Распечатать
Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4.75)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Роза Байрамлы

Cоветник Центра анализа международных отношений (ЦАМО)

Проект международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг» был запущен с целью сокращения времени и стоимости грузоперевозок из России в Индию и появления альтернативы морскому товарообороту. В ходе второй Евроазиатской конференции по транспорту, состоявшейся в Санкт-Петербурге 12 сентября 2000 г., между Россией, Ираном и Индией было подписано соглашение по запуску проекта «Север — Юг». В настоящее время международный коридор длиной 7,2 тыс. км охватывает 11 стран мира.

На фоне новой геополитической реальности и смены вектора экономики России с Запада на Восток актуальность проекта «Север — Юг» за последнее время резко возросла. В связи с этим страны — участницы проекта приступили к решению проблем, ранее замедляющие процесс товарооборота.

В настоящее время среди основных препятствий для дальнейшего развития перевозок по коридору можно выделить:

  • недостаточный потенциал транспортного флота в акватории Каспийского моря;
  • замерзание портов в северной части Каспийского моря на несколько месяцев в году;
  • ограниченные глубины прохода по Волго-Каспийскому морскому судоходному каналу и Волго-Донскому каналу, что не позволяет проходить крупным судам;
  • неразвитая железнодорожная сеть Ирана;
  • «односторонние» перевозки грузов, связанные с тем, что не всегда обеспечивается погрузка судов и вагонов в обратный путь;
  • ограниченность информации касательно позиций стран-участниц проекта в связи с его реализацией (данная информация чаще всего становится доступной благодаря СМИ).

Несмотря на существующие проблемы, на данный момент по всем трем маршрутам коридора (Транскаспийском, Восточном, Западном) ведутся работы для обеспечения его слаженной работы.

В нынешней геополитической ситуации роль МТК «Север — Юг» имеет особое значение для азербайджано-российских отношений, поскольку российская сторона еще больше заинтересована в реализации данного проекта, так как он обеспечит ей выход к новым международным рынкам. Западный маршрут, охватывающий территорию Азербайджана, на данный момент — самое важное направление коридора, которое выводит азербайджано-российские отношение на новое измерение.

Восстановление транспортных коммуникаций между странами Южного Кавказа будет способствовать развитию как экономических, так и политических отношений внутри региона, а также окажет положительный эффект на развитие сотрудничества между Южным Кавказом и Центральной Азией.

Актуальность проекта МТК «Север-Юг» для Азербайджана

Проект международного транспортного коридора (МТК) «Север — Юг» был запущен с целью сокращения времени и стоимости грузоперевозок из России в Индию и появления альтернативы морскому товарообороту. В ходе второй Евроазиатской конференции по транспорту, состоявшейся в Санкт-Петербурге 12 сентября 2000 г., между Россией, Ираном и Индией было подписано соглашение по запуску проекта «Север — Юг». В настоящее время международный коридор длиной 7,2 тыс. км охватывает 11 стран мира.

МТК «Север — Юг» состоит из трёх основных маршрутов:

  • Транскаспийский или Центральный, который начинается с индийского порта Джавахарлала Неру в регионе Мумбаи на берегу Индийского океана и далее охватывает иранский порт Бендер-Аббас в Ормузском проливе, автомобильные и железнодорожные маршруты вплоть до северной части Ирана, иранский порт Анзали в Каспийском море, российские порты Астрахань и Лагань, а также порты Азербайджана, Казахстана и Туркменистана;
  • Восточный, который связывает Россию и Индию через страны Центральной Азии — Казахстан, Узбекистан и Туркменистан;
  • Западный — проходит через Астрахань, Махачкалу, Самур, территорию Азербайджана вплоть до станции Астара и дальше по территории Ирана через города Астара, Решт, Казвин.

Ввиду санкций, введенных западными странами против Ирана, в период между 2005–2012 гг. реализация проекта была заморожена. В августе 2016 г. в городе Баку состоялась встреча глав государств Азербайджана, Ирана и России. По итогам саммита проекту МТК «Север — Юг» был дан официальный старт.

Азербайджан, территория которого приходится на Западный маршрут коридора, присоединился к проекту в 2005 г., и с тех пор он активно занимается модернизацией собственной инфраструктуры.

В связи с нынешней геополитической ситуацией роль МТК «Север — Юг» значительно возросла. Баку в большинстве случаев выступает за реализацию международных проектов и сотрудничество, оказывающее положительное влияние на экономику как самого Азербайджана, так и стран региона. Азербайджанская сторона заинтересована в развитии проекта по следующим причинам:

  • развитие проекта повлияет на повышение количества транзитных перевозок;
  • возрастут показатели по развитию внешней торговли страны;
  • расположение МТК «Север — Юг» создает возможность для сопряжения с другими коридорами.

Работа, проделанная по усовершенствованию инфраструктуры в рамках проекта

На фоне новой геополитической реальности и смены внешнеполитического вектора России с Запада на Восток актуальность проекта «Север — Юг» за последнее время резко возросла. В связи с этим страны — участницы проекта приступили к решению проблем, ранее замедляющие процесс товарооборота.

В настоящее время среди основных препятствий для дальнейшего развития перевозок по коридору можно выделить:

  • недостаточный потенциал транспортного флота в акватории Каспийского моря;
  • замерзание портов в северной части Каспийского моря на несколько месяцев в году;
  • ограниченные глубины прохода по Волго-Каспийскому морскому судоходному каналу и Волго-Донскому каналу, что не позволяет проходить крупным судам;
  • неразвитая железнодорожная сеть Ирана;
  • «односторонние» перевозки грузов, связанные с тем, что не всегда обеспечивается погрузка судов и вагонов в обратный путь;
  • ограниченность информации касательно позиций стран-участниц проекта в связи с его реализацией (данная информация чаще всего становится доступной благодаря СМИ).

По словам эксперта Ильгара Велизаде, несмотря на то что в рамках проекта была проделана колоссальная работа, незавершенность строительства Ираном участка железной дороги Решт — Астара тормозило дальнейшую деятельность МТК. Весной 2023 г. между Ираном и Россией было подписано соглашение по строительству недостающей части железной дороги длиной 162 км, ее строительство будет завершено в 2027 г. Российская сторона обязалась вложить в проект 1,3 млрд евро. Также было отмечено, что РЖД может участвовать в процессе строительства. По мнению эксперта-экономиста Мираги Ахмедова, будет создана железнодорожная линия протяженностью 5200 км от Индии до порта Хельсинки в Европе. В результате время перевозки груза сократится с 45 до 20 дней, а расстояние сократится примерно на 3 тыс. км.

Кроме того, летом 2023 г. стало известно, что являющаяся участком МТК «Север — Юг» в Волгоградской области, транспортная развязка над железнодорожным переездом в районе поселка Водстрой будет сдана в эксплуатацию в 2024 г.

В сентябре 2023 г. в Баку между Ираном, Россией и Азербайджаном была подписана декларация, в которой стороны выразили готовность к кооперации по вопросу эксплуатации МТК в полной мере. Согласно плану, к 2030 г. товарооборот по МТК «Север — Юг» должен возрасти до 30 млн тонн, а в долгосрочной перспективе — на 100 млн тонн. Строительство железной дороги обеспечит России прямой выход в Персидский залив путем сквозного железнодорожного сообщения.

25–26 октября 2023 г. в городе Астрахань был проведен международный форум под названием «МТК «Север — Юг» — Новая концепция», где участвовали более 150 компаний из Азербайджана, России, Ирана, Казахстана, Туркменистана, а также Беларуси, Узбекистана, Индии и других стран. Представители компаний обсудили направления сотрудничества в транспортно-логистической сфере, а также вопросы реализации проекта «Север — Юг».

По словам премьер-министра России Михаила Мишустина, за 9 месяцев 2023 г. товарооборот в рамках проекта «Север — Юг» возрос на 30% в сравнении с предыдущим годом. Также в ходе визита в Россию президента Ирана Эбрахима Раиси были проведены переговоры с представителями российских транспортных компаний с целью увеличения объема грузоперевозок в рамках реализации проекта. Во время обсуждений стороны отметили, что помимо увеличения объема грузоперевозок, время транзита уменьшилось с 49 до 20 дней.

Роль Азербайджана в развитии проекта «Север — Юг» и его влияние на азербайджано-российские отношения

В 2016 г. президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев издал указ, согласно которому в рамках проекта «Север — Юг» на территории Азербайджана начали проводится работы по усовершенствованию инфраструктуры. По словам национального секретаря межправительственной комиссии ТРАСЕКА по Азербайджану Руфата Байрамова, железные дороги страны, начиная от границы с Россией и заканчивая границей с Ираном, подлежат реставрации. В рамках вышеуказанных работ также была реставрирована железная дорога, соединяющая азербайджанский город Астара с иранским городом Астара.

Несмотря на существующие проблемы, на данный момент по всем трем маршрутам коридора ведутся работы для обеспечения его слаженной работы. Существует мнение, что со временем основным направлением для грузоперевозок станет Транскаспийский маршрут, а Восточный и Западный маршруты будут играть второстепенную роль. Так, по словам научного сотрудника Института экономики РАН Александра Караваева, в области военно-технического сотрудничества между Россией и Ираном выгоднее всего использовать морской транзит. По мнению эксперта, помимо затратности процесса усовершенствования инфраструктуры, напряжённость между иранской и азербайджанской стороной может стать причиной проблематичности использования Западного маршрута.

Однако несмотря на то, что значимость роли Азербайджана в развитии проекта временами не освещается, показатели за последний год подтверждают, что на данный момент Западный маршрут коридора является основным его направлением. За первую половину 2023 г. товарооборот в рамках проекта возрос на 41,8% и составил 4 млн тонн. Основная доля грузоперевозок (а именно — 3,6 млн тонн) пришлась на Западный маршрут. В целом за полгода товарооборот по данному направлению был увеличен на 37,9%. За этот же промежуток времени товарооборот по Восточному маршруту составил 353,5 тыс. тонн, а по Транскаспийскому — 117,7 тыс. тонн.

Кроме того, Азербайджан является выгодным партнером по причине наличия в стране оснащенной оптическими каналами связи двухпутной электрифицированной железной дорожной дороги. Участок дороги Баку — Ялама был реставрирован за счет кредита в размере 400 млн долларов, выделенного Азиатским банком развития. Также в перспективе планируется реставрация участка Алят — Астара.

Что касается автомобильных дорог, то к концу 2023 г. запланировано завершение строительства скоростной автомобильной дороги Самур — Баку. До этого, в 2019 году, был сдан в эксплуатацию мост Ялама — Газмалар через реку Самур, находящуюся на азербайджано-российской границе. С целью обеспечения слаженности перевозок был запущен контрольно-пропускной пункт (КПП) «Ханоба» и реконструирован КПП «Ширванлы».

Помимо этого, в октябре 2023 г. Ильхам Алиев объявил о запуске платной автомобильной дороги Баку — Губа, длиной 129 км. Было отмечено, что эксплуатация дороги имеет стратегическое значение в рамках проекта «Север — Юг», а это положительно повлияет на повышение эффективности МТК.

Что касается отношений между Ираном и Азербайджаном, нужно отметить, что летом 2023 г. представители сторон обсудили вопрос реализации проекта, несмотря на существующее на тот момент между странами напряжение. Тут также стоит отметить, что успех проекта во многом зависит от отношений России и Азербайджана с иранской стороной. Для реализации проекта и его нормальной работы также необходимо создание сторонами единого логистического оператора.

Влияние развития МТК «Север — Юг» на региональное сотрудничество

Баку всегда был сторонником осуществления как региональных, так и глобальных проектов, реализация которых способствует развитию региона и сотрудничеству между странами. Расположение Азербайджана на пересечении коридоров «Север — Юг» и «Запад — Восток», а также наличие в стране необходимой инфраструктуры делает его стратегически привлекательным для других стран. Глобальные работы по строительству и восстановлению инфраструктуры в Карабахском и Восточно-Зангезурском экономических районах, параллельно с функционирующими в регионе международными аэропортами, создают возможности как для России и Ирана, так и для других соседних стран расширить сотрудничество и получить доступ к новым рынкам.

В нынешней геополитической ситуации роль МТК «Север — Юг» имеет особое значение для российской стороны, поскольку он обеспечит ей выход к новым международным рынкам. Западный маршрут, охватывающий территорию Азербайджана, на данный момент — самое важное направление коридора, которое выводит азербайджано-российские отношение на новое измерение.

В свою очередь, восстановление транспортных коммуникаций между странами Южного Кавказа будет способствовать развитию как экономических, так и политических отношений внутри региона, а также окажет положительный эффект на развитие сотрудничества между Южным Кавказом и Центральной Азией.

Сокращенная версия статьи опубликована в «Вестнике Кавказа».


Оценить статью
(Голосов: 4, Рейтинг: 4.75)
 (4 голоса)
Поделиться статьей
Бизнесу
Исследователям
Учащимся