Блог Научного Студенческого Общества МГИМО

Отношения Святого Престола и Русской Православной церкви. Гаванская декларация

6 декабря 2022
Распечатать

Автор: Хорошая Виктория Игоревна, студентка III курса Факультета международных отношений, Итальянский клуб НСО МГИМО

Если пытаться подобрать эпитет для описания отношений между Католической и Русской православной церквями, то ни одно слово не охарактеризует их так точно, как «сложные». Противоречия между восточной и западной христианскими церквями накапливались веками и привели в 1054 г. к Великому расколу, закреплённому взаимными анафемами. Но даже на протяжении современной истории, когда влияние церковных институтов, казалось бы, постепенно уменьшается, межконфессиональная напряженность сохранялась. Несмотря на то, что в XX веке экуменическое сближение (экуменизм – движение за сближение и объединение различных христианских конфессий, один из механизмов межхристианских отношений (прим. автора)) активизировалось, а в 2016 г. произошло одно из важнейших событий в хронологии отношений между церквями – встреча Папы римского и Патриарха Московского и всея Руси, говорить о ликвидации противоречий не представляется возможным.

В данной статье предметом исследования являются отношения Католической церкви, представленной Святым Престолом, и Русской православной церкви, а также перспективы их развития. В статье обозначены основные проблемы в отношениях между церквями, дан обзор развития отношений во второй половине XX в., рассмотрены встреча Папы римского и Патриарха московского и всея Руси в Гаване в 2016 г. и последовавшая за ней общая декларация и дан ответ на вопрос о возможных перспективах развития отношений.

12dss.jpg

Папа римский Франциск и патриарх Кирилл подписали совместное заявление

Основные препятствия в отношениях Католической и Русской православной церквей

«Камнем преткновения» в отношениях Святого Престола и Русской православной церкви неизменно являлась проблема униатской, или же грекокатолической, церкви на Западной Украине. Противостояние между униатами и православными на землях Западной Украины началось ещё в XVI в.: в 1596 г. была заключена Брестская церковная уния. Ряд православных епископов принял решение перейти в подчинение римскому папе и принять католическое учение с сохранением богослужения в византийской литургической традиции на церковнославянском языке. За этим последовали столетия межконфессиональных столкновений, порой приобретавших насильственный характер – вплоть до захвата храмов. В 1946 г. в связи с решением, принятом на государственном уровне, униатская церковь в СССР ликвидировалась, а епископаты переходили в подчинение Московскому патриархату. Казалось бы, униатская проблема была решена.

Другой проблемой в отношениях был католический прозелитизм –религиозный «экспансионизм», стремление обратить других в свою веру. Память о том, как папа благословлял крестоносцев на военные вторжения с целью распространения католицизма на русские земли, всё ещё вызывала недоверие со стороны РПЦ.

Развитие экуменического диалога в XX веке и обострение униатской проблемы

В XX веке, однако, развитие диалога между Ватиканом и РПЦ активизировалось. Важным фактором этого процесса стало проведение Второго Ватиканского собора, проходившего в 1962-1965 гг. Его целью являлось обновление церкви и её разумная реорганизация. Папа (на тот момент Иоанн XXIII) высказал пожелание, чтобы результатом этого Собора стала преобразившаяся, открытая миру церковь. Задачей Собора было не отвергать и осуждать реалии современного мира, а провести давно назревшие реформы. В контексте столь прогрессивной направленности деятельности Собора начало диалога Католической церкви и РПЦ представляется вполне логичным, учитывая тот факт, что на Соборе присутствовали наблюдатели от Русской православной церкви.

После проведения Собора по инициативе обеих сторон был начат двусторонний богословский диалог между Римско-католической и Русской православной церквями. В последующие десятилетия, особенно во время проведения в СССР политики перестройки, отношения Ватикана и Советского союза качественно изменились, что, казалось бы, заложило фундамент для нормализации отношений Русской православной и Католической церквей.

В 1990-х гг., однако, ситуация осложнилась.  

Святой Престол и Русская православная церковь предприняли попытку урегулирования вопроса. 16 января 1990 г. на встрече представителей Русской православной церкви и Римско-католической церкви в Даниловом монастыре в Москве было принято решение о создании четырёхсторонней комиссии с целью урегулирования ситуации. Комиссия приняла «Сообщение Четырёхсторонней комиссии по урегулированию отношений между православными и католиками восточного обряда на Западной Украине». Документ, однако, не был подписан представителями Украинской униатской церкви, после чего деятельность комиссии была прекращена, так и не приведя к каким-либо видимым результатам.

Несмотря на неудачи в ходе переговорного процесса по униатской проблеме, экуменический диалог продолжался, а встречи между делегациями Римско-католической церкви и Русской православной церкви проводились неоднократно. Интересно, что обычно делегацию РПЦ на подобных встречах возглавлял – тогда ещё митрополит – Кирилл. В 1997 г. планировалось проведение встречи глав церквей в австрийском городе Грац, однако по ряду причин этого не произошло.

Гаванская встреча Папы Римского и Патриарха Московского и всея Руси. Совместная декларация

Должно было пройти девятнадцать лет, чтобы подобная встреча состоялась. Обе конфессии к этому моменту столкнулись с разнообразными вызовами: волна мигрантов, грозящая радикально изменить религиозный баланс христианской Европы, появление нетрадиционных форм семейных союзов, рост террористической активности и радикального исламизма.

Для проведения встречи была подготовлена благотворная почва. Особый импульс экуменический диалог между православными и католиками получил с приходом на папский трон аргентинского кардинала Хорхе Марио Бергольо, после интронизации принявшего имя Франциск. Патриарх Кирилл, со своей стороны, тоже проявил интерес к диалогу с католиками – тем более, что прочные позиции, занимаемые теперь РПЦ, позволяли это сделать.

12 февраля 2016 г. на Кубе в международном аэропорту Гаваны состоялась историческая встреча Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Папы римского Франциска. Первая за более чем полторы тысячи лет, она стала отправной точкой в развитии полноценных отношений между Русской православной и Римско-Католической церквями. Местом их встречи стала не Европа, а Куба – нейтральная территория, где христианские церкви процветают в сотрудничестве одна с другой. В этой связи следует отметить, что Папа Франциск – уроженец Латинской Америки, и именно здесь он, будучи архиепископом Буэнос-Айреса, неоднократно посещал православные храмы, а также интересовался православной традицией.

Предстоятели двух церквей встретились в аэропорту, месте, имеющем большое символическое значение как точка пересечения путей. Во время встречи были соблюдены все тонкости церковного протокола, обеспечивавшие ее проведение на равных: Папа несколько раз обнял Патриарха, положил руку на сердце, оба признались в том, что они братья. Интересен тот факт, что распятие, на фоне которого произошла встреча, соответствовало православной традиции – косвенное свидетельство того, что Патриарх принимает у себя Папу, отбывающего в Мексику. Однако Папа первым поприветствовал Патриарха – это факт означает обратное: глава РПЦ в гостях у Понтифика. Таким образом, с протокольной точки зрения встреча получилась абсолютно равноправной.

В Гаванской декларации утверждается: «Мы встретились как братья по христианской вере» – что указывает на пересмотр идеи примата Папы, приближаясь к традиционной для православной веры синодальности. Такая стратегия берет свои истоки в идеях Второго Ватиканского Собора – именно тогда были впервые подняты вопросы о том, чтобы посмотреть на примат Папы в новом виде и заложить основы экуменического диалога.

В документе были зафиксированы пункты в защиту мирного населения, страдающего от вооруженных конфликтов, а также обращение к мировому сообществу: «Призываем международное сообщество сплотиться, чтобы покончить с насилием и терроризмом, и одновременно через диалог содействовать достижению гражданского мира».

В заявлении были затронуты вопросы религиозной свободы, неравенства между богатыми и бедными, кризиса семьи, права на жизнь (включая проблему эвтаназии), будущего христианской молодежи. Пусть не все разногласия устранены, сделана попытка проложить путь к их разрешению: «Мы не соперники, а братья: из этого понимания мы должны исходить во всех наших действиях по отношению друг к другу и к внешнему миру».

Методы униатизма и прозелитизма признавались неприемлемыми – решение, имеющее первостепенное значение для РПЦ. При этом существование униатов в лоне церкви также признавалось, но с оговоркой, что православные и греко-католики нуждаются в примирении и нахождении взаимоприемлемых форм существования.

Стоит отметить, что положения Декларации и в целом темы, обсуждавшиеся на встрече, – не вопросы богослужения, а вполне себе прикладные постулаты. В таком виде диалог православной и католической церкви встраивается в секулярный контекст. Даже в общении между собой церкви выступают не только как христианские общины, но так же как общественные силы, сочетающие политическое влияние, финансовые возможности и риторику традиционных ценностей.

Перспективы развития отношений Святого Престола и РПЦ

Гаванская встреча была расценена многими религиозными деятелями как важный шаг к возвращению «христианского единства», однако сейчас ситуацию осложняет ещё один фактор, во многом связанный с уже рассмотренной униатской проблемой – предоставление автокефалии Православной церкви Украины.

В июне 2019 г., через три года после Гаванской встречи, папа Франциск встретился с представителями Украинской грекокатолической церкви, находившейся в процессе объединения с Харьковско-Полтавской епархией Украинской автокефальной православной церкви; в начале этой встречи он намекнул, что поддерживает своих гостей. Более того, ранее папа выразил тревогу «в отношении роли РПЦ в украинском конфликте» в начале 2019 г. В том же году Франциск заявил, что он не будет проводить встречу с лидерами Русской православной церкви даже в случае своего приезда в Россию.

Таким образом, на данный момент отношения Русской православной церкви и Святого Престола находятся в состоянии некоторой стагнации, пусть противоречия и не доходят до точки невозврата. Однако, зная сложную историю отношений между церквями, делать слишком пессимистичные предсказания всё же рано: в межцерковном экуменическом диалоге всегда присутствовала надежда. Ей есть место и по сей день.

Поделиться статьей

Прошедший опрос

  1. Какие угрозы для окружающей среды, на ваш взгляд, являются наиболее важными для России сегодня? Отметьте не более трех пунктов
    Увеличение количества мусора  
     228 (66.67%)
    Вырубка лесов  
     214 (62.57%)
    Загрязнение воды  
     186 (54.39%)
    Загрязнение воздуха  
     153 (44.74%)
    Проблема захоронения ядерных отходов  
     106 (30.99%)
    Истощение полезных ископаемых  
     90 (26.32%)
    Глобальное потепление  
     83 (24.27%)
    Сокращение биоразнообразия  
     77 (22.51%)
    Звуковое загрязнение  
     25 (7.31%)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся