Стратегии и технологии

KanColle: аниме-сеттинг, создающий японскую воинскую культуру XXI века. Часть 3.

31 октября 2021
Распечатать

ПРОДОЛЖЕНИЕ.

1-Я ЧАСТЬ ЗДЕСЬ.

2-Я ЧАСТЬ ЗДЕСЬ.

ЗА ПОРОГОМ СМЕРТИ

Продолжаем разбор сеттинга, важнейшего для формирования будущей японской воинской культуры.

imageВизуально корабли опознают по силуэтам. Число людей, способных опознать все силуэты на рисунке в Японии исчисляется сотнями тысяч, опознать большую часть - миллионами

Появившийся в 2016 году "полный метр" (напоминание - все серии и полнометражный фильм доступны здесь с русской озвучкой, пусть и плохой) на первый взгляд снят про то же самое - тот же театр военных действий, те же враги, те же хорошие героини, просто в расширенном составе, тоже чисто японские.

Но отличие кардинально - в сериале имеют место повсеместные отсылки ко Второй Мировой, её "переигрывание", проработка японских психологических травм, невылеченных после настоящей войны до сих пор, экскурс в тактические и даже оперативные проблемы морской войны...

В полнометражном фильме, который развёртывается в похожих на сериал "декорациях", ничего этого нет. В начале фильма показан артиллерийско-торпедный бой и применение осветительных зарядов, но вот именно это сегодня не актуально, эпоха таких боёв ушла, то есть это чисто декоративный, никого никому и ничему не обучающий момент, нужный только для захватывающего сюжета, и не более.

Центральным понятием полнометражки, вокруг которой строится сюжет, в отличие от сериала, является смерть. Даже не так - Смерть, с большой буквы.
Надо сказать, что тема смерти вообще очень серьёзно проработана в аниме-культуре, настолько серьёзно, что у этого есть социальные последствия, но о них позже, а пока о "Флотской коллекции" - тематика смерти в ней подана настолько же оригинально, как и тематика войны.

Кое-что об этом было ещё в сериале. Там была гибель "Кисараги". Там были постоянные самопожертвования кораблей "Флота бездны", когда эсминцы или иные корабли "бездны" (тоже антропоморфные) бросались под торпеды и гибли, чтобы спасти более важные единицы, например, эсминец жертвовал собой чтобы спасти авианосец.
Аналогичные поступки совершали девочки-корабли. В седьмой серии "Кага", видя, что на "Дзуйкаку" идёт вражеская торпеда, встаёт под удар сама, так как она больше, крепче. тяжелее и может выбрать то, какую часть себя подставить под удар, тогда как "Дзуйкаку", запускающая самолёты (пускающая стрелу) уже ничего сделать не может. Это было фактически несостоявшееся самопожертвование, просто "Каге" повезло.

Перед переигрыванием сражения за Мидуэй, девочка-эсминец "Муцуки" стоит перед памятником (видимо, погибшим кораблям) и молится ... своей погибшей подружке, девочке-эсминцу "Кисараги", чтобы та, с того света помогла тем, кто будет драться в операции MI. Подошедшие "Фубуки" и "Юдати" присоединяются к ней.

Людей, знакомых с японскими верованиями этим не удивить.

С точки зрения же военного дела интересно здесь отношение к потерям - если смерть не абсолютна настолько, что недавно погибшего человека можно о чём-то просить (а мы помним, что девочки-корабли вне моря это живые люди), то он, получается не совсем погиб, причём серьёзно так не совсем.
Будут ли при таких религиозных воззрениях японцы настолько же чувствительны к потерям, насколько сегодня к ним чувствительны западные общества (кроме США, но это особый случай)? Этот вопрос как минимум требует изучения, особенно соседями Японии, у которых есть проблемы с этой страной.

В последние минуты сериала, из-под воды всплывает измочаленная заколка "Кисараги", и раздается жалобный голос "Верните! Верните!", но девочкам-кораблям некогда этим заниматься, они празднуют победу.
В полнометражном фильме это становится основой сюжета.

Нет смысла пересказывать его весь, обозначим ключевую концепцию.
В завязке сюжета, погибшая в третьей серии "Кисараги" извлекается из транспорта "Флота бездны" живой. Но у неё начинаются странные мутации. Одновременно с этим в проливе Железное дно (назван так из-за большого числа погибших там кораблей) что-то происходит, оттуда слышен какой-то зов, а вода там становится кроваво-красной.

В процессе развития сюжета выясняется следующее - погибающая девочка-корабль становится кораблём бездны. То есть концептуально, они сражаются сами с собой. При этом, если потопить корабль бездны, то он становится снова нормальной девочкой-кораблём. Выясняется, что сверхсерьёзная, и вечно хмурая "Кага", которая никогда не улыбается, прошла через это, она гибла, потом становилась кораблём бездны, гибла снова, убитая-потопленная кем-то из своих, потом вернулась обратно.
В этом, кстати, заключён немалый символизм. Авианосец "Кага" погиб при Мидуэе, настоящем, не мультяшном, но сейчас в строю Морских Сил Самообороны есть авианесущий корабль "Кага", который будет переоборудован (так японцы говорят, реально он сразу был таким построен, просто об этом молчали) в авианосец, и это будет второй японский послевоенный авианосец после "Изумо", систершипом которого является "Кага". Так что возвращение с того света в каком-то смысле состоялось.
Фанаты даже девочку-авианосец стали изображать со стилизацией под современный корабль - с современным спортивным луком, бронежилетом вместо старинного панциря лучника, перчатками без пальцев, вертолётами SH-60 вместо самолётов времён Второй Мировой, и стилизацией палубы под стоящий в строю корабль.

helicopter-carrier-kaga-by-kishiro-kun-d9fdfxa-fullview

Более того, далее выясняется, что и с малышкой "Фубуки" тоже, похоже, что-то не то - она не помнит свою жизнь до прибытия на базу флота.

Разгадка даётся в конце - "Фубуки" это тоже погибшая девочка-корабль. Но она - аномалия. Она не стала кораблём бездны, а возвратилась обратно на берег после смерти, оставив под водой, в потустороннем мире своего озлобленного на весь мир "двойника". Именно эта сцена показана в начале сериала, где вроде как ни к месту показана гибель "Фубуки" (потом её сразу показывают живой).

Повторная гибель "Фубуки" в развязке раскрывает ей глаза на происходящее, но, казалось бы, поздно - она начинает своё превращение в корабль бездны. Всё это происходит под аккомпанемент голосов её гибнущих и идущих на дно подруг - силуэты их тел вполне узнаваемы, хоть и изуродованы (например отрывом конечностей). Перед тем, как окончательно исчезнуть, их силуэты превращаются в реальные силуэты погибших во время Второй Мировой войны кораблей, звучат девичьи голоса: "я хотела их спасти", "так хотелось победить", "я не справилась". Драматизм этой сцены с массовой гибелью девочек-кораблей не может оставить равнодушным ни одного заинтересованного зрителя.

Но воля "Фубуки" оказывается сильнее смерти - ей удаётся транслировать на своего двойника свою любовь (!) от чего та, вторая, гибнет (как считают некоторые критики - сливается обратно с "Фубуки"), вместе с ней гибнут и корабли флота бездны наверху, а "Фубуки", опять победив смерть, оказывается на берегу, где её встречают подруги, почти погибшие, когда она противостояла своему двойнику на дне пролива "Железное дно", среди множества погибших во время войны кораблей.

Здесь впечатляет даже не то, как сценаристу удалось придать мистическую окраску прошедшей войне - Железное дно представлено настоящим адом, плацдармом потустороннего мира в человеческой реальности (и есть от чего). И даже не то, как обыграна гибель японского флота, с девичьими голосами и силуэтами тонущих кораблей. И даже не то, что любовь и нежность со стороны "Фубуки" в итоге убивают.

Впечатляет тут повторяющийся посыл об обратимости смерти и том, что это просто ужасный опыт, а не нечто окончательное. И, в отличие от сериала, у полнометражного мультфильма именно это является основной идеей. И даже антураж ей соответствует - места сражений выдержаны в кроваво-красных тонах, девочки в конце воюют с настоящими ранениями, показывают кровь (в сериале и в игре крови нет), всё за пределами базы буквально проникнуто смертью и болью.

Понятное дело, что даже подростка мультиком не обмануть. Отсмотрев этот мультфильм, даже юный зритель будет понимать, что это просто мультик, а на самом деле смерть, это смерть. Но вопрос тут в том, что одно дело знать, про окончательность смерти, а другое дело - бояться этого. Эмоции и разум можно "отвязать" друг от друга

Нельзя не признать, что эмоциональный барьер перед перспективой смерти этот мультфильм, как бы это помягче выразиться, "размягчает".

Обратимость смерти, обыграна в этом мультфильме на всех этапах развития сюжета, от момента, когда выясняется, из кого состоит "Флот бездны", до титров.

В отличие от сериала, где в титрах играет песня "Фубуки" ("Снежная буря", "Вьюга", "Метель" в переводе на русский, и одновременно название-имя девочки-эсминца, главного персонажа сериала) в исполнении Сиэны Нисидзавы (правильно по-японски наоборот - Нисидзава Сиэна, сначала фамилия, потом имя), в конце полнометражки проигрывается другая песня, тоже в исполнении Нисидзавы, название которой можно перевести как "Возвращение" (знающие японский могут уточнить - 帰還). В романтичном тексте про расставание, море, волны, испытания и объятия по возвращении чётко просматриваются отсылки именно к сюжету полнометражного фильма, с его уходом за границу смерти и возвращением обратно, и, конечно, с войной. И, словно ещё одно подтверждение - после того, как прошли все титры и буквы исчезли снова показывают мультик - на том же заросшем цветами обрыве, где на "Фубуки" надвигался силуэт адмирала в фуражке, появляется уже дважды ранее погибшая "Кисараги", живая и улыбающаяся и они с её подружкой-систершипом "Муцуки" бросаются в объятия друг другу.

Ниже видеоклип на песню, очень красивый, как и она сама, понять полный смысл песни вне контекста того, откуда она взялась, невозможно, без контекста это просто немного грустная романтическая песня.

Да, это мультик. Но, повторимся - одно дело знать, что такое смерть на самом деле, другое, бояться её при этом. Этот мультфильм, вместе со многими другими аниме-продуктами ослабляет у молодых японцев эмоциональный барьер перед смертью. Они перестают её бояться так же, как их сверстники в других культурах, конечно, если вести речь о фанатах, о тех, кто проникается смыслами просмотренного, пересматривает и т.д.(помним о том, что содержание культуры надо именно принять).Понимание разумом того факта, что смерть это всё-таки навсегда, эмоциональному "перекодированию" никак не мешает.

Существенная часть японской аниме-культуры содержит в себе какие-то сюжеты с аналогичным действием, и "Флотская коллекция" за счёт своей популярности этот эффект однозначно усилит.

Приведём простое доказательство гипотезы о том, что "игры" со смертью в аниме-культуре снижают у подростков и молодёжи психологический барьер перед гибелью. В Японии, в возрастной группе 20-44 года самоубийство - главная причина ухода из жизни. Вот статья об этом в Википедии, которая, конечно, тот ещё источник, но эта тема политически нейтральна, источники приведены, и сомневаться в изложенном причин особо нет.

Что может быть причиной такой специфической особенности японского общества? Культура. А её формирует что? Да, во многом именно аниме, тем более, что в отличие от неяпонцев, японцы всегда (sic!) находятся под таким культурным воздействием, с перерывами только на поездки за границу.

Так что основной посыл полнометражного фильма направлен именно на снижение эмоционального неприятия собственной смерти, и передан этот "сигнал" очень качественно.

Какие военные плюсы даёт как японская культура в целом, так и подобная пропаганда? Ответ прост - в будущей войне, как и в прошлой, у японцев будет "опция" отдавать военнослужащим приказы, которые невозможно выполнить, оставшись при этом в живых.
Япония - зрелое индустриальное общество, с ярко выраженной демографией индустриального общества. У них низкая рождаемость, в семьях мало детей. В Европе это привело к очень серьёзному росту ценности человеческой жизни и, как следствие, неприятию потерь.
В Японии мы можем увидеть другой вариант - при ещё более ярко выраженных демографических проблемах, низкой рождаемости, и малой детности, такого неприятия больших военных потерь в среде японского общества может просто-напросто не быть.

Ну погибнет у мамы единственный сыночек, так она к алтарю будет ходить и разговаривать с ним, а ему, воспитанному на подобных информационных продуктах, будет вообще почти без разницы, приказали умереть, он умер, какие проблемы-то. Неприятно, конечно, но... тормоза-то нет!

Вот о чём всё это. В качестве социального последствия - "побочка" в виде высокого уровня самоубийств.

Но это не единственный "посыл", который даёт в эфир "полный метр". Есть и другой. В середине фильма, когда перед девочками-эсминцами (мы помним, что они там младшие по сравнению с авианосцами) открывается правда, то "Муцуки" с тоской предполагает, что эта война вечна, ведь гибель корабля на одной стороне приводит к его появлению на другой, и так без конца, "Кага" озвучивает ещё одно важное послание:
"Если мы без потерь сможем одолеть весь "Флот бездны..." и тут уже озаряет "Фубуки" и все девочки понимают, что вот он - выход. НАДО ПРОСТО УНИЧТОЖИТЬ ВСЕ СИЛЫ ВРАГА, НЕ ПОТЕРЯВ НИ ОДНОГО КОРАБЛЯ И ВСЁ, ВСЁ КОНЧИТСЯ.

Надо сказать, что у японцев в военной истории есть такой пример, когда весь вражеский флот был уничтожен почти без потерь - Цусима (3 миноносца по тем временам это почти ничто). И да, тогда всё действительно закончилось. Понятное дело, что в KanColle такого сюжетного поворота не произойдёт никогда, иначе "лавочку придётся закрывать". Но "Кага" этим обозначает простую мысль, которая, через призму японской истории является полностью реальной - неважно, сколько сил у противника, надо суметь разбить его без потерь, и всё.

И тогда ничего не важно, пусть он хоть "флот бездны" самовосстанавливающийся за счёт потерь "хорошей" стороны.

В реальности "флота бездны" нет, есть просто сильные страны с сильными армиями и флотами. Вот их и надо бить без потерь, несмотря на изначальное соотношение сил. Это тоже важнейшее послание полнометражного варианта.

Можно ли сказать, что все эти психологические и культурные эффекты, которые транслировали игры серии (их сейчас уже три), сериал, и полнометражный мультфильм, окажут воздействие на значительное количество японской молодёжи?

Да, потому, что сеттинг оказал на японскую культуру влияние, куда более серьёзное, чем любой другой аниме-проект, или игровой проект.

КУЛЬТУРНЫЙ УДАР

artМультяшные персонажи вполне узнаваемы - девочки-авианосцы, тот же "Мидуэский квартет" - "Кага", "Акаги", "Хирю" и "Сорю". Четыре хрупких фигурки против надвигающейся на них смертельно опасной безликой массы, как трогательно. Сексуальность и война, опять вместе. Это одна из более чем 345 000 фанатских графических работ, посвящённых сеттингу.

Сеттинг KanColle уже вызвал ощутимое воздействие на культуру некоторых социальных групп в Японии. Например это смело можно сказать о японских военных моряках. Просто несколько примеров.

Вот в каком виде изобразили маскот современного эсминца УРО "Кирисима", не линейного крейсера Второй Мировой, а того корабля, который в строю сейчас. Это сделано с санкции командования и при поддержке экипажа штатными военными пропагандистами, то есть создать такую привязку военной пропаганды к KanColle - это вполне официальная японская политика.

ls-3-Mwwv-BSg

А вот "Кирисима" из мультфильма
168414

Неплохое такое сходство, не так ли?

Или другой пример - вертолётоносец "Хиюга". Фото ниже сделано во время мероприятия для общественности, когда на корабль пускали всех желающих. Вертолётоносец изображён в виде девочки-корабля "Хиюга" из игры, но с элементом современного корабля с тем же названием - номером на палубе. Если кто не понял, то фото (кадр видео, если уж совсем точно) сделано на палубе вертолётоносца.

И это тоже одобрено было командованием, или оно, по крайней мере, не запрещает такие вещи (в других странах зачастую отношения внутри военной системы намного демократичнее, чем в РФ).
image

Вообще популярность KanColle среди офицеров Морских Сил Самообороны Японии очень велика, на фото ниже показана очередь к автоматам с KanColle в случайном игровом зале в Йокосуке, и японский блогер, который выложил фото у себя в твиттере, пишет, что потом он видел такую же картину в Куре. А значит, явление носит массовый характер.
Cma-UURd-Us-AAU6s-E

А значит те смыслы, которые транслирует этот сеттинг, в японский флот, что называется, "зашли". Потому, что как минимум часть этих офицеров не только играет регулярно в эту игру, но и смотрела мультфильмы, со всем их содержимым. У кого-то их сюжет вполне себе пересекался с учебной программой.
А значит и смыслы конкретно мультсериала и полнометражного мультфильма тоже "зашли" - от работы авианосцев в дождь до отношения к смерти (можно поставить над собой эксперимент - отсмотреть полнометражку раз пять в месяц и проверить, как изменилось своя личная эмоциональная реакция на мысли о гибели). Кроме того, в случае с военными легко может иметь место и обратный эффект, когда полученная на службе подготовка и идейные установки оказываются созвучными идеям и ценностям "Флотской коллекции", то есть военные находят в ней пусть и виртуальное, но всё-таки воплощение каких-то знаний или ценностей, которые им дала военная служба. И это тоже повод задуматься.

Но самое главное это даже не то, насколько серьёзно сегодня сеттинг KanColle индоктринировал офицеров. Важно то, что тем же индоктринированы именно массы, те ценности, которые транслирует на фаната вся совокупность информационных продуктов в сеттинге, были приняты именно массами, особенно молодёжью. Случись война, именно этих людей в теории может мобилизовать японское правительство. И они уже несут в своих умах нужные установки.

KanColle это не только игры, фанатские сайты, мультсериал, полнометражный мультфильм, масса комиксов-манга, сувениры и игрушки, сотни тысяч фанатских графических работ и маскоты реальных боевых кораблей, созданных с позволения командования флота (МССО). Есть и более интересный индикатор.

Чтобы оценить масштабы распространения произведений культуры, порождённых сеттингом, в среде простых японцев, посмотрим на связанную с ним музыку.

Продолжение здесь.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся