения боевых действий – наравне с землей, морем, воздухом и космосом. И, в отличие от «классических» измерений, где успех во многом определяется экономической и военно-политической мощью сражающихся сторон, на цифровом поле даже более слабая, по классическим меркам, держава способна нанести сокрушительный удар, правильно использовав высокие технологии.

В этом ключе интересным видится изучить кейс ОАЭ: страна, несмотря на сравнительно малые территории и низкий уровень прироста населения, сегодня считается одним из лидеров региональной «гонки кибервооружений», что достигается в том числе за счет умелого балансирования между глобальными цифровыми гигантами.

Us_cyber_command_min.jpg

Источник:  U.S. Air Force / Joseph Eddins

Обзор стратегического положения ОАЭ в разрезе киберпространства

Несмотря на то, что ОАЭ в последние годы существенно нарастило сотрудничество с КНР по линии цифровых технологий (чему поспособствовало, в первую очередь, вовлечение Абу-Даби в китайский мегапроект «Цифрового Шелкового пути», основным их союзником в части оборонной политики (включая кибероборону) по-прежнему остается Вашингтон. В частности, в ОАЭ находится Центр управления воздушными боевыми действиями в регионе Персидского залива (авиабаза «Аль-Дафра»), где базируется около 3,5 тыс. военнослужащих США, а также ведется подготовка региональных союзников в области ПВО и ПРО – число курсантов составляет около 2 тыс. человек ежегодно. Порты ОАЭ также обеспечивают критически важную материально-техническую поддержку ВМС США и в совокупности принимают больше кораблей ВМС, чем любой другой порт за пределами Соединенных Штатов. И, что важно, во всех перечисленных случаях цифровой фактор также выражен довольно сильно.

Сам по себе факт, что страна, имеющая тесные и комплексные оборонные связи (в первую очередь, в области наземной, морской и воздушной безопасности) с одной сверхдержавой, частично переориентирует свою киберполитику на другого актора, актуализирует ряд вопросов, выходящих далеко за пределы межгосударственных отношений:

· Значение Ближнего Востока в цифровом мире меняется?

· Будут ли новые союзы («киберальянсы») иметь формат, отличающий их от «классических»?

· Пытаются ли ОАЭ проводить политику «цифрового балансирования», расширяя список стратегических партнеров?

Попытаемся дать ответы на эти вопросы, начав с национального аспекта. Во-первых, в последние годы экономика ОАЭ развивалась быстрыми темпами, и одним из последствий этого стало увеличение проникновения Интернета и усиление зависимости критической инфраструктуры от передовых электронных систем, которые, в свою очередь, могут быть уязвимы для кибератак. Согласно недавнему исследованию Citrix, 82% лиц, принимающих решения в области ИТ в банках и финансовых организациях в ОАЭ, вынуждены улучшать свои меры безопасности. Для поддержания стабильного международного финансового потока Абу-Даби необходимо убедить инвесторов в том, что операции с их инвестициями и транзакции защищены от атак киберпреступников или стратегических конкурентов. Во-вторых, в октябре 2017 г. правительство ОАЭ обнародовало «Стратегию ОАЭ в отношении искусственного интеллекта (ИИ)». Это знаменует этап «пост-мобильного» правительства, который будет зависеть от различных будущих услуг, секторов и инфраструктурных проектов. В свою очередь, необходимость избежать фатальных функциональных сбоев в секторах, охватываемых стратегией, вынуждает центральное правительство совершенствовать алгоритмы защиты данных и системы оперативного реагирования. Наконец, (и, возможно, это наиболее важно), прямое или косвенное участие ОАЭ в конфликтах в Йемене, Ливии, Сирии и Эфиопии делает необходимым развитие национального киберпотенциала, а также защиту наземных, морских и воздушных зон – в том числе повышения цифровой защищенности оборонных комплексов.

Эту необходимость ярко иллюстрирует и текущее состояние регионального «цифрового ландшафта». По данным «International Security Journal», в текущем году в ОАЭ наблюдалось увеличение числа еженедельных кибератак на организации на 29%, в то время как в других странах ССАГПЗ, напротив, выявился тренд на снижение – так, в Саудовской Аравии количество атак сократилось на 1% по сравнению с 2020 г., а в Кувейте – на 49%.

В ответ на растущий спрос на безопасное киберпространство в 2019 г. Государственное регулирующее управление в области телекоммуникаций и цифровых технологий (TDRA) запустило обновленную версию Национальной стратегии кибербезопасности, которая определяет направление развития сектора ИКТ и формат национальной цифровой трансформации. Более того, в ноябре 2020 г. кабинет министров ОАЭ согласился учредить Совет по кибербезопасности с целью разработки комплексной стратегии цифрового реагирования и «формирования безопасной и надежной киберинфраструктуры».

Цифровые связи ОАЭ с КНР и США

Для достижения поставленных целей в киберсфере правительство ОАЭ сотрудничает как с национальными компаниями, составляющими основу ИКТ-сообщества страны (такими как Injazat), так и международными партнерами, включая США, Китай и Израиль. Следовательно, ОАЭ предстают в качестве одной из областей конкуренции между технологически развитыми странами, в основном между Китаем и США.

Одной из точек конкуренции можно считать сектор безопасности данных, в котором представлены как американские, так и китайские технологические «тяжеловесы» – однако преобладание американских фирм заметно невооруженным глазом. Например, в настоящий момент компанией Oracle в Абу-Даби создан второй центр обработки данных в ОАЭ. Кроме того, Amazon Web Services (компания Amazon.com) объявила, что планирует к концу 2022 г. расширить инфраструктуру облачных сервисов в стране, а также объединить ее с аналогичными зонами в соседних странах (в первую очередь, в Бахрейне).

Впрочем, китайские компании из сектора облачных данных также постепенно выходят на эмиратский рынок, однако продвижение идет медленными темпами. В частности, компания Alibaba Cloud еще в 2016 г. запустила свой дата-центр в Дубае, а позже намерение выйти на рынок Залива обозначили и другие китайские IT-гиганты. С другой стороны, какими бы высокими ни были амбиции китайского цифрового бизнеса, создать в ОАЭ второй дата-центр [изначально планировалось в 2018 г., однако постоянно откладывалось – прим. автора] на данный момент не удалось. По этой причине в обозримом будущем на данном направлении сохранится преобладание компаний, связанных с США.

Что касается научного сотрудничества в области науки о данных, в рамках которого разрабатываются специализированные алгоритмы для упрощения вычислительных процедур, Американский университет Шарджи утверждает, что является ведущим центром подготовки эмиратских специалистов. Тем не менее, количество студентов из ОАЭ, решивших учиться в США, сократилось из-за падения цен на нефть, снижения доходов, национальной политики Трампа и увеличения возможностей получения высшего образования в своей стране. В прошлом учебном году это число уменьшилось на 167 студентов, или 5,7%. В то же время Университет ОАЭ объявил о выделении средств на поддержку шести совместных исследовательских проектов (включая обеспечение устойчивости исследовательской деятельности и укрепление международной позиции университета в области больших данных) с академией наук КНР. Это исследовательское сотрудничество осуществляется в рамках стремления ОАЭ укрепить международное партнерство и активировать Меморандум о взаимопонимании, подписанный с Пекином в феврале 2021 г.‏ Кроме того, переезд известного ученого-компьютерщика Линг Шао в Абу-Даби для создания Начального института искусственного интеллекта значительно повысил роль ученых, связанных с Китаем, в ОАЭ, а также существенно расширил пространство для сотрудничества двух стран в научном поле. Учитывая, что, согласно статье 2 Соглашения об экономическом, торговом и технологическом сотрудничестве между КНР и ОАЭ, стороны могут вести работу по широкому кругу вопросов (включая подготовку новых кадров), резонно предположить, что влияние США в этом кластере в ближайшее время серьезно ослабеет.

Наконец, коммуникационные технологии – своего рода «кости» и «артерии» современных киберсистем – оказались в центре внимания с развитием технологий 5G и ростом конкуренции за разработку и создание сетей 6G. И в данном случае так же заметен постепенный переход инициативы на сторону КНР. В частности, власти ОАЭ активно взаимодействуют с китайскими компаниями Huawei и ZTE, в то время как американские фирмы, специализирующиеся на технологиях 5G, практически не имеют деловых связей с Абу-Даби. Кроме того, правительство КНР ведет в ОАЭ активную инвестиционную кампанию, вкладывая средства в перспективные сектора экономики – в первую очередь, информационные и коммуникационные технологии. О стремлении расширять сотрудничество дальше свидетельствуют заявления китайских официальных лиц. Так, посол Китая в ОАЭ Ни Цзянь в одном из интервью намекнул: «Китай готов выработать более открытую, инклюзивную и взаимовыгодную стратегию технологического сотрудничества и углубить свое практическое взаимодействие с ОАЭ в таких областях, как ИИ технологии 5G-Интернета и аэрокосмической отрасли, чтобы еще больше способствовать развитию взаимных связей в ускоренном темпе».

Естественно, частичный «поворот на Восток», который в настоящий момент проводит Абу-Даби, вызывает недовольство Вашингтона, что заметно в том числе по тону выступлений высокоранговых американских чиновников. Например, администрация Байдена настаивает на том, чтобы ОАЭ исключили Huawei Technologies Co. из своей телекоммуникационной сети и предприняли другие шаги по дистанцированию от Китая. В свою очередь, явное несовпадение позиций Вашингтона и Абу-Даби повышает риск того, что ранее достигнутое соглашение о покупке Эмиратами самолетов F-35 и беспилотников на сумму около 23 млрд долларов может оказаться под угрозой срыва. Впрочем, региональные элиты все больше настроены на лоббирование своего видения. Так, комментируя спор вокруг Huawei, высокопоставленный чиновник одного из государств Персидского залива сказал: «Американцы должны предоставить технологические альтернативы. Вы не можете сказать: «Не покупайте их рис, но я рис не выращиваю». Аналогичную позицию транслирует и официальный Пекин, декларирующий готовность, вне зависимости от позиции США, расширять сотрудничество с аравийскими монархиями (что видно, например, по интервью министра иностранных дел Китая Ван И).

В целом, основная причина, по которой постепенно меняются «ценностные ориентиры» Абу-Даби в киберпространстве, заключается в том, что Вашингтон на протяжении многих лет игнорировал спрос региональных государств на высокотехнологичные системы, ограничиваясь преимущественно развитием военного аспекта кибербезопасности. На этом фоне Пекин, упирающий на «частный сектор» цифрового мира, нашел возможность заменить США в киберпространстве Ближнего Востока.

***

Баланс сил в регионе Ближнего Востока (и в том числе в киберпространстве) стремительно меняется, что обуславливает неизбежную трансформацию моделей поведения ведущих игроков.

Вполне очевидно, что США – в условиях растущего соперничества с КНР – при дальнейшем развитии связей с аравийскими монархиями будут опираться на сферы, где их присутствие наиболее выражено. В случае с ОАЭ это сектор аналитики и сбора данных, где у Вашингтона сформировался существенный перевес. Кроме того, США в обозримом будущем, с высокой долей вероятности, попытаются сократить отставание и в других сферах, где позиции Пекина более устойчивы – в первую очередь, в образовании. Американская образовательная инфраструктура в ОАЭ на данном этапе более обширна, однако это скорее тактическое преимущество, поскольку объемы финансирования эмиратских образовательных инициатив со стороны Пекина растут быстрыми темпами.

Наименее перспективным для Вашингтона направлением можно считать телекоммуникационный сектор, поскольку ведущие коммуникационные фирмы КНР заблаговременно «перекроили» цифровой ландшафт в свою пользу, тем самым сделав вовлечение некитайских фирм в процесс развития 5G (а в перспективе и 6G) сетей максимально сложным.

Возвращаясь к сформулированным в первой части статьи вопросам, необходимо подытожить, что США, хоть и являются на данный момент ведущим партнером ОАЭ, их доминирование на цифровом треке уже нельзя считать безусловным. Весьма вероятно, что с течением времени «цифровой паритет» между США и КНР будет достигнут и в других государствах Ближнего Востока, что повлечет за собой серьезную перестройку регионального ландшафта безопасности.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся