Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 4.27)
 (11 голосов)
Поделиться статьей
Наргиз Мемед-заде

Доцент факультета международных отношений Бакинского государственного университета

Парвана Мустафазаде

К.полит.н., старший научный сотрудник Института истории и этнологии им. А.А. Бакиханова НАН Азербайджана

В настоящее время Азербайджан и Армения находятся на этапе постконфликтного урегулирования, который требует решения ряда ключевых вопросов. Так, для подписания мирного договора необходимо решить конституционный вопрос (внесение изменений в текст Конституции Армении, где все еще указаны территориальные претензии к Азербайджану); вопрос демаркации и делимитации границ; разблокировка транспортных и логистических связей в регионе, что имеет стратегическое значение для экономического развития всего Южного Кавказа.

С точки зрения Азербайджана внесение соответствующих изменений в армянскую конституцию выступает обязательным условием для заключения мирного соглашения. Баку настаивает на тщательной юридической проработке всех положений договора, чтобы исключить любые возможные лазейки, которые в будущем могли бы быть использованы для возобновления конфликта. В условиях динамично меняющейся международной обстановки затягивание переговорного процесса не отвечает интересам ни одной из сторон. Для реального продвижения к миру Армении необходимо проявить политическую волю и пойти на конструктивные уступки. Только такой подход позволит достичь стабильного и долгосрочного урегулирования, которое будет учитывать интересы обеих стран и исключит возможность возобновления конфликта в будущем.

Азербайджанская Республика столкнулась с двумя масштабными военными конфликтами вокруг Карабаха. Первая война (1991–1994 гг.) завершилась оккупацией Арменией 20% азербайджанских территорий. 6 декабря 1994 г. на саммите СБСЕ в Будапеште была создана Минская группа с целью выработки условий мирного урегулирования конфликта [1], однако последующие дипломатические усилия Азербайджана не принесли существенных результатов. Вторая Карабахская война завершилась победой Азербайджана, что продемонстрировало его экономические и военные преимущества.

В настоящее время стороны находятся на этапе постконфликтного урегулирования, который требует решения ряда ключевых вопросов. Так, для подписания мирного договора необходимо решить конституционный вопрос (внесение изменений в текст Конституции Армении, где все еще указаны территориальные претензии к Азербайджану); вопрос демаркации и делимитации границ; разблокировка транспортных и логистических связей в регионе, что имеет стратегическое значение для экономического развития всего Южного Кавказа.

Азербайджан, как государство, восстановившее свою территориальную целостность, получил весомые рычаги влияния на процесс послевоенного урегулирования и вправе настаивать на неукоснительном выполнении всех достигнутых договоренностей.

По итогам Второй Карабахской войны Армения взяла на себя обязательства обеспечить доступ к Нахичеванскому эксклаву, однако до сих пор отказывается их выполнять. Оппозиция Армении также препятствует региональному сотрудничеству между странами и подписанию мирного договора. Вместо конструктивного диалога Ереван блокирует железнодорожное сообщение с Азербайджаном, нарушая пункт 9 заявления от 9 ноября 2020 г., согласно которому Республика Армения должна гарантировать беспрепятственный проход и безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республики. Такая позиция подрывает стабильность в регионе и ограничивает возможности его развития.

Южный Кавказ имеет стратегическое значение для глобальных держав, но не все из них заинтересованы в урегулировании конфликта мирным путем. Например, Франция, вместо содействия переговорам, усиливает милитаризацию Армении, поставляя ей оружие. Это не только нарушает региональную безопасность, но и подпитывает реваншистские настроения в Ереване. После восстановления Азербайджаном суверенитета над Карабахом французский МИД открыто заявил о военной поддержке Армении. Визит министра иностранных дел Франции Катрин Колонны в октябре 2023 г. и ее обещания о поставках оружия лишь усугубили ситуацию. Подобные действия Запада направлены не на мир, а на эскалацию напряженности не только между Арменией и Азербайджаном, но и между другими региональными игроками, включая Россию, Турцию и Иран. Такой подход лишь отдаляет перспективу мирного договора, дестабилизирует Южный Кавказ и повышает напряжение в регионе.

Согласно заявлению президента Азербайджанской Республики, премьер-министра Республики Армения и президента Российской Федерации от 11 января 2021 г., в целях реализации пункта 9 Заявления от 9 ноября 2020 г. в части разблокировки всех экономических и транспортных связей в регионе поддерживается предложение России под руководством Владимира Путина о создании трехсторонней Рабочей группы. Заявление было направлено на открытие региональных железнодорожных и автомобильных коммуникаций. Изначально планировалось, что Зангезурский коридор пройдет через 44-километровый участок Армении, соединив основную территорию Азербайджана с Нахичеванью. Однако из-за отсутствия взаимного согласия реализация этого проекта, как и подписание мирного договора, остается под вопросом. Армения отвергает термин «коридор», настаивая на таможенном и пограничном контроле, что противоречит интересам Азербайджана и духу трехсторонних договоренностей. Для Баку вопрос Зангезурского коридора имеет принципиальное значение, и позиция Еревана расценивается как неконструктивная. 11 марта 2022 г. в Баку был подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Исламской Республики Иран о создании новых коммуникационных связей между Восточно-Зангезурским экономическим районом Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой. Несмотря на политизированные дискуссии вокруг Зангезурского коридора, этот проект может иметь большое экономическое значения для стран всего региона и он не теряет свою актуальность.

14 марта 2022 г. для нормализации отношений с Арменией, Азербайджан предложил мирную инициативу, включающую 5 пунктов:

  1. Взаимное признание суверенитета, территориальной целостности друг друга, нерушимости международных границ и политической независимости государств;

  2. Взаимное подтверждение отсутствия территориальных претензий друг к другу и принятие юридического обязательства о том, что такая претензия не будет предъявляться в будущем;

  3. Отказ от угроз применения силы против политической независимости и территориальной целостности в межгосударственных отношениях;

  4. Делимитация и демаркация государственных границ, установление дипломатических отношений;

  5. Открытие транспорта и коммуникаций, установление других соответствующих коммуникаций и установление сотрудничества в сферах представляющих взаимный интерес.

Решение об обмене пленными и начало работы армяно-азербайджанской комиссии по делимитации и демаркации на границе создали предпосылки для продвижения к мирному договору. Министр иностранных дел Азербайджана на брифинге по итогам 2023 г., отвечая на вопросы о мирном соглашении, отметил: «В конце ноября мы получили от Армении очередной пакет предложений по мирному договору. В течение месяца мы вернули противоположной стороне проработанный нами пакет предложений. Этот процесс идет».

Никол Пашинян в мае 2022 г., объявляя о признании Карабаха частью Азербайджана, добавил, что Баку должен пойти на полноценные переговоры с армянами Карабаха, чтобы предоставить им гарантии безопасности. В свою очередь, азербайджанская сторона предлагала армянам Карабаха принять гражданство Азербайджана и жить на этой территории. Кроме того, армянская сторона апеллирует к возвращению армян, проживающих на территории Карабаха до войны 2020 г. Более того, они пытались включить возвращение армян в Карабах в пункт мирного договора. Безусловно, если армянская сторона апеллирует к возвращению карабахских армян, то такое право также должно реализоваться на равноправней основе.

В июле 2024 г. президент Азербайджана назвал два основных условия для подписания мира — изменение текста Конституции Армении (по причине того, что в тексте указаны территориальные претензии к Азербайджану) и совместное заявление о роспуске Минской группы ОБСЕ. Ереван, в свою очередь, отвергает это требование, указывая на аналогичные претензии со стороны Азербайджана, что привело переговорный процесс к тупиковой ситуации.

Правовая коллизия восходит к 1989 г., когда Верховный Совет Армянской ССР принял постановление о «миацуме» (воссоединении) Нагорного Карабаха с Арменией. Это положение было включено в Декларацию о независимости 1990 г. и через преамбулу Конституции сохраняет свою актуальность. В сентябре 2024 г. премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил о возможности направления подписанного мирного договора на проверку в Конституционный суд, что создает дополнительные процессуальные сложности. Николь Пашинян заявил, что если суд постановит, что договор противоречит конституции, то возникнет вопрос о внесении поправок. Согласование такого характера в очередной раз затягивает подписания мирного договора. При этом когда переговоры переходят в активную фазу, возникает очередное препятствие — вмешательство внерегиональных акторв. Например, резолюция, принятая в январе 2024 г. Сенатом Франции, призывает ввести санкции против Азербайджана за меры, принятые для восстановления суверенитета Азербайджана над Карабахом. Примечательно что, хотя документ подтверждает право Армении защищать свою «территориальную целостность», в том числе силой, он осуждает Азербайджан за защиту его территориальной целостности и восстановление суверенитета.

Еще одной проблемой в постконфликтный период выступает информационная война — ряд аналитических центров и неправительственных организаций издают отчеты об армяно-азербайджанском конфликте с недостоверными оценками. Например, в начале 2024 г. Международная кризисная группа, анализируя послевоенную ситуацию, пришла к выводу, что Азербайджан пытается вернуть контроль над Зангезурским коридором путем войны. Подобные фальшивые новости появлялись в некоторых западных СМИ, например, неоднократно во французской газете Le Monde. В Армении некоторые утверждают, что запуск коридора негативно повлияет на национальные интересы. Подобные заявления игнорируют логику: конфликт противоречит экономическим интересам всех сторон. Реализация транспортного коридора — проект взаимной выгоды, а его блокировка Арменией лишь ограничивает ее собственные экономические перспективы. В этом контексте следует отметить, что в августе 2024 г. Азербайджан и Армения согласились исключить транспортные линии из текста мирного соглашения, в том числе маршрут, соединяющий Нахичевань с основной территорией республики.

Ключевым препятствием остается влияние армянских радикальных групп, включая диаспору и церковь, которые саботируют компромиссные решения. Вместо конструктивного диалога они продвигают конфронтационную риторику, часто вопреки национальным интересам самой Армении. Как отмечает аналитик А. Петров, Азербайджан не имеет экспансионистских планов и заинтересован в стабильном сотрудничестве со всеми соседями, включая Армению.

Таким образом, переговорный процесс по мирному соглашению между Азербайджаном и Арменией продолжается, однако ключевые разногласия остаются неурегулированными. Так, мониторинг последних событий показывает, что имеется позитивная тенденция к подписанию документа. Одним из таких событий можно назвать Заявление о завершении переговоров по тексту проекта Соглашения об установлении мира и межгосударственных отношений между Азербайджаном и Арменией от 13 марта 2025 г. При этом центральным вопросом остается необходимость конституционных изменений в Армении, которые должны исключить какие-либо территориальные претензии к Азербайджану и закрепить юридические гарантии отсутствия таких претензий в будущем. Второе предложение Азербайджана может показаться Армении более простым и в перспективе с этим они, вероятно быстро согласятся. Известно, что минская группа потеряла свою значимость, и потребность в ее функционировании отсутствует.

Текущая позиция Армении, характеризующаяся постоянными отсрочками и отказом от конструктивных шагов, существенно затрудняет достижение прогресса. Вместо поиска компромиссов, Ереван продолжает использовать медийные атаки на Азербайджан и демонстрацию себя в качестве жертвы, что не способствует ускорению процесса подписания мирного договора.

Таким образом, с точки зрения Азербайджана внесение соответствующих изменений в армянскую конституцию выступает обязательным условием для заключения мирного соглашения. Баку настаивает на тщательной юридической проработке всех положений договора, чтобы исключить любые возможные лазейки, которые в будущем могли бы быть использованы для возобновления конфликта. В условиях динамично меняющейся международной обстановки затягивание переговорного процесса не отвечает интересам ни одной из сторон. Для реального продвижения к миру Армении необходимо проявить политическую волю и пойти на конструктивные уступки. Только такой подход позволит достичь стабильного и долгосрочного урегулирования, которое будет учитывать интересы обеих стран и исключит возможность возобновления конфликта в будущем.

1. Маммедзаде Н. Территориальный вопрос во внешней политике Азербайджана. Баку, 2023. С.88


Оценить статью
(Голосов: 11, Рейтинг: 4.27)
 (11 голосов)
Поделиться статьей
 
Социальная сеть запрещена в РФ
Социальная сеть запрещена в РФ
Бизнесу
Исследователям
Учащимся
sexy film kannada coffetube.info very very hot women محجبة بتتناك arabysexy.org صور سكس اخ واخته natasha malkova sex video jizzman.mobi www.indian sex .com rambha swimsuit images yourporn.name lauren gottlieb hot 藤代ゆかり freejavporn.mobi honb-142 hot teen fuck lazoom.mobi desi aunty xvideos.com arabella episode 58 wowteleserye.com lotto result complete today xnxxtalugu redpornvideos.mobi desi99 سيكس لبناني freepornjournal.com سكس مصري مشعر سكس فنانات ار 18 tropsha.com سكس حصان وبنات boa foda pornucho.mobi ayyan ali maria clara at ibarra december 21 2022 full episode pinoycinema.org mga dokumentaryo xxx hindi sex story ganstagirls.com imo sex videos فيديو منى وشيما سكس blackpornsexvideos.com صور طياز بلدى michael keikaku megahentai.org secret journey po-ju