Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Ольга Пылова

Программный координатор, редактор сайта РСМД

Украинские власти на протяжении уже шести лет регулярно отмечают, что основная цель Киева сегодня — реинтеграция Донбасса, возвращение территорий и жителей под юрисдикцию официальных властей. Кроме того, что ряд вопросов вызывают методы, с помощью которых бывшие и нынешние лидеры пытались и пытаются добиться поставленных целей, непонятно и то, какова сегодня цена реинтеграции в случае успеха. Можно долго обсуждать, насколько вероятно «возвращение» Донбасса, учитывая все социальные и идеологические сложности, однако экономический аспект проблемы представляется требующим не меньшего внимания.

Именно этим вопросам посвящен доклад Венского института международных экономических исследований (The Vienna Institute for International Economic StudiesWIIW) «Экономические проблемы и издержки реинтеграции Донбасса в состав Украины» («Economic Challenges and Costs of Reintegrating the Donbas Region in Ukraine»).

Сложившаяся на Донбассе ситуация уже давно перешла из фазы кризиса в фазу гуманитарной катастрофы. Это подразумевает необходимость не только и не столько политического урегулирования, сколько обеспечения безопасности и восстановления адекватного уровня жизни в регионе. Благодаря тому, что интенсивность военных действий несколько снизилась в последние годы, а жители ЛДНР научились жить в предлагаемых условиях, уровень экономики в республиках вырос, однако ситуация остается плачевной. Представляется, что шаги, которые предлагают эксперты WIIW, могли бы значительно улучшить ее.

Сегодня возникает только один вопрос — при всей разумности предлагаемых шагов, на каких условиях они могут быть предприняты и кто будет контролировать их реализацию? В то время как Киев не считает ЛДНР законными образованиями, а представители власти не планируют вступать в контакт с «террористами», Россия также отрицает свою причастность к происходящему. Стало быть, вариантов остается не так много — возложить обязательства по контролю за выполнением предложенных шагов на ООН, ОБСЕ, ЕС или другую организацию, или все-таки сесть за стол переговоров если не для решения политических вопросов, то для обсуждения перспектив восстановления региона. Однако даже в случае успешного переговорного процесса кто-то должен будет взять на себя ответственность и основные затраты, составляющие немалую сумму.

В то же время важно понимать, началу процесса восстановления должно предшествовать решение проблемы безопасности — должны быть отведены войска с обеих сторон и попросту прекращены обстрелы. Другими словами, нужно выполнить п.1 Минских соглашений, а уже потом переходить к реализации инициатив, посвященных реконструкции региона. А к такому шагу, как представляется, сегодня стороны все еще не готовы.


Украинские власти на протяжении уже шести лет регулярно отмечают, что основная цель Киева сегодня — реинтеграция Донбасса, возвращение территорий и жителей под юрисдикцию официальных властей. Кроме того, что ряд вопросов вызывают методы, с помощью которых бывшие и нынешние лидеры пытались и пытаются добиться поставленных целей, непонятно и то, какова сегодня цена реинтеграции в случае успеха. Можно долго обсуждать, насколько вероятно «возвращение» Донбасса, учитывая все социальные и идеологические сложности, однако экономический аспект проблемы представляется требующим не меньшего внимания.

Именно этим вопросам посвящен доклад Венского института международных экономических исследований (The Vienna Institute for International Economic StudiesWIIW) «Экономические проблемы и издержки реинтеграции Донбасса в состав Украины» («Economic Challenges and Costs of Reintegrating the Donbas Region in Ukraine»).

Экономика «отдельных районов Донецкой и Луганской областей»

Как представляется, война на Донбассе не заканчивается уже более шести лет во многом потому, что это невыгодно сразу нескольким участникам конфликта. Несмотря на то, что уже многие годы регион охвачен войной, несет человеческие и экономические потери, а многие его жители вынуждены были покинуть свои дома, те, кто остались на Донбассе, научились извлекать выгоду из сложившейся ситуации.

Авторы доклада уделяют особое внимание анализу того, как сегодня обстоят дела в сфере экономики «отдельных районов Донецкой и Луганской областей». Они называют экономику ЛДНР сегодня «экономикой ограничений», объясняя этот термин санкциями, введенными Украиной в отношении непризнанных республик, а также экономической политикой самих Донецка и Луганска. Все это ведет к тому, что значительная часть экономической деятельности ЛДНР направлена на обход ограничений. Согласно выводам экспертов WIIW, наиболее негативно экономические ограничения сказываются на экспортоориентированных компаниях, государственных учреждениях и промышленных предприятиях. Так, например, они отмечают, что крупные промышленные производители устанавливают внешнюю торговлю через подставные компании в Южной Осетии, в то время как мелкие финансовые посредники ездят туда для перевода денег в Украину и из нее.

Экономика ЛДНР достигла самой низкой точки в 2015 г. и с тех пор восстанавливается. Средний уровень доходов, однако, не достиг довоенного уровня. Авторы доклада со ссылкой на данные рекрутинговых сайтов Донецкой области утверждают, что среднемесячная заработная плата предлагаемых вакансий в ЛДНР составила 158 долл. — этот показатель равен примерно 1/3 средней зарплаты в регионе до 2014 г. Эксперты WIIW прогнозируют и дальнейший рост экономики, дающий надежду на преодоление гуманитарного кризиса в регионе. При этом нужно учитывать, что экономические ограничения остаются в силе и едва ли будут сняты в ближайшее время, а это значит, что экономики ДНР и ЛНР вряд ли достигнут уровня выше довоенного в краткосрочной перспективе.

Смета расходов на конфликт и восстановление

На протяжении всего периода развития конфликта на Донбассе российские и зарубежные эксперты и исследователи в основном посвящали свои работы изучению политических аспектов вопроса реинтеграции Донбасса. Некоторые из них придерживаются мнения о том, что реинтеграция невозможна, а конфликт перейдет в состояние замороженного. Другие же считают, что украинским властям удастся вернуть регион под свой контроль. Однако в этом случае стоит уделить внимание цене вопроса — какие суммы потребуются Киеву для восстановления пострадавших городов и инфраструктуры, а также подготовки необходимой для возвращения людей инфраструктуры?

Эксперты WIIW приводят несколько оценок стоимости реконструкции с оговоркой, что их не всегда можно считать непосредственно приближенными к истине, поскольку достоверные данные практически отсутствуют в открытом доступе. По их мнению, доверие вызывает исследование ООН, ЕС и Всемирного банка. Оно опиралось на административные данные, полученные от украинских властей, однако было проведено в 2015 г., то есть в нем не были учтены потери, понесенные регионом за последние пять лет. Специалисты, проводившие исследование, посчитали, что 1,5 млрд долл. будет достаточно для восстановления пострадавших в результате военных действий районов Донецкой и Луганской областей. Украинское Министерство по делам ветеранов, временно оккупированных территорий и внутренне перемещённых лиц предложило свою смету за реконструкцию Донбасса — 20–30 млрд долл. и 10 лет восстановительных мероприятий. Наиболее актуальное исследование провело Министерство экономического развития Украины. По его подсчетам, общие потери страны от «российской агрессии» на Донбассе и в Крыму составили примерно 50–150 млрд долл. Однако и этой работе, по мнению экспертов WIIW, не хватает описания методологии. Несмотря на то, что цифры действительно разнятся, они остаются весьма впечатляющими. Особенно они впечатляют, если обратить внимание на ВВП Украины, например, в 2018 г. — всего 130,8 млрд долл.

Набросок плана реконструкции

Особая ценность доклада WIIW — вполне конкретные предложения по реконструкции. Так, эксперты предлагают несколько шагов, вдохновленных решением конфликтов в других регионах (например, в Боснии и Герцеговине), однако настаивают на том, что первое и главное — проведение реформ в Украине.

Итак, первый шаг, который предлагают сделать авторы работы, — разминировать территории и ликвидировать экологические угрозы. Второй — восстановить инфраструктуру и вернуть перемещенное население. Третий — содействовать долгосрочному устойчивому экономическому росту и создавать благоприятные условия как для внутренних, так и для иностранных инвесторов в регионе.

Важная деталь — практически полное отсутствие упоминания политических аспектов (за исключением пункта о проведении реформ). То есть авторы действительно сфокусировали внимание на фактической реконструкции, какой бы ни была политическая атмосфера вокруг кризиса.

***

Сложившаяся на Донбассе ситуация уже давно перешла из фазы кризиса в фазу гуманитарной катастрофы. Это подразумевает необходимость не только и не столько политического урегулирования, сколько обеспечения безопасности и восстановления адекватного уровня жизни в регионе. Благодаря тому, что интенсивность военных действий несколько снизилась в последние годы, а жители ЛДНР научились жить в предлагаемых условиях, уровень экономики в республиках вырос, однако ситуация остается плачевной. Представляется, что шаги, которые предлагают эксперты WIIW, могли бы значительно улучшить ее.

Екатерина Чимирис, Ольга Пылова:
12 шагов к миру чуть не обернулись шагами к войне

Сегодня возникает только один вопрос — при всей разумности предлагаемых шагов, на каких условиях они могут быть предприняты и кто будет контролировать их реализацию? В то время как Киев не считает ЛДНР законными образованиями, а представители власти не планируют вступать в контакт с «террористами», Россия также отрицает свою причастность к происходящему. Стало быть, вариантов остается не так много — возложить обязательства по контролю за выполнением предложенных шагов на ООН, ОБСЕ, ЕС или другую организацию, или все-таки сесть за стол переговоров если не для решения политических вопросов, то для обсуждения перспектив восстановления региона. Однако даже в случае успешного переговорного процесса кто-то должен будет взять на себя ответственность и основные затраты, составляющие немалую сумму.

В то же время важно понимать, началу процесса восстановления должно предшествовать решение проблемы безопасности — должны быть отведены войска с обеих сторон и попросту прекращены обстрелы. Другими словами, нужно выполнить п.1 Минских соглашений, а уже потом переходить к реализации инициатив, посвященных реконструкции региона. А к такому шагу, как представляется, сегодня стороны все еще не готовы.

Авторы доклада полагают, что новые украинские власти способны начать движение к установлению мира на Донбассе, демократии и экономической реконструкции. Согласно их мнению, благоприятная экономическая ситуация станет хорошим фоном для процесса реинтеграции Донбасса. Но едва ли сегодня есть надежда на то, что украинским властям удастся в короткие сроки завоевать лояльность местного населения и найти необходимые для восстановления разрушенного региона ресурсы.


Оценить статью
(Голосов: 3, Рейтинг: 5)
 (3 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся