Блог Научного Студенческого Общества МГИМО

Шведские демократы: «Вернем Швеции былое величие»

14 ноября 2022
Распечатать
Автор: Петровская Дарья Дмитриевна, Студентка 3 курса факультета управления и политики ФГАОУ ВО «Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации»

lilzidesigns-XZEKYfPI6S8-unsplash.jpg Источник: Unsplash

Швеция – небольшое унитарное государство в Северной Европе, которое в последние полвека завоевало звание самой либеральной демократии в мире. В первую очередь, это было связано с развитием так называемой «шведской модели» государства благосостояния, что было заслугой социал-демократов: они делали ставку на повышение жизненного уровня посредством постепенных реформ в рамках капитализма. Согласно шведской модели, общество должно было представлять собой высокоорганизованную систему во главе с политическим и экономическим истеблишментом, а также оно должно было обладать высокой степенью однородности – прежде всего религиозной и этнической. И если с первым вопросов почти не возникает, – более половины населения Швеции являются прихожанами Церкви Швеции – то этнический вопрос стал вызывать все больше разногласий. В конце 1970-х гг. умеренное правительство совершило левый поворот: в основу новых партийных программ легли такие идеи, как поддержка меньшинств и развитие миграционной политики.

Со времен Второй мировой войны в Швеции наблюдается приток иммигрантов: во второй половине XX в. можно говорить о таком феномене, как «трудовая миграция» - наибольшую часть данного вида миграции составляли выходцы из Финляндии, Италии, Греции и Турции. В 1980-1990-е гг. ситуация склонилась в сторону лиц, ищущих убежища – Швеция приняла беженцев из Чили после прихода к власти Аугусто Пиночета; около 7000 человек из Ирака и 27000 иранцев получили вид на жительство в Швеции во время ирано-иракской войны; войны на Балканах также вызвали значительную иммиграцию из бывшей Югославии. За последние сорок лет (с 1980 по 2020 гг.) Швеция выдала более 2,5 млн видов на жительство, треть из которых предназначалась беженцам. Увеличилось также количество смешанных браков: на 50% с 1971 по 1993 гг. Из приведенных выше фактов следует, что границы шведской этно-национальной идентичности начинают размываться: по состоянию на 2017 г., «коренные» шведы составляли всего 48% населения.

Швеция остается лидером в вопросе сексуальных меньшинств – в 1944 г. были легализованы однополые отношения, а в 1972 г. она стала первой страной в мире, где юридически была закреплена возможность смены пола и где стали проводиться бесплатные медицинские процедуры для смены пола. Социал-демократы, находившиеся у власти практически беспрерывно с 1920 г., активно продвигали эти идеи в партийных программах, тем самым вызывая все большее одобрение у электората, что можно проследить на конкретном примере. Программа Социал-демократической партии, посвященная защите прав ЛГБТ-сообщества, была разработана в 2014 г. накануне парламентских выборов, где социал-демократы получили 31,01% голосов и 113 мест, что на 0,35% и 1 место больше, чем на выборах в 2010 г.

Третье направление шведской политики – евроинтеграция. Швеция вступила в ЕС в 1995 г., но уже успела зарекомендовать себя как одно из ключевых европейских государств. Одним из условий вступления в ЕС является полное принятие законодательства ЕС без каких-либо исключений, однако за почти тридцать лет Швеция так и не ввела общую валюту – евро – на территории своей страны, что уже делает ее кейс достаточно уникальным. Сейчас государство активно участвует в совместных инициативах: например, она является членом Северной боевой группы быстрого реагирования ЕС; по рекомендации Европейского совета Швеция разрабатывает Европейский гарант для детей, направленный на предоставление социальных услуг нуждающимся детям.

Несмотря на приверженность глобализации и интеграции, в последнее десятилетие в Швеции наметилась тенденция политической нестабильности. Отправной точкой можно считать парламентские выборы 2010 г., когда в риксдаг впервые прошла правая партия, получив 5,7% голосов. Феномен «Шведских демократов» весьма интересен: партия была основана в 1988 г., выбрав за основу слоган: «Сохраните Швецию шведской» (швед. Bevara Sverige Svenskt). Принято считать, что «Шведские демократы» никогда не были нацистской партией, хотя некоторые ее члены ранее были связаны со шведскими фашистскими группировками. «Шведские демократы» придерживаются идеологии национализма, евроскептицизма и ценностного консерватизма. В своих программах партия всегда отдавала приоритет социокультурным вопросам, в частности вопросам национальной идентичности – еще до 1990-х гг. поднимались вопросы о репатриации мигрантов, приехавших до 1970 г., а также о запрете на усыновление детей, рожденных за границей. «Шведские демократы» также занимают оппозиционную позицию по отношению к сексуальным меньшинствам: например, они выступают против усыновления детей гомосексуальными парами; однополых или групповых браков.

Главной причиной «сдвига вправо» послужил кризис шведской социал-демократии. Как уже упоминалось ранее, главенствующей идеей в социально-экономической сфере Швеции была идея государства благосостояния, подразумевавшая поддержку рабочего класса как основы государственного строя, от которой в 1980-е гг. начали уходить в сторону более либеральных идей. Во-вторых, с 1998 по 2011 гг. в остальных странах Скандинавии и Северной Европы также наблюдался рост поддержки националистических партий (например, правопопулистские «Датская народная партия», норвежская «Партия прогресса», «Истинные финны» постепенно начали получать места в парламентах). В-третьих, рост поддержки «Шведских демократов» был вызван негативными последствиями политики мультикультурализма и интеграции мигрантов в шведское общество, – рост безработицы, криминализация общества, снижение рождаемости коренного населения. Социал-демократы отрицали негативное влияние миграции на ситуацию в стране, наоборот, утверждая, что шведская экономика находится в стадии подъема, а уровень безработицы – один из самых низких в ЕС. Поначалу «Шведских демократов» называли «партией одного вопроса», так как лидеры партии практически не давали комментариев на другие темы, кроме миграции. Иными словами, идеологические рамки партии в то время оставались ограниченными, поскольку их внимание было сосредоточено на реальной политике, направленной на решение этой проблемы.

На выборах 2014 г. «Шведские демократы» получили 12,9% голосов и стали третьей по величине партией, представленной в риксдаге. Успехи партии продолжали расти – в 2018 г. она набрала уже 17,5% голосов и получила 62 места в парламенте. Таким образом, на каждых последующих выборах «Шведские демократы» получали все больше поддержки и мест в риксдаге.

Последние выборы в Швеции прошли 11 сентября 2022 г., в результате которых правящие социал-демократы потеряли большинство, а «Шведские демократы» заняли второе место с 20,5% голосов. В октябре премьер-министр Магдалена Андерссон подала в отставку, и после месяца переговоров новым главой правительства был выбран лидер Умеренной партии Ульф Кристерссон. Кабинет Кристерссона представляет собой правительство меньшинства, которое полагается на доверие и поддержку со стороны «Шведских демократов». Это первый случай за всю электоральную историю Швеции, когда правая партия оказывает прямое влияние на политику правительства.

Избирательная кампания 2022 г. прошла на фоне социально-экономического кризиса, вызванного антироссийскими санкциями, которые были введены после начала специальной военной операции в феврале 2022 г. В конце своего правления Андерссон не раз заявляла о риске финансового кризиса в стране из-за роста цен на электричество и энергоносители: если в августе 2021 г. цена за 1 Мв·ч составляла 67,26 евро, то в августе 2022 г. это значение увеличилось до 190,12 евро. Однако, вероятность изменения геополитической обстановки минимальна: в отношении России умеренные вместе с правыми популистами собираются продолжать курс социал-демократов, подразумевающий поддержку санкций ЕС, а также продолжение переговоров о вступлении в НАТО.

За последнее десятилетие Европа столкнулась с новыми глобальными вызовами: неконтролируемая миграция, растущее неравенство, криминализация общества – все это приводит к необходимости формирования сплоченной силы, способной противостоять возникающим угрозам. Как и любое современное государство, Швеция сталкивается с этими проблемами, и, несмотря на статус самой либеральной демократии в мире, она не застрахована от национализма, ксенофобии и исламофобии.

«Шведские демократы» претерпели множество идеологических изменений, прежде чем укрепиться на политической арене в 2010-х гг. Продвигая идеи сплоченности нации через самобытную шведскую культуру, они постепенно вызвали доверие электората, что позволило им занять лидирующие позиции на последних выборах. На фоне экономического спада на Западе вероятность укрепления правых на местном и надрегиональном уровне достаточно высока, что вызывает беспокойство у партий левоцентристского блока – социал-демократической и христианской. В ближайшем будущем шведскому политическому истеблишменту будет трудно продолжать игнорировать «Шведских демократов»: в коалиции с Умеренной партией им, скорее всего, удастся претворить в жизнь такие пункты программы, как ужесточение миграционной политики, смягчение налогового бремени и дезинтеграция – в случае ухудшения социально-экономического положения Швеция, возможно, примет решение о выходе из ЕС.

Вторжение нового политического актора в партийно-политическую систему Швеции, вероятно, повлияет на динамику внутри этой системы. Это может иметь последствия для определения повестки дня, делая одни политические вопросы более актуальными, а другие менее важными. Более того, это может заставить основные партии изменить направления своей деятельности, чтобы отыграть голоса или предотвратить будущие потери среди электората.

Список литературы

1. Бабынина Л.О. Особенности участия скандинавских стран и Финляндии в процессе европейской интеграции // Вестник ННГУ. – 2010. – №3-1. – С. 296-303. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-uchastiya-skandinavskih-stran-i-finlyandii-v-protsesse-evropeyskoy-integratsii (дата обращения: 12.10.2022).

2. Болотникова Е.Г. Праворадикальные партии современной Швеции // Вестник МГИМО. – 2011. – №5. – С. 174-181. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravoradikalnye-partii-sovremennoy-shvetsii (дата обращения: 19.10.2022).

3. Волков А.М. Эволюция шведской модели // Мировое и национальное хозяйство. – 2007. – №1 (2). – URL: https://mirec.mgimo.ru/2007/2007-01/evolyuciya-shvedskoj-modeli (дата обращения: 10.10.2022).

4. Плевако Н.С. Выборы в Швеции: Шведские демократы смешали карты // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. – 2018. – №5. – С. 71-75. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vybory-v-shvetsii-shvedskie-demokraty-smeshali-karty-1 (дата обращения: 13.10.2022).

5. Плевако Н.С. Мигранты в Европе. Швеция // Современная Европа. – 2016. – №2 (68). – С. 130-133. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shvetsiya (дата обращения: 15.10.2022).

6. Политический атлас современности: Опыт многомерного статистического анализа политических систем современных государств. – М.: Изд-во «МГИМО–Университет», 2007. – 272 с.

7. Рябиченко А.В. Успех партии «Шведские демократы» как элемент трансформации шведской партийно-политической системы // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2014. – №1. – С. 28-31. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/uspeh-partii-shvedskie-demokraty-kak-element-transformatsii-shvedskoy-partiyno-politicheskoy-sistemy (дата обращения: 15.10.2022).

8. Рябиченко А.В., Шендерюк М.Г. Трансформация партийно-политической системы Швеции в конце XX – начале XXI века // Балтийский регион. – 2013. –№3. – С. 146-159. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/transformatsiya-partiyno-politicheskoy-sistemy-shvetsii-v-kontse-xx-nachale-xxi-veka (дата обращения: 19.10.2022).

9. Савенко Е.И. Швеция – ЕС: эволюция сотрудничества в рамках политики обороны и безопасности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «История. Международные отношения». – 2018. – №4. – С. 501-507. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/shvetsiya-es-evolyutsiya-sotrudnichestva-v-ramkah-politiki-oborony-i-bezopasnosti (дата обращения: 12.10.2022).

10. Bohman C.K. The Sweden Democrats and Nationalism A content idea analysis of the ideological position of the Sweden democrats within a nationalist spectrum // Nationalism. – P. 18. – URL: https://www.academia.edu/37352817/NATIONALISM_STUDIES_The_Sweden_Democrats_and_Nationalism_A_content_idea_analysis_of_the_ideological_position_of_the_Sweden_democrats_within_a_nationalist_spectrum (режим доступа: для зарег. пользователей).

11. Carlisle M. The Sweden Democrats – The End of the Swedish Exception. – URL: https://www.academia.edu/32998724/The_Sweden_Democrats_The_End_of_the_Swedish_Exception (режим доступа: для зарег. пользователей).

12. Irastorza N. Melting Pot or Salad Bowl? An Overview of Mixed Families in Sweden // Journal of Critical Mixed Race Studies. – №1(2). – 2022. – URL: https://escholarship.org/uc/item/8gb8r94t (дата обращения: 10.10.2022).

13. Kekic L. The Economist Intelligence Unit’s index of democracy // The Economist, 2007. – P. 11. – URL: https://www.economist.com/media/pdf/DEMOCRACY_INDEX_2007_v3.pdf (дата обращения: 10.10.2022).

14. Kenes B. The Sweden Democrats: Killer of Swedish Exceptionalism // European Centre for Populism Studies. – 2021. – P. 47. – URL: https://www.populismstudies.org/wp-content/uploads/2021/03/ECPS-Party-Profile-Series-1.pdf (дата обращения: 19.10.2022)

15. Rydgren J. Radical Right-wing Populism in Denmark and Sweden: Explaining Party System Change and Stability // The SAIS Review of International Affairs. – 2010. – Vol. 30. – №1. – pp. 57-71. – URL: https://www.jstor.org/stable/27000210?seq=2#metadata_info_tab_contents (режим доступа: для зарег. пользователей).

16. Sjöberg J. Political attitudes towards LGBT-persons in contemporary Swedish family policies // Linnaeus University. – 2016. – P. 43. – URL: https://www.diva-portal.org/smash/get/diva2:933369/FULLTEXT01.pdf (дата обращения: 10.10.2022).

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся