Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 5)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Тома Винье

Магистрант НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, программа Comparative Politics of Eurasia

В контексте визита президента Франции Э. Макрона в Центральную Азию и растущего количества совместных проектов французских и центральноазиатских компаний можно сделать вывод о росте влияния Франции в Центральной Азии, особенно в энергетическом секторе. Текущие геополитические тенденции выгодны Парижу и французским компаниям, которые могут гарантировать поставки нефти, газа и, что особенно важно, урана из Казахстана, Узбекистана и в меньшей степени Туркменистана, укрепив свои позиции в этих странах.

Интерес для Парижа представляют не только традиционные энергоносители, но и возобновляемые источники энергии, в производстве которых французская компания Total уже проявляет активность. Таким образом Париж может утвердиться в качестве долгосрочного игрока в Центральной Азии, рассматривая страны-реципиенты в качестве необходимых партнеров для удовлетворения французских энергетических потребностей.

Париж укрепляет партнерство со странами региона, чтобы гарантировать поставки энергоресурсов в условиях растущей напряженности в отношениях с Москвой и Пекином. В случае усугубления конфликта с Россией и дальнейшей деградации отношений с КНР, Франция и ЕС в целом не могут позволить себе потерять этот стратегически важный регион. Поэтому сегодня, выдвигая себя в качестве альтернативного партнера для стран Центральной Азии, Париж может сохранить свое влияние и постепенно вытеснить конкурентов, как минимум из числа других европейских стран.

В то же время Центральная Азия остается труднодоступным регионом для Франции из-за географических барьеров. Центральноазиатские уран, нефть и газ импортируются во Францию через территорию России, там же производится их переработка и обогащение, что дает Москве возможность, к неудовольствию Парижа, получать доходы и частично компенсировать затраты, вызванные западными санкциями.

Вместе с тем Транскаспийский международный транспортный маршрут, интерес к развитию которого проявляют и ЕС, и страны Центральной Азии, едва ли можно рассматривать как альтернативный путь доставки энергоносителей во Францию. Его эффективность может быть повышена только в случае успехов политических переговоров. В частности, в обеспечении транзита энергоносителей из Центральной Азии по коридору решающее значение имеет участие Баку, с которым у Парижа сохраняется напряженность по вопросу Нагорного Карабаха. Также наряду с Россией растущим влиянием Франции в регионе может быть обеспокоен Иран, поэтому фактор франко-иранских отношений также нельзя игнорировать.

После начала конфликта вокруг Украины и введения эмбарго со стороны ЕС на поставки российских энергоресурсов Франция и другие члены Европейского союза были вынуждены диверсифицировать свой энергетический импорт. Центральная Азия с ее богатыми природными ресурсами способна сыграть такую замещающую роль благодаря значительным запасам нефти, газа и урана, а также относительно близкому географическому расположению к Европе, которое позволяет доставлять товары в ЕС как по морским, так и по сухопутным маршрутам.

В ноябре 2023 г. президент Франции Эммануэль Макрон посетил с государственным визитом Казахстан и Узбекистан. Этот первый визит французского высшего руководства в данный регион за последние 30 лет был направлен именно на укрепление сотрудничества между Францией и центральноазиатскими государствами в области энергетики. Президента сопровождали руководители крупнейших французских энергетических компаний, например — государственной Électricité de France (EDF).

Помимо очевидных преимуществ от импорта нефти и газа, партнерство с Центральной Азией имеет особое стратегическое значение для атомного сектора страны, на который приходится значительная доля производства электроэнергии во Франции (около 70%). Неудивительно, что в состав делегации Э. Макрона вошел и генеральный директор частной компании Orano, специализирующейся на производстве ядерного топлива. В последние десять лет 27% и 19% французских поставок урана осуществлялись из Казахстана и Узбекистана соответственно. Промежуточное положение между ними занимал Нигер, на который приходится 20% французского импорта урана. Однако после вывода французских войск из страны в 2023 г. и ухудшения двусторонних отношений Париж вынужден искать новых партнеров для обеспечения поставок урана для своих ядерных реакторов. Вместе с этим роль Казахстана как мирового производителя урана также растет.

Стратегическое значение энергетических ресурсов Центральной Азии для Франции

Учитывая распределение энергетических ресурсов в Центральной Азии, можно предположить, что Париж будет проводить более активную политику в отношении только некоторых государств региона, особенно важных для импорта ресурсов. Центральная Азия обладает 3–4% мировых запасов нефти с более чем 38 млрд баррелей для потенциального экспорта, но большая часть этих ресурсов сосредоточена в Казахстане. В свою очередь, Узбекистан и Туркменистан располагают внушительными запасами природного газа. Именно эти три страны становятся для Франции объектами главного интереса.

Казахстан — крупнейший мировой производитель нефти, занимая 12-е место в мире по разведанным запасам, и один из основных производителей газа в Центральной Азии. Страна экспортирует 80% своих нефтепродуктов, в основном по системе Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в российский порт Новороссийск на Черном море. Казахстан также обладает богатейшими запасами урана в регионе, что в том числе обусловливает стратегическую важность страны для Франции. До эскалации конфликта на Украине Казахстан был вторым по величине торговым партнером Франции в Содружестве Независимых Государств (СНГ) после России. Однако после введения многочисленных антироссийских санкций Казахстан, скорее всего, постепенно станет приоритетным партнером Франции в данной области среди стран СНГ.

Париж и Астана сотрудничают в Центральной Азии в рамках двух крупных энергетических проектов Европейского союза: TRACECA (Transport Corridor Europe-Caucasus-Asia, транспортный коридор Европа — Кавказ — Азия) и INOGATE (Interstate Oil and Gas Transportation to Europe, межгосударственная система транспортировки нефти и газа в Европу). С 1990-х гг. крупнейшими французскими инвесторами в добычу урана и углеводородов являются компании Areva (сейчас Orano) и Total. В 2020 г. Казахстан стал вторым по величине поставщиком сырой нефти для энергетического сектора Франции, уступив США и опередив Саудовскую Аравию. С 2024 г. Париж входит в топ-10 главных инвесторов Казахстана.

Франция также входит в тройку мировых лидеров по производству атомной энергии. Казахстан, в свою очередь, производит 43% урана в мире, и его импорт представляет большую ценность для Франции. В 2022 г. Астана экспортировала 23,8 тыс. тонн урана и стала крупнейшим торговым партнером Парижа в этой сфере.

Основной энергетический ресурс Узбекистана — природный газ. Ташкент занимает 14-е и 11-е места в мире по запасам газа и потенциалу разработки газовых месторождений соответственно. Однако в связи с ростом потребления электроэнергии населением страны, которое является самым многочисленным в Центральной Азии, поставки узбекского газа в основном направлены на удовлетворение внутреннего спроса. Хотя в стратегическом плане импорт нефти и газа из этой страны уступает по сравнению с объемами сотрудничества Франции с Казахстаном, он все же дает Парижу возможность заявить о себе в регионе и впоследствии закрепить свои позиции.

Также компания Total, которая разрабатывает нефтяные и газовые месторождения в Казахстане, заинтересована в производстве солнечной энергии в Узбекистане. Кроме того, Узбекистан занимает седьмое и шестое место в мире по запасам урана и потенциалу для разработки урановых месторождений соответственно. Для Франции именно уран представляет наибольшее значение, так как он занимает 94% среди всего импорта из страны. Французская компания Orano работает в стране через совместную компанию, принадлежащую на 51% Orano и на 49% правительству Республики Узбекистан, с перспективами участия в разработке месторождений в районе Джангельды.

Наконец, энергетический товарооборот между Европой и Туркменистаном, обладающим богатейшими газовыми ресурсами в Центральной Азии, остается ограниченным по политическим причинам. Экспортировать энергоносители Туркменистана во Францию позволит развитие проекта Транскаспийского трубопровода, но пока говорить о перспективах развития сотрудничества в данном направлении было бы преждевременно.

Перспективы энергетического партнерства Франции и Центральной Азии

Как уже отмечалось, конфликт на Украине подтолкнул Францию к диверсификации своих энергетических партнеров, и страны Центральной Азии вполне подходят на эту роль. Париж укрепляет партнерство со странами региона, чтобы гарантировать поставки энергоресурсов в условиях растущей напряженности в отношениях с Москвой и Пекином. В случае усугубления конфликта с Россией и дальнейшей деградации отношений с КНР, Франция и ЕС в целом не могут позволить себе потерять этот стратегически важный регион. Поэтому сегодня, выдвигая себя в качестве альтернативного партнера для стран Центральной Азии, Париж может сохранить свое влияние и постепенно вытеснить конкурентов, как минимум из числа других европейских стран.

Кроме того, в результате недавних военных переворотов в Африке, особенно в Нигере, Франция потеряла важного поставщика урана. Страна стремится обеспечить стабильность торговли ураном в Центральной Азии, чтобы поддержать свой ядерный сектор. Энергетическая безопасность Парижа во многом зависит именно от атомной энергетики, которая занимает критическую долю в энергобалансе страны. Соответственно, недавний визит президента Франции в Казахстан и Узбекистан можно рассматривать с сугубо практической точки зрения. В политической сфере его также можно рассматривать как реакцию на усиление влияния Москвы в Сахеле.

Кроме того, французские инвестиции в энергетический сектор Центральной Азии можно рассматривать как часть реализации цели страны по продвижению атомной генерации в качестве основного источника возобновляемой энергии в ЕС. Франция, безусловно, является самым важным оператором атомных электростанций в Евросоюзе и обладает ценным опытом в этой области. Она способна усилить свое влияние в объединении, в особенности с учетом недавнего конфликта между Парижем и Берлином по поводу будущего ядерной энергетики в ЕС.

Наиболее активно Франция диверсифицирует свой энергетический портфель в Казахстане, преследуя две основные цели: обеспечение стабильных поставок энергоносителей и утверждение себя в качестве еще одного центра влияния на Астану наряду с Россией и Китаем. Казахстанские эксперты оценивают интересы Франции в стране как «долгосрочные и стабильные».

В 2021 г. Франция и Казахстан подписали дорожную карту по экономическому сотрудничеству до 2030 г., включающего энергетический переход, сельское хозяйство и другие направления. Франция намерена наращивать закупки урана, о чем свидетельствует подписание контракта между АО «НАК Казатомпром» и EDF (крупнейшим европейским оператором атомных электростанций) на поставку во Францию 4500 т концентрата природного урана к 2025 г. После визита Э. Макрона компании Orano и «Казатомпром» также объявили о начале разработки уранового месторождения на юге страны к концу 2023 г. Кроме того, Франция остается одним из кандидатов на строительство первой атомной электростанции в Казахстане, что должно быть решено на референдуме, проведение которого постоянно откладывается (другими кандидатами являются российская ГК «Росатом», Китайская национальная ядерная корпорация и Корейская гидро-атомная энергетическая компания). В случае реализации данного проекта это будет способствовать сохранению французского присутствия в стране на десятилетия вперед. Среди других французских энергетических проектов, реализуемых уже Total в Казахстане, строительство ветряных электростанций на юге страны стоимостью 1,4 млрд долл.

Что касается Узбекистана, то после визита Э. Макрона обе страны договорились о развитии «стратегического партнерства» и «расширении сотрудничества в области разведки и добычи урана» с компанией Orano. Эта инициатива, а также планы Total по разработке месторождений редкоземельных металлов, необходимых для производства солнечных батарей в районе Самарканда, были поддержаны президентом Франции на государственном уровне.

Перспективы выхода французских энергетических компаний на рынок Туркменистана перешли в стадию более активного обсуждения в 2023 г. Географическое положение Туркменистана ограничивает его экспорт газа во Францию. Кроме того, закрытость страны также не способствует продвижению там французских интересов. Природный газ занимает сравнительно меньшую долю в энергобалансе Франции по сравнению с нефтью или ураном, что также снижает интерес Парижа к инвестированию в месторождения Ашхабада. Кыргызстан и Таджикистан вызывают ограниченный интерес Франции с точки зрения развития инфраструктуры гидроэнергетики. Эти две страны обладают наибольшим потенциалом в Центральной Азии в данной области. Вместе с тем это создает возможности только для инвестиционного сотрудничества, но не для наращивания товарооборота.

Стоит отметить, что Центральная Азия в целом все еще остается труднодоступным регионом для Франции из-за географических барьеров. Центральноазиатские уран, нефть и газ импортируются во Францию через территорию России, там же производится их переработка и обогащение, что дает Москве возможность, к неудовольствию Парижа, получать доходы и частично компенсировать затраты, вызванные западными санкциями. В связи с этим Orano решила инвестировать 1,7 млрд евро, «чтобы увеличить свои внутренние мощности по обогащению урана и снизить зависимость от российского транзита».

Вместе с тем Транскаспийский международный транспортный маршрут, интерес к развитию которого проявляет и ЕС, и страны Центральной Азии, едва ли можно рассматривать как альтернативный путь доставки энергоносителей во Францию. Его эффективность может быть повышена только в случае успехов политических переговоров. В частности, в обеспечении транзита энергоносителей из Центральной Азии по коридору решающее значение имеет участие Баку, с которым у Парижа сохраняется напряженность по вопросу Нагорного Карабаха. Также наряду с Россией растущим влиянием Франции в регионе может быть обеспокоен Иран, поэтому фактор франко-иранских отношений также нельзя игнорировать.

***

В контексте недавнего визита президента Франции Э. Макрона в Центральную Азию и растущего количества совместных проектов французских и центральноазиатских компаний становится очевидным, что влияние Франции в Центральной Азии растет, особенно в энергетическом секторе. Несмотря на географические ограничения, текущие геополитические тенденции выгодны Парижу и французским компаниям, которые могут гарантировать поставки нефти, газа и, что особенно важно, урана из Казахстана, Узбекистана и в меньшей степени Туркменистана, укрепив свои позиции в этих странах.

Интерес для Парижа представляют не только традиционные энергоносители, но и возобновляемые источники энергии, в производстве которых французская компания Total уже проявляет активность. Таким образом Париж может утвердиться в качестве долгосрочного игрока в Центральной Азии, рассматривая страны-реципиенты в качестве необходимых партнеров для удовлетворения французских энергетических потребностей.

Тем не менее Франция должна учитывать влияние России в регионе, в том числе ее транзитную роль в обеспечении поставок энергоносителей из стран Центральной Азии в Европу как на суше, так и в Каспийском море.

Оценить статью
(Голосов: 6, Рейтинг: 5)
 (6 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся