Блог Научного Студенческого Общества МГИМО

В поисках баланса интересов: позиция Республики Корея в контексте украинского кризиса

25 марта 2024
Распечатать

Автор: Никитин Кирилл Андреевич, студент 1 курса, Факультет международных отношений МГИМО МИД России, Клуб внешней политики России НСО МГИМО, Корейский клуб НСО МГИМО

В последние десятилетия до начала украинского кризиса Республика Корея (РК) стремилась к ослаблению противостояния между так называемым «Южным треугольником», куда помимо РК входят Япония и США, и «Северным треугольником», включающим КНДР, Китай и Россию. Значительную роль в смягчении конфронтации между «треугольниками» и в формировании конструктивной позиции Южной Кореи по данному вопросу сыграло продуктивное российско-южнокорейское сотрудничество, благодаря чему РК смогла обеспечить дипломатическую независимость от США. Однако украинский кризис, возникший вследствие столкновения интересов России, с одной стороны, и США и ЕС – с другой, заставил Южную Корею пересмотреть свои позиции.

111111111111111111111.jpg

Источник: Yonhapnews

Прежде всего, США напомнили южнокорейским властям об обязательствах по расширенному сдерживанию в рамках трехстороннего партнерства между РК, США и Японией. Южная Корея оказалась прочно связанной с так называемым поясом «антироссийской и антикитайской солидарности» —Североатлантическим альянсом и системой партнерств в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Нынешний президент РК Юн Согёль, представляющий консервативное политическое крыло, уже дважды присутствовал на саммитах НАТО и встречах лидеров четырех азиатско-тихоокеанских партнеров (AP4). Кроме того, на фоне украинского кризиса ужесточилась позиция Республики Кореи по вопросам отношений с КНДР, в связи с чем была сделана ставка на повышение обороноспособности страны и расширение экспортного потенциала военно-промышленного комплекса.

В связи с вышесказанным представляется необходимым более детально изучить особенности внешней политики Южной Кореи в свете украинского кризиса в период с февраля 2022 г. по март 2024 г., а также оценить степень вовлеченности РК в указанный конфликт.

В контексте украинского кризиса во внешней политике РК можно, на наш взгляд, выделить три основных составляющих: 1) участие в санкционном давлении коллективного Запада на Россию, 2) поставки гуманитарной и военной помощи на Украину и 3) влияние украинского кризиса на российско-южнокорейские отношения. Рассмотрим эти аспекты подробнее.

Участие Республики Корея в санкционном давлении на Россию

Под давлением США в начале 2022 г. Республика Корея присоединилась к антироссийским санкциям в финансовой и экспортной сферах. 28 февраля 2022 г. РК ввела более строгий экспортный контроль над поставками в Россию стратегических товаров, включая микроэлектронику, полупроводники, компьютеры, средства связи и телекоммуникации, датчики и лазеры, авионику, навигационное, морское и аэрокосмическое оборудование. Кроме того, Южная Корея поддержала исключение российских банков из международной платежной системы SWIFT. Министерство финансов РК подтвердило также блокировку доступа российских банков к глобальной платежной системе SWIFT.

При этом, однако, 3 марта 2022 г. Министерство торговли, промышленности и энергетики РК сообщило, что страна добилась исключения южнокорейских производителей из экспортных санкций США против России. Взамен РК ввела собственные меры экспортного контроля такого же уровня. 24 марта 2022 г. Сеул объявил о контроле над экспортом в Россию и Беларусь аналогичного США перечня из 57 категорий нестратегических товаров и технологий. Согласно этой мере, южнокорейские компании должны получать разрешение на отправку соответствующих товаров в Россию у правительства РК.

С 28 апреля 2023 г. в санкционный список была добавлена 741 позиция, включая промышленное и строительное оборудование, товары сталелитейной, химической отраслей и автомобилестроения, детали для автомобилей стоимостью более 50 тысяч долларов, проводники и квантовые компьютеры, а также детали для них.

16 декабря 2023 г. в данный список были включены тяжелая строительная техника, металлообрабатывающие станки, аккумуляторные батареи, авиационные компоненты и новые категории автомобилей. По состоянию на март 2024 г. список товаров, для экспорта которых в Россию и Белоруссию необходимо получать специальное разрешение правительства РК, расширился до 1159 позиций.

В то же время, в процессе контроля над поставками в Россию товаров, внесенных в санкционный список, делается исключение для тех компаний, которые заключили контракты до введения Сеулом ограничений на экспорт в Россию и Белоруссию, а также для предприятий, чья продукция поставляется дочерним компаниям в РФ. Как отмечает в этой связи руководитель Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН В.Г. Самсонова, тем самым Южная Корея пытается «уберечь» свои ведущие предприятия, такие, как Hyundai, Samsung, Lotte. При этом Сеул пытается «усидеть на двух стульях»: с одной стороны, Южная Корея идет на поводу у США, расширяя санкции вслед за американскими и европейскими партнерами, с другой стороны, осознавая важность российского рынка для корейских предпринимателей, Правительство РК пытается минимизировать негативные последствия собственных санкций для южнокорейской экономики и ищет способы их обхождения.

Таким образом, в отношении санкционного давления на Россию в контексте украинского кризиса Южная Корея оказалась в сложной ситуации, где приходится соблюдать баланс между поддержкой антироссийских санкций под давлением «коллективного Запада», с одной стороны, и защитой интересов южнокорейских предпринимателей, зависящих от российского рынка – с другой. Сеул принимает различные санкционные меры, включая ужесточение контроля над экспортом и расширение списка товаров, требующих специального разрешения для поставки в Россию и Белоруссию. В то же время, учитывая важность российского рынка для южнокорейской экономики, в сложившихся условиях РК сумела отстоять право на независимый от США контроль за экспортируемыми в Россию товарами, сохранив за крупными компаниями право на продолжение торговли с Россией.

Поставки гуманитарной и военной помощи на Украину

Согласно статистике Военного ведомства РК, приводимой в публикации О.В. Кирьянова, в 2022 г. на фоне крупных контрактов с Польшей о поставках танков, гаубиц и самолетов объем экспорта южнокорейского оружия достиг 17,3 млрд. долларов. По итогам 2023 г. Республика Корея поставила за рубеж продукции и услуг военного назначения на несколько меньшую сумму – 14 млрд. долларов или 18,6 трлн. вон, заняв девятое место и войдя второй год подряд в десятку крупнейших стран мира по экспорту оружия. В 2023 г. на долю РК пришлось 2,4% всех поставок вооружений, боевой техники и связанных с ними товаров и услуг (при доле в 2% за период 2019-2023 гг.).

 

 

 2222222222222222.png

Источник: SIPRI Arms Transfers Database

По информации, представленной по состоянию на март 2024 г. в базе данных Стокгольмского международного института исследований проблем мира (SIPRI) о поставках оружия, Республика Корея занимает третье место в мире по плановому экспорту военных самолетов и первое место по плановому экспорту танков и артиллерии, как раз во многом благодаря контрактам с Польшей. Южнокорейский ВПК активно развивается и включен в список индустрий, призванных стать драйверами развития экономики страны.

Будучи таким образом одним из крупнейших производителей и экспортеров вооружений, Южная Корея в ходе украинского кризиса оказалась в поле зрения «стран коллективного Запада» – по мере истощения запасов собственного оружия у украинской стороны и наращивания внешних поставок вооружений со стороны западных стран, оказавшихся не готовыми к длительному военному конфликту высокой интенсивности и пытающихся вовлечь РК в опосредованное участие в противостоянии с Россией.

Однако с момента начала специальной военной операции России на Украине РК не раз подчеркивала невозможность поставок Киеву летальных вооружений. Несмотря на давление со стороны «партнеров», власти Южной Кореи ограничились поставками на Украину продукции исключительно нелетального характера.

В выступлении на пленарном заседании Международного дискуссионного клуба «Валдай» 27 октября 2022 г. Президент России В.В. Путин предупредил, что решение Южной Кореи поставлять оружие на Украину будет разрушать отношения Сеула и Москвы. В ответ последовала незамедлительная реакция в СМИ Президента Юн Согёля, подтвердившего, что Республика Корея никогда не предоставляла Украине летальное оружие. «Мы поставляли гуманитарную и мирную помощь на Украину, но не летальное вооружение. В любом случае это вопрос нашего суверенитета, но я хочу, чтобы вы знали, что мы стремимся поддерживать мирные отношения со всеми странами мира, включая Россию», – подчеркнул Президент РК. Таким образом, власти Южной Кореи отказались от поставок летального оружия на Украину и передавали в качестве помощи лишь каски, бронежилеты, аптечки, различные виды гуманитарной продукции, а также оборудование для разминирования, автомобили и электрогенераторы.

В марте 2023 г. газета «Тона-ильбо» сообщила, что Южная Корея передаст США около 500 000 155-миллиметровых боеприпасов, чтобы восполнить запасы, иссякшие из-за обильных поставок вооружений Украине. В материале предполагалось, что Сеул «одолжит» боеприпасы, чтобы уменьшить вероятность передачи их Киеву без разрешения Республики Корея.

В конце 2023 г. в издании The Washington Post, утверждалось, что РК якобы выразила готовность к «косвенным» поставкам 155-миллиметровых артиллерийских снарядов Украине. Согласно опубликованному материалу, боеприпасы, по-видимому, переданные Киеву при посредничестве Вашингтона как третьей стороны, «начали поступать в начале года, что в конечном итоге сделало Корею более крупным поставщиком артиллерийских боеприпасов для Украины, чем все европейские страны вместе взятые» (перевод наш – К.Н.). Но уже на следующий день после публикации (5 декабря 2023 г.) Министерство обороны РК опровергло информацию о поставках снарядов на Украину. По словам официального представителя Министерства обороны Чона Хагю, позиция южнокорейского правительства по данному вопросу совершенно не изменилась.

Тем не менее, 19 апреля 2023 г. Юн Согёль заявил, что Южная Корея может решиться на поставку летальных вооружений Украине в случае возникновения ситуации, с которой «международное сообщество не сможет смириться» (перевод наш – К.Н.). В качестве примера он привел масштабные нападения на мирное население или грубые нарушения военных законов. Ранее как правительство, так и оппозиция Южной Кореи отказывались от самой идеи предоставления Украине летального оружия. В выступлении южнокорейского президента была впервые допущена возможность поставок летальных вооружений Украине, что вызвало в Кремле сожаление о недружественной позиции Сеула в украинском конфликте. Впрочем, как отмечает заведующий отделом Кореи и Монголии Института востоковедения РАН А.В. Воронцов, данное заявления Президента РК сразу же подверглось критике в самой Корее, так что Юн Согёль был вынужден уверять общественность в неправильном истолковании его слов. По мнению А.В. Воронцова, генеральная линия Южной Кореи состоит в стремлении избежать увеличения помощи Украине в контексте украинского конфликта. Сдерживающим фактором здесь выступает, прежде всего, опасение того, что Россия может также пересмотреть сдержанный подход к урегулированию ситуации на Корейском полуострове и начать поставлять в КНДР современные виды вооружений.

Таким образом, Республика Корея, являясь одним из ведущих производителей и поставщиков оружия и боевой техники в мире, на протяжении последних двух лет украинского кризиса соблюдает режим непредоставления летальной военной помощи Украине и не содействует тем самым, в отличие от большинства своих западных партнеров, эскалации конфликта. В то же время, спекуляции о возможном решении Южной Кореи поставлять оружие на Украину вызывают опасения у России по поводу дальнейшего развития отношений между Сеулом и Москвой.

Влияние украинского кризиса на российско-южнокорейские отношения

С момента установления дипломатических отношений между Россией и Республикой Корея не было серьезных политических проблем, и страны активно сотрудничали по различным аспектам политической и экономической повестки. Россия поддерживала конструктивную позицию РК по проблеме Корейского полуострова и содействовала поиску решений для урегулирования разногласий между РК и КНДР. Однако на фоне эскалации украинского кризиса российско-южнокорейские отношения претерпели ряд изменений. Присоединение РК к санкционному давлению на Россию повлекло за собой ответные меры со стороны России и негативно отразилось на всем комплексе двусторонних связей. Южная Корея была признана «недружественной страной». Тем не менее, по словам Посла России в Республике Корее Г.В. Зиновьева, по отношению к России Южная Корея остается одной из самых «дружественных стран среди недружественных». В Сеуле стремятся сохранить связи с Россией и ищут гибкие способы сотрудничества в условиях западных ограничений. Для России же особенно важно, что Южная Корея воздерживается от поставок летального вооружения на Украину, поскольку это могло бы негативно отразиться на двусторонних отношениях в долгосрочной перспективе. Необходимы практические шаги по отказу от санкционно-силовых методов разрешения украинского кризиса. Несмотря на различия во взглядах на международную ситуацию, Россия готова сотрудничать с Южной Кореей для сохранения и развития потенциала сотрудничества в благоприятных условиях.

Выводы

Таким образом, в ходе украинского кризиса в период с февраля 2022 г. по март 2024 г. отмечается усиление негативных процессов размежевания между Россией и Южной Кореей. Республика Корея под давлением западных партнеров присоединилась к антироссийским санкциям в финансовой и экспортной сферах. В то же время РК пытается балансировать между поддержкой антироссийских санкций и защитой интересов южнокорейских компаний, зависящих от российского рынка.

На текущий момент есть достоверная информация о том, что Южная Корея предоставляла и предоставляет Украине исключительно гуманитарную и нелетальную помощь. Официальные представители РК опровергают любые данные о возможных прямых или косвенных поставках боеприпасов на Украину. Воздерживаясь от поставок оружия, Южная Корея не содействует эскалации украинского кризиса, что отличает РК от большинства ее западных партнеров. Тем не менее, спекуляции в СМИ о возможном решении Южной Кореи поставлять на Украину летальные вооружения вызывают обеспокоенность по поводу дальнейшего развития отношений между Сеулом и Москвой.

Несмотря на негативное влияние украинского кризиса на российско-южнокорейские отношения, в Сеуле стремятся сохранить гибкие связи с Россией, чтобы после завершения украинского кризиса воссоздать комплексную архитектуру двустороннего сотрудничества.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся