Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 4.69)
 (13 голосов)
Поделиться статьей
Даниил Растегаев

Программный ассистент РСМД по связям со СМИ, младший научный сотрудник Отдела политической науки ИНИОН РАН

Сербия практически не развивает свою космическую программу на государственном уровне — стране пока проще искать иностранных партнеров, которые могут предоставить готовые решения в максимально короткий срок. При этом в Сербии существует ряд неправительственных организаций (НПО), которые в целом относительно успешны в своей космической деятельности, однако и их активность зачастую не выходит за рамки сотрудничества с иностранными НПО. Векторы активности правительства и НПО разнонаправлены: официальный Белград решает более насущные проблемы, НПО реализуют грандиозные по заголовкам, но относительно бессмысленные в практическом плане проекты. Частная и государственная активности нуждаются в сопряжении, в противном случае Сербия рискует в долгосрочной перспективе заметно отстать в развитии своих космических технологий.

Официальный Белград пока концентрируется на поиске иностранных партнеров, которые могут предоставить готовые решения на существующие запросы. В 2019 г. в рамках визита В. Путина в Сербию с «Роскосмосом» было подписано полноценное соглашение о сотрудничестве в области мирного исследования космоса. А чуть позже «Роскосмос» предложил Сербии расширить сотрудничество в области навигации, связи, а также дистанционного зондирования Земли. Менее содержательным получается сотрудничество с Китаем. В 2020 г. был подписан Меморандум о космических технологиях с Китайской национальной космической администрацией. Среди перечисления областей сотрудничества особо было отмечено, что в будущем «сербский флаг окажется на космическом аппарате». Из-за этого пункта некоторые сербские политические комментаторы отмечают, что меморандум носит более политический, нежели научный характер. Также в 2018 г. Белград присоединился к COPERNICUS — совместной программе Еврокомиссии и Европейского космического агентства по развитию технологий дистанционного зондирования Земли.

Космические усилия Сербии концентрируются в основном на поиске партнеров для предоставления лучшего решения на существующие запросы: для НПО это реализация космических амбиций путем запуска спутников — относительно реальных действий, с помощью которых можно доказывать собственную нужность и эффективность; для государства это решение более насущных «земных» проблем, с которыми невозможно справиться без космических технологий (дистанционное зондирование Земли для контроля уровня воды в реках, например). Из этого следует, что векторы НПО и государства не сходятся: у каждого из акторов свое собственное целеполагание (даже несмотря на декларируемое некоторыми НПО желание объединить усилия государства, институтов и энтузиастов), собственные методы (в целом довольно похожие — использование готовых иностранных решений вместо развития своих технологий) и, соответственно, свои (довольно спорные) результаты.

Без структурных инвестиций, стратегического планирования развития космических наук и технологий Белград рискует и в долгосрочной перспективе остаться в зависимости от иностранных технологий. В такой ситуации «спасением» может стать сопряжение деятельности сербских космических НПО с реальными запросами от государства — существуют огромные перспективы для развития государственно-частного партнерства в сфере космических технологий. Региональная и метарегиональная активность сербских НПО, в свою очередь, может стать серьезным стимулом для правительства в формализации подобного сотрудничества на государственном уровне, а практической реализацией может стать заключение полноценных соглашений о сотрудничестве с Индией или странами бывшей Югославии.

Сербия практически не развивает свою космическую программу на государственном уровне — стране пока проще искать иностранных партнеров, которые могут предоставить готовые решения в максимально короткий срок. При этом в Сербии существует ряд неправительственных организаций (НПО), которые в целом относительно успешны в своей космической деятельности, однако и их активность зачастую не выходит за рамки сотрудничества с иностранными НПО. Векторы активности правительства и НПО разнонаправлены: официальный Белград решает более насущные проблемы, НПО реализуют грандиозные по заголовкам, но относительно бессмысленные в практическом плане проекты. Частная и государственная активности нуждаются в сопряжении, в противном случае Сербия рискует в долгосрочной перспективе заметно отстать в развитии своих космических технологий.

Вселенские амбиции и банка газировки

Наиболее активная некоммерческая космическая организация Сербии —Комитет по развитию космической программы (CSPD, г. Нови-Сад). В ее послужном списке три запущенных совместно с Индией спутника, установленное сотрудничество с 35 космическими организациями из более чем 21 страны, проведение чемпионата мира по моделированию спутников (World CanSat/Rocketry Championship —WCRC), а также членство в Космической ассоциации Юго-Восточной Европы (Southeastern European Space Association — SESA). Также на сайте организации указано, что CSPD является частью «Межконтинентального аэрокосмического командования» — организация владеет специальной антенной, подключенной к SatNOGS — краудсорсинговой платформе по отслеживанию спутников на орбите; именно эта антенна, по мнению CSPD, делает их частью «командования».

Нельзя не поставить в актив комитету достижение, как отмечает в своем интервью глава CSPD Душан Радославлевич, «стратегического партнерства с Индией». При этом он допускает довольно большую генерализацию: «Меморандум о взаимопонимании» действительно подписан, однако не с ISRO (Индийской организацией по космическим исследованиям, аналогом «Роскосмоса» или NASA), а с Ассоциацией индийского технологического конгресса (ITCA) — НПО, схожей по функционалу с самим CSPD. Стороны действительно проводят совместные мероприятия: представители CSPD участвуют в работе Индийского технологического конгресса, обе организации вместе проводят чемпионат мира по спутниковому моделированию WCRC.

Сотрудничество сербской и индийской организаций символически напоминает «Движение неприсоединения» времен холодной войны, где Нью-Дели и Белград были ключевыми партнерами; тем не менее никакого дополнительного символизма здесь нет. ITCA выступает инициатором акции «75 студенческих спутников», приуроченной к 75-летию независимости Индии. Договоренности между индийской и сербской организациями о запуске спутника были достигнуты еще в 2019 г., когда сотрудничество только начиналось. При этом, как признаются сами CSPD, запуск спутника с индийцами был «планом Б»: изначально Комитет рассчитывал на сотрудничество с итальянской GP Advanced Projects, которые планировали запустить свой спутник к началу 2021 г. В итоге индийцы опередили итальянцев на месяц: три спутника UNITYsat были запущены 28 февраля 2021 г. с космодрома на о. Шрихарикота, а итальянский спутник FEES был запущен 22 марта с космодрома Байконур. Космическая антенна в Нови-Саде была установлена, кстати, именно для того, чтобы отслеживать сигналы со спутника FEES; теперь она улавливает сигналы с четырех космических аппаратов.

Тем не менее успех с программой UNITYsat можно назвать спорным. Все запущенные спутники находятся в индийской юрисдикции, номинально они не имеют к Сербии никакого отношения (кроме того, конечно, что они выиграли конкурс конструкторов спутников WCRC, проходивший в 2019 г. в Сербии, или что индийской почтой была выпущена специальная марка с сербским и индийским флагами в знак успешности проекта). Все три спутника в программе UNITYsat были полностью сконструированы индийцами: JITSat — Джеппиарским технологическим институтом, SriShakthiSat — Инженерно-технологическим институтом Шри Шакти, GHRCEsat — Инженерным колледжем GH Raisoni. Вместе взятые спутники не превышают в своей массе 650 гр. Также примечательно, что все три спутника перестали выходить на связь через полгода после начала своего полета, с 18 августа 2021 г. Единственной функцией спутников была подача сигнала на земную антенну, а единственным практическим значением — продемонстрировать, что конструкция CanSat (название происходит от англ. can — алюминиевая банка из-под газировки; это класс наноспутников, в четыре или восемь раз, в зависимости от типа конструкции, меньших, чем CubeSat — самых маленьких спутников до появления CanSat) действенна. CanSat, в принципе, доступен каждому, и посыл программы UNITYsat состоял именно в том, что даже студенты могут сконструировать свой работающий спутник. И этого, естественно, совсем не хватит для превращения Сербии в полноценную космическую державу.

Сигнал потерян: SERBSPACE

Другая относительно заметная космическая НПО в Сербии — белградская SERBSPACE, официальное название — Сербское бюро космических наук, исследований и развития (Serbian Office for Space Sciences, Research and Development). Организация была сформирована в 2016 г., среди ее целей значились организация научных мероприятий, сотрудничество с сербскими и международными космическими организациями, продвижение космической науки и проч. Как отмечали сами сотрудники SERBSPACE, эта организация должна была стать зонтичной структурой для объединения усилий энтузиастов, профессионалов, профильных учреждений и правительства в области космической деятельности. Конечным итогом функционирования этой организации должно было стать создание Сербского космического агентства.

SERBSPACE действительно стала членом многих международных космических организаций: французской Международной федерации астронавтики (International Astronautical Federation), Международного института космического права IISL (это отмечено, правда, только в презентации SERBSPACE), а также взаимодействовала с Управлением по вопросам космического пространства ООН (UNOOSA) — впрочем, только на уровне отдельных программ (Space4Water, например). Тем не менее Сербия до сих не представлена на главной платформе Управления — в Комитете по использованию космического пространства в мирных целях (КОПУОС), хотя членом Комитета долгое время оставалась СФРЮ (формальным продолжателем которой остается Сербия) — здесь SERBSPACE показала свою неэффективность. Кстати, сейчас в Комитет из стран бывшей Югославии входят лишь Словения и Хорватия (и последняя — лишь в качестве наблюдателя).

На региональной арене эта НПО тоже демонстрировала высокую степень активности. Так, SERBSPACE инициировала создание «дочерней» структуры в Черногории — неправительственной организации MONTESPACE, а также выступала с инициативой создания Космического бюро развивающихся стран (Emerging Countries Space Office), что опять нас отсылает к идеалам «Движения неприсоединения». Впрочем, подобного бюро до сих пор не появилось, а MONTESPACE, хоть и отметилось несколькими комментариями по поводу своей деятельности, так ничего больше и не сделало.

Главным событием для SERBSPACE все же должна была стать международная конференция SEE (Southeast Europe) Universe, которая прошла в Белграде в сентябре–октябре 2020 г. НПО рассчитывала, что конференция «поместит Белград на глобальную карту инноваций и индустрии 4.0»; впрочем, среди участников и спонсоров не нашлось место ни одной сербской космической НПО (хотя помимо указанной CSPD существует еще, например, Serbian Case for Space, занимающаяся исследованиями космического права). Конференция прошла в онлайн-формате, и после нее SERBSPACE вообще исчезла с радаров: сайт организации выдает только информацию о конференции, последняя запись в соцсетях НПО датирована мартом 2021 г., последнее интервью для СМИ — августом того же года. Очевидно, эту попытку запустить космическую программу Сербии можно признать неудачной.

Флаг в космосе и «стратегическое молчание»

Сербию трудно назвать наследницей космической программы Югославии — тем более что ее в целом не существовало. Тем не менее в Белграде о полноценной космической программе задумывались более 20 лет назад: в 2010 г., например, уже начинали планировать учреждение Сербского космического агентства.

Впрочем, в круг государственных приоритетов развитие космической отрасли явно не входит: о космосе ни слова не сказано ни в Стратегии национальной безопасности, ни в Стратегии обороны, ни в Стратегии научного и технологического развития. Наиболее качественно, кстати, выглядит вариант стратегии развития космической программы от все тех же CSPD. Ни один государственный чиновник Сербии не встречался ни с одним из представителей космических НПО (максимум — факт установления сотрудничества между CSPD и Секретариатом по экономике и туризму Воеводины), в отличие от Хорватии или Черногории, например, где встречи проходили на уровне премьер-министров, хотя местные НПО добились гораздо меньших успехов, чем CSPD.

Официальный Белград пока концентрируется на поиске иностранных партнеров, которые могут предоставить готовые решения на существующие запросы (а они, несмотря на «стратегическое» молчание, есть). В 2014 г. госкорпорация «Роскосмос» провела оперативную спутниковую съемку района наводнения в Сербии. В 2019 г. в рамках визита В. Путина в Сербию с «Роскосмосом» было подписано полноценное соглашение о сотрудничестве в области мирного исследования космоса. А чуть позже «Роскосмос» предложил Сербии расширить сотрудничество в области навигации, связи, а также дистанционного зондирования Земли.

Менее содержательным получается сотрудничество с Китаем. В 2020 г. был подписан Меморандум о космических технологиях с Китайской национальной космической администрацией; среди перечисления областей сотрудничества (в частности, умного сельского хозяйства, телекоммуникаций, экосистем, геолокации и дистанционного зондирования Земли) особо было отмечено, что в будущем «сербский флаг окажется на космическом аппарате». Из-за этого пункта некоторые сербские политические комментаторы отмечают, что меморандум носит более политический, нежели научный характер.

Сербия также сотрудничает с ЕС в области мирного исследования космоса. Так, в 2018 г. Белград присоединился к COPERNICUS — совместной программе Еврокомиссии и Европейского космического агентства по развитию технологий дистанционного зондирования Земли. Соглашением на базе Нови-Садского университета учреждался институт BioSense, предназначенный для исследования и развития информационных технологий в области биосистем. Сейчас BioSense вместе с NASA и другими институтами разрабатывает систему мониторинга и рационального использования водных ресурсов и земель в Сербии.

Космическая ассоциация Юго-Восточной Европы — «югославизм» и детские рисунки

27 июня 2022 г. была образована Космическая ассоциация Юго-Восточной Европы (Southeast European Space Association, SESA) — объединение космических НПО из пяти стран бывшей Югославии: Сербии (CSPD), Хорватии (Адриатическая аэрокосмическая ассоциация — А3), Черногории (Черногорские космические исследования — Montenegro Space Research), Боснии и Герцеговины (Центр образования, робототехники, инноваций и технологий CERIT) и Северной Македонии (Центр инноваций и технологического развития NAVIA). Участники были озабочены тем, что их НПО работали порознь; цель нового объединения — концентрация усилий для ускорения процессов космического развития, чтобы «жители региона почувствовали пользу от сотрудничества и использования космоса как можно скорее».

Впрочем, пока среди проектов этого объединения отмечен один интересный запуск спутника — общего для шести государств космического аппарата с детскими рисунками на борту. Инициатором этого мероприятия выступил новисадский CSPD, сам спутник предоставят их стратегические партнеры из индийской ITCA. Запуск спутника в космос был намечен на март 2023 г., но, кажется, фактически он отложен на более поздний срок. Более подробной информации о конфигурации спутника пока не называлось, но очевидно, что это будет CanSat — примерно такой же, какие запускали в рамках программы UNITYsat. Это хороший символический шаг в сторону развития сотрудничества между бывшими югославскими республиками, не несущий, однако, никакой практической или научной значимости.

Геометрия векторов: вместо выводов

Итак, космические усилия Сербии концентрируются в основном на поиске партнеров для предоставления лучшего решения на существующие запросы: для НПО это реализация космических амбиций путем запуска спутников — относительно реальных действий, с помощью которых можно доказывать собственную нужность и эффективность; для государства это решение более насущных «земных» проблем, с которыми невозможно справиться без космических технологий (дистанционное зондирование Земли для контроля уровня воды в реках, например). Из этого следует, что векторы НПО и государства не сходятся: у каждого из акторов свое собственное целеполагание (даже несмотря на декларируемое некоторыми НПО желание объединить усилия государства, институтов и энтузиастов), собственные методы (в целом довольно похожие — использование готовых иностранных решений вместо развития своих технологий) и, соответственно, свои (довольно спорные) результаты.

Сотрудничество правительства Сербии с иностранными космическими агентствами так или иначе говорит о существовании запроса на подобного рода технологии; без структурных инвестиций, стратегического планирования развития космических наук и технологий Белград рискует и в долгосрочной перспективе остаться в зависимости от иностранных технологий. В такой ситуации «спасением» может стать сопряжение деятельности сербских космических НПО с реальными запросами от государства — существуют огромные перспективы для развития государственно-частного партнерства в сфере космических технологий.

Региональная и метарегиональная активность сербских НПО, в свою очередь, может стать серьезным стимулом для правительства в формализации подобного сотрудничества на государственном уровне, а практической реализацией может стать заключение полноценных соглашений о сотрудничестве с Индией или странами бывшей СФРЮ.


Оценить статью
(Голосов: 13, Рейтинг: 4.69)
 (13 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся