Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 20, Рейтинг: 4.7)
 (20 голосов)
Поделиться статьей
Иван Бочаров

Референт РСМД, руководитель Московского молодежного отделения Российского общества политологов

Результаты анализа ситуации в Египте показывают, что существующие кризисные явления — это не вина ас-Сиси, а результат затянувшегося периода экономического кризиса, и немаловажную роль в этой ситуации играет демографический фактор. Существующие тенденции позволяют констатировать, что ас-Сиси исчерпал основные финансовые ресурсы. Внешний государственный долг достиг почти 100 млрд долл. Крупные индустриальные и инфраструктурные проекты пока не демонстрирует запланированный результат, так как были рассчитаны на долгосрочную перспективу.

Тем не менее правительству ас-Сиси удалось снизить уровень безработицы, улучшить инвестиционный климат, провести либерализацию обменного курса. Но самое главное — были запущены проекты, которые в будущем смогут обеспечить рабочими местами часть населения Египта, «разгрузить» Большой Каир, дадут толчок промышленному развитию Республики. Кроме того, египетское руководство ведет переговоры с Россией о полном возобновлении авиасообщения между двумя странами, которое приведет к оживлению туристического сектора экономики Египта.

Если руководству Египта не удастся найти новые финансовые ресурсы для реализации уже начатых проектов, возникнет риск их закрытия. В частности Республика может не найти денег на оплату кредита, выделенного на строительство АЭС. Еще одним вызовом остается необходимость достроить и заселить «Новый Каир». Помимо реализации крупных индустриальных предприятий необходимо осуществлять структурную модернизацию экономики — в противном случае возможны крайне негативные последствия, вплоть до падения режима.

23­–24 октября 2019 г. в Сочи состоялся первый саммит «Россия — Африка», который собрал 43 главы стран и правительств африканского континента. Форум прошел под председательством президента России Владимира Путина и президента Египта Абдель Фаттаха ас-Сиси. Один из ключевых вопросов российско-египетских отношений, которые обсудили главы государств — восстановление авиасообщения российских городов с египетскими курортами. По итогам переговоров, президенты РФ и АРЕ договорились продолжить работу над возобновлением полетов, но пока без конкретных сроков.

Восстановление авиасообщения между двумя странами неоднократно анонсировалось обеими сторонами. Так, например, в январе 2017 г. о скором возобновлении полетов говорил российский вице-премьер Аркадий Дворкович. Однако сроки восстановления авиасообщения переносились из-за несоблюдения условия российской стороны по обеспечению необходимого уровня безопасности в египетских аэропортах. При этом египетский министр гражданской авиации Шериф Фатхи еще в 2016 г. заявлял о достижении соглашения между Россией и Каиром по безопасности в аэропортах Египта. Он говорил о скором подписании соответствующего меморандума, в то время как в российской прессе появлялась информация о приостановлении диалога между двумя странами о работе в аэропортах российских специалистов по авиационной безопасности. Авиасообщение с Каиром было восстановлено весной 2018 г., но добраться из России в Хургаду и Шарм-эль-Шейх без пересадок до сих пор невозможно. Таким образом, Египет все еще недополучает значительную часть доходов от туризма, и эта проблема особенно актуальна, учитывая непростую экономическую ситуацию в АРЕ.

Вспоминая события 2011 г., необходимо обратить внимание на то, что основной причиной, приведшей к свержению «фараона» Хосни Мубарака, было тяжелое социально-экономическое положение страны. Именно поэтому, несмотря на осуществление внутриполитических преобразований и активную внешнюю политику, качественное изменение экономики Египта стало ключевым направлением политики президента Абдель Фаттаха ас-Сиси. Страна досталась ему в плачевном состоянии: ситуация в Египте была серьезно дестабилизирована в результате потрясений арабской весны в 2011 г., неоднозначных действий пришедшего к власти в 2012 г. году Мухаммеда Мурси и его свержения в ходе «Революции 30 июня». Главной целью политики президента ас-Сиси стал выход из тяжелой кризисной ситуации, проведение ряда реформ по модернизации экономики страны. Их основные задачи заключались в значительном уменьшении безработицы или хотя бы темпов ее роста, индустриализации страны с учетом ограниченных возможностей трансформации сельского хозяйства, привлечении инвестиций. Стабилизировав внутриполитическую ситуацию, ас-Сиси получил шанс вывести страну из глубокого экономического кризиса.

Общая характеристика

До арабской весны темпы роста ВВП были достаточно стабильными. Наибольшего показателя удалось добиться правительству Хосни Мубарака в 2008 г. — 7,156%. В 2010 г. этот показатель достиг 5,147%, и с тех пор держался в пределах 2–3%. В 2018 г. рост ВВП составил 5,314%. Таких высоких показателей после событий aрабской весны еще не было — достижение такого результата можно считать успехом президента ас-Сиси.

Уровень безработицы — ключевой фактор экономики Египта, учитывая демографические особенности страны. АРЕ является крупнейшим арабским государством по численности населения, а его рост египетские власти называют одной из главных угроз страны, помимо терроризма. Высокий уровень рождаемости существенно влияет на безработицу. Именно поэтому администрация ас-Сиси уделяет особое внимание демографической политике и обеспечению египтян новыми рабочими местами. И здесь руководству Египта удалось добиться существенных успехов: уровень безработицы впервые за много лет снизился до 7,5%. Это тоже было победой нового экономического курса египетских властей — такие низкие показатели не наблюдались не только с 2011 г., но и в 2000-е гг., в стабильные времена правления Хосни Мубарака.

Ставка на крупные инфраструктурные и индустриальные проекты

Президент АРЕ Абдель Фаттах ас-Сиси принял решение уделить особое внимание не столько структурному изменению экономики страны, сколько крупным инфраструктурным и индустриальным проектам. Их реализация — явление стратегическое, рассчитанное в большей степени на долгосрочную перспективу, и в меньшей степени — на решение сиюминутных проблем египетской экономики. Наиболее ярким примером такого проекта является АЭС «Эль-Дабаа», пакет документов о строительстве которого был подписан в 2017 г. Рекордный заказ в истории мировой атомной отрасли получила компания Росатом: сумма контракта, по предварительным подсчетам, составит почти 30 млрд долл. Помимо того, что АЭС должна стать важным источником электроэнергии, она обеспечивает египтян новыми рабочими местами и будет обеспечивать их работой уже по завершении строительства предприятия. Согласно достигнутому двустороннему соглашению между Москвой и Каиром, срок исполнения обязательств — 60 лет. Таким образом, «Эль-Дабаа» станет предприятием, решающим не только комплексные проблемы энергетического и экономического, но и социального характера, причем на долгосрочную перспективу. Учитывая, что из 29,5 млрд долл., необходимых для строительства АЭС, 25 млрд долл. Россия дает Каиру под 3% годовых, проект не несет серьезной финансовой нагрузки для экономики Египта.

Перспективы строительства «Нового Каира» — города, который в ближайшем будущем должен стать столицей АРЕ, менее очевидны. «Новым Каиром» он называется условно, официальное название ему пока еще не было придумано. Новый административный центр Египта, по замыслу руководства арабской республики, станет первым «умным городом» страны, полным видеокамер и сенсоров. Здесь же хотят построить самые высокие на африканском континенте небоскребы. В январе 2019 г. Абдель Фаттаха ас-Сиси торжественно открыл в «Новом Каире» мечеть и христианский храм, крупнейшие в АРЕ. Сюда переедет правительство страны, посольства иностранных государств. Планируется, что уже в 2020 г. в городе будут жить президент ас-Сиси и сотрудники всех министерств — всего около 50 тыс. чиновников.

Руководство страны строит город, чтобы разгрузить перенаселенный Каир. Однако если чиновников могут заставить переехать в новый административный центр, нет никаких гарантий, что туда переедут и другие жители столицы. Из-за того, что «Новый Каир» находится относительно недалеко от «Большого Каира», высока вероятность того, что египтяне будут ездить в новую столицу Египта из старого города. В таком случае, проект потеряет смысл.

Еще одна большая задумка администрации ас-Сиси — построить промышленную зону в районе Суэцкого канала, к востоку от египетского города Порт-Саид. Общий объем инвестиций в 192 проекта зоны составит 25 млрд долл., еще 55 млрд долл. будет инвестировано в ближайшие 15 лет. Строительство зоны должно дать новый толчок индустриальному развитию страны, оживить деловую активность в регионе. Другой проект, также связанный с Суэцким каналом и уже завершенный, — Новый Суэцкий канал. Главная транспортная артерия страны занимает второе место по объемам источников доходов страны после туризма. Ее модернизация обошлась бюджету страны в 8,2 млрд долл. В результате проведенных работ было расширено и углублено русло канала, значительно сокращено время простоя судов.

Главные источники финансовых ресурсов

Для реализации всех замыслов ас-Сиси понадобятся значительные финансовые ресурсы. После контрреволюции в 2013 г. в стране наблюдается рост прямых иностранных инвестиций. Кроме того, важным источником стали многочисленные займы и безвозмездная финансовая помощь некоторых арабских государств. Всего с 2011 г. Египет получил от стран Персидского залива около 92 млрд долл., причем основная помощь была предоставлена в первые два года после свержения Мухаммеда Мурси. В эту сумму, помимо обычных кредитов, входят беспроцентные займы, поставки топлива и безвозмездные субсидии. Главными донорами египетской экономики были Саудовская Аравия и ОАЭ, для которых укрепление власти ас-Сиси в первые годы его правления было стратегически важной задачей.

Помимо этого в 2016 г. МВФ согласился выдать Египту кредит на 12 млрд долл. при условии, что Каир предпримет ряд существенных мер по стабилизации экономической ситуации. В числе реформ, которые обязалось осуществить руководство арабской республики, обеспечение свободного формирования курса египетского фунта. Предпринятый шаг привел к росту инфляции. До 2017 г. наблюдался ее рост, а на 2017 г. пришелся инфляционный пик — годовое значение показателя превысило 30% в год, что стало рекордом с 1986 г. Результатом этого стал рост цен на большую часть товаров и услуг и снижение покупательной способности египтян. Сейчас темпы обесценивания денег стабилизировались, с 2017 г. наблюдается тенденция уменьшения инфляции.

Большой проблемой Каира остается внешний и внутренний долги страны. В 2018 г. внешний долг увеличился на 13,6 млрд долл. и достиг 92,6 млрд долл. Катастрофически вырос государственный долг, который в 2017 г. стал составлять 108% от ВВП страны. Однако в 2018 г. этот показатель упал до 90,5%.

Удались ли реформы?

20­–21 сентября 2019 г. в Каире и других крупных городах Египта прошли массовые демонстрации. Протестующие требовали от президента ас-Сиси уйти в отставку, многие требования манифестантов перекликались с лозунгами арабской весны. Логично предположить, что уличные акции — реакция на неудачи экономической политики ас-Сиси, которых ему так и не удалось избежать. Так, несмотря на обещания египетского руководства вдвое сократить число бедных к 2020 г. и полностью ликвидировать бедность к 2030 г., показатель увеличился до 33% при минимальном прожиточном минимуме в 45 долл. в месяц. Большой проблемой остается отрицательное сальдо торгового баланса. Египет, который раньше был экспортером сельскохозяйственной продукции, сейчас вынужден закупать пшеницу, чтобы прокормить растущее население страны.

Результаты анализа ситуации в Египте показывают, что существующие кризисные явления — это не вина ас-Сиси, а результат затянувшегося периода экономического кризиса, и немаловажную роль в этой ситуации играет демографический фактор. Существующие тенденции позволяют констатировать, что ас-Сиси исчерпал основные финансовые ресурсы. Внешний государственный долг достиг почти 100 млрд долл. Крупные индустриальные и инфраструктурные проекты пока не демонстрирует запланированный результат, так как были рассчитаны на долгосрочную перспективу.

Тем не менее правительству ас-Сиси удалось снизить уровень безработицы, улучшить инвестиционный климат, провести либерализацию обменного курса. Но самое главное — были запущены проекты, которые в будущем смогут обеспечить рабочими местами часть населения Египта, «разгрузить» Большой Каир, дадут толчок промышленному развитию Республики. Кроме того, египетское руководство ведет переговоры с Россией о полном возобновлении авиасообщения между двумя странами, которое приведет к оживлению туристического сектора экономики Египта. Эффективны ли предпринимаемые ас-Сиси меры по стабилизации экономической ситуации — покажет время. Ближайшее будущее АРЕ представляется неоднозначным с учетом того, что кризис в стране более глубок, чем может показаться на первый взгляд. Демографический фактор не ситуативен, он не позволяет Египту сделать экономический рывок. Рост населения создает проблемы обеспечения населения продовольствием при ограниченных возможностях развития сельского хозяйства.

Если руководству Египта не удастся найти новые финансовые ресурсы для реализации уже начатых проектов, возникнет риск их закрытия. В частности Республика может не найти денег на оплату кредита, выделенного на строительство АЭС. Еще одним вызовом остается необходимость достроить и заселить «Новый Каир». Помимо реализации крупных индустриальных предприятий необходимо осуществлять структурную модернизацию экономики — в противном случае возможны крайне негативные последствия, вплоть до падения режима.

Оценить статью
(Голосов: 20, Рейтинг: 4.7)
 (20 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся