Блог Уральской Ассоциации Молодых Ближневосточников

Борьба за права женщин в Саудовской Аравии: вчера, сегодня, завтра

22 марта 2021
Распечатать

Автор: Евдокия Воронкина, ученица 9 класса МАОУ «СОШ №102» г. Екатеринбурга

Тьютор: Леонид Цуканов, Директор Уральской ассоциации молодых ближневосточников

Проблема обеспечения гендерного равенства в странах Ближнего Востока всегда стояла довольно остро. Не исключение и Королевство Саудовская Аравия (КСА), где последние 30 лет идет постоянная борьба между общественными активистами и консервативно настроенной частью населения.

fatwa3_1.jpg

Фото: Reuters

Данная работа содержит комплексный обзор деятельности движения за права женщин в КСА – с момента проведения первых протестных акций по сегодняшний день.

Предпосылки к появлению общественных движений против дискриминации женщин в Саудовской Аравии

Начиная с момента объединения Королевство Неджд и Хиджаз в унитарное государство Королевство Саудовская Аравия (1932 г.), позиции саудовского истеблишмента по ключевым вопросам управления государством во многом определялись рекомендациями исламского духовенства (в частности, богословской семьи аш-Шейх). Будучи второй по степени влияния группой после королевского дома, мусульманские ученые (улама) обеспечивали легитимизацию власти суверена, интеграции страны, сохранения характерной для страны исламской идентичности, культуры и национальных традиций. Однако приверженность идеям ваххабизма, характерная для саудовских улама, а также ряд негативных событий последней четверти ХХ века привели к закреплению в массовом сознании идей консервативного исламского фундаментализма, отвергающего «западные» ценности и препятствующего вестернизации. Как итог, граждане Саудовской Аравии столкнулись с гендерной дискриминацией, выражающейся в запрете женщинам получать образование, водить машину, общаться с мужчинами-немахрамами (не являющимися женщине мужем или близким родственником). Кроме того, был введен строгий дресс-код, запрещающий лицам женского пола покидать пределы дома без абайи (свободной одежды черного цвета, покрывающей все тело, за исключением глаз и кистей рук).

Основными источниками права, регулирующими положение женщин в КСА, служат нормы шариата (религиозных предписаний) и фикха (мусульманской юриспруденции). Ввиду отсутствия четких правил трактовки каждый чиновник вправе толковать их положения по-своему, что часто порождает коллизии. Например, глава религиозной полиции Ахмад Кассим Аль-Гамди утверждал, что запрет на «ихтилат» (гендерное равенство) не имеет ничего общего с шариатом, в то время как улем Абдул Рахман аль-Баррак, напротив, подчеркивал, что сторонники «ихтилата» должны быть убиты. Подобный дуализм лишь усложнял деятельность организаций, борющихся за гендерное равенство в КСА.

Краткая история и основные победы женских движений в КСА

Факт того, что толкователи, зачастую, отстаивали точку зрения традиционалистов, привел к росту недовольства среди женщин КСА. Не имея возможности изменить систему в целом, они избрали тактику борьбы за возвращение отдельных свобод – например, права управлять автомобилем. Строя программу вокруг тезиса видного саудовского богослова Шейха Айеда Аль-Карни о том, что ни один из источников права не содержит запрета водить машину (а также управлять другими транспортными средствами), активисты развернули протестную кампанию, которая позже переросла в полноценное общественное движение.

Первые попытки противостоять запрету предпринимались еще в 1990 г. Тогда активистки Саудовской Аравии организовали автопробег по улицам Эр-Рияда – столицы Королевства. Однако акция не увенчалась успехом, а десятки женщин впоследствии были арестованы или лишились работы. Одновременно с этим традиционалистами была развернута агрессивная информационная кампания, в ходе которой женский активизм подвергся жесткому порицанию и позиционировался как грубое нарушение религиозных догм (также была издана соответствующая фетва). Как итог, на фоне общественного давления, Движение временно отказалось от активных действий.

Акционная деятельность на территории Королевства возобновилась только в 2007 г. Одним из его лидеров стала журналистка и правозащитница Ваджеха аль-Хувайдер: совместно с другими активистками, она подала петицию королю Абдалле ибн Абдул-Азизу Аль-Сауду с просьбой разрешить женщинам водить, однако получила отказ. А годом позднее, в 2008 г., аль-Хувайдер разместила в своем аккаунте на YouTube ролик, в котором запечатлела как ведет машину. Видео вызвало значительный резонанс в саудовском обществе и спровоцировало новые дебаты между традиционалистами и реформистами. Тем не менее, выгодно воспользоваться результатами акции Движение не смогло.

Новый виток случился только в 2011 г., когда под влиянием событий Арабской весны многие саудовские женщины, вдохновленные коренными преобразованиями в соседних странах, приступили к более активным действиям. Пользуясь тем, что внимание мирового сообщества приковано к арабским странам, Женское движение расширило свою деятельность в социальных сетях. Например, активистка Манал аш-Шариф вела пропаганду в Facebook, выкладывая видеозаписи, запечатлевшие ее за рулем, под хештегом #Women2Drive (иногда сокращенно – #W2D). Позднее аналогично стали поступать и сторонницы аш-Шариф, что впоследствии дало старт одноименному общественному движению. Вскоре акция дала первые серьезные результаты: о #Women2Drive заговорили саудовские и зарубежные газеты.

Желая как-то нормализовать накалявшуюся обстановку и предотвратить всплески протестной активности (как среди женщин, так и в рядах консервативно настроенных жителей), правительство Саудовской Аравии в 2013 г. официально разрешило женщинам управлять велосипедами и мотоциклами, сохранив при этом некоторые «этические ограничения». Так, велосипедисткам по-прежнему предписывалось носить абайю, а также избегать людных мест. Кроме того, женщину на велосипеде должен сопровождать ее муж или близкий родственник мужского пола, способный оказать ей помощь в случае падения. Однако меры не принесли желаемого результата, а напротив, обострили полемику – число участников Женского движения постоянно росло. Не способствовало падению интереса к теме и участие в стихийных флешмобах различных медийных личностей – например, принцессы Амира ат-Тавил и общественной активистки и журналистки Лоуджан аль-Хатлуль.

В то же время, говоря о вкладе Ваджехи аль-Хувайдер и Маналы аш-Шариф в борьбу с гендерной дискриминацией, следует обращать внимание не только на их протестую, но и на правозащитную деятельность. Так, в 2007 г., после провала «петиционной стратегии», активистки совместно с Фавзией аль-Уйюни основали «Ассоциацию по охране и защите прав женщин в Саудовской Аравии» (АОЗПЖСД) – правозащитную организацию, которая существует по сей день. В 2008 г. АОЗПЖСД начала кампанию «Нет угнетению женщин», в рамках которой обличались притеснения и насилие над женщинами Королевства. Также, в рамках кампании, АОЗПЖСД оказывала пострадавшим юридическую помощь, помогая добиться справедливости в суде.

Кроме того, Ассоциация в течение долго времени выступала против практики «опекунства» («вали»), мотивируя это тем, что подобная практика унижает достоинство женщины, приравнивая ее к подчиненной или ребенку, а также ущемляет ряд базовых прав и свобод (например, на свободу передвижения). В 2016 г. члены АОЗПЖСД направили правительству Саудовской Аравии петицию с требованием отменить опекунство – активистам удалось собрать порядка 14 тыс. подписей. После ее неудовлетворения в адрес Королевства усилилась критика со стороны местных и международных правозащитных организаций.

Часть ограничений, возникших на почве гендерной дискриминации, были упразднены только в 2019 г., однако саудовские активистки считают это только одним из шагов в борьбе за свои права, поскольку ослабление «института опекунства» разрушило миф о незыблемости консервативных устоев и невозможности проведения реформ. Помимо этого, в разное время женщины получали все больше и больше возможностей: в частности, за последние 10 лет был открыт первый в стране институт для совместного обучения обоих полов, что открыло лицам женского пола доступ к национальному высшему образованию. Кроме того, женщинам было разрешено участвовать в Олимпийских играх (2012 г.), баллотироваться и голосовать на муниципальных выборах (2013 г.), работать адвокатами (2013 г.) и посещать массовые спортивные мероприятия (2018 г.).

Современное состояние и проблемы движений в защиту прав женщин

Таким образом, долгое время Королевство Саудовская Аравия оставалось консервативной страной, в которой свободы женщин были ограничены. Однако начатые в 2018 г. реформы кронпринца Мухаммеда бен Сальмана, направленные на слом ваххабитских обычаев, придали национальному движению за права женщин новый импульс, ввиду чего изучение его деятельности вновь стало актуальным.

Представленный в 2016 г. Проект долгосрочного развития страны «Видение-2030» («Saudi Vision-2030») подразумевает преобразования, направленные на модернизацию общественного строя, развитие экономики и прекращение препятствования процессам глобализации. Вместе с пакетом реформ предполагается увеличить уровень занятости среди женщин до 30 – 40% с существующих 22% и существенно расширить их права.

Однако несмотря на большое количество послаблений, женские права в Саудовской Аравии отстают от общемировой тенденции. В частности, продолжает существовать запрет выходить замуж без согласия опекуна (технически, женщина имеет право инициировать процедуру бракосочетания, однако без согласия «вали» высока вероятность затягивания бюрократических процедур), а также отсутствует минимальный брачный возраст (все признаваемые в Саудовской Аравии правовые школы позволяют заключать «отсроченные браки» [I, 43-44], начиная с младенческого возраста). Кроме того, сохраняется строгий дресс-код: запрещается ходить с непокрытой головой или в короткой (обтягивающей) одежде. В большинстве регионов также обязательным атрибутом женского гардероба остается абайя. Иными словами, несмотря на «законодательную оттепель», большинство запретов никуда не исчезли, а лишь ослабили свою выраженность в центре страны, в то время как на периферии ситуация практически не изменилась.

Следует также отметить, что всплески активности женских движений в КСА носят спонтанный характер, что частично и обуславливает значительный резонанс от каждой общественной акции. Основной же проблемой подобных движений в Саудовской Аравии является некоторая неорганизованность, а также отсутствие связи между активистами в столице и за ее пределами. Более того, консервативно настроенной части саудовского общества часто удается подавлять протестную активность посредством использования средств массовой информации, религиозных учреждений и правоохранительных органов.

Помимо прочего, присутствуют некоторые расхождения между официальным курсом кронпринца и реальными действиями, предпринимаемыми на этом направлении. Например, незадолго до отмены запрета на вождение в 2018 г. были задержаны семеро активисток. Большинство из них впоследствии отпустили под залог, однако, несмотря на рекомендации со стороны мирового сообщества, организатор акции – Лоуджан аль-Хазлуль – находилась под стражей вплоть до февраля 2021 г. Однако ей по-прежнему запрещено покидать страну, а также давать какие-либо комментарии по условиям содержания прессе под угрозой повторного заключения. Правозащитники считают, что подобная политика является мерой устрашения и попыткой саудовского правительства показательно бороться с женским активизмом.

Заключение

Таким образом, женский активизм в Саудовской Аравии сегодня сталкивается со значительным противодействием со стороны консервативно настроенной части населения. Между тем, с началом реформ кронпринца Мухаммеда бен Сальмана, фиксируется рост удачных акций, а также наблюдается улучшение социального положения женщин в Королевстве в целом. Важно отметить, что, несмотря на стремление действующей власти увязать коренные изменения общественного уклада со стремлением Королевства к переменам, продиктованным «сверху», преобразования во многом обусловлены активной деятельностью женского движения в течение последних 30 лет.

С другой стороны, все чаще отмечается, что ликвидацией ключевых барьеров борьба не ограничится. Несмотря на то, что Женское движение Саудовской Аравии официально выступает только за отмену запретов, прямо не прописанных в религиозных законах, велика вероятность, что борьба за равные права будет продолжаться уже в рамках концепции исламского либерализма. Руководствуясь ее положениями, женщины смогут выступать за получение доступа к религиозному образованию (вплоть до борьбы за право получения статуса имама), а также продвигать идею трактовки коранических принципов с историко-критических позиций.

Активизации подобных устремлений во многом поспособствуют процессы глобализации, усиливающееся влияние международного сообщества, а также рост популярность социальных сетей и мессенджеров. Также следует отметить, что к числу лиц, солидарных с деятельностью Женского движения, присоединяется все больше лиц мужского пола – как правило, представители интеллектуальных и творческих кругов. Этот факт, в свою очередь, также влияет не только на численность Движения, но и на качественные показатели его деятельности, уровень общественной поддержки, а также итоговое восприятие со стороны саудитов.

[I] В соответствии с правилами, «вали» может выдать свою подопечную замуж до достижения минимального брачного возраста (а также половой зрелости). Однако консуммация (брачные отношения) откладываются до момента полового созревания. См: Büchler, A., Schlatter C. Marriage age in islamic and contemporary muslim family laws. A comparative survey // Electronic Journal of Islamic and Middle Eastern Law. — 2013. – № 2. — P. 37—74

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся