Оценить статью
(Голосов: 29, Рейтинг: 4.41)
 (29 голосов)
Поделиться статьей
Елена Мороз

Выпускник факультета «Международное регионоведение и региональное управление» РАНХиГС при Президенте РФ, стажер-исследователь Института региональных и международных исследований

Норвежская позиция в сложившейся борьбе за Арктику и ее влияние в ней — уникальны, поскольку обусловлены противоречивыми геополитическими мотивами. С одной стороны, Норвегия входит в Североатлантический Альянс и размещает его военные базы на своей территории у границ с Россией. При этом в ее интересы входит поддержание добрососедских отношений и налаженное экономическое и политическое сотрудничество с Москвой. С другой стороны, Норвегия не является членом Европейского союза и не поддерживает вмешательство европейских неарктических государств, равно как и азиатских, в вопросы делимитации арктических пространств. По сравнению с другими регионами столкновения интересов именно прагматичная политика Осло остается сдерживающим фактором конфликтогенности в Арктике.

Отношения Норвегии с арктическими государствами

Норвегия занимает уникальную позицию в международных отношениях в Арктике — исторически сложилось, что она, с одной стороны, тесно взаимодействует с Россией в этой зоне, а с другой — имеет близкие отношения с НАТО и США. Поэтому её позиция заключается в преодолении разногласий между Россией и Западом.

С Москвой Осло выстраивает отношения на основе потребности в налаженном долгосрочном сотрудничестве, поскольку странам необходимо взаимодействовать в сфере рыбной ловли, торговли и т.д. Военная мощь России предполагает асимметричные отношения, но Норвегия восстанавливает баланс военной силы наращиванием присутствия в регионе НАТО и вовлечением стран Северной Европы в военную интеграцию в рамках региональной организации «NORDEFCO» (Сотрудничество североевропейских стран в области обороны).

В арктическом регионе между США и Норвегией наблюдается устойчивое сотрудничество в экономической, энергетической и экологической сферах. Страны сыграли ведущую роль в разработке международного Соглашения о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике.

Канада и Норвегия, будучи союзниками по НАТО и многосторонними партнерами, имеют давнюю традицию сотрудничества по вопросам региональной и глобальной безопасности и приполярного взаимодействия. Торговые связи укрепились с подписанием Соглашения о свободной торговле между Канадой и Европейской ассоциацией свободной торговли (в которую входят Норвегия, Исландия, Швейцария, Лихтенштейн) в 2009 г.

Правовые разногласия

Сегодня существуют разногласия Норвегии с Россией, Исландией, Испанией и некоторыми другими государствами по поводу статуса морских пространств вокруг Шпицбергена [1]. Разногласия обострились на почве ужесточившихся требований норвежского законодательства по использованию особой зоны вокруг архипелага, которые противоречат Договору 1920 г. Более того, экономические интересы приарктических государств возрастают, и каждый рассчитывает получить доступ к освоению месторождений на континентальном шельфе в данном регионе. Распределением лицензий на добычу ресурсов на норвежском континентальном шельфе в границах шпицбергенского квадрата занимается правительство Норвегии, не консультируясь с другими странами. Российская Федерация — единственная, кто неоднократно высказывала недовольство по этому поводу по дипломатическим каналам, и в 2016 г. в докладе Минобороны РФ «О комплексной оценке состояния национальной безопасности РФ в области морской деятельности» подчеркнула то обстоятельство, что Осло стремится к установлению абсолютной национальной юрисдикции над архипелагом Шпицберген и прилежащей 200-мильной акваторией. Однако привлечь Норвегию к диалогу не удалось, поскольку публичное обсуждение международно-правовых оснований норвежской позиции вскроет ее юридическую несостоятельность. В то же время не наблюдается предпосылок для урегулирования использования Шпицбергена и прилежащих территорий, так как ни одно государство-участник Парижского договора не инициирует судебное вмешательство в рамках Международного суда ООН в спор и транслирует свою пассивность в решении этого вопроса.

Таким образом, Норвегия старается вытеснить или, по крайней мере, ограничить присутствие России и других арктических государств на архипелаге, не нарушая при этом положений Шпицбергенского трактата.

Возможные факторы эскалации напряженности в Арктике

Наиболее вероятные сценарии увеличения напряженности в Арктике, на наш взгляд, — создание военных баз НАТО на территории Шпицбергена и Северной Норвегии, активизация присутствия военного флота в нейтральных водах Северного Ледовитого океана, обострение противоречий по делимитации границ континентального шельфа и односторонние действия арктических государств по установлению контроля над спорными территориями.

Зарубежные эксперты неоднократно заявляли о начале новой холодной войны в Арктике. Выступление госсекретаря США Майкла Помпео в Арктическом совете в 2019 г. — тому подтверждение. США представляют Арктику «очагом глобальной конкуренции», ареной для гонки, при этом считают, что некоторые страны (Россия) имели в этой гонке фору и ведут агрессивную политику (Россия, Китай). Периодически в СМИ появляются заголовки, описывающие Арктику как новый Дикий Запад или ледяной театр военных действий, где страны будут сражаться в новой холодной войне. Между тем войска НАТО продолжают готовиться к конфликтам в условиях холодной погоды, а в октябре 2018 г. НАТО провела в Норвегии крупнейшие учения после окончания холодной войны. Операция предполагала сценарий вторжения в северную Норвегию и коллективную оборону.

Война в Арктике не предвидится

На наш взгляд, нагнетание обстановки военным присутствием нельзя считать показателем ослабления сотрудничества. Арктика остается одним из самых спокойных регионов мира, где контакты между странами относительно стабильны и предсказуемы. Военные и политические аналитики и государственные лидеры считают Арктику маловероятным полем битвы, хотя и готовятся к худшему развитию событий. Канадский генерал Майк Никсон утверждает, что «если бы дело дошло до войны в Арктике, пришлось бы сражаться с двумя врагами, и более опасным из них будет холод»; и «если бы кто-то действительно решил начать атаку на полюсе, это быстро превратилось бы в крупнейшую поисково-спасательную операцию, которую когда-либо видел мир».

Несмотря на очевидное противостояние НАТО и России в арктическом регионе, существует вопрос, который объединяет прибрежные арктические государства-члены Североатлантического Альянса с Россией, — делимитация арктических пространств. Норвегия, как страна — член НАТО, отстаивает свои национальные экономические интересы, а не блоковые, и выступает за право претендовать на юрисдикцию над арктическим шельфом и наличие исключительных экономических зон в регионе.

***

Таким образом, установление морских границ и границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане по сей день остается трудноразрешимой проблемой, однако не до такой степени, чтобы привести к вооруженному разрешению спора. Арктические государства сходятся во мнении, что данный региональный конфликт должен решаться правовыми способами и в особенности в рамках действующей Конвенции по международному праву 1982 г., без привлечения неарктических игроков. Тем не менее споры о Северо-Западном проходе и Северном морском пути вызывают озабоченность, поскольку защита национальных интересов и позиций по данным вопросам остается принципиальной как для Российской Федерации, так и для Канады, с чем в корне не согласны США, Китай, Норвегия и другие страны.

Осло считает, что ситуация в регионе будет оставаться стабильной даже при увеличении военного присутствия. Однако при этом развертывание военных баз и увеличение числа масштабных военных учений Российской Федерации вызывает у Норвегии беспокойство, хотя там понимают, что данная активность направлена скорее против США и НАТО, чем против Норвегии [2]. Осло также ставит под сомнение оборонительный характер российской военной деятельности в регионе, при этом считает, что Россия по-прежнему заинтересована в сохранении Арктикой статуса «зоны мира».

Арктика остается регионом с низким уровнем напряженности, поскольку, несмотря на конфликты в других регионах, арктические державы продолжают сотрудничать и воздерживаются от силовой политики. И ключевым звеном во взаимодействии стран Запада и России в Арктике остается Норвегия, которую связывают равнозначные отношения с обоими полюсами силы.

1. Юридическое обозначение они получили после введения Норвегией в 1977 г. законодательства о 200-мильной рыбоохранной зоне вокруг Шпицбергена.

2. Olesen M.R., Sørensen T.N. Assessments and strategies in Finland, Norway and Iceland. Intensifying great power politics in the Arctic – points for consideration by the Kingdom of Denmark: From an analysis of assessments and strategies in Finland, Norway and Iceland. Danish Institute for International Studies. 2019. Pp. 26, 27.


Оценить статью
(Голосов: 29, Рейтинг: 4.41)
 (29 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju