Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Александр Грушко

Заместитель министра иностранных дел Российской Федерации, член РСМД

Вина за демонтаж системы безопасности на Европейском континенте лежит на Североатлантическом альянсе, который за счет двух волн расширения приблизил военную инфраструктуру к границам России. Об этом заявил ТАСС замглавы МИД РФ Александр Грушко, комментируя слова генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга о российской угрозе.

"Напомню о том, что именно НАТО приближала свои рубежи к границам России. В результате нескольких волн расширения ситуация в Европе кардинально изменилась, мы наблюдали усиление инфраструктурного присутствия НАТО у наших жизненных центров, размещение войск и вооружений, пусть и не на постоянной основе, ротацию подразделений, увеличение количества военных учений. Все это деформировало ситуацию в области безопасности, как она сложилась в период после окончания холодной войны", - сказал Грушко.

Замглавы дипведомства указал на то, что подобные процессы потребовали от России реагирования и адаптации политики и военного планирования, что и было сделано, поскольку вопросы укрепления безопасности и национальные интересы всегда ставятся во главу угла. Кроме того, он подчеркнул, что заявления о ракетной угрозе со стороны РФ также лишены основания, поскольку именно США вышли из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, который был одним из ключевых соглашений в области безопасности в Европе, а НАТО не дала ответ на российскую инициативу о моратории на размещение соответствующих вооружений.

Вина за демонтаж системы безопасности на Европейском континенте лежит на Североатлантическом альянсе, который за счет двух волн расширения приблизил военную инфраструктуру к границам России. Об этом заявил ТАСС замглавы МИД РФ Александр Грушко, комментируя слова генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга о российской угрозе.

"Напомню о том, что именно НАТО приближала свои рубежи к границам России. В результате нескольких волн расширения ситуация в Европе кардинально изменилась, мы наблюдали усиление инфраструктурного присутствия НАТО у наших жизненных центров, размещение войск и вооружений, пусть и не на постоянной основе, ротацию подразделений, увеличение количества военных учений. Все это деформировало ситуацию в области безопасности, как она сложилась в период после окончания холодной войны", - сказал Грушко.

Замглавы дипведомства указал на то, что подобные процессы потребовали от России реагирования и адаптации политики и военного планирования, что и было сделано, поскольку вопросы укрепления безопасности и национальные интересы всегда ставятся во главу угла. Кроме того, он подчеркнул, что заявления о ракетной угрозе со стороны РФ также лишены основания, поскольку именно США вышли из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, который был одним из ключевых соглашений в области безопасности в Европе, а НАТО не дала ответ на российскую инициативу о моратории на размещение соответствующих вооружений.

"И, наконец, нельзя забывать о том, что страны НАТО и союзники последовательно реализуют программу создания ПРО в Европе, объекты в Румынии и Польше. НАТО твердо намерена довести их до логического завершения, - резюмировал Грушко. - Напомню, что эти объекты создавались якобы для нейтрализации ракетной угрозы со стороны Ирана, но если внимательно почитать натовские тексты, то уже не только между строк, но и прямо читается, что на самом деле эти объекты будут ориентированы на "парирование угрозы с Востока".

Во вторник Столтенберг заявил, что главными угрозами для стран НАТО являются Россия, терроризм, кибератаки, технологии, подъем Китая и климатические изменения.

Ситуация на Украине

НАТО продолжает настаивать на необходимости обсуждения Украины в рамках Совета Россия - НАТО, но это не имеет смысла, заявил Грушко.

"Страны НАТО продолжают настаивать на том, чтобы эти встречи были посвящены в основном внутреукраинскому конфликту. Это, с нашей точки зрения, абсолютно бессмысленное занятие, поскольку в еженедельном режиме ситуация на Украине обсуждается на постоянном Совете ОБСЕ, на форуме ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности, - сказал он. - ОБСЕ, в соответствии с договоренностями, осуществляет важную роль, действует Специальная мониторинговая миссия ОБСЕ, а у НАТО нет никакой роли на Украине".

Грушко обратил внимание, что нет никаких международных решений или международных органов, которые поручили бы НАТО выполнять "такую политическую роль". "Другое дело, что нас [Россию] не может не тревожить, что страны НАТО осуществляют программу военной поддержки на Украине. Все это противоречит самому смыслу минского Комплекса мер, поскольку поощряет партию войны, а не приближает перспективы политического решения, единственно возможного и только на основе минских договоренностей", - подчеркнул замглавы МИД.

Ядерный потенциал Британии

Намерения Британии нарастить ядерный потенциал подтверждает необходимость учитывать его в новом уравнении безопасности, заявил Грушко.

"Это [намерение Лондона нарастить ядерный потенциал на 40%] еще одно свидетельство того, что будущее уравнение безопасности, о котором мы готовы договариваться с США как с ведущей страной в ядерном смысле, должно включать все факторы, влияющие на военную безопасность и стабильность", - сказал дипломат, отвечая на соответствующий вопрос.

Ранее газета Financial Times со ссылкой на два источника сообщила о планах Лондона увеличить число ядерных боеголовок, используемых в ракетах Trident II на британских субмаринах, на 40%, то есть с нынешних 180 до 260.

Заседания Совета Россия - НАТО

Заседания Совета Россия - НАТО (СРН) будут иметь значение только после восстановления нормальных контактов военных, заявил Грушко.

"Во-первых, мы от диалога не отказывались. Это НАТО прервала все практическое сотрудничество и отказалась по военной линии. Мы изначально исходили из того, что проведение СРН должно иметь какой-то практический смысл", - сказал он.

В частности, продолжил дипломат, после двухгодичной паузы было проведено шесть заседаний Совета Россия - НАТО, на которых стороны обменивались информацией об основных военных мероприятиях и по одному досье был действительно достигнут прогресс. Была также создана группа по безопасности в сфере воздушного сообщения на Балтике, что позволило несколько улучшить ситуацию в плане устранения угроз для гражданской авиации в результате военной деятельности, добавил он.

"По принципиальным моментам, связанным с деэскалацией, с улучшением, совершенствованием механизмов предотвращения военных инцидентов, никакого прогресса нет. Этот прогресс не может быть достигнут без восстановления нормальных системных контактов по линии военных", - указал Грушко.

"При всем уважении к послам вряд ли они будут реально способны обсуждать, скажем, 100 м между боевым кораблем и боевым самолетом, безопасная это дистанция или нет. Поэтому мы остаемся открытыми к диалогу, но исходим из того, что все эти встречи должны реально улучшать ситуацию в отношениях с альянсом", - заключил замглавы МИД РФ.



Источник: ТАСС

Оценить статью
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)
 (1 голос)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся