Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 4.82)
 (11 голосов)
Поделиться статьей
Артур Махлаюк

Независимый исследователь

Прошло уже более полугода с того момента, как власть в Кабуле перешла под контроль движения «Талибан». Афганский кризис лета 2021 г. в значительной степени повлиял на политику соседних стран, что особенно касается соседнего Пакистана, который играет одну из ключевых ролей в регионе. На текущий момент позиция Исламской Республики в отношении Афганистана в сравнении с августом 2021 г. практически не изменилась. Исламабад находится в постоянном контакте с новым афганским правительством и заинтересован в сотрудничестве на основе взаимных интересов.

В контексте Афганистана задача обеспечения национальной безопасности остается первостепенной для Пакистана. Хотя представители афганских талибов заверили пакистанскую сторону, что афганская земля не будет использоваться против соседних государств, для Исламабада по-прежнему остаются актуальными такие проблемы, как окончание перемирия с пакистанскими талибами, присутствие иных террористических группировок на пограничных территориях, трансграничная миграция и столкновения на границе.

Угрозы со стороны террористических группировок и другие вызовы заставили Исламабад сделать важный шаг в сторону создания политики национальной безопасности. В соответствующем документе в контексте партнерства с другими государствами особо выделяется Афганистан как непосредственный сосед. Документ подтверждает приверженность Пакистана к «содействию и поддержке мира и стабильности в Афганистане в тесном сотрудничестве с международным сообществом путем решения вопросов экономики, безопасности и т.д. Кроме того, Пакистан видит в соседе «ворота для экономических связей с государствами Центральной Азии».

Если говорить о проектах по наращиванию региональных связей, то уже сегодня можно наблюдать некоторые положительные сигналы, например, заявления о статусе газопровода ТАПИ (Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия) или проекте железной дороги Узбекистан — Пакистан, хотя, конечно, пока не идет речи об их полном завершении. Строительство такой инфраструктуры благоприятно повлияет не только на региональные связи, но и на развитие Афганистана и перспективы стать связующим звеном между Южной и Центральной Азией.

Что касается двусторонней торговли, согласно отчету Управления по развитию торговли Пакистана, экспорт сократился примерно на 31% во втором квартале 2021–2022 финансового года. Тем не менее Кабул получил ряд льгот в сфере торговли в виде освобождения от пошлин на некоторые товары. Пакистан также разрешил экспорт определенного перечня товаров, за которые принимается оплата в пакистанских рупиях. Наблюдается стремление к наращиванию двусторонней торговли, однако текущих объемов недостаточно. Для дальнейшего развития торговых отношений необходимо подписание преференциального торгового соглашения, переговоры о котором находятся на финальной стадии. Этот шаг позволит расширить возможности для импорта афганских товаров, а также положительно скажется на экономике двух стран.

Вышеперечисленные факты, а также открытие индо-пакистанской границы для провоза индийской гуманитарной помощи, показывают приверженность Исламабада к поддержанию мира и стабильности в Афганистане, а также устремление к новым этапам экономического партнерства. Безусловно, формируя подход к политике в отношении Афганистана, Исламабаду приходится оглядываться как на внутренние проблемы, включая экономические, что отражается, например, на ограничениях в сфере торговли, так и на внешние, которые могут проявиться в виде негативной реакции международного сообщества на позицию Исламабада. Особо чувствительной для Пакистана остается сфера безопасности. Вопрос о границе и возобновившаяся активность пакистанских талибов могут оказаться одним из ключевых факторов, который может изменить позицию пакистанского правительства в отношении Афганистана.

Прошло уже более полугода с того момента, как власть в Кабуле перешла под контроль движения «Талибан» [1]. Афганский кризис лета 2021 г., безусловно, в значительной степени повлиял на политику соседних стран, которые столкнулись с новыми вызовами, в том числе на передний план вышли вопросы безопасности и признания или непризнания нового правительства Афганистана. Особенно это касается Пакистана, который играет одну из ключевых ролей в регионе в силу своего географического расположения и представляет собой важный элемент структуры региональной безопасности. На текущий момент позиция Пакистана в отношении Афганистана в сравнении с августом 2021 г. практически не изменилась. Исламабад находится в постоянном контакте с новым афганским правительством и заинтересован в сотрудничестве на основе взаимных интересов, в том числе экономических, а также в оказании помощи в предотвращении гуманитарного кризиса. Однако, как заявил советник по национальной безопасности Пакистана Моид Юсуф, сотрудничество должно быть «в допустимых на международном уровне рамках». На различных уровнях уже постепенно начинают возобновляться и запускаться проекты по наращиванию двусторонних связей.

Проблема национальной безопасности и экономические перспективы

Очевидно, что угроза национальной безопасности — это первостепенная проблема для Пакистана в контексте Афганистана. Этот аспект был одним из основных направлений переговоров уже упомянутого Моида Юсуфа с исполняющим обязанности заместителя премьер-министра Афганистана Абдулом Саламом Ханафи в конце января 2022 г. Последний заверил пакистанскую сторону, что афганская земля не будет использоваться против соседних государств. Несмотря на эти заявления, перед Исламабадом остается ряд проблем, например, окончания перемирия с пакистанскими талибами, часть из которых, судя по докладу ООН, скорее всего, остается на территории Афганистана (предположительно около 3000–5500 человек). Тем не менее там же утверждается, что ведутся переговоры по переселению членов их семей при условии, что они «мирно реинтегрируются в местные общины». Кроме того, среди проблем также можно назвать присутствие иных террористических группировок в пограничных территориях, трансграничную миграцию и столкновения между афганскими и пакистанскими силами на границе. Вопрос границы между Пакистаном и Афганистаном всегда был камнем преткновения в отношениях двух стран. Как известно, линия Дюранда, проведенная в 1893 г., не признавалась ни одним афганским правительством, однако из соображений безопасности Исламабад решил построить заграждение длиной более чем в 2500 км. Даже до августа 2021 г. строительные работы приводили к столкновениям между силами безопасности обеих стран. Теперь представители движения «Талибан» продолжили уже долгую традицию оспаривания границы и проекта заграждения, настаивая на том, что она разделяет регион проживания пуштунских племен. Соответственно, на передний план также выходит угроза в виде пуштунского национализма и сепаратизма по обе стороны линии Дюранда. Так, к примеру, одним из вызовов внутренней политике Пакистана стало движение Пуштун Тахафуз (движение защиты пуштунов), которое на масштабных митингах вело антиправительственную риторику в поддержку пуштунов, пострадавших от антитеррористических операций пакистанской армии, а в период афганского кризиса обвиняло в происходящем Пакистан. Сейчас внутри движения произошел раскол, возникла новая партия — Национальное демократическое движение. Однако ее члены продолжают обвинять пакистанский истеблишмент в неправильном подходе к восприятию ситуации в Афганистане и на границе, а также в увеличении террористических атак со стороны пакистанских талибов.

Угрозы со стороны террористических группировок и иные вызовы безопасности страны определили важный шаг Исламабада по созданию политики национальной безопасности. В этом году впервые в истории страны был принят соответствующий документ на период с 2022 по 2026 гг. Он определяет политические цели и приоритетные области, в которые Пакистан должен инвестировать свои национальные ресурсы для обеспечения наибольшей выгоды. Большое внимание уделяется не только необходимости противодействия террористическим группировкам и иным проявлениям терроризма, сектантства на территории страны, но и партнерству с другими государствами, включая экономическое и гуманитарное. Безусловно, в этом ключе Афганистан особенно выделяется как непосредственный сосед. Документ подтверждает приверженность Пакистана к «содействию и поддержке мира и стабильности в Афганистане в тесном сотрудничестве с международным сообществом путем решения экономических, гуманитарных вопросов и вопросов безопасности». Авторы документа указывают еще на одну причину, почему необходимо поддерживать мир в Афганистане: Пакистан видит в соседе «ворота для экономических связей с государствами Центральной Азии».

Действительно, проектов по наращиванию региональных связей довольно много. Конечно, пока не идет речи об их полном завершении, но уже можно наблюдать некоторые положительные сигналы. Среди таких проектов, например, можно выделить газопровод ТАПИ (Туркменистан — Афганистан — Пакистан — Индия), который в свете ситуации в Афганистане находился в подвешенном состоянии. Тем не менее вопрос о текущем статусе проекта недавно был поднят на 40-й сессии Национальной ассамблеи Пакистана. На него ответил министр энергетики Мухаммад Хаммад Азхар, который сообщил, что пакистанская сторона провела сбор необходимых для постройки данных, а также ожидается завершение оформления финансовых аспектов со стороны TAPI Pipeline Company Limited (TPCL). Поскольку Туркменистан согласился стать лидером консорциума по проекту, он вносит до 85% акционерного капитала, остальные члены ТАПИ (Афганистан, Пакистан и Индия) получают по 5% акций компании. Доля Пакистана оценивается в 200 млн долл., что охватывает как этап до, так и после окончательного инвестиционного решения. По состоянию на 31 декабря 2021 г. Пакистан вложил 8,25 млн долл. в качестве вклада в капитал TPCL. МИД движения «Талибан», в свою очередь, сообщил, что строительство возобновится в марте 2022 г. Кроме того, среди важных проектов, которые постепенно возобновляются после кризиса лета 2021 г., стоит упомянуть проект железной дороги Узбекистан — Пакистан, которая проходит через территорию Афганистана. Строительство такой инфраструктуры благоприятно повлияет не только на региональные связи, но и на развитие Афганистана и перспективы стать связующим звеном между Южной и Центральной Азией.

Что касается двусторонней торговли, Афганистан в прошлом находился на втором месте среди всех экспортных направлений Пакистана, однако экономический кризис, периодические закрытия границ в результате столкновений, а также приостановление коммерческой деятельности между странами сильно ударили по двусторонней торговле. После событий августа 2021 г. Кабул получил ряд льгот в сфере торговли с Пакистаном в виде освобождения от пошлин на некоторые товары. Несмотря на это, согласно отчету Управления по развитию торговли Пакистана, экспорт сократился примерно на 31% во втором квартале 2021–2022 финансового года. Это также связано с решением, которое принял Государственный банк Пакистана, выпустив уведомление о том, что экспорт разрешен только в случае получения оплаты от афганской стороны в долларах. В последние недели февраля 2022 г. можно наблюдать некоторые положительные изменения в сфере торговли. Ожидается встреча представителей движения «Талибан» с пакистанской делегацией по вопросам облегчения перемещения через границу, в том числе создание совместной пограничной инфраструктуры, возобновление проекта дороги Торкхам — Джелалабад и других проектов. Также на текущий момент Пакистан разрешил экспорт определенного перечня товаров, за которые принимается оплата в пакистанских рупиях. Все это свидетельствует о стремлении к наращиванию двусторонней торговли, однако текущих объемов все равно недостаточно. Из-за ограничений, налагаемых с пакистанской стороны, страдают экспортеры, включая небольших поставщиков. Об этом говорит их требование о расширении списка товаров, которые могут быть экспортированы в Афганистан за рупию, и последующий отказ со стороны властей.

Для дальнейшего развития двусторонних торговых отношений между Афганистаном и Пакистаном необходимо подписание преференциального торгового соглашения. Как сообщается в отчете Национальной ассамблеи Пакистана от 19 ноября 2021 г., переговоры о таком соглашении находятся на финальной стадии. Этот шаг позволит расширить возможности для импорта афганских товаров, что положительно скажется на экономике страны, а также поможет в борьбе с контрабандой, которая остается большой проблемой на пакистано-афганской и пакистано-иранской границе.

Устремления Исламабада по поддержанию мира и стабильности в Афганистане проявляются и на индийском направлении. Пакистан впервые за три года открыл границу для провоза индийской гуманитарной помощи в виде 50 грузовиков с пшеницей. Напомним, что три года назад транзитная торговля Индии с Афганистаном через Пакистан была приостановлена из-за позиции Нью-Дели по Кашмиру.

Вышеперечисленные факты показывают приверженность Исламабада к поддержанию мира и стабильности в Афганистане, а также устремление к новым этапам экономического партнерства, которые могут в перспективе принести много выгоды обеим странам. Пакистан осознает, что возможно развитие крупных инфраструктурных проектов на афганской территории, а также развитие двусторонней торговли. Безусловно, формируя подход к политике в отношении Афганистана, Исламабаду приходится оглядываться как на внутренние проблемы, включая экономические, что отражается, например, на ограничениях в сфере экспорта и импорта товаров, так и на внешние, которые могут проявиться в виде негативной реакции международного сообщества на позицию Исламабада. Тем не менее особо чувствительной для Пакистана остается сфера безопасности. Вопрос о границе и возобновившаяся активность пакистанских талибов могут оказаться одним из ключевых факторов, который может изменить позицию пакистанского правительства в отношении Афганистана.

1. Талибан — террористическая организация, ее деятельность запрещена на территории РФ.


(Голосов: 11, Рейтинг: 4.82)
 (11 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся