Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Владимир Морозов

Независимый аналитик, эксперт РСМД

Юлия Сокольщик

Независимый аналитик

Основные события:

  • Угроза новых санкций США против «Северного потока-2»

  • Запуск механизма санкций ЕС против России за нарушения в киберпространстве

  • Новые санкции США против КНР

  • Окончательная отмена изъятий из санкций США против Ирана

  • Новые кейсы вторичных санкций

Основные события:

  • Угроза новых санкций США против «Северного потока-2»

  • Запуск механизма санкций ЕС против России за нарушения в киберпространстве

  • Новые санкции США против КНР

  • Окончательная отмена изъятий из санкций США против Ирана

  • Новые кейсы вторичных санкций

Санкции против России

Санкции против «Северного потока-2»

Несмотря на постепенное затухание санкционной «активности» американских законодателей в отношении России в связи со смещением фокуса внимания в сторону КНР, ситуация вокруг ряда международных проектов с российским участием остается напряженной. Наиболее показательный пример в этом случае — судьба газопровода «Северный поток-2». На фоне сообщений СМИ о том, что судно-трубоукладчик «Академик Черский» готово приступить к завершению работ по прокладке трубопровода, бывший посол США в Германии Р. Гренелл в интервью немецкому изданию Handelsblatt заявил о готовящихся новых санкциях США в отношении проекта. По мнению американского политика, вопрос о новых ограничительных мерах практически решен, поскольку в американском политическом истеблишменте сформировался двухпартийный консенсус по данному вопросу.

При этом остается открытым вопрос о формате будущих санкций. На этом фоне появилась информация о смене владельца судна-трубоукладчика «Академик Черский». Ранее владельцем судна являлась компания ООО «Газпром флот», в то время как сейчас оно зарегистрировано на «Самарский теплоэнергетический имущественный фонд» (СТИФ). Отмечается, что перерегистрация собственности может помочь «Газпрому» избежать санкций США в соответствии с NDAA-2020, вследствие которых швейцарская компания Allseas была вынуждена покинуть проект.

Санкции ЕС за предполагаемые кибератаки

Другая важная инициатива в сфере санкции против России связана с санкциями ЕС. Министерство иностранных дел ФРГ уведомило российскую сторону о запуске механизма персональных санкций в отношении российских лиц, причастных по мнению ФРГ к кибератакам на инфраструктуру Бундестага в 2015 г. В рамках указанных мер ожидается введение в действие принятого ранее механизма ЕС о санкциях за преступление в киберпространстве.

Тем не менее для введения санкций Германии надо будет убедить только своих европейских партнеров. Интересны будут результаты обсуждения, но, скорее всего, большого сопротивления инициатива Германии не встретит.

Напомним, что год назад Совет ЕС утвердил специальный механизм введения «адресных ограничительных мер для сдерживания и реагирования на кибератаки, которые представляют внешнюю угрозу ЕС или государствам-членам». Прецедентов задействования данного механизма пока не было.

Дело Олега Дерипаски

Российский предприниматель Олег Дерипаска попал под американские санкции в апреле 2018 г. С весны 2019 г. он оспаривает законность введения против него санкций США. Среди причин введения санкций власти США называли работу бизнесмена якобы от имени/в интересах «высокопоставленных чиновников» и работу «в энергетическом секторе». По данным РБК, Дерипаска потребовал снять с него санкции за «работу в энергетическом секторе», так как ранее он отказался от контроля над группой En+, в которую входит компания «ЕвроСибЭнерго» (владение компанией стало одним из оснований включения в санкционный список), но в марте 2020 г. Министерство финансов США отклонило требование. В мае 2020 г. Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) направило в суд округа Колумбия прошение о прекращении рассмотрения иска О. Дерипаски о снятии с него санкций.

Реакция России

В Государственной думе во 2-м и 3-м чтениях был одобрен законопроект № 754380-7 «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации в целях защиты прав физических и юридических лиц в связи с мерами ограничительного характера, введенными иностранным государством, государственным объединением и (или) союзом и (или) государственным (межгосударственным) учреждением иностранного государства или государственного объединения и (или) союза». Документ предлагает ряд изменений в АПК, в частности исключительную компетенцию российских арбитражных судов по спорам с участием лиц, находящихся под санкциями иностранных государств и учреждений, а также по любым спорам между российскими лицами, между российскими лицами и иностранными лицами или между иностранными лицами, основанием которых являются санкции в отношении российских граждан и организаций. Кроме того предполагается предоставление лицам, находящихся под санкциями, право обращаться в российские суды с требованиями о запрете инициирования или продолжения разбирательства в иностранном суде или иностранном коммерческом арбитраже и, наконец, судебные штрафы и неустойки в отношении контрагентов, равные размеру исковых требований, за попытки инициировать и/или продолжить рассмотрение споров в иностранном суде или иностранном коммерческом арбитраже.

Другая инициатива российских законодателей (К. Косачев и С. Кисляк) предлагает дополнить федеральный закон от 4 июня 2018 года №127 ФЗ «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия США и иных иностранных государств» поправками, исключающими из-под санкций (специальных экономических мер) РФ импортные товары, которые в силу чрезвычайных обстоятельств становятся дефицитными (отсылка к проблематике COVID-19). Кроме того, поправки предполагают закрепить полномочия определения перечня указанных товаров за Правительством РФ.

Санкции против КНР

Май 2020 г. отметился дальнейшей эскалацией американо-китайских противоречий, которые привели к новым ограничительным мерам. Американские законодатели отметились рядом инициатив в сфере санкций против КНР. Ряд законопроектов, внесенных в Сенат и Палату представителей США связан непосредственно с пандемией COVID-19 и обвинениями в адрес КНР в сокрытии первоначальных данных о заболевании. В частности, сенатор Том Коттон представил проект т.н. «Закона Ли Вэньляна» («Глобальный закон о прозрачности в сфере общественности здравоохранения им. Ли Вэньляна», Li Wenliang Global Public Health Accountability Act of 2020). Данная инициатива во многом схожа с проектом за авторством сенатора Теда Круза, т.н. «Закона о прекращении цензуры и укрывательства в медицине» (Ending Medical Censorship and Cover Ups Act of 2020), текст которого был опубликован в апреле. Законопроект предполагает введение персональных санкций (запрет на въезд в США и блокировка активов) за сокрытие и искажение информации эпидемиологического характера.

В Палату представителей был внесен другой законопроект по COVID-19. Ранее звучали заявления сенатора Линдси Грэма о подготовке законопроекта по санкциям против КНР за сокрытие информации о первоначальном распространении COVID-19 — COVID-19 Accountability Act. Данный законопроект следует полюбившейся американским законодателям «пакетной» логике и помимо требования провести расследование по COVID-19 в нем также упомянута необходимость введения санкций против определенных лиц Китая в случае, если задержанные в ходе протестов в Гонконге не будут освобождены.

Санкции за нарушение прав человека

Другая часть инициатив США связаны с обвинениями руководства КНР в нарушении прав человека в стране. Сенат США одобрил проект «Закона о защите прав уйгуров» (Uighur Human Rights Policy Act of 2020). Законопроект был представлен сенатором-республиканцем Марко Рубио. Проект закона подразумевает введение санкций против должностных лиц Китая за нарушения прав человека в отношении уйгурского населения и других мусульманских меньшинств. Законопроект был также одобрен Палатой представителей и ожидает подписания президента США Д. Трампа. Одновременно с этим в Палату Представителей внесли законопроект «О возможности признаниями Тибетского автономного округа КНР суверенным и независимым государством» (To authorize the President to recognize the Tibet Autonomous Region of the People's Republic of China as a separate, independent country, and for other purposes), который как следует из названия требует признать Тибет независимым государством. Параллельно сенаторы П. Томи и К. ван Холлен представили законопроект по Гонконгу – A bill to impose sanctions with respect to foreign persons involved in the erosion of certain obligations of China with respect to Hong Kong, and for other purposes. Законопроектом предусмотрено введение санкций против тех лиц, которые подрывают статус автономии Гонконга и тем самым нарушают права и свободы граждан.

Кроме того, Сенат США единогласно одобрил законопроект «Об отчетности иностранных компаний» (Holding Foreign Companies Accountable Act). Законопроект направлен против Китая. Согласно тексту, иностранные компании должны будут предоставить право аудита американскому регулятору, а также подтверждение, что они не контролируются иностранным правительством — особо подчеркнута необходимость исключения компанией связи с Коммунистической партией Китая. Если по результатам трех проверок подряд, проводимых Советом по надзору за бухгалтерским учетом в публичных компаниях (PCAOB) каждый год, будет выявлено, что компания не соответствует требованиям, то она потеряет доступ к торговле на американских биржах.

В свою очередь, Министерство торговли США также активно прибегает к мерам против Китая. 22 мая в Минторге США заявили о внесении девяти китайских организаций в «черный список организаций» (т.н. Entity List, список организаций, работа с которыми требует наличия специальной лицензии) за нарушение прав человека в Синьцзян–Уйгурском автономном районе. Бюро промышленности и торговли Министерства торговли США сообщило о том, что 24 организации будут также добавлены в «список организаций», так как их деятельность противоречит (или есть риск, что будет противоречить) интересам национальной безопасности и внешнеполитическим интересам США. Эти организации базируются в Китае, Гонконге и на Каймановых островах. Среди упомянутых организаций: Beijing Cloudmind Technology Co., Ltd., China Jiuyuan Trading Corporation, Harbin Engineering University, Harbin Institute of Technology, Qihoo 360 Technology Co. Ltd., Skyeye Laser Technology Limited и другие. По мнению властей США, эти организации связаны с импортом из США товаров и технологий и в конечном счете с созданием оружия массового уничтожения и технологий военного назначения.

Санкции в области науки и технологий

Президент США Д. Трамп выпустил бюллетень, запрещающий въезд ученых и аспирантов из Китая в США по ряду типов американских виз. В заявлении отмечается, что данная мера нацелена на предотвращение утечки американских технологий в связи с предполагаемыми попытками научного и промышленного шпионажа, а также на ограничение дальнейшего взаимодействия гражданского и военного технологического сектора Китая.

Санкции против Huawei

США ужесточили экспортные ограничения в отношении китайской компании Huawei. В Бюро промышленности и торговли Министерства торговли США (ответственное за экспортные ограничения ведомство) заявили о намерении защитить национальную безопасность США посредством ограничения возможности компании Huawei использовать технологии и программное обеспечение США для создания и производства китайских проводников за рубежом. С 2019 г. Huawei и его 114 филиалов находятся в «списке организаций» Бюро промышленности и торговли, т.е. компаниям было необходимо получить лицензию для работы с ними. По мнению властей США, у Huawei есть канал доступа к технологиям США, что ставит под угрозу цели национальной безопасности и внешней политики США. Новое правило ограничит экспорт товаров Huawei и его филиалам, произведенных иностранными компаниями на основе технологий или ПО США — это прежде всего полупроводники и компьютерные чипы. Иностранные компании должны будут получать специальные лицензии для поставки чипов Huawei. Так, один из основных партнеров китайского телекоммуникационного гиганта тайваньская TSMC оказалась под давлением американских регуляторов.

Ряд изданий сообщает, что руководство Huawei нашло выход из сложившейся ситуации. Информационное агентство CNews сообщило, что Huawei рассматривает возможность партнерства с MediaTek, Unisoc или Samsung — смартфоны Huawei будут собираться на чипах этих компаний. Отмечается, что у Huawei уже есть опыт сотрудничества с MediaTek и Unisoc.

Власти Китая, в свою очередь, также готовы принять ряд ответных мер. По данным Finversia, Пекин рассматривает включение ряда американских компаний в «черный список», введения ограничений против них, а также приостановку закупок самолетов Boeing. Более того, в качестве ответной меры могут быть начаты расследования в отношении американских компаний, таких как Qualcomm, Cisco и Apple, в соответствии с китайским законодательством, например, с учетом мер по кибербезопасности и требований антимонопольного законодательства.

Дело Финансового директора Huawei Мэн Ваньчжоу

Финансовый директор Huawei, а также дочь основателя и президента компании Мэн Ваньчжоу была задержана 1 декабря 2018 г. в аэропорту Ванкувера (Канада) по запросу США. В США ей предъявили уголовные обвинения по целому ряду пунктов, включая мошенничество. Один из эпизодов обвинения состоит в том, что в 2013 г. Мэн Ваньчжоу сообщила банку HSBC ложную информацию о связях Huawei и иранской Skycom Tech. В итоге банк провел крупные платежи в нарушение режима санкций США. В Канаде рассматривается вопрос об экстрадиции Мэн Ваньчжоу в США. 27 мая Верховный суд Британской Колумбии (Канада) отклонил доводы Мэн Ваньчжоу о том, что экстрадиция незаконна, поскольку Канада не является частью режима санкций США против Ирана. По мнению суда, важны не сами санкции, а правонарушения, которые могли иметь место по поводу санкций (в данном случае мошенничество). Вопрос об экстрадиции пока не решен окончательно, но шансы на нее выросли. В КНР считают, что обвинения против топ-менеджера Huawei направлены на ослабление компании и имеют политическую подоплеку.

Санкции против Ирана

Управление по контролю за иностранными активами Министерства финансов США (OFAC) ввел санкции против Министра внутренних дел Ирана и высших должностных лиц правоохранительного органа — Сил правопорядка Исламской Республики Иран (СПИРИ), а также против трех организаций, включая саму СПИРИ. Эти лица, по мнению Минфина США, причастны к нарушениям прав человека в Иране. Глава Минфина США С. Мнучин заявил, что «иранский режим жестоко подавляет» проявления инакомыслия среди граждан Ирана. Согласно информации пресс-релиза, в США считают, что Силы правопорядка Ирана играют ключевую роль в подавлении протестов, а также поддержании физического и психологического насилия в местах временного содержания под стражей. Также Силы якобы оказывают давление на мигрантов из Афганистана, отправляя их в центры временного пребывания граждан, подлежащих депортации. Из этих центров они попадают в руки Корпуса Стражей Исламской революции, который, как предполагают власти США, принудил многих примкнуть к иранским повстанческим силам в Сирии.

Глава Государственного департамента М. Помпео заявил об окончательной отмене исключений по санкциям по проектам СВПД. По словам М. Помпео, Иран продолжает балансировать на грани войны, совершая действия, чувствительные с точки зрения распространения ОМУ. США считают подобное поведение неприемлемым. Также были введены санкции против двух физических лиц по тематике нераспространения. Один из этих граждан Ирана — управляющий директор Организации по атомной энергии Ирана (Atomic Energy Organization of Iran), которую Госдеп США считают ответственной за промышленное производство газовых центрифуг для обогащения урана.

Прочие санкционные режимы

OFAC ввел санкции против двух высокопоставленных чиновников Никарагуа за поддержку «режима президента Д. Ортега», который США считают коррумпированным и виновным в сотнях смертей граждан, тысячах арестов и сотнях тысяч беженцев в результате подавления политической оппозиции в стране.

Новые кейсы вторичных санкций

Shanghai Saint Logistics Limited

OFAC ввел санкции против китайской компании Shanghai Saint Logistics. Компания выступала торговым агентом иранского авиаперевозчика Mahan Air. Mahan Air, в свою очередь, находится в списке SDN с 2011 года. По словам главы Минфина США С. Мнучина, власти Ирана используют Mahan Air для транспортировки грузов в Венесуэлу и Сирию, тем самым поддерживая «коррумпированные режимы в Венесуэле и Сирии». Китайская компания стала седьмым контрагентом Mahan Air, который попал в SDN.

BIOMIN America, Inc.

Компания BIOMIN America — американский производитель кормов для животных — достигла соглашения с OFAC о погашении штрафа в размере 257 862 долл США за координацию поставок сельскохозяйственной продукции кубинской компании без разрешения OFAС. В период с 11 июля 2012 по 29 сентября 2017 гг. компания была вовлечена в продажу сельскохозяйственной продукции компании Alfarma S.A. из Кубы, тем самым нарушив санкционное законодательство против Кубы (Cuban Assets Control Regulations (CACR)).

Iron Mountain Inc.

Американская компания Iron Mountain уведомила американские регуляторы о выявлении нарушений санкционных режимов против Ирана и по противодействию распространению оружия массового уничтожения (ОМУ). Компания заявила, что ее зарубежная дочерняя компания на протяжении примерно десяти лет поставляла товары и услуги двум организациям, ранее добавленным в «черный список» США за нарушение режима нераспространения ОМУ — по исполнительному указу №13382. По крайней мере одна организация имеет отношение к правительству Ирана. Нарушения обнаружились лишь в 2020 году. Компания немедленно сообщила о них регуляторам в США и в связи с этим может рассчитывать на уменьшение суммы штрафа.

Владимир Морозов и Юлия Тимофеева о санкционных итогах мая 2020 г.

Оценить статью
(Голосов: 5, Рейтинг: 5)
 (5 голосов)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся