Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 4.82)
 (11 голосов)
Поделиться статьей
Полина Кухарева

Студентка НИУ ВШЭ

Напряженная международная обстановка, постоянный рост расходов на оборону, более широкие возможности в плане экспорта и международного сотрудничества — вот условия, в которых оказалась японская оборонная промышленность. Эти факторы должны были бы привести к процветанию военного сектора, росту доли оборонного производства и превращению Японии в важного игрока на мировом рынке вооружений. Однако реальное положение дел не столь оптимистично: удачные сделки на экспорт продукции военного назначения с участием японских компаний-производителей можно пересчитать по пальцам, и звучат предположения, что японская оборонная промышленность находится на грани гибели ввиду массового оттока игроков сектора.

Оборонное производство в Японии целиком принадлежит частному сектору, при этом отсутствуют компании, специализирующиеся преимущественно на производстве продукции военного назначения. Степень консолидации производства также относительно низкая: хотя можно выделить ряд основных поставщиков, в основном оборонная продукция производится широкой и многоуровневой сетью предприятий-субподрядчиков, многие из которых относятся к малому и среднему бизнесу.

В отношении будущего крупнейших игроков японской оборонной индустрии, таких как Mitsubishi Heavy Industries или Kawasaki Heavy Industries, особых поводов для беспокойства нет. Все они так или иначе принимают участие в важнейших проектах, таких как производство истребителей F-X и X-2 ATD-X (Синсин), новейших подлодок класса Тайгэй и др. Конечно, существует и ряд нерешенных проблем: ограниченный бюджет, высокая стоимость национальной валюты, жесткая конкуренция, вынуждающая производителей снижать цены, и другие угрозы их финансовому благополучию, включая вызванные пандемией коронавируса экономические трудности.

Но кто действительно проигрывает в сложившейся ситуации — это менее крупные предприятия и мелкие субподрядчики, которые в сложившихся условиях могут рассчитывать лишь на мизерные контракты. Отмечается значительное уменьшение количества компаний, связанных с оборонным производством, которое в будущем может грозить нарушением работы цепочек поставок. Во многом проблемы возникают из-за сильной зависимости снабжения японских Сил самообороны от поставок из США: проще и быстрее закупить готовые американские машины, нежели разработать и выпустить собственное вооружение.

Возможно, наблюдается всего лишь процесс формирования полноценного японского оборонно-промышленного комплекса, где выпуск продукции будет сосредоточен в руках небольшого числа отдельных предприятий. Так как многие японские оборонные компании в настоящее время страдают от невозможности добиться эффекта масштаба, объединение производств, вероятно, позволит им повысить прибыльность и снизить расходы на логистику. Обособление же оборонных подразделений под новым названием избавило бы корпорации от опасений нанести урон своей репутации, приобретя имидж «торговцев смертью». С другой стороны, все большую стратегическую значимость обретают технологии двойного назначения, разработкой которых занимаются компании, не имеющие прямой связи с ОПК. В связи с этим будет все труднее провести черту между гражданским и военным производством.

Несмотря на все трудности, Япония активно налаживает сотрудничество в области обороны со странами Юго-Восточной Азии и продолжает предлагать свою продукцию на мировом рынке. Дальнейшее же состояние японского оборонного производства во многом зависит от правительства страны. Сможет ли оно найти сбалансированный подход к реализации принципа «проактивного пацифизма», уйдет ли от импорта из США, справится ли с задачей обеспечения трансфера технологий при выходе субподрядчиков с рынка вооружений — от ответов на эти вопросы зависит будущее японской оборонной промышленности.

Эпоха пребывания в должности премьер-министра Японии Синдзо Абэ ознаменовалась большими переменами в политике безопасности Японии, что не могло не сказаться на оборонном производстве страны. С. Абэ предпринял немало шагов в сторону возрождения военного потенциала Японии: это и принятие в 2014 г. новых «Трех принципов трансфера продукции военного назначения» (далее — «Три принципа»), фактически разрешающих экспорт оборонной продукции за рубеж, и снятие в 2016 г. запрета на коллективную самооборону, позволяющее Японии в случае военного конфликта «вступиться» за своих союзников, и попытки внести поправки в 9-ю статью Конституции Японии — символ пацифистских устремлений Страны восходящего солнца. С повторным приходом к власти С. Абэ также возобновили свой рост расходы на нужды обороны. И несмотря на то, что после его отставки у руля японского правительства встал уже второй по счету премьер-министр, обстановка в регионе способствует сохранению этого тренда. Так, утвержденный Кабинетом министров оборонный бюджет на 2022 г. составил 5,5 трлн иен. Эта сумма является рекордной за всю историю существования японских Сил самообороны и, кроме того, почти превосходит ограничение в 1% от годового ВВП Японии (0,95% от ВВП, прогнозируемого на 2022 финансовый год).

Составлено автором на основе Japan Defense Budget

Не первый год опасения Японии по поводу стабильности в АТР подпитывает, во-первых, растущая экономическая и военная мощь Китая, который все активнее высказывается о своих притязаниях на господство в Южно-Китайском море, и с которым у Японии есть нерешенный территориальный спор. Во-вторых, это развитие КНДР своих ракетной и ядерной программ.

В последние годы в качестве потенциального противника в японской оборонной документации фигурирует и Россия. В контексте текущих событий разговоры о российской угрозе обретают в Японии особенно острый характер: если раньше, говоря о курильской проблеме, японская сторона дипломатично избегала термина «оккупация», то после начала военного конфликта на Украине Токио заявил об «оккупации Россией своих Северных территорий». Что важнее, в ответ на действия России в Токио решились поставить на Украину партию военного снаряжения: бронежилеты, защитные шлемы и другое оборудование. Тем самым Япония фактически нарушила один из новых «Трех принципов» — о запрете экспорта продукции военного назначения (ПВН) в страны, находящиеся в состоянии военного конфликта. И хотя японское правительство от поставок летального вооружения (в том числе ракет) отказалось, для пацифистской Японии подобный выход за рамки принятых самоограничений является довольно серьезным шагом.

Напряженная международная обстановка, постоянный рост расходов на оборону, более широкие возможности в плане экспорта и международного сотрудничества — вот условия, в которых оказалась японская оборонная промышленность. Эти факторы должны были бы привести к процветанию военного сектора, росту доли оборонного производства и превращению Японии в важного игрока на мировом рынке вооружений. Однако реальное положение дел не столь оптимистично. В то время как удачные сделки на экспорт с участием японских компаний-производителей ПВН можно пересчитать по пальцам, многие аналитические издания заявляют, что японская оборонная промышленность находится «на грани гибели» ввиду массового оттока игроков сектора.

В действительности предпринимаемые японским правительством шаги направлены в большей степени на решение политических вопросов и не всегда соответствуют интересам компаний. Целью принятия С. Абэ новых «Трех принципов» являлась главным образом не поддержка национального производителя, а претворение в жизнь доктрины «проактивного пацифизма», наряду со стремлением снабдить дружественные страны Азии современными радарами и другими средствами радиоэлектронного контроля ситуации в сфере безопасности. Японские корпорации, в свою очередь, несмотря на сложившуюся в Японии традицию тесного сотрудничества с государством, на первое место ставят интересы бизнеса. При этом собственная производственная база играет важную роль в поддержании обороноспособности Японии.

Помимо того, что оборонное производство в Японии целиком принадлежит частному сектору, индустрия обладает рядом других отличительных особенностей. Самая интересная — это отсутствие компаний, специализирующихся преимущественно на производстве продукции военного назначения. Доля ПВН в обороте крупнейших ее производителей — Mitsubishi Heavy Industries (MHI) и Kawasaki Heavy Industries (KHI) — не достигает и 20%. Степень консолидации производства также относительно низкая: несмотря на то, что можно выделить ряд компаний — основных поставщиков Министерства обороны, в основном оборонная продукция производится широкой и многоуровневой сетью предприятий-субподрядчиков, многие из которых относятся к малому и среднему бизнесу (например, приблизительно 1100, 1300 и 8300 компаний вовлечены в производство истребителей, танков и эсминцев, соответственно). Сообщают о примерно 10 тыс. компаний, вовлеченных в оборонное производство Японии.

Другая особенность японских производителей ПВН (впрочем, зачастую это относится и к японским корпорациям в целом) — это отсутствие прозрачности в их финансовой отчетности и нежелание отдельно выносить показатели, касающиеся оборонного производства. Оттого и статистические данные разнятся в зависимости от автора проведенного исследования (конечно, это «заслуга» не только японских компаний, но и индустрии в целом, так как четкого определения, что же такое оборонная продукция, в мировой практике нет). Если MHI и KHI стабильно занимают первые строчки в большинстве рейтингов, начиная с третьего места наблюдаются довольно серьезные расхождения.

Составлено автором на основе SIPRI Arms Industry Database

Составлено автором на основе данных DefenseNews

Составлено автором на основе данных Statista

Mitsubishi Heavy Industries

Mitsubishi Heavy Industries — бесспорный лидер оборонного производства Японии. Бесспорный потому, что, во-первых, лидерство компании проверено временем, а во-вторых, MHI настолько опережает своих конкурентов, что расхождений относительно ее положения на первом месте в рейтинге японских оборонных предприятий нет. Компания производит широкий спектр ПВН, оборонный сектор корпорации включает следующие позиции:

  1. Воздушные силы самообороны: истребитель-бомбардировщик F-2 (японской разработки); производимый по американской лицензии на базе McDonnell Douglas F-15 Eagle всепогодный истребитель F-15J и его вариации F-15JD и F-15J KAI; реактивный истребитель F-4EJ (и его обновленная версия F-4EJ KAI), также по лицензии компании McDonnell Douglas; многоцелевой UH-60JA, производимый по лицензии американской компании Sikorsky Aircraft; авиадвигатели TS1 для вертолетов OH-1 и TJM3; производство и модернизация в кооперации c Lockheed Martin Corp., Raytheon Co зенитных ракетных комплексов Patriot PAC-3; японская управляемая ракета класса «воздух–воздух» малой дальности AAM-5.
  2. Морские силы самообороны и береговая охрана: патрульный противолодочный вертолет SH-60K (модернизированная версия SH-60J, производимых по лицензии американской компании Sikorsky Aircraft); поисково-спасательный вертолет UH-60J, производимый по лицензии американской компании Sikorsky Aircraft; противокорабельные ракеты ASM-2 и 12SSM; эскадренные миноносцы Асигара (тип Атаго); эсминец Асахи (тип Асахи); спасатель подводных лодок Тиёда; патрульные суда класса Мияко; торпеды и ЗРК морского базирования: легкая противолодочная самонаводящаяся торпеда TYPE 12; установка вертикального пуска морского базирования MK41 и применяющаяся в ней противолодочная ракета TYPE 07; необитаемые подводные аппараты: автономный необитаемый подводный аппарат OZZ-5 для противоминной обороны и дистанционно управляемые подводные аппараты (ТНПА).
  3. Сухопутные силы самообороны: японский основной боевой танк Тип 10; маневренная боевая машина Тип 16; бронированная ремонтно-эвакуационная машина (БРЭМ) Тип 11; а также колесные бронированные ремонтно-эвакуационные машины.

Таким образом, Mitsubishi Heavy Industries принадлежат доли в производстве всех важнейших видов оборонной продукции Японии. При этом список состоящих на вооружении Сил самообороны Японии подлодок и кораблей производства MHI включает намного большее число наименований, нежели представленный выше (помимо классов Атаго и Асахи, это еще и несколько эсминцев класса Акидзуки, Таканами, Мурасамэ и др., классы Оясио и Сорю среди подлодок).

Mitsubishi Heavy Industries также занимается комплексным техническим обслуживанием и глубокой модернизацией ПВН японского и американского производства. Так, в рамках плана по усилению возможностей ПРО Японии предпринимаются шаги по улучшению характеристик системы Patriot Pac-3, при этом результаты работы могут быть полезными и для Пентагона. В мае 2021 г. начались испытания улучшенного патрульного вертолета SH-60K, а в феврале 2022 г. японское Агентство по закупкам, технологиям и логистике подтвердило план модернизации 68 самолетов F-15, причем проводиться она будет совместно с компанией Boeing (хотя оставшиеся 99 самолетов планируется заменить на F-35, в производстве которых MHI также принимает участие). Что касается разработки новых версий существующих моделей, компания занимается созданием ракет ASM-3A и ASM-3 KAI, предполагаемой замены ASM-2. На самом деле компания уже выпустила обновленную версию этой ракеты, ASM-3, но она так и не поступила на вооружение Сил самообороны Японии. Полученные модели будут установлены на истребители F-2, а впоследствии на новейшие F-X.

Стартовавшая в 2020 финансовом году программа по разработке истребителя шестого поколения F-X представляет собой один из важнейших проектов Сил самообороны Японии, а компания MHI была выбрана в качестве главного подрядчика. Истребители F-X призваны стать заменой устаревающих F-2 и послужить объектом масштабной международной кооперации. Для участия в программе уже привлечены американская Lockheed Martin и британская Rolls-Royce, которые вместе с японской IHI Corporation будут ответственны за создание двигателя. Предварительная стоимость проекта оценивается в более чем 5 трлн иен.

Во многом работа над F-X связана с разработкой другого японского истребителя — X-2 ATD-X или Синсин. Данный вид истребителей представляет собой опытно-экспериментальный вариант и в настоящее время находится на стадии испытаний. Предполагается, что X-2 станет прототипом боевого истребителя F-3, который по своим размерам будет сопоставим с F-15J. Истребители Синсин будут оснащены стелс-технологией и мощным двигателем IHI.

Среди других недавних достижений Mitsubishi Heavy Industries можно отметить создание первой субмарины класса Тайгэй, строительство которой завершилось в октябре 2020 г. Одним из ключевых преимуществ новой подлодки считают наличие литий-ионной батареи (хотя такая технология уже применялась на последних моделях Сорю — Орю и Торю). За счет работы аккумулятора дизель-электрические подлодки способны при передвижении издавать меньше шума, нежели их дизельные аналоги. Литий-ионные батареи, в свою очередь, позволяют субмарине дольше оставаться под водой, а также обеспечивают более быструю перезарядку.

Что касается экспорта, долгое время бренд Mitsubishi ассоциировался с неудачной сделкой по продаже подлодок класса Сорю Австралии. В качестве одной из причин провала считается неохотное участие в переговорах самих корпораций. И Mitsubishi Heavy Industries, и Kawasaki Heavy Industries (также участвовавшая в производстве Сорю) выражали свои сомнения по поводу целесообразности сделки [1]. Тем не менее в MHI не отказались от идеи выйти на международный рынок. В свете заключения Японией и Индонезией в марте 2021 г. соглашения о передаче оборонных технологий и активизации сотрудничества в сфере оборонной промышленности, MHI начали переговоры с индонезийской стороной о возможной продаже недавно выпущенного фрегата класса Могами. Предполагается поставить Индонезии четыре фрегата в готовом виде и еще четыре произвести на государственной верфи в Сурабае. Интересно, что на сделку изначально претендовала датская компания, но в итоге контракт перешел в руки японской Mitsubishi Heavy Industries. Официальное соглашение пока подписано не было, но, если передача фрегатов удастся, предварительно оцениваемая в 3,6 млрд долл. сделка окажется крупнейшей за всю историю японо-индонезийских отношений.

В 2019 г. также был подписан контракт между входящей в группу MHI компанией Mitsubishi Shipbuilding и Министерством транспорта Филиппин о поставке для береговой охраны Филиппин двух многоцелевых патрульных кораблей MRRV. Стоимость контракта оценивается в 14,55 млрд иен.

Важное дополнение — в обоих случаях одним из участников так или иначе являлась компания Mitsui E&S. Однако не так давно было объявлено о переходе части ее судостроительного подразделения под контроль MHI. Согласно договоренности, продаже подлежит бизнес по строительству военных кораблей и выполнению госзаказов. По завершении приобретения MHI становится обладателем 54% японского производства военных кораблей. В то же время число компаний-поставщиков кораблей для Сил самообороны Японии сокращается до трех: Mitsubishi Heavy Industries, Japan Marine United и Kawasaki Heavy Industries. Только две из них занимаются производством подводных лодок.

Таким образом, положение Mitsubishi Heavy Industries как производителя оборонной продукции нельзя назвать шатким. Корпорация является важным подрядчиком Министерства обороны Японии и уделяет своему оборонному сектору относительно много внимания (еще одним подтверждением этому может послужить тот факт, что MHI выделила под оборонною продукцию отдельный пункт в меню на своем сайте). Компания принимает участие в разработке, производстве (в том числе лицензионном), модернизации и обслуживании важнейших истребителей воздушных Сил самообороны и может продемонстрировать ряд удачных примеров кооперации с зарубежными партнерами. Однако особого энтузиазма касательно дальнейшего наращивания своего присутствия в оборонной индустрии она не демонстрирует. В ежегодных отчетах MHI по-прежнему присутствуют опасения, связанные с отсутствием опыта оперирования на мировом рынке и жесткой конкуренцией со стороны как зарубежных, так и внутренних производителей. О той же тенденции свидетельствуют и статистические данные. Доля ПВН в обороте MHI не менялась с 2013 г. и показала небольшой рост только в 2019 и 2020 гг. в основном благодаря падению продаж в секторе гражданского авиастроения и другим последствиям пандемии Covid-19. В то же время покупка MHI мощностей Mitsui все же указывает на веру представителей компании в «светлое будущее» японской оборонной промышленности.

Kawasaki Heavy Industries

Kawasaki Heavy Industries — второй крупнейший производитель ПВН в Японии — специализируется на авиастроении и является ведущим производителем вертолетов в стране. Доля оборонной продукции в производстве компании даже выше, чем у MHI, и составляет около 16%. И хотя выпускаемая KHI ПВН не отличается таким же разнообразием, компания имеет весомую долю в важнейших для японских Сил самообороны секторах — авиа- и судостроении. Компанией производятся:

  1. Для Воздушных сил самообороны: военно-транспортный самолет C-1 (KHI — главный подрядчик, но в разработку и производство были вовлечены и другие компании, например, Nihon Aeroplane Manufacturing Company (NAMC), Fuji, Mitsubishi, Nihon, а KHI отвечала за носовую часть фюзеляжа и центроплан, окончательную сборку и испытания); учебно-боевой самолет T-4 (пришел на замену Fuji Т1F (T-1) и Lockheed T-33); различные вариации берегового патрульного самолета P-3 по лицензиям американской компании Lockheed Martin (интересно, что эти самолеты расположены также на первой зарубежной военной базе Японии в Джибути и используются для борьбы с хоть и сокращающимся в последние годы пиратством, а стратегически выгодное расположение Джибути и расширение на ее территории присутствия КНР делают такие самолеты важным средством контроля ситуации в регионе); противолодочный самолет P-3C, самолет радиоэлектронной разведки EP-3, патрульный противолодочный самолет P-2J, разведывательные самолеты OP-3C, самолеты универсальной схемы UP-3C, учебно-тренировочный самолет UP-3D; военно-транспортный самолет C-2, разработанный KHI для Воздушных сил самообороны Японии, призван сменить C-1; морской базовый патрульный самолет P-1 (также разработан и производится Kawasaki, пришел на смену P-3); военно-транспортный вертолет CH-47JA (выпуск осуществляется по американской лицензии); многоцелевой вертолет BK117, разработанный Kawasaki совместно с немецкой компанией Messerschmitt-Bolkow-Blohm (MBB), лидер продаж компании и самый многочисленный по количеству выпущенных моделей; вертолет поиска и нейтрализации морских мин MCH-101, разработанный англо-итальянской фирмой AgustaWestland и доработанный Kawasaki; разведывательный и ударный вертолет OH-1 Ниндзя, разработанный группой компаний во главе с Kawasaki (участие также принимали MHI и FHI) и призванный заменить OH-6, хотя многие из них все еще состоят на вооружении; некоторые модели военных аэродвигателей.
  2. Для Морских сил самообороны и береговой охраны: глубоководный исследовательский аппарат Кайрэй; большой патрульный корабль Сацума; спасательные глубоководные аппараты (СГА); подводные лодки Торю (Сорю-класс) и Хакугэй (Тайгэй-класс), причем обе они представляют собой новейшие разработки. Также KHI были произведены некоторые другие лодки класса Сорю: Орю, Сёрю и проч.

Как неосновной подрядчик KHI участвовала в разработке самолета-амфибии US-2 (основным производителем является компания ShinMaywa), а также дополнительных модификаций истребителя F-2 (F-2A/B).

Кроме того, компания предоставляет услуги по техническому обслуживанию самолетов иностранного производства, таких как самолет дальнего радиолокационного обнаружения E-2C, многоцелевой военно-транспортный самолет C-130H, стратегический самолет-заправщик KC-767.

Поскольку производимая Kawasaki Heavy Industries авиапродукция часто не является изначально боевой и может использоваться в ситуациях, не связанных с решением задач военного характера, она нередко попадала в исключения из экспортных ограничений и до введения новых «Трех принципов». В результате KHI имеет довольно длительный опыт сотрудничества с зарубежными фирмами. На современном этапе Kawasaki присоединилась к разработке истребителя нового поколения F-X (наряду с еще восемью японскими компаниями). Сообщается, что KHI будет ответственна за создание дизайна корпуса самолета.

При этом история выхода KHI на внешние рынки небогата успехами. После неудачной попытки продать подлодки Сорю в 2016 г. компания продолжила искать возможность заполучить частичку мирового рынка военной авиации. Kawasaki предлагала свои патрульные самолеты P-1 многим странам Юго-Восточной Азии, Индии, Франции, Германии, Великобритании, но реальных поставок ни в одном из случаев добиться не удалось. Германия отказалась от японского предложения и исключила Японию из тендера, поскольку на запуск новых самолетов ушло бы слишком много времени. Вероятно, Франция поступит таким же образом. Новая Зеландия объявила, что предпочла японским P-1 американские Boeing P8 Poseidon [2]. Такое же решение приняла и Великобритания. Пока что KHI надеются на интерес со стороны Вьетнама — между странами в сентябре 2021 г. было подписано соглашение о поставках вооружения и оборонных технологий. Также надежды возлагаются на военно-транспортный самолет C-2, предложенный Новой Зеландии и ОАЭ.

В целом отношение к оборонному сектору в компании осторожное. В годовых отчетах сообщается о наличии «определенного спроса» со стороны Министерства обороны, но также высказываются опасения по поводу снижения стоимости оборонной продукции ввиду недостатка выделяемых государством на внутреннее производство средств. В процентном соотношении доля ПВН в производстве KHI за последние 10 лет изменилась не сильно, хотя выручка от продаж Министерству обороны ежегодно растет как минимум с 2013 г. (за исключением 2019 г.).

IHI Corporation

IHI Corporation (прежнее название Ishikawajima-Harima Heavy Industries) — крупный производитель авиационных двигателей, главный поставщик двигателей для Минобороны Японии. На оборонную продукцию в целом приходится около 10% продаж компании, около 7–8% на двигатели для военной авиации.

Основные двигатели IHI включают турбовентиляторный двигатель F110, который производится по лицензии американской компании General Electric и используется в F-2; турбовентиляторный двигатель F3, разработанный по японским технологиям и устанавливающийся на учебно-тренировочные самолеты T-4; турбовентиляторный двигатель японской разработки F7-10, устанавливаемый на патрульные самолеты P-1; турбовальный двигатель T700 для многоцелевых и противолодочных вертолетах, выпускаемый по лицензии General Electric.

Ранее IHI производила двигатели F100 для истребителя F-15J и J79 для истребителя F-4, обе модели выпускались по лицензии. В 2013 г. компания заключила контракт с Pratt & Whitney на производство двигателя F135, которой будет применяться при сборке F-35A. Среди последних разработок выделяется демонстрационный двигатель XF5 (и его модификация XF5-1) для прототипа X-2 Синсин (ATD-X). Вместе с британской Rolls-Royce компания участвует в разработке двигателя для F-X. Созданный для этой цели прототип XF9-1 сейчас проходит стадию тестирования.

Помимо авиадвигателей IHI производит и некоторую другую продукцию военного назначения. Компания IHI Aerospace, входящая в группу IHI Corporation, в 1992 г. начала лицензионный выпуск универсальных пусковых установок систем залпового огня (MLRS) класса «земля–земля», разработанных совместно с США, Великобританией, Францией, Германией и Италией, а с 2005 г. занимается обслуживанием и модернизацией системы. В 1992 г. компания представила установку разминирования Тип-92, а с 2005 г. ведет программу ее обслуживания. С 2004 г. началось производство парашютной системы сброса припасов. Также IHI Aerospace принимала участие в разработке совместно с Raytheon Missile Systems противоракеты SM-3 Block IIA, предназначенной для применения в системе ПРО Aegis. Помимо этого, компания производит ракетный двигатель для ЗРК Patriot PAC-3.

В финансовом 2020 г. из-за сокращения спроса со стороны гражданской авиации почти половина всех производимых IHI авиадвигателей были военными. Однако, поскольку заказов от Минобороны также стало меньше, процент оборонной продукции от общего производства не увеличился. Характерно, что в комплексном отчете компании за 2021 г. про оборонное производство говорится очень мало в сравнении с таким же отчетом за 2019 г., где слово «оборона» встречается на 30 раз чаще, и отдельная страница выделена под описание XF9-1.

Japan Marine United

1 января 2013 г. IHI провели процедуру слияния своего судостроительного подразделения IHI Marine United с Universal Shipbuilding компании JFE Holdings. Новое предприятие стало известно как Japan Marine United Corporation (Japan Marine United). На начальном этапе доля JFE Holdings составляла 45,93%, доля IHI 45,93%, и еще 8,15% отходило компании Hitachi Zosen. В качестве целей слияния были названы оптимизация процессов и улучшение продуктивности за счет консолидации производств. Причинами послужили неблагоприятная ситуация в судостроительной отрасли Японии и ухудшение ее позиций на внешних рынках, во многом обусловленное высокой стоимостью иены. Кроме того, предшествующий слиянию 2012 г. охарактеризовался десятым по счету сокращением расходов на оборонную индустрию.

В сферу деятельности новой компании вошли НИОКР, строительство кораблей для морских Сил самообороны, береговой охраны, судов для торгового флота, в том числе на экспорт. В области ПВН компания производит также мобильные системы деконтоминации, безэкипажные надводные аппараты, машины-амфибии и другую технику и оборудование, которые находят применение в Силах самообороны и при этом непосредственно не относятся к кораблестроению.

Образование Japan Marine United стало одним из первых сигналов о начавшемся процессе консолидации судостроительного производства Японии. Страна последовала здесь примеру Китая и Республики Корея, объединивших основные судостроительные мощности. Согласно так называемому «Плану слияния судостроительных предприятий» (All Japan Shipbuilding merger plan), Токио намеревается объединить 15 крупнейших верфей страны. В начале 2021 г. начало свою работу новое кораблестроительное предприятие Nihon Shipyard, совместно созданное JMU и Imabari Shipbuilding в результате объединения их судостроительных активов. Альянс будет контролировать 10% мировой судостроительной отрасли. В первую очередь изменения касаются сферы гражданского судостроения, но тренд на консолидацию распространяется и на оборонный сектор. Достаточно вспомнить недавнюю сделку о покупке Mitsubishi Heavy Industries судостроительного подразделения Mitsui E&S.

Mitsubishi Electric Corporation

Mitsubishi Electric производит радары, компоненты для управляемых ракет и некоторую другую оборонную продукцию. Все это составляет около 2% от общих продаж компании, однако данные эти очень приблизительны, поскольку Mitsubishi Electric производит в основном продукцию двойного назначения.

Несмотря на это Mitsubishi Electric заслуженно находится в списке важнейших оборонных предприятий страны. Именно этой компании удалось добиться первой успешной сделки на поставку за рубеж готового изделия ПВН. Речь идет о продаже Филиппинам партии радаров (одного мобильного и трех стационарных), предназначенных для контроля воздушного пространства.

А совсем недавно, в начале февраля 2022 г. Mitsubishi Electric присоединилась к австралийскому проекту в области обороны и станет частью команды AUSSAT, в которую также входят компании Optus, Raytheon Australia и Thales Australia. В рамках сотрудничества Optus будет использовать произведенные Mitsubishi Electric спутники. Кроме того, Mitsubishi Electric является главным подрядчиком по производству спутника Optus C1, который в настоящее время состоит на вооружении Сил самообороны Австралии. Этот проект в очередной раз демонстрирует, как на первый взгляд гражданская продукция компании используется в интересах военных структур.

В целом продукция Mitsubishi Electric имеет хороший экспортный потенциал (Минобороны Японии заинтересовано в снабжении своих партнеров среди стран Юго-Восточной Азии средствами мониторинга военно-морской активности КНР), но пока неясно, насколько активно в будущем компания будет поддерживать свое присутствие на рынке.

По данным SIPRI, за последние 10 лет оборонный сектор компании уменьшился примерно с 4% до 2%, а с 2017 по 2019 гг. компания не входила в список 100 крупнейших производителей. В 2020 г. Mitsubishi Electric заявила о росте продаж электронных систем, куда входит оборонное производство, в основном за счет участия в проектах Минобороны. Однако, в 2021 г. компания сообщала об их падении, опять же за счет изменений в спросе со стороны Министерства.

Subaru Corporation

Еще один производитель ПВН Японии — это корпорация Subaru, ранее известная как Fuji Heavy Industries (FHI). Аналитическое издание DefenseNews помещает компанию на третье место по уровню выпуска оборонной продукции среди японских предприятий. В первую очередь Subaru известна как автомобилестроительный бренд, и процент ПВН в ее обороте составляет всего 3%. За оборонное производство отвечает отдельное подразделение Aerospace Company. Из названия становится ясно, что специализируется компания на военной авиации. Subaru выступают или выступали в качестве основного подрядчика в следующих проектах:

  1. Вертолеты: боевой вертолет AH-1S, который производился по американской лицензии; боевой вертолет AH-64D, также производящийся по американской лицензии; многоцелевые UH-1B и UH-1H, производятся по лицензии; многоцелевой вертолет UH-1J (улучшенная версия американского UH-1H), производящиеся по лицензии.
  2. Самолеты: учебно-боевой самолет T-1 (первый японский реактивный тренировочный самолет); учебно-тренировочные самолеты T-5 и T-7; американский патрульный и поисково-спасательный самолет U-125 и его версия U-125A.
  3. Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) и авиационные тренажеры.

В качестве неосновного подрядчика Subaru участвовала в разработке истребителей F-2 и некоторых версий выпускаемого по американской лицензии патрульного самолета P-1, а также военно-транспортного самолета C-2.

В 2019 г. Subaru предоставили Министерству обороны Японии прототип нового многоцелевого вертолета UH-X, разработанный совместно с американской Bell Helicopter на базе гражданского вертолета BELL 412EPX. Новый вертолет должен заменить устаревающие UH-1J. Интересно, что Subaru и Bell Helicopter выиграли тендер у консорциумов Airbus HelicoptersKawasaki Heavy Industries и AgustaWestlandMitsui благодаря тому, что предложили взять за основу дизайн уже разработанной машины. В 2020 г. Минобороны закупило шесть опытных образцов UH-X, который по завершении испытаний получил обозначение UH-2. В 2021 г. Минобороны закупило еще семь машин, всего планируется закупка 34 таких вертолетов.

Не осталась Subaru и в стороне от разработки F-X. Компания отвечает за создание посадочного устройства истребителя.

Поскольку оборонная продукция составляет очень малый процент от общего производства компании, Subaru почти не уделяет ей внимания в своей документации. Однако название бренда звучит в контексте новейших разработок в области оборонной техники, а производимые компанией вертолеты стабильно занимают строчки бюджетных планов Минобороны. И хотя об участии Subaru в экспортных сделках информации нет, опыт международного сотрудничества у компании все же имеется.

***

Таким образом, в отношении будущего крупнейших игроков японской оборонной индустрии особых поводов для беспокойства нет. Все перечисленные компании так или иначе принимают участие в важнейших проектах по разработке и производству ПВН, таких как F-X, X-2 ATD-X, новейших подлодок класса Тайгэй и др. Конечно, существует и ряд нерешенных проблем, среди которых ограниченный бюджет, высокая стоимость национальной валюты, жесткая конкуренция, вынуждающая производителей снижать цены, и другие угрозы их финансовому благополучию. В 2020 г. к ним добавились и вызванные пандемией Covid-19 экономические трудности. Не слишком активно продвигается и выход на мировые рынки. Не удается продать даже такие, казалось бы, перспективные модели, как самолет-амфибия компании ShinMaywa, способный садиться на воду при высоте волн до трех метров.

Однако кто действительно проигрывает в сложившейся ситуации — это менее крупные предприятия и мелкие субподрядчики. Учитывая большую степень рассеянности оборонного производства и ограничения на оборонный бюджет не более 1% от ВВП страны, мелкие фирмы могут рассчитывать лишь на мизерные контракты. С момента создания последнего японского истребителя F-2 прошло много лет, и за разработку нового Япония взялась совсем недавно. Поэтому производители деталей для истребителей, такие как Sumitomo Electric и Daicel, вынуждены были уйти с рынка вооружений. В 2019 г. Komatsu заявили о планах по прекращению производства бронетехники для сухопутных Сил самообороны Японии. По словам представителя Кэйданрэн (японской бизнес-федерации), членами организации являются около 60 компаний, чья деятельность связана с оборонным производством, что примерно на десять меньше, чем несколько лет назад. Проблему отмечает и Минобороны Японии: в Белой книге обороны за 2021 г. говорится об угрозе нарушения работы цепочек поставок из-за ухода с рынка мелких подрядчиков.

Во многом проблемы возникают из-за сильной зависимости японских Сил самообороны от поставок из США. Япония находится на 12-м месте в мире среди импортеров вооружений. С 2014 по 2019 гг. закупки через программу военных продаж США фактически утроились, во многом благодаря заказу на самолеты F-35. В этом смысле международная обстановка играет против местного производителя: куда проще и быстрее закупить готовые американские машины, нежели разработать и выпустить собственное вооружение.

Изменения в характере геополитических угроз также повлияли и на распределение оборонного бюджета. По сравнению с 1990-ми гг., более чем вдвое упали заказы со стороны Сил самообороны на самоходную артиллерию, танки и другую бронетехнику. Если во времена холодной войны угроза исходила в основном с севера, и Япония больше всего опасалась вторжения СССР на Хоккайдо (где сухопутное вооружение имеет более широкие возможности применения), то сейчас основное внимание Минобороны привлекает ситуация в Южно-Китайском море и на Корейском полуострове. В результате приоритетом становится укрепление потенциала морских и воздушных Сил самообороны, а также усиление систем ПВО. Возможно, ввиду ухудшения отношений с Россией ситуация вновь изменится.

Большим ударом по прибыльности производителей ПВН стало введение в 2006 г. новой системы распределения заказов. Теперь компании должны были участвовать в тендере, где победитель определялся на основе комплексной оценки предложенного проекта. Это поставило японских производителей вооружений в условия жесткой конкуренции, что привело к необходимости сильно снижать цены. В результате прибыль от продажи ПВН стала составлять не более 5%. Для сравнения, прибыль от схожих проектов британской фирмы BAE Systems и американской Lockheed Martin составляет более 10%. Бывает и такое, что компаниям приходится браться за убыточный проект.

Возможно, наблюдается всего лишь процесс формирования полноценного японского оборонно-промышленного комплекса, где выпуск ПВН будет сосредоточен в руках небольшого числа отдельных предприятий. Подобное происходила в США после окончания холодной войны, когда расходы на оборону были сильно урезаны, а во внутренней экономике начался тренд на консолидацию производств. Тогда между 1980 и 2001 гг. количество оборонных предприятий сократилось с 51 до 5. Исследование показывает, что консолидация оборонного сектора привела в большей степени «к повышению эффективности, нежели ее снижению» [3]. Так как многие японские оборонные компании в настоящее время страдают от невозможности добиться эффекта масштаба, объединение производств, вероятно, позволит им повысить прибыльность и снизить расходы на логистику. Обособление же оборонных подразделений под новым названием избавило бы корпорации от опасений нанести урон своей репутации, приобретя имидж «торговцев смертью». Особенно остро такая проблема стоит в Японии, где многие крупные корпорации объединены в так называемые кигё сюдан (объединения независимых корпораций без центра) и нередко делят общее название (например, Mitsubishi в Mitsubishi Heavy Industries и Mitsubishi Electric).

С другой стороны, все большую стратегическую значимость обретают технологии двойного назначения, разработкой которых занимаются компании, не имеющие прямой связи с ПВН, в связи с чем будет все труднее провести черту между гражданским и военным производством. В качестве новых приоритетных с точки зрения безопасности сфер Минобороны выделяет космическое и киберпространство, а также электромагнитное излучение. В начале 2022 г. начало свою работу обновленное подразделение по кибербезопасности Сил самообороны Японии.

Говоря об экспорте вооружения, мы должны иметь в виду, что принятие новых «Трех принципов» вовсе не означает полной либерализации торговли (все-таки эти принципы призваны экспорт ограничить). В действительности предполагаемая к экспорту продукция должна соответствовать ряду требований, и для проверки этого соответствия собирается специальная государственная комиссия. В пример можно привести ситуацию некой компании, производившей высококачественные парашюты, которой спустя несколько лет переговоров удалось договориться о поставке своего товара в другую страну, и которая в итоге не смогла реализовать этот контракт, поскольку ее продукция не подпадала под предусмотренные «Тремя принципами» исключения. История ярко иллюстрирует сложность процесса с точки зрения бюрократии: после нескольких консультаций с Министерством экономики, труда и промышленности и Агентством по закупкам, технологиям и логистике компанию направили в Совет безопасности, после чего та все-таки решила сдаться.

Несмотря на все трудности, Япония активно налаживает сотрудничество в области обороны со странами Юго-Восточной Азии и продолжает предлагать свою продукцию на мировом рынке. Даже проигранная конкуренция и потерянные контракты представляют собой бесценный опыт, которого так не хватает японским оборонным предприятиям. Во многом торговля ПВН является инструментом политики: в этом смысле одним из условий удачной сделки становится наличие долгих проверенных отношений между покупателем и продавцом. Като Ацуси, представитель Mitsubishi Electric, так отзывается о достижении соглашения о продаже радара Филиппинам: «Когда все только началось, мы были не знакомы с филиппинской системой закупок, и нам пришлось провести крупномасштабное исследование на этот счет. Это был долгий путь с множеством препятствий, <…> но в конце концов нам удалось получить первое привлекательное для Японии предложение. Я смог установить доверительные отношения с ключевыми заинтересованными сторонами Министерства национальной обороны Филиппин и филиппинских ВВС, в то время как мои сотрудники и представители компании способствовали налаживанию отношений на рабочем уровне. Это реальный пример, когда сработало правило «если вы хотите продать товар, сначала продайте свою личность». Эта цитата во многом отражает подход восточных обществ к заключению международных сделок. Поэтому неудивительно, что японский экспорт оборонной продукции со старта не «пошел в гору». Сейчас, когда с момента принятия новых «Трех принципов» прошло уже восемь лет, мы видим подвижки в этом направлении.

Во многом дальнейшее состояние оборонного производства Японии зависит от правительства. Сможет ли оно найти сбалансированный подход к реализации принципа «проактивного пацифизма», уйдет ли от импорта из США, справится ли с задачей обеспечения трансфера технологий при выходе субподрядчиков с рынка вооружений — от ответов на эти вопросы зависит будущее японской оборонной промышленности.

1. Bee Yun Jo, Japan Inc.’s remilitarization? A firm-centric analysis on Mitsubishi Heavy Industries and Japan’s defense industry in the new-TPAE regime / Y. J. Bee. // International Relations of the Asia-Pacific. — 2015. — № 16.

2. Teo, V. Japan’s Weapons Transfers to Southeast Asia: Opportunities and Challenges / V. Teo // YUSOF ISHAK INSTITUTE Perspective. — 2021. — № 70. — Pp. 9–14.

3. Nayantara, H. Can Industry Consolidation Lead to Greater Efficiencies? Evidence from the U.S. Defense Industry / Hensel Nayantara // Business Economics. — 2010. — № Vol. 45, No. 3. — Pp. 187–203.


(Голосов: 11, Рейтинг: 4.82)
 (11 голосов)
Бизнесу
Исследователям
Учащимся