Блог Научного Студенческого Общества МГИМО

Дискуссия о судьбе немецких АЭС

28 октября 2022
Распечатать

Автор: Комарова Евгения Сергеевна, студентка 2 курса, МО, Клуб германских исследований НСО МГИМО

На фоне прекращения работы «Северного потока», приостановки сертификации «Северного потока-2» и решения Германии начать планомерный отказ от российских энергоносителей, страна столкнулась с угрозой тяжелого энергетического кризиса. В ФРГ встал вопрос о поисках новых источников энергии – в частности, разгорелась дискуссия о продлении работы трех оставшихся в Германии АЭС, которые должны были быть выведены из эксплуатации к концу текущего года.

3.png

Источник: taz.de

Что происходит в немецкой энергетике сегодня?

За первое полугодие 2022 года общее потребление первичной энергии в Германии снизилось по сравнению с первым полугодием 2021 года на 3,5%. Потребление энергии атома снизилось на 50%, что объясняется выводом из эксплуатации трех АЭС – Брокдорф (Шлезвиг-Гольштейн), Гроден (Нижняя Саксония) и Блок-С (Бавария). Они были отключены 31 декабря 2021 года. Также упало потребление газа – на 14,7%.

Что касается электроэнергии, то в 2021 году с помощью газа и атомной энергии производили примерно одинаковый объем электричества – 14,4% и 12,4% соответственно. В первой половине 2022 года выработка электричества с помощью атомных электростанций предсказуемо упала в два раза. Доля газа в производстве электроэнергии снизилась – до 11,7% и, вероятно, станет еще меньше во второй половине года.

1.png

Главная причина подобной динамики потребления – резкий скачок цен на газ, вызванный паникой на рынке энергоносителей после 24 февраля 2022 года.

2.png

Из приведенного выше графика следует, что несмотря на заметное снижение стоимости газа в сентябре и октябре 2022 года цена на «голубое золото» все еще в два раза превышает цены по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. , что повышает издержки немецкой индустрии, увеличивает расходы граждан на коммунальные услуги (отопление) и порождает инфляцию во всех секторах экономики.

Экспертное сообщество предрекает ФРГ тяжелую и холодную зиму ввиду практически полного прекращения поставок энергоресурсов из России (незначительный объем все еще поставляется через трубопровод «Transgas», проходящий через территорию Словакии и Чехии). Хотя руководство Германии сумело выполнить поставленные задачи в области энергетической безопасности и по состоянию на 24 октября 2022 г. уже на 97,5% наполнило газовые хранилища, разумными кажутся попытки министра экономики Роберта Хабека подготовить «план подстраховки» на случай продолжительной холодной зимы или полной остановки газовых поставок из России. Одна из возможных мер – эксплуатация трех АЭС сверх законодательно закрепленного срока.

На данный момент в Германии продолжают работу три АЭС – баварская Исар 2, нижнесаксонская Эмсланд и баден-вюртембергская Нэкарвестхайм 2. 18 октября канцлер Германии Олаф Шольц объявил о продлении эксплуатации всех трех электростанций вплоть до 15 апреля 2023 года.

Использование АЭС до весны 2023 г. возможно без замены тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ - главные конструктивные элементы ядерного реактора, содержащие ядерное топливо). В таком случае речь идет об искусственном продлении процесса разложения урана в старом ядерном реакторе (нем. Streckbetrieb). Таким образом, выработка электроэнергии благодаря энергии распада тяжелых ядер урана может быть «растянута» до весны 2023, однако общий объем полученной электроэнергии не увеличится ввиду использования исключительно старых топливных элементов и отказа от заказа новых.

Технический аспект проблемы

Несмотря на решение Олафа Шольца продлить эксплуатацию до апреля – ряд технических вопросов не позволяют говорить о работе АЭС на более длительный срок.

Ральф Гюльднер из Ассоциации ядерных технологий Германии заявил, что для использования трех действующих немецких АЭС после весны 2023 года не потребуется больших инвестиций. Однако для дальнейшего продления срока службы придется позаботиться о новых топливных стержнях, закупка и доставка которых при нынешних условиях займет 15–18 месяцев. По мнению Гюльднера, в случае принятия решения о закупке новых ТВЭЛ атомные электростанции следует оставить в работе еще на три-четыре года, ведь примерно такой промежуток времени продолжается использование новых топливных элементов в реакторах АЭС. Таким образом, даже если в апреле будет решено о дальнейшем продлении эксплуатации станций – выработка электричества не начнется раньше лета 2024 г. из-за обозначенного лага.

С закупкой новых ТВЭЛ возникает еще одна проблема: поставщики. Хотя немецкие АЭС не находятся в прямой зависимости от поставок тепловыделяющих элементов из России, так как более значимыми для Германии в этом вопросе партнерами выступают американская компания «Westinghouse» и французская компания «Framatome», тем не менее цена за элементы от Росатома и его «дочки», топливной компании «ТВЭЛ» до 2022 г. была традиционно ниже. Очевидно, что в случае принятия решение о дальнейших закупках топливных элементов Росатом останется не у дел, а значит, автоматически вырастет себестоимость произведенной на АЭС электроэнергии.

Более того, спорным является вопрос о безопасности продления эксплуатации АЭС как таковой – оборудование АЭС и сам ядерный реактор для предупреждения износа и выявления коррозии требуют многочисленных технических проверок состояния.

Политический аспект проблемы

Дискуссии в парламенте идут еще с марта. Для того, чтобы выяснить целесообразность продления эксплуатации АЭС, было проведено два так называемых «стресс-теста». Первоначальный стресс-тест, который был проведен сразу после эскалации кризиса на Украине в марте 2022 г. «зелеными» министерствами (речь о Федеральном министерстве экономики и защиты климата Германии и о Федеральном министерстве окружающей среды, охраны природы, ядерной безопасности и защиты прав потребителей) показал, что энергетическая безопасность в предстоящую зиму гарантирована - даже в случае прекращения поставок российского газа и резкого роста цен на энергоносители.

Однако после получения результатов второго стресс-теста, который проводился непосредственно операторами передачи электроэнергии 50Hertz, TenneT, Amprion и TransnetBW, было решено, что две АЭС следует оставить в эксплуатации в качестве резерва на крайний случай. По сравнению с первым стресс-тестом (марта 2022), где в расчетах был сделан упор на экономию газа, во втором стресс-тесте применили более жесткие входные параметры и намеренно воспроизвели более мрачный сценарий.

С результатами второго стресс-теста «Зеленые» согласились, поддержав решение Хабека. Однако споры не утихли – после второго стресс-теста возникли дискуссии о том, следует ли продолжать эксплуатацию всех трех действующих атомных электростанций и если да, то в течение какого времени. План министра экономики Роберта Хабека предусматривал только перевод АЭС "Изар-2" в Баварии и "Неккарвестхайм-2" в Баден-Вюртемберге в так называемый оперативный резерв, что позволило бы при необходимости продолжать работу до середины апреля. На партийном съезде 14 октября "Зеленые" вновь исключили возможность продолжения эксплуатации АЭС в Эмсланде после 31 декабря 2022 г. Представители СвДП, напротив, настаивали на дальнейшей эксплуатации АЭС в Эмсланде, а также работе всех трех АЭС до весны 2024 г. Более того, СвДП не исключает возможности запуска уже остановленных ранее АЭС в случае острой необходимости.

На время конфликт между младшими партнерами по коалиции был «заморожен» решением Шольца о продлении эксплуатации всех трех АЭС до 15 апреля 2023 года, который взял на себя ответственность за успех или провал энергетической политики этой зимой.

СвДП поддержала решение канцлера. Так, лидер партии Кристиан Линднер одобрил решение Шольца: «Обеспечение производства электроэнергии этой зимой жизненно важно для нашей страны и ее экономики. Теперь канцлер внес ясность в этот вопрос».

«Зеленые» решение канцлера раскритиковали. Видные деятели партии Катарина Дрёге и Бритта Хассельманн заявили, что решение канцлера "вызывает сожаление", ведь для перевода атомной электростанции в Эмсланде в резервный режим работы, по их мнению, «нет ни фактических, ни технических оснований». Сопредседатель партии Рикарда Ланг усомнилась в целесообразности шага канцлера, отметив, что АЭС в Эмсланде «не нужна для стабильности энергосистемы» Германии.

Лидер блока ХДС/ХСС Фридрих Мерц назвал решение канцлера недостаточным. Мерц сообщил газете Welt, что продления эксплуатации АЭС только до середины апреля 2023 года не хватит для обеспечения энергетической безопасности Германии. «Немецкие атомные электростанции должны - как того требует СвДП - продолжать работать с новыми ТВЭЛ до 2024 года», - заявил председатель ХДС. Премьер-министр Баварии и председатель ХСС Маркус Зедер выразил разочарование. «Спор в «cветофорной» коалиции был разрешен, а проблемы немецкой энергетики – остались», - написал он в Twitter.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся