Распечатать
Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Виктор Садовничий

Ректор Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, вице-президент РАН, академик РАН, член РСМД

Сколько абитуриентов примет в этом году МГУ? На каких факультетах будет самый большой конкурс? Почему вузы не хотят проверять школьные сочинения? Об этом на "Деловом завтраке" в "РГ" рассказал ректор МГУ Виктор Садовничий.

Министр Дмитрий Ливанов обещал, что количество бюджетных мест в вузах в этом году не уменьшится. Но появилась информация, что в МГУ число мест на бюджете снизится. Почему?

ВикторСадовничий: В связи с переходом на шестилетнее обучение мы увеличили прием на 2 тысячи. У нас план приема 5 тысяч, а возьмем 7 тысяч студентов. В МГУ работает 10 тысяч кандидатов и докторов наук. Этот потенциал позволяет нам готовить магистров, специалистов, которые учатся не пять, а шесть лет. В университете есть понятие "интегрированный магистр". Это студент, который закончил бакалавриат и пошел в магистратуру по своей специальности. Университет по сути добровольно взял на себя обязательство сделать шестилетнее обучение, чтобы выпускать не просто бакалавров и магистров, а интеллектуалов с глубокими знаниями по своему предмету.

Понятно, что шестилетнее обучение приводит к увеличению числа студентов. Посчитав свои возможности, в том числе по обеспечению стипендиями, местами в общежитии, за счет своих внебюджетных средств мы увеличили число поступающих. К примеру, нам понадобилось более тысячи дополнительных мест в общежитии, и мы их нашли. Что получилось? На факультете, скажем, было 100 бакалавров и 20 магистров. Стало, условно говоря, 90 бакалавров и 200 магистров. Произошло перераспределение, но для бакалавриата это не больше 3-5 процентов мест.

Школьное сочинение стало для вузов головной болью. В этом году многие университеты вообще отказались от проверки. Как МГУ будет учитывать сочинение абитуриентов?

ВикторСадовничий: В прошлом году за интеллектуальные достижения можно было получить до 20 баллов, в этом - только 10. Я не очень поддерживаю то, что принято решение сжать портфолио. Это отчасти понижает его ценность. МГУ даст за сочинение до трех баллов и будет проверять все работы. Почему вузы неохотно проверяют сочинения? Обычно преподаватель знает отлично несколько своих тем: Пушкин, Достоевский, Лермонтов... А проверять ему приходится весь курс школьной литературы. И чего только нет в сочинениях! Проверяющий должен смотреть, как вписывается работа в рамки общих требований, знает ли ученик программу, соответствует ли работа необходимым критериям? Проверка сочинений - не только расходы для вуза, но и огромная ответственность. МГУ берет на себя такую ответственность. В этом году мы ожидаем около 20 тысяч абитуриентов и готовы проверить все 20 тысяч сочинений.

Пять баллов мы дадим за аттестат с отличием и два балла - за золотой значок ГТО.

Впервые конкурс на технические специальности сровнялся с конкурсом на гуманитарные дисциплины. Выпускники поняли, что технари сегодня более востребованы, чем гуманитарии?

ВикторСадовничий: Сейчас действительно выше спрос на выпускников естественных факультетов. Наступило время, когда юристов и менеджеров уже достаточно. Я это чувствую даже по своим знакомым. В последнее время ко мне стали чаще обращаться с просьбой: "Помоги с работой! В Москве не могу устроиться на работу юристом". Рынок насыщен. Но нужны программисты, аналитики, математики, информатики. А это все выпускники других факультетов.

Университеты часто упрекают в том, что они готовят не тех специалистов , которые нужны производству, и существует разрыв между вузовскими знаниями и требованиями работодателей. Не зря же появились профессиональные стандарты, которые иногда доводят ситуацию до абсурда. Чтобы работать в школе, надо обязательно окончить вуз, где есть специальность "педагогика". Великого математика Колмогорова сегодня, наверное, просто не пустили бы в школу. МГУ тут заметно отличается от других. Мы готовим интеллектуалов, которые могут легко переучиться. Я не сторонник того, чтобы затачивать специалистов под конкретное производство, заталкивать его в жесткие рамки профессионального стандарта. Чем шире мыслит человек, чем глубже знания, в том числе фундаментальные, тем ценнее он потом будет на конкретном производстве. Приведу конкретный пример: половина нашего выпуска мехмата 1963 года ушла работать к конструктору Королеву в Подлипки. Казалось, что мы умеем? Интегрировать да пределы считать. А тут ракеты! Прошло два года, и все мои сокурсники стали лидерами - руководителями лабораторий, ведущими специалистами. И так во всех областях. МГУ работает на широком поле образования.

Источник: Российская Газета

Оценить статью
(Нет голосов)
 (0 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся