Стратегии и технологии

KanColle: аниме-сеттинг, создающий японскую воинскую культуру XXI века. Часть 4.

6 ноября 2021
Распечатать

ОКОНЧАНИЕ.

1-Я ЧАСТЬ ЗДЕСЬ.

2-Я ЧАСТЬ ЗДЕСЬ.

3-Я ЧАСТЬ ЗДЕСЬ.

ТЫСЯЧИ ПЕСЕН

Для иллюстрации всё же сначала приведём в пример то, какой культурный пласт вырос на сеттинге к этому моменту. Три электронных видеоигры, примерно четыре миллиона зарегистрированных игроков, масса официальных выпусков комиксов-манга, популярных в Японии, мультипликационный сериал, полнометражный мультфильм, пять CD-дисков с официальными изданиями санудтреков и песен, один аудиосборник диалогов к манге и продажа сувениров - это официоз.
Но это даже не вершина айсберга, потому, что как только сеттинг стал популярным явлением культуры в дело вступили фанаты.

В настоящий момент количество фанатских, неофициальных комиксов, сделанных по сеттингу, исчисляется многими тысячами. На популярном в Японии сайте Pixiv, где публикуются работы художников, желающих опубликовать своё творчество в интернете, к тэгу "Kancolle" обратились более 67000 авторов, которые опубликовали под ним более 345000 рисунков разного качества, с общим числом просмотров приближающимся к половине миллиарда на текущий момент. И это только один сайт, есть и другие с похожей статистикой, тот же Zerochan.net. Средний тираж любого официального комикса - чуть менее 50 000 экземпляров.

С эмоциональной точки зрения разных творческих людей "пришпоривает" то, что в сеттинге корабли антропоморфные - невозможно не вспомнить глазастенькую "Акаги", читая потом про настоящий Мидуэй и гибель авианосца с таким названием. Скорее всего, это изначально так не задумывалось, но эффект есть, и в песнях в том числе.
Для примера можно посмотреть вот на этот клип, где излагается мифология "Флотской коллекции". В видеоролике и реальные корабли Второй Мировой изображены как девочки-канмусу, в момент, когда в клипе показывается дата гибели того или иного реального корабля в качестве картинки показывается девочка-корабль с повреждениями в том виде, как это показано в игре и мультфильме, то есть грязная и в порванной одежде. И потом, как ответ на "Флот бездны" они воскресают в том же виде. Один пользователь в комментариях начинает свою реплику словами "Я плачу". Опять же, всем понятно, что "Дзуйкаку" был тяжёлым авианосцем с более, чем 1700 человек в экипаже, взрослых и суровых мужчин, чьей работой было сражаться и убивать. Но отделаться от эмоций по поводу погибшей девочки-корабля "Дзуйкаку" потом просто не получается. В этом клипе хотя бы говорится про "первородный грех" - то, что японская агрессия породила потери, они породили "Флот бездны", а последний - канмусу, здесь "Флотская коллекция" вырастает из реальной истории, но обратно в неё не влезает, ниже мы увидим, что это не во всех случаях так.

Музыка это вообще особый случай. Просто потому, что талантливый художник это одиночка, а не оркестр, солист и аппаратура звукозаписи, для записи песни надо больше ресурсов и иногда больше людей. Чтобы они оказались в одном месте и спели-сыграли про девочку корабль, нужна серьёзная мотивация, и она у японцев есть.

Насколько популярны музыкальные произведения на тему "Флотской коллекции" и девочек-кораблей в Японии? На сегодня число записанных песен и треков, вдохновлённых сеттингом, превышает 14000. Для понимания вопроса, это как если бы в России за последние семь лет на эстраду и в сеть выбрасывали бы по две тысячи песен, посвящённых боям на танках и тем войнам, в которых страна участвовала, в год, каждый год. Ну или по 11 новых песен и мелодий каждые две недели.

Явным образом, такое невозможно, а в Японии это случилось и случилось потому, что KanColle это намного больше чем игра, потому, что за каждым персонажем теперь стоит весьма драматическая история, пусть и выдуманная, иногда с его гибелью и воскрешением, и всё это базируется на трагической для Японии Второй Мировой войне, про которую невозможно забыть, если играешь в эти игры или смотришь мультфильмы. О ней напоминает буквально всё, начиная от имён девочек-кораблей, и кончая географическими локациями в которых развивается сюжет (Мидуэй, Соломоновы острова и т.д.).

Существуют песни, посвящённые отдельным персонажам, или их сочетанию ("Акаги"). Есть песни, посвящённый "флотским девчонкам" - девочкам-кораблям в целом. Есть и просто абстрактные песни. Приведём несколько примеров того, на каком уровне всё сделано.

Итак, C-Clays, "Два крыла" (ромадзи - Tsugai no tsubasa). Эта группа просто специализируется на песнях к KanColle. Конкретно эта песня несёт в себе явную отсылку одновременно и к девочкам-авианосцам "Акаги" и "Кага", к раскрашенным как в игре самолётам, но и к настоящим авианосцам и их лётчикам тоже. Авианосцы в тексте "гуманизированы", используется обращение к ним как к людям, но и об реальной истории текст песни тоже напоминает, и японский флаг там упомянут непосредственно. Песня спет а как бы от имени девочки-авианосца "Кага", но с отсылкой и к реальности тоже. Мелодия взята из самой игры, переиграна в другой аранжировке и превращена в песню с рефреном "держись, прорвёмся".

Таких песен тысячи. Это даже породило шутку, что KanColle это такой музыкальный жанр. В каждой шутке есть только доля шутки и нельзя не признать, что сейчас песенный жанр "Флотская коллекция" вполне существует, и направленность у него однозначная.

Например, песня "флотские девчонки", группа "Cool&Create", посвящённая девочкам-кораблям. Интересно, что исполнители несколько отошли от канона, так, за "плохих" поёт мужчина-солист, и она же кричит в припеве знаменитое "Тора! Тора! Тора!" (ударение на "А" в конце). Важные моменты - во-первых, издатель KanColle не имеет отношения к этим продуктам, ни к песне, ни к видео, группа, которая её спела сама по себе, а видеоряд наложил какой-то фанат. И нельзя сказать, что он вот совсем уж чужд тексту.

И опять сравниваем - может ли такая околовоенная "попса" с призывами "покажем им как мы сражаемся!" появиться в нашей стране? Но в Японии это теперь имеется, что называется, "в полный рост". И стартовало это явление в сегодняшних масштабах именно с "Флотской коллекции".

Не нужно понимать обстановку неправильно. Вся Япония ни в коем случае не отплясывает под песни про корабли и войну, какая-нибудь звезда джей-попа по популярности перекрывает все эти ансамбли и группы на порядок. Но и преуменьшать масштабы явления более невозможно - более 14000 относительно профессионально (в основном) исполненных песен и мелодий менее, чем за десять лет, это не ерунда от которой можно отмахнуться, это означает, что транслируемые сеттингом идеи и ценности пустили очень прочные корни в японской культуре, они поддерживаются и разделяются её деятелями настолько, что стали источником вдохновения у профессиональных певцов, музыкантов, поэтов и композиторов. А значит и у слушателей, в том числе в форме.

И не только в части "повоевать".
Трактовка смерти, которую предлагает сеттинг в качестве своей сюжетной основы (с описанным в предыдущей части обзора психологическим эффектом) тоже нашла поклонников в творческой среде.
Ниже песня исполненная Катакири Рекка (видимо, псевдоним), исполнительницей, уже поднявшейся на собственную страничку в Википедии. Обращаем внимание на то, что у клипа более семи с половиной миллионов просмотров, это много, на заставке, как это часто бывает, графика KanColle, только на этот раз с девочкой-кораблём бездны. Основа музыки тоже взята из игры, но переработана очень глубоко, есть бэк-вокал, да и спето профессионалом, реально занятым в создании саундтреков к аниме.

Внимание для читающих по-английски, японские пользователи в комментариях пишут, что перевод с японского сильно неточный. Но смысл вряд ли получилось бы исказить, как и ключевые слова.

Мощные музыка и исполнение, не так ли? И чувствуются мрачные нотки. Неудивительно, ведь песня про смерть. В первом куплете описывается смерть в первый раз. Ледяная вода, руки бессильно опускаются, мазутная (или нефтяная - выбирайте) плёнка на воде, мы уходим вниз на дно.

Потом, во втором куплете, уже от имени корабля бездны "мои пальцы сводит судорогой, всё что мне нужно - уничтожить этот силуэт"... даже певица из интернета помнит про то, что корабли визуально опознаются по силуэтам. Тут остаётся только позавидовать, совершенно явным образом, являющийся продуктом такой культуры человек к войне на море может быть подготовлен быстрее, чем житель лесной чащи или бескрайних степных просторов, в основном, по крайней мере. Он просто ментально готов к ней, понимает её природу, ему не нужно объяснять много таких вещей, которые жителю РФ придётся просто вбивать в голову, причём без гарантий успеха.

Последний куплет - настоящее воспевание собственной обречённости, безнадёжности и невозможности избежать гибели, это бы можно было назвать чем-то вроде мазохизма, но мы знаем, что это смакование ведётся параллельно с уничтожением других, которое "Флотская коллекция" подаёт как необходимо безальтернативное, полное и окончательное в любом случае. Бэк-вокал всю песню злорадствует - "сгори, утони во тьме, уйди на дно, будь раздавлен давлением, выгори прямо в глубине, вместе со своими друзьями!". Естественно, что этот шедевр вдохновлялся именно полнометражным мультфильмом, совпадение темы абсолютное.

Неплохо слушается, особенно подростками. И что можно сказать о том, как представители подобной культуры будут драться, если понадобится? Что можно сказать об их отношении к смерти? Своей и чужой?

В России в военно-политических кругах японцев принято считать японцев сломленной побеждённой нацией, и, надо сказать, они немало этому сами способствуют, стараясь скрыть реальность (не только от России), поэтому даём ещё одну энергичную песню от C-CLAYS, сопроводив её слегка адаптированным подстрочным (частью машинным) переводом. В ближайшее время, при нахождении хорошего переводчика он будет заменён на нормальный, японский текст в есть в комментариях к видео.

Очень грубый, и, видимо, очень неточный, но передающий основной посыл, перевод:

Сильных держат за колючей проволокой,
Весь мир приходит в упадок,
И вот мы можем поднять Восходящее Солнце ...

Небо горит красным,
Голоса кричат о мире, и мираж моей любимой «Каги»
Тает перед моими врагами.

О ветры, несите мои мечты высоко в небо.

Перед твоим образом в составе первой дивизии [авианосцев], клянусь
Я буду жить и верну тебе добытую славу.

Мы пройдём по истекающим кровью трупам,
Дадим волю милосердию наших «Комет» (пикирующие бомбардировщики Yokosuka D4Y Suisei)
Взвейся, наш огненный флаг

Сражения, мой пояс-Сэннинбари,
Победы, мой японский дух,
Слава зари высечена на этом мире, а затем

Поражение, глубокие раны
Боль, мои крылья изорваны,
В небе я вижу твои «Зеро» (истребитель Mitsubishi A6M), «Кага»

Собери мои надежды высоко там, в ночном небе

Прикрывая друг друга со спины,
Мы идём вперёд, в сине-черное море, населённое сотнями миллионов живых существ.
Даже если наши желания не могут быть исполнены,
Мы выпустим вместо молитвы наши «Метеоры» ( пикирующий бомбардировщик Aichi B7A Ryusei)
Чтобы поднять высоко наш огненный флаг

О, море, эхо нашей гордости

Ах, мы с тобой, обретём нашу Родину,
Потому что скоро тьма исчезнет, ​​и наше Восходящее Солнце придет
Перед твоим образом в составе первой дивизии [авианосцев], клянусь
Я буду жить и верну тебе добытую славу.
Мы пройдём по истекающим кровью трупам,
Принося удачу и славу нашему народу,

Расправь крылья, наш огненный флаг!

В принципе, после просмотра сериала и прочтения предыдущих частей обзора, можно ничего не пояснять, с данной песней, мотивацией и ценностями авторов, и предпочтениями слушателей всё очевидно, не так ли? Опять отсылка и к реальной истории, реальной Японии и с сюжету мультфильма, поётся от имени девочки-авианосца "Акаги", обращения к "Каге" как к человеку, а не кораблю (мы помним, что на суше канмусу люди, в море корабли) есть отсылка к очевидной лесбийской подоплёке отношений в мультяшной парочке (причины и последствия этого приёма описаны в первой части разбора), и всё это приправлено оголтелым японским реваншизмом, современная Япония представлена кем-то могучим или успешным, кто загнан за колючую проволоку. Из-за колючей проволоки явно надо вылазить, пора снимать с себя ограничений побеждённой нации. Под "огненным флагом" тут можно понять и японский флаг, поднятый с настоящими эмоциями, флаг страсти (не сексуальной). В общем, сломленный дух "в полный рост".

"Флотская коллекция" запустила по-настоящему титанические процессы, просто пока это не очевидно. И да, в мультфильме с его полным, тотальным уничтожением противостоящей стороны как единственно возможным вариантом, истекающих кровью трупов нет, но взрослые люди должны прекрасно понимать, насколько "нестерильным" окажется реализация этого подхода в реальности. Вот в песне это и отражено. И, кстати, к бою опять призывает женщина с красивым голосом. Сексуальность и война, опять вместе.

После этого так и тянет включить что-нибудь из репертуара "Русского радио" и послушать, и спросить себя - кто будет драться лучше, когда придёт время? Представители какой из культур? Вопрос абсолютно не праздный, один раз нам Япония уже устраивала крайне неприятный сюрприз, хотим ли мы ещё раз пройти через это?

Но главным музыкальным достижением сеттинга является другое произведение.

Поначалу, это было неясно. На видео ниже показана встреча армейским оркестром (вернее оркестром Сухопутных сил самообороны) экипажа боевого корабля "Тикума" (это в русском произношении, весь мир говорит "Чикума") DDE-233 "Chikuma", небольшого эскортного корабля типа "Абакума" в порту Оараи 7 июля 2015 года. Моряки спускаются на берег, и чем же их приветствует армейский оркестр?

Конечно же мелодиями из сериала KanColle, который тогда только вышел. Этот факт немало рассмешил бы какого-нибудь неумного свидетеля происходящего, но того, кто в курсе транслируемых сериалом ценностей и идей этот факт рассмешить не может. Специфичное идейное содержание мультфильма нашло своих почитателей среди военных сразу и массово.

Оркестр играет песню "Цвет моря" из заставки, которая проигрывается в начале каждой серии в исполнении Кавамитсу Акино, но в ходе выступления (на видео 2:14) они вставляют проигрыш из другой песни, звучащей в сериале. Тогда сериал ещё только вышел, и было ещё непонятно, что именно эта песня "выстрелит" сильнее других.

ЯПОНСКАЯ "КАТЮША", ИЛИ ЧТО ОНИ БУДУТ СЛУШАТЬ МЕЖДУ БОЯМИ И ВАХТАМИ

"Флотская коллекция" принесла в мир музыкальное произведение, которое, при некоторых обстоятельствах, сможет занять в японской культуре то же место, которое в нашей в своё время заняла "Катюша", там самая, которая выходила "на высокий берег, на крутой".

Речь идёт о песне, которая в сериале проигрывается в титрах всех серий, кроме третьей (в третьей под бомбой гибнет "Кисараги" и в титрах грустная-прегрустная песня какого-то хора, это не то). Речь идёт о песне "Фубуки" - "Снежная буря", "Вьюга", "Метель", которую поёт та же самая Нисидзава Сиэна, которая потом спела "Возвращение" в полнометражке.

Энергичная песня в быстром темпе, которую легко узнает любой, кто смотрел мультик.
Эта песня стала просто безумно популярной. Интернет ломится от видео типа "сыграть "Фубуки" на скрипке, фортепиано, национальных струнных инструментах" и т.д. При этом, в силу происхождения из сериала "Флотская коллекция", и упоминания боёв в тексте, эта мелодия сейчас в массовом японском сознании воспринимается как связанная с японскими вооружёнными силами и войной, а не только с мультфильмом.

Вот здесь по ссылке есть перевод текста на русский (там же для владеющих разговорным японским текст записанный на ромадзи), и, в общем, вполне понятно, чем он привлекает.

Эта песня стала просто гимном среди японской патриотической молодёжи, и неважно, что это не совсем про войну, "Катюша" тоже была не совсем про войну.

На видео ниже пример типичнейшего самостоятельно сделанного каким-то пользователем youtube клипа, с оригинальным исполнением Нисидзавы, и это именно те ассоциации, которые стоят сегодня в массовом сознании за мелодией "Фубуки".

Популярность песни оказалась такой, что на неё стали делать профессиональные кавер-версии, одну, например, исполнила он-лайн певица (в Японии популярно явление когда певцы не распространяют данные о себе, ограничиваясь продажей альбомов и песен через Интернет) и актёр озвучки, выступающая под псевдонимом "Альфакюн" (+α/あるふぁきゅん。). Исполнение более "взрослое", несколько медленнее, чем у Нисидзавы, и, сразу же появилась откровенно реваншистская видеонарезка, со стороны какого-то интернет-пользователя.

Обычно такие видео вызывают удивление у тех, кто привык оценивать японцев как нацию слегка забавных отаку, самые талантливые из которых способны придумывать классные мотоциклы и автомобили. Но такая оценка глубоко ошибочна.

Песня та же, "Фубуки", исполнение другое, видеоряд говорит сам за себя. Это стоит и просмотреть, и прочувствовать.

Продолжать можно очень долго, примеров того, насколько песня оказалось популярна и какие ассоциации она вызывает у слушателей очень много, и все они говорят примерно одно и тоже. Строевой марш из "Фубуки" пока ещё не сделали, но это, видимо, произойдёт однажды, мелодия это позволяет, тем более, что играть эту песню военные оркестры уже пытались.

О том, как тепло японцы встречают эту песню и её первую и главную исполнительницу можно посмотреть на этом концертном видео, явно видно, что толпа в восторге от того, кто перед ними будет выступать, и что петь, фонарики в руках зрителей чётко показывают, что ритм мелодии им знаком и они пытаются своими движениями в него попадать. В общем, это известная и популярная песня, а с чем она ассоциируется, было показано выше.

Они не будут петь её в окопах, сейчас не то время, но между боями и вахтами она будет играть в тысячах наушников, это очевидно уже сейчас. И они там в Японии знают об этом тоже уже сейчас, до того, как всё началось. Или, по крайней мере, чувствуют.

ВОСХОДЯЩЕЕ СОЛНЦЕ

"Флотская коллекция" медленно, но верно становится одним из заметных столпов японской культуры вообще, а не только чем-то, о чём знают исключительно игроки и фанаты или молодые офицеры. Серьёзным стимулом для такого положения вещей стала неизжитая японцами боль от поражения во Второй Мировой войне, нанесённого им "гайдзинами". При до сих пор зашкаливающих японском национализме и ксенофобии, безусловных талантах японского народа и его выдающихся достижениях, при присущей этой нации храбрости и готовности к самопожертвованию, и одновременно, наложенных на побеждённых японцев ограничениях, по-другому просто не могло быть - те идеи, которые до этого момента продвигала основная часть произведений, связанных с сеттингом с одной стороны, были порождены японской психологической травмой, с другой, упали благодаря ей на удобренную почву и были приняты широкими массами людей. Теперь всё это станет частью культуры, и, в случае войны или в случае необходимости воевать станет одним из фактором, определяющим поведение японцев.

Стоит ещё раз бросить взгляд на то, что продвигает сеттинг, причём теперь включая порождаемые им произведения фанатов (тот же "Огненный флаг" как пример), просто потому, что они объективно существуют, и, в сознании потребителей этих продуктов, однозначно ассоциируются с сеттингом.

Война это объективная реальность, которая просто есть (вопрос о том, чтобы её не начинать не стоит), её единственным способом прекращения является полное и безусловное уничтожение всех противостоящих сил, и даже как сказала "Ямато" в последней серии первого сезона "уничтожить всё, что нас связывает с этим местом". Изначальное соотношение сил значения не имеет, надо воевать до конца, и в любой ситуации проявляя абсолютно несокрушимую волю. Как говорила малышка "Фубуки": "Мне тоже страшно. Но мы должны идти вперёд!".

Война в KanColle это, "по Цою" - дело молодых, после неё можно будет встретиться снова, обняться и проявить свои чувства (вспоминаем песню "Фубуки"), а пока надо драться.
Смерть это плохо, но не так уж и страшно, через это можно при необходимости пройти (в полнометражке девочка-авианосец "Дзуйкаку" даже шутит на эту тему: "у меня даже будет шанс вернуться"). Конечно, все понимают, что воскреснуть нельзя, но и камикадзе в прошлой войне это тоже понимали, но были воспитаны соответствующим образом.

Рудиментарное обывательское понимание оперативных и тактических вопросов, прививаемое "Флотской коллекцией" всем поклонникам и даже слегка причастным людям здесь уже не так важно, но влияние на мышление японцев окажет однозначно, и в сторону повышения их общей боеспособности.

Добавим сюда реваншизм, жажду "перепоказать", причём, скорее всего не американцам, а самим себе и на любом противнике и получаем весьма опасное культурное явление - целую нацию, огромный пласт культуры которой основан на понимании того, что такое война, на её принятии как социального явления, знании того, как она технически ведётся.

Все песни про войну, все игры, комиксы и шутки, картинки из интернета - всё про войну, пусть и в "игровом" виде.

Проблема ещё и вот в чём. Показывая, что война это сложно и опасно, сеттинг тем не менее, не говорит о том, что это плохо. Если ещё раз пересмотреть сериал, или послушать песни, что получается, что вообще-то война это такое испытание, которое надо пройти, а не что-то чего нужно избегать! "Флотская коллекция" прививает военный энтузиазм, даже не военную романтику, речь идёт о желании идти и сражаться, а не необходимости (хотя там есть и необходимость). Отношение сценаристов и авторов сеттинга к войне, как к явлению положительное, и таковое же передаётся и потребителям контента. Что легко объяснимо спецификой изначальной игры, но куда это может завести?
Вот что примерно назревает в не таком уж далёком будущем. И это "ружьё на стене" не может не выстрелить.

У Японии огромные Вооружённые силы, которые там до сих пор стыдливо именуют "Силами самообороны". Мощь же их такова, что без ядерного оружия гарантированное поражение в прямом столкновении японцам могут нанести только США, для Китая и России это уже под вопросом, а таким странам как Великобритания или Франция уже очень скоро станет "нечего ловить". И Япония продолжает наращивать военную мощь, вот уже с "Изумо" впервые летали истребители, пока американские, но Япония уже объявила о закупке первой партии "вертикалок" F-35B, в количестве 42 единиц.

И да, японцы лгали, что "Изумо" и "Кага" сначала строились как вертолётоносцы, с самого начала было очевидно, что они созданы под приём самолётов, просто теперь это признали.

Откроем ещё один секрет, скрываемый Японией - "Хиюга" и "Исе" это тоже авианосцы, причём на них, судя по всему, обновили покрытие палуб, чтобы оно выдерживало выхлоп стартующего или идущего на посадку F-35B. Ещё раз смотрим на видео с плакатом на котором изображена девочка-корабль "Хиюга" из игры, но смотреть надо на палубный настил.

У офицера за спиной корма, а под ногами кормовая стартовая позиция для вертолётов, то есть палубный настил заменили только там, откуда взлетают летательные аппараты.

imageЦвет покрытия до красной линии и после неё различается. Возможно это следы ремонта, но его меняли в любом случае и именно в зоне, где выполняются взлёты-посадки.

Скрытно и без сообщений в СМИ. "Хиюга" это уже лёгкий авианосец, хотя японское командование будет отрицать этот факт ещё долгие годы. И как тут не озадачиться тем, что параллельно с этим внутри Японии вызревает просто "убойный" для не японцев военно-культурный феномен? У себя они пропитывают культуру военным содержимым и скрытно переоборудуют корабли под базирование на них истребителей, поют песни про "пройдём по кровоточащим трупам" и "поднимем Восходящее солнце", снимают мультфильмы про безальтернативное полное уничтожение противника ... это всё к чему в итоге приведёт?

Нужно ещё раз повторить, воюют живые люди, принимают решения живые люди, а они зачастую ведут себя не рационально, ими может двигать идеология, эмоции и, да, культурные особенности, которые в случае с современной Японией всё сильнее формируются "Флотской коллекцией" с её идеями и ценностями. Это, конечно, не какой-то дьявольски изощрённый заговор, этот "узор" складывается во многом случайно, но какая разница? Важен-то результат!

Сейчас 2021 год, и в Силы самообороны вступают люди, которые не просто "запали" на "коллекцию" уже на службе, а те, которые на ней (не только на ней, но и на ней в том числе) выросли. И, надо сказать, что сеттинг живёт и развивается, а его влияние растёт. На 2022 год запланирован выход второго сезона сериала про войну девочек-кораблей.
Конечно, издатель - "Кидокава" - может сеттинг "слить", намеренно или случайно. Просто уйти от канона, добавить неяпонских кораблей в мультфильм или честных переговоров с "Флотом бездны", и поднимающая на бой магия исчезнет, KanColle на этом, что называется, "сдуется", пар выйдет в свисток.

Но если получится иначе...

Соседям Японии пора задуматься о том, с каким обществом им придётся иметь дело в XXI веке.

P.S.
Не унывай, самурай. Мы завтра наступаем, но это же не повод грустить! Мы сделаем всё, что в человеческих силах, и больше, и мы победим, без разницы, сколько там врагов, если каждый из нас будет полностью выкладываться, и не будет делать ошибок, то им нас не остановить! И даже погибшие будут где-то незримо в наших рядах. Мы будем неудержимо идти вперёд, даже если весь мир рухнет от этого. И мы поднимем флаг с Восходящим солнцем над вражескими твердынями, осталось совсем немного до этого. Один удар, и у них всё закончится. А у нас всё начнётся.
На, взбодрись пока песней про "Дзуйкаку", тебе понравится.
Банзай!
Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся